Государственный региональный экологический мониторинг (надзор) на территории Московской области. Основные задачи и функции экологического контроля

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

Задать вопрос автору статьи

Соблюдение экологического законодательства — одна из важнейших задач для любого объекта негативного воздействия на окружающую среду (НВОС). Экологическая проверка неизбежна. Тогда как подготовиться к ней таким образом, чтобы пройти легко? Подробно рассказываем в статье перед вами.

Содержание
  1. Основные задачи и виды экологического надзора
  2. Акт экологической проверки – что это такое?
  3. Федеральный экологический надзор
  4. Межрегиональное Управление Росприроднадзора по Москве и Калужской области
  5. Управление по Москве
  6. Управление по Калужской области
  7. Региональный экологический надзор
  8. Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы
  9. Контакты Департамента
  10. Нормативно-правовые акты
  11. Межрегиональное Управление Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям
  12. Управление по Московской области
  13. Управление по Смоленской области
  14. Министерство экологии и природопользования Московской области
  15. Контакты Министерства
  16. Комитет лесного хозяйства Московской области
  17. Контакты Комитета
  18. Краткая справка
  19. Кто проверяет
  20. Юридическая ответственность за экологические правонарушения
  21. Проверочные листы
  22. Важно!
  23. Система экологического надзора
  24. Виды экологических проверок
  25. Плановая экологическая проверка
  26. Внеплановая экологическая проверка
  27. Правовой режим особо охраняемых природных территорий
  28. Что будут смотреть в первую очередь?
  29. Задачи экологического надзора

Основные задачи и виды экологического надзора

Охрана окружающей среды – одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного воздействия на природу неизбежно приводят к обострению экологической ситуации.

В результате, истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется окружающая среда, утрачивается естественная связь между человеком и экосистемой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки и жизненное пространство.

Решить все эти многочисленные проблемы призван экологический надзор.

Краткое наименование: ГОРНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА

Полное юридическое наименование: ГОРНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА

Руководитель: РУКОВОДИТЕЛЬ СЕРГЕЕВ РОДИОН ВЛАДИМИРОВИЧ

Дата внесения в реестр: 24.12.2002

13 (Собственность субъектов Российской Федерации)

98701000001 (город Якутск, город Якутск)

Акт экологической проверки – что это такое?

Мы подошли к заключительному этапу. По результатам проверки составляется акт по установленной форме в двух экземплярах (в соответствии с ФЗ № 294). В акте проверки указываются:

  • Дата, время и место составления акта проверки;
  • Наименование органа надзора/контроля;
  • Дата и номер распоряжения или приказа о проверке;
  • ФИО и должности инспекторов;
  • Наименование (ФИО, должность) проверяемого лица;
  • Дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
  • Сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях;
  • Сведения об ознакомлении с актом проверки присутствовавшего лица, о наличии их подписей, а также о внесении в журнал учета проверок записи о проверке;
  • Подписи лиц, проводивших проверку.

К акту проверки прилагаются заполненный проверочный лист и протоколы всех отборов проб, анализов, исследований, проведённых в ходе проверки, а также объяснения работников, на которых возлагается ответственность за нарушения, предписания об устранении выявленных нарушений и т.д.

Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах. Один из них с копиями приложений вручается проверяемому лицу под расписку об ознакомлении, либо об отказе в ознакомлении. Или же направляется почтой, либо в электронном виде с ЭЦП.

Если для проведения внеплановой выездной проверки требуется согласование ее проведения с органом прокуратуры. Копия акта проверки направляется в данный орган прокуратуры.

Если после проверки и предоставления копии акта проверяемое лицо не согласно с результатами проверки, то оно имеет право в течение 15 дней с даты получения акта предоставить возражения в отношении акта проверки. Акт проверки – это основа последующего предписания об устранении нарушений, поэтому нужно внимательно отнестись к его содержанию.

Получить помощь в прохождении экологической проверки по телефону — +7 (812) 425-61-45, или оставьте заявку на сайте!

Так специалисты ЭкоПромЦентра смогут оказать вам бесплатную консультацию.

Государственный экологический надзор — это деятельность, специально уполномоченная государственных органов, направленная на проверку соблюдения поднадзорными объектами, требований экологического законодательства. Государственный экологический осуществляется на федеральном и региональных уровнях.

На федеральном уровне он осуществляется системой федеральных органов исполнительной власти, основным из которых является Росприроднадзор.

Государственный экологический надзор осуществляется в отношении объектов, перечень которых утверждается Правительством РФ, к ним относятся объекты федеральных энергетических систем, федеральные особо охраняемые природные территории, объекты обеспечивающие безопасность и оборону страны.

Государственный экологический надзор на региональном уровне осуществляется исполнительными органами субъектов РФ и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти.

Государственный экологический надзор федерального и регионального уровня осуществляется в форме проверок, которые могут быть плановыми или внеплановыми. Плановые проверки проводятся в соответствии с предварительно утвержденным графиком (по общему правилу не чаще 1 раза в 3 года). Внеплановые проводятся при наличии определенных оснований, например, получении информации об экологическом правонарушении из СМИ, проверка выполнения предписаний, вынесенных по итогам плановой проверки.

Непосредственно Государственный экологический надзор осуществляется государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, к их основным относятся:

1. Право беспрепятственно посещать хозяйствующих субъектов с целью проведения проверки на соблюдение требования экологического законодательства.

2. Требовать необходимые материалы для осуществления проверки.

3. В пределах своих полномочий составлять протоколы в административных правонарушениях.

4. Привлекать к административной ответственности виновных в нарушении законодательства.

5. Предъявлять иски по возмещении вреда, причиненного окружающей среде.

Экологический контроль включает 2 вида:

Производственный экологический контроль осуществляется экологопользователями самостоятельно. В этих целях ими организуются или могут организовываться экологические службы, экологические отделы или назначаются ответственные должностные лица по охране окружающей среды в организации. Данные производственного экологического контроля должны передаваться органу, осуществляющему государственный экологический надзор в соответствующей сфере.

Общественный экологический контроль осуществляется гражданами или их общественными объединениями, в целях обеспечения право на благоприятную окружающую природную среду.

Согласно Статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» выделяют два вида экологического надзора:

  • Федеральный государственный экологический надзор;
  • Региональный государственный экологический надзор.

Для определения организации к тому или иному государственному эконадзору Минприроды России был утвержден приказ, в котором указан перечень организаций, подлежащих федеральному экологическому надзору. Список таких организаций можно посмотреть здесь — 77.rpn.gov.ru/node/830. Не входящие в данный список предприятия подлежат региональному экологическому надзору.

Соответственно федеральные предприятия подают экологическую отчётность в Росприроднадзор, региональные — в соответствующий орган исполнительной власти Москвы.

Государственный экологический надзор включает в себя:

  • Федеральный экологический надзор
  • Региональный экологический надзор
  • Нормативно-правовые акты

Федеральный экологический надзор

Организации, подлежащие федеральному экологическому надзору на территории Москвы, должны подавать экологическую отчетность в Межрегиональное Управление Росприроднадзора по городу Москве и Калужской области.

Межрегиональное Управление Росприроднадзора по Москве и Калужской области

Межрегиональное Управление Росприроднадзора по Москве и Калужской области является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования межрегионального уровня на территории г. Москвы и Калужской области.

Управление по Москве

  • Телефон: +7 (495) 025-23-82 (приемная).
  • Режим работы: Пн-Чт 9.00-18.15, Пт 9.00-17.00, обед 13.00-14.00, Сб, Вс — выходные дни.
  • Телефонный справочник.

Управление по Калужской области

  • Телефон: +7 (4842) 56-35-05 (приемная).
  • Факс: +7 (4842) 56-35-05.
  • Режим работы: Пн-Чт 9.00-18.15, Пт 9.00-17.00, обед 13.00-14.00, Сб, Вс — выходные дни.
  • Телефонный справочник.

Региональный экологический надзор

Организации, не подлежащие федеральному экологическому надзору на территории Москвы, должны подавать экологическую отчетность в зависимости от вида надзора в соответствующий орган исполнительной власти.

Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы

Государственный региональный экологический мониторинг (надзор) на территории Московской области. Основные задачи и функции экологического контроля

Департамент является органом исполнительной власти Москвы, осуществляющим государственный экологический надзор на территории города, а именно:

  • Надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
  • Надзор в области обращения с отходами;
  • Надзор в области охраны атмосферного воздуха;
  • Надзор в области использования и охраны водных объектов;
  • Надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий;
  • Надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;
  • Охотничий надзор.

Контакты Департамента

  • Телефон: +7 (495) 777-77-77, +7 (495) 609-93-95.
  • Факс: +7 (495) 690-58-48.
  • Время работы: понедельник-четверг с 8-00 до 17-00, пятница с 8-00 до 15-45, перерыв с 12-00 до 12-45.
  • Телефонный справочник.

Нормативно-правовые акты

Back to top button

Каждому хозяйствующему субъекту необходимо знать, к какому уровню государственного экологического надзора — федеральному или региональному — относятся эксплуатируемые им объекты. При этом отнесение объектов к одному из уровней надзора требуется не только для определения органа, который уполномочен на проведение проверок в отношении лица, осуществляющего деятельность на данных объектах, но и для решения целого ряда иных вопросов природоохранного характера.

Так, от уровня государственного экологического надзора, к которому будет отнесен объект хозяйственной деятельности, зависит:

1) в какой орган необходимо обращаться за получением природоохранной разрешительной документации, а именно:

Статья 18. Нормирование в области обращения с отходами

Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), утвержденный Приказом Минприроды России от 25.07.2011 № 650 (в ред. от 25.06.2014), определяет порядок, сроки и последовательность действий (административных процедур) Росприроднадзора и его территориальных органов при исполнении государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, и не распространяется на вопросы выдачи разрешений на выбросы стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.

2) в какой орган следует сдавать экологическую отчетность, а именно отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании и размещении отходов (для субъектов малого и среднего предпринимательства);

Извлечение
из Федерального закона № 89-ФЗ

3) в какой орган необходимо подавать заявку о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), на государственный учет:

Извлечение
из Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду
(утв. Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 № 572)

9. Региональные государственные реестры содержат сведения об объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.

10. Ведение федерального государственного реестра осуществляется территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту нахождения объектов.

Извлечение
из Федерального закона № 7-ФЗ

Статья 31.2. Декларация о воздействии на окружающую среду
(вступит в силу 01.01.2019)

  • объекты, оказывающие значительное НВОС и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, — объекты I категории;
  • объекты, оказывающие умеренное НВОС, — объекты II категории;
  • объекты, оказывающие незначительное НВОС, — объекты III категории;
  • объекты, оказывающие минимальное НВОС, — объекты IV категории.

Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029. Анализ данного Постановления см.: Нельзикова Е.А. Массовая категоризация // Справочник эколога. 2015. № 11. С. 10–25 (profiz.ru/eco/11_2015/kategorizaciya) (прим. редакции).

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 7, 2016.

Для определения организации к тому или иному государственному эконадзору Минприроды России был утвержден приказ, в котором указан перечень организаций, подлежащих федеральному экологическому надзору. Список таких организаций можно посмотреть здесь — 67.rpn.gov.ru/node/830. Не входящие в данный список предприятия подлежат региональному экологическому надзору.

Соответственно федеральные предприятия подают экологическую отчётность в Росприроднадзор, региональные — в соответствующий орган исполнительной власти Московской области.

  • Федеральный экологический надзорМежрегиональное Управление Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям
  • Межрегиональное Управление Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям
  • Региональный экологический надзорМинистерство экологии и природопользования Московской областиКомитет лесного хозяйства Московской области
  • Министерство экологии и природопользования Московской области
  • Комитет лесного хозяйства Московской области
  • Нормативно-правовые акты

Организации, подлежащие федеральному экологическому надзору на территории Московской области, должны подавать экологическую отчетность в Межрегиональное Управление Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям.

Межрегиональное Управление Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям

Межрегиональное управление Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования межрегионального уровня на территории Московской и Смоленской областей.

Управление по Московской области

  • Телефон: +7 (495) 025-01-43 (приемная).
  • Факс: +7 (495) 025-01-43.
  • Режим работы: Пн-Чт 9.00-18.00, Пт 9.00-16.45, обед 13.00-13.45, Сб, Вс — выходные дни.
  • Телефонный справочник.

Управление по Смоленской области

  • Телефон: +7 (4812) 38-92-52 (приемная).
  • Факс: +7 (4812) 38-92-52.
  • Режим работы: Пн-Чт 9.00-18.00, Пт 9.00-16.45, обед 13.00-13.45, Сб, Вс — выходные дни.
  • Телефонный справочник.

Организации, не подлежащие федеральному экологическому надзору на территории Московской области, должны подавать экологическую отчетность в зависимости от вида надзора в соответствующий орган исполнительной власти.

Министерство экологии и природопользования Московской области

Государственный региональный экологический мониторинг (надзор) на территории Московской области. Основные задачи и функции экологического контроля

Министерство является органом исполнительной власти Московской области, осуществляющим государственный экологический надзор на территории области, а именно:

Контакты Министерства

  • Телефон: +7 (498) 602-21-36.
  • Время работы: понедельник-четверг с 9-00 до 18-00, пятница с 9-00 до 16-45.
  • Телефонный справочник.

Комитет лесного хозяйства Московской области

Государственный региональный экологический мониторинг (надзор) на территории Московской области. Основные задачи и функции экологического контроля

Комитет является органом исполнительной власти Московской области, осуществляющим федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на территории области.

Контакты Комитета

  • Телефон: +7 (498) 602-18-42, доб. 41281.
  • Время работы: понедельник-четверг с 9-00 до 18-00, пятница с 9-00 до 16-45, перерыв с 13-00 до 13-45.
  • Телефонный справочник.

Сроки определены Федеральным законом № 294-ФЗ. Срок проведения всех видов проверок не может превышать 20 рабочих дней. Для малого предприятия срок не должен быть больше 50 часов, а для микропредприятия – 15 часов в год.

При этом экологическая проверка для малого бизнеса может быть приостановлена инспектором для межведомственного информационного взаимодействия на срок до 10 дней, а затем возобновлена, но только один раз. Конечно, руководство Росприроднадзора обладает полномочиями для продления всех указанных сроков в исключительных случаях.

Краткая справка

Компания ГОРНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА зарегистрирована 24 декабря 2002 года по адресу 677000, САХА /ЯКУТИЯ/ РЕСПУБЛИКА, ГОРОД ЯКУТСК, УЛИЦА ДЗЕРЖИНСКОГО, 3, 1. Руководит организацией Руководитель Сергеев Родион Владимирович. Компании был присвоен ИНН 1435035723 и ОГРН 1021401070349. Основным видом деятельности является деятельность органов государственной власти субъектов (республик, краев, областей), кроме судебной власти, представительств субъектов российской федерации при президенте российской федерации.

Редактирование карточки организации

Дата последнего обновления данных: 14.03.2023

Может вас заинтересуют предприятия:   ооо «сабе»   ооо «сонор»   ооо «тссм»

Кто проверяет

Проверкой соблюдения экологических требований занимаются специальные ведомства – Росприроднадзор и региональные органы исполнительной власти (Министерства, Департаменты, Комитеты и т.д.). Чтобы определить, кто из них будет проверять ваше предприятие, нужно знать уровень поднадзорