Государственный строительный надзор и государственная экспертиза

НИУ «Московский государственный строительный университет»

1. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ.

2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ.

3. Федеральный Закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» № 73-ФЗ от 31.05.2001 года.

4. Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ.

5. Постановление правительства Российской Федерации от 21.06.2010 г. №468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства».

6. Постановление правительства Российской Федерации от 01.02.2006 г. №54 «О государственном строительном надзоре».

7. Приказ Минюста РФ от 20.12.2002 г. № 346 «Об утверждении методических рекомендаций по производству судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях системы Минюста РФ».

8. Приказ Минюста РФ от 20.12.2002 г. №347 «Об утверждении инструкции по организации производства судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях системы Минюста РФ».

9. Межгосударственный стандарт ГОСТ ИСО 14644-1-2002 «Чистые помещения и связанные с ними контролируемые среды. Часть 1: Классификация чистоты воздуха».

10. Бутаева Е.М. Государственное регулирование градостроительной деятельности и безопасность // Право и безопасность / 2009. № 4 (33).

11. Монфред Ю.Б. Организация систем управления качеством строительства: учеб. пособие. М., 1986.

Строительный контроль, государственный строительный надзор, судебная экспертиза – это три регламентированных законом вида профессиональной деятельности в области строительства, осуществляемой инженерами-строителями.

Строительный контроль проводится на всех этапах создания строительной продукции и является одной из функций управления качества (внутрифирменной функцией управления). Данный вид деятельности осуществляется в соответствии с положениями ст.53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст.706 и 749 Гражданского кодекса Российской Федерации; детализированный порядок осуществления строительного контроля приведен в постановлении правительства Российской Федерации от 21.06.2010 г. №468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства».

Государственный строительный надзор (ГСН) − это специальный вид исполнительно-распорядительной деятельности, осуществляемой с целью выявления соответствия деятельности поднадзорного объекта требованиям правовых и технических норм, реализуемой посредством наблюдения и проверки, с правом органов надзора привлечения виновных лиц к административной ответственности (Бутаева Е.М. Государственное регулирование градостроительной деятельности и безопасность // Право и безопасность/ 2009. № 4 (33)). В конечном итоге деятельность ГСН направлена на защиту права граждан и организаций на безопасную эксплуатацию качественной продукции строительного производства. Государственный строительный надзор осуществляется в соответствии с положениями ст. 54 Градостроительного кодекса РФ, в порядке, установленном постановлением правительства РФ от 01.02.2006 г. №54 «О государственном строительном надзоре», а так же РД -11-04-2006 (Порядок проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации РД-11-04-2006) и РД -11-03-2006 (Порядок формирования и ведения дел при осуществлении государственного строительного надзора РД-11-03-2006).

Судебная строительно-техническая экспертиза – это процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи экспертом заключения по вопросам, требующим специальных знаний в области строительства, ставящимся судьей, органом дознания, лицом, проводящим дознание, следователем, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказываю по конкретному делу (уголовному, гражданскому, арбитражному либо делу об административном правонарушении). Судебная экспертиза регламентируется отраслевым процессуальным законодательством, федеральным законом «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» №73-ФЗ от 31.05.2001 г., а так же методическими рекомендациями (Приказ Минюста РФ от 20.12.2002 г. № 346 «Об утверждении методических рекомендаций по производству судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях системы Минюста РФ») и инструкцией (Приказ Минюста РФ от 20.12.2002 г. №347 «Об утверждении инструкции по организации производства судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях системы Минюста РФ») по производству судебных экспертиз в системе Минюста России. Задача судебно-экспертной деятельности состоит в организации и производстве экспертиз по конкретным судебным делам. Следует отметить, что предмет исследований, проводимых в рамках судебной экспертизы, значительно шире, чем предметы исследования при проведении строительного контроля и государственного надзора. В рамках производства судебных экспертиз решаются не только задачи, направленные на определение соответствия строительного объекта проектной документации, техническим регламентам и строительным нормам, но и устанавливается рыночная стоимости объектов недвижимости, производится расчет стоимости восстановительного ремонта объектов, поврежденных в результате залива (пожара), установление возможности реального раздела объектов недвижимости (домовладения, офисы, производственные комплексы, земельные участи и т.д.).

Основным отличием данных видов деятельности является процедура осуществления и правовая основа, регулирующая проведение строительного контроля, государственного строительного надзора и судебной экспертизы.

Однако данные виды деятельности имеют одну цель – установление соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, иных нормативных актов и проектной документации и, как следствие, имеют общую методологию при проведении исследований, опирающуюся на три кита качества: 1) соответствие проекту, 2) соответствие нормативной базе строительной отрасли, 3) входной контроль (Монфред Ю.Б. Организация систем управления качеством строительства: учеб. пособие. М., 1986).

Наличие общей методологии порождает и наличие общих проблем, одна из которых — исследование инженерных систем и их элементов. Данные работы требуют от инженера-строителя профессиональных, узкоспециализированных знаний по монтажу и наладке систем вентиляции, кондиционирования, отопления и т.д., позволяющих в пределах его компетенции проводить отвечающие современным требованиям исследования в целях обеспечения качества, безопасности и эффективной эксплуатации.

Ярким примером необходимости наличия узкоспециализированных знаний является строительство (капремонт) объектов системы здравоохранения.

В рамках проведенной модернизации (Модернизация системы здравоохранения производилась в рамках государственной программы в период с 2010 по 2013 г.) основных фондов ориентировочно 10 % от сметной стоимости строительства (капремонт) затрачивается на монтаж системы вентиляции и кондиционирования. Высокая стоимость данного вида работ обусловлена сложностью устройства вентиляционного оборудования в чистых помещениях (ГОСТ ИСО 14644-1 статья 2.1.1 чистое помещение (cleanroom): Помещение, в котором контролируется концентрация взвешенных в воздухе частиц, построенное и используемое так, чтобы свести к минимуму поступление, выделение и удержание частиц внутри помещения, и позволяющее, по мере необходимости, контролировать другие параметры, например, температуру, влажность и давление) первой группы (операционных) с классом чистоты 5 ИСО (Предельно допустимые концентрации частиц в воздухе задаются классами чистоты помещений по Межгосударственный стандарт ГОСТ ИСО 14644-1-2002 «Чистые помещения и связанные с ними контролируемые среды. Часть 1: Классификация чистоты воздуха»). Высокий класс чистоты достигается благодаря использованию ламинарной системы вентиляции, за счет работы которой в зоне рабочей поверхности хирурга образуются ламинарные однонаправленные потоки воздуха, перемещающиеся со скоростью 0,24-0,3 м/с. Нарушение технологии влечет за собой несоответствие параметров чистоты воздуха (ГОСТ ИСО 14644-1 2.1.4 класс чистоты (classification): Уровень чистоты по взвешенным в воздухе частицам, применимый к чистому помещению или чистой зоне, который определяет максимально допустимые концентрации (частиц/м3) для заданных диапазонов размеров частиц) установленным требованиям, что в свою очередь приводит к увеличению срока реабилитации пациента, увеличивает риск послеоперационных осложнений и возможность летального исхода.

Еще одной проблемой является отсутствие у выпускников инженерных вузов знаний организационных механизмов и правовых основ строительного контроля, государственного строительного надзора и судебной экспертизы. Уделяя большое внимание изучению технологии строительного производства, ВУЗы недостаточно времени отводят на изучение процедурных вопросов.

Добросовестное осуществление строительного контроля, государственного строительного надзора на высоком профессиональном уровне является гарантом исполнения требований ст.1 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», а именно:

— защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

— охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений;

— предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей;

— обеспечения энергетической эффективности зданий и сооружений.

Библиографическая ссылка

Крылова М.И. СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА. ОБЩИЕ ЧЕРТЫ, РАЗЛИЧИЯ И ВИДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 3-3.
;

URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=12901 (дата обращения: 17.03.2023).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

В статье рассмотрено нормативно-правовое регулирование строительного надзора в Российской Федерации. Рассмотрена надзорная деятельность федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного строительного надзора.

Ключевые слова: строительство, государственный строительный надзор, контроль, органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно Стратегии развития строительной отрасли на период до 2030 года разработанной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, строительная отрасль, как и российская экономика в целом находятся перед долговременными системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития. Состояние строительного комплекса оказывает воздействие на трудоспособность всех областей экономики и жизненный процесс населения. Решая масштабные экономические задачи, строительная отрасль формирует заказ на поиск оптимальных технических, технологических и организационных решений, обладающих мультипликативным эффектом для всей экономики. Вместе с тем в строительной отрасли требуются количественные и качественные преобразования, способствующие более эффективному решению задач наращивания объемов строительства жилья, реализации масштабных инфраструктурных проектов, открывающие возможности для развития промышленно-экономического потенциала Российской Федерации в целом. В настоящее время управление строительством в Российской Федерации рассматривается как система управления данным видом деятельности при обязательном регулирующем воздействии на эту сферу деятельности со стороны органов государственного управления. Государственный строительный надзор является единственным из государственных институтов, в названии которого содержится непосредственное указание на его контрольно-надзорную природу.

Регулирование строительной деятельности в РФ осуществляется на трех уровнях:

‒ государственное регулирование;

‒ региональное регулирование;

‒ регулирование строительной деятельности на уровне СРО.

Государственное регулирование строительной деятельности представляет собой управленческую деятельность государства в лице соответствующих уполномоченных органов, действия которых направлены на упорядочение экономических отношений в сфере строительства.

По действующему законодательству государственный строительный надзор осуществляется при:

1) строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе либо является типовой проектной документацией или ее модификацией;

2) реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе.

Следующим уровнем регулирования строительной отрасли является региональный.

В соответствии с федеральными законодательными актами, центр тяжести по управлению экономическими процессами в строительстве, в настоящее время осуществляется на уровне субъектов, образуя региональный строительный комплекс.

Региональный строительный комплекс (РСК) — это территориально-производственная совокупность строительных предприятий, предприятий строительных материалов и объективно интегрированных с ними устойчивыми хозяйственными связями других объектов материального производства и непроизводственной сферы, обеспечивающих ее сбалансированность и эффективное функционирование комплекса в целом, а также региональных органов управления и общественных организаций.

На уровне региона управляющей подсистемой строительного комплекса является региональный орган управления (министерство или комитет), который осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими органами исполнительной власти, местного самоуправления, учреждениями и организациями независимо от форм собственности.

Перейдем к регулированию строительной деятельности на уровне СРО. Как было сказано выше, после отмены лицензирования законодатель перешел на саморегулирование строительной деятельности. Саморегулирование — самостоятельная и инициативная деятельность, осуществляемая субъектами предпринимательской деятельности, содержанием которой является разработка и утверждение стандартов, правил деятельности, контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил. За деятельностью саморегулируемой организации осуществляется государственный контроль (надзор). Саморегулируемые организации ориентированы на решение управленческих задач, защиту законных интересов организаций, охрану окружающей среды, выполняют государственные задачи в интересах государства и организаций — участников за счет средств участников рынка и являются социально-ориентированными некоммерческими организациями. Как у каждого нововведения, у саморегулирования есть свои плюсы и минусы. ввод СРО значительно сократил — до 90 тысяч — число организаций, которые получили право заниматься строительством. Можно сделать вывод, что институт саморегулирования в строительстве состоялся, несмотря на все трудности, сопротивление, непонимание со стороны консервативно настроенных участников рынка. Допуск к строительной деятельности сводится к участию в СРО. При проведении работ необходимо выполнять правила, утвержденные нормативными актами в области правового регулирования строительной деятельности, а также соответствовать требованиям, принятым в СРО.

‒ при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе в соответствии со ст. 49 ГрК РФ либо является типовой проектной документацией или ее модификацией;

‒ реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе в соответствии со ст. 49 ГрК РФ.

Из этого можно сделать вывод о критерии отнесения процессов создания объектов капитального строительства к ведению государственного строительного надзора. Таковым критерием является установленная законом в отношении соответствующих объектов необходимость проведения государственной экспертизы проектной документации. Таким образом, наблюдаем первый элемент органической взаимосвязи институтов экспертизы проектной документации и государственного строительного надзора. Эти институты представляют собой поэтапно сменяющие друг друга, организационно обособленные процедуры единого надзорного механизма.

Часть 2 ст. 54 ГрК РФ четко закрепляет предмет государственного строительного надзора, а именно, проверку:

1) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации;

2) наличия разрешения на строительство;

При осуществлении государственного строительного надзора, организации и проведении проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей применяются положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частью 5 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в главе 9 «Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике», а именно в статьях 9.4 и 9.5 определяет составы правонарушений в области нарушения обязательных требований в сфере строительства и применения строительных материалов (изделий) и нарушения установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию, и закрепляет ответственность за совершение данных административных правонарушений.

В статье 19.6.1 КоАП РФ устанавливается ответственность для должностных лиц органов государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле. Федеральный закон от 30.12.2009 г. № 384 — ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» принят в следующих целях:

‒ защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

‒ охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений;

‒ предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей;

‒ обеспечения энергетической эффективности зданий и сооружений.

Таким образом, правовое регулирование строительной деятельности в РФ со стороны уполномоченных органов сводится:

‒ к подготовке и утверждению территориального планирования;

‒ утверждению документации по планировке территории;

‒ техническому регулированию в области градостроительной деятельности;

‒ ведению государственного реестра СРО и осуществлению надзора за их деятельностью;

‒ другим полномочиям согласно ст. 6–8 ГрК РФ.

Регулирование строительной отрасли государством гарантирует защиту интересов субъектов подобных правоотношений на законодательном уровне.

  • О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: ФЗ от 26.12.2008 г. № 294 — ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2008. — № 52. — Ст. 6249.
  • Технический регламент о безопасности зданий и сооружений: ФЗ от 30.12.2009 г. № 384 — ФЗ // Российская газета. — 2009. — 31 дек.
  • О государственном строительном надзоре в Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 г. № 54 (ред. от 29.04.2014) // Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 7. — Ст. 774.
  • Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации: ФЗ от 30.12.2004 г. № 214 — ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Российская газета. — 2004. — 31 дек.

Основные термины (генерируются автоматически): государственный строительный надзор, Российская Федерация, капитальное строительство, РФ, строительная деятельность, проектная документация, капитальный ремонт, строительная отрасль, государственная экспертиза, государственный контроль.

Органы надзора за строительством

Осуществляет проверку качества строительной продукции с целью защиты прав и интересов потребителей, посредством обеспечения соблюдения участниками строительства нормативного уровня качества, безопасности и надежности возводимых объектов.

Государственный строительный надзор осуществляется на основании положений:

Государственный строительный надзор ведется при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства, если проектная документация подлежит государственной экспертизе, либо является типовой проектной документацией, на которую получено положительное заключение государственной экспертизы (28 ноября 2011 года N 337-ФЗ);

В случае если государственный строительный надзор предусмотрен, застройщик или технический заказчик заблаговременно, но, не позднее, чем за семь рабочих дней до начала работ должен направить в органы государственного строительного надзора извещение о начале работ, к которому прилагаются следующие документы:

  • Копия разрешения на строительство;
  • Проектная документация в полном объеме;
  • Копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий;
  • Общий и специальные журналы, в которых ведется учет выполнения работ;П
  • оложительное заключение экспертизы проектной документации.

По организации, осуществляющей ГСН, приказом назначается инспектор (инспектора) на объект капитального строительства и составляется график проверок, который передается заказчику.

ГСН ведет как плановые, так и неплановые проверки.

В рамках государственного строительного надзора осуществляются:

  • Государственный строительный надзор;
  • Государственный пожарный надзор;
  • Государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
  • Контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический надзор).

В зависимости от назначения, расположения и сложности объекта капитального строительства государственный строительный надзор могут осуществлять:

  • Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор);
  • Министерство обороны РФ;
  • Федеральная служба безопасности;
  • Федеральная служба охраны РФ;
  • Органы исполнительной власти субъектов РФ, Российской Федерации, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора.

РОСТЕХНАДЗОР — направления деятельности

  • Промышленная безопасность;
  • Ядерная и радиационная безопасность;
  • Энергетическая безопасность;
  • Государственный строительный надзор;
  • Ведение реестра саморегулируемых организаций в области строительства (СРО);
  • Надзор за деятельностью СРО;
  • Выдача атомных лицензий.

Для определения соответствия выполняемых работ, применяемых строительных материалов и результатов работ требованиям технических регламентов и проекта должностным лицом органа государственного строительного надзора проверяется:

  • при строительстве – соблюдение требований к осуществлению подготовки земельного участка и выполнению земляных работ, работ по монтажу фундаментов, конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования;
  • при реконструкции – соблюдение требований к выполнению работ по подготовке объекта капитального строительства для реконструкции, работ по усилению и (или) монтажу фундамента и конструкций подземной и надземной частей, изменению параметров объекта капитального строительства, его частей и качества инженерно-технического обеспечения;
  • при капитальном ремонте – соблюдение требований к выполнению работ по подготовке объекта капитального строительства для капитального ремонта, ремонтно-восстановительных работ, включая работы по усилению фундамента и замене конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования;
  • соблюдение порядка проведения строительного контроля, ведения общего и (или) специальных журналов, исполнительной документации, составления актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения;
  • устранение выявленных при проведении строительного контроля и осуществлении государственного строительного надзора нарушений соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации, а также соблюдение запрета приступать к продолжению работ до составления актов об устранении таких нарушений;
  • соблюдение иных требований при выполнении работ, установленных техническими регламентами, иными нормативными правовыми актами, проектной документацией.

Должностные лица органов государственного строительного надзора при проведении проверок осуществляют следующие полномочия:

  • беспрепятственно посещают объекты капитального строительства во время исполнения служебных обязанностей;
  • требуют от заказчика или подрядчика представления результатов выполненных работ, исполнительной документации, общего и (или) специального журналов, актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, образцов (проб) применяемых строительных материалов;
  • требуют от заказчика или подрядчика проведения обследований, испытаний, экспертиз выполненных работ и применяемых строительных материалов, если оно требуется при проведении строительного контроля, но не было осуществлено;
  • составляют по результатам проведенных проверок акты, на основании которых дают предписания об устранении выявленных нарушений;
  • вносят записи о результатах проведенных проверок в общий и (или) специальный журналы;
  • составляют протоколы и рассматривают дела об административных правонарушениях;
  • осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

После завершения строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится проверка (итоговая), по результатам которой оцениваются выполненные работы, и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения

Орган государственного строительного надзора выдает заключение о соответствии, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства не были допущены нарушения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, либо такие нарушения были устранены до даты выдачи заключения о соответствии.

Департамент недвижимости.

  • Ведение карты города;
  • Выдача архитектурно планировочного задания;
  • Работа градостроительного совета;
  • Согласование проектной документации.
Оцените статью
Единый реестр видов контроля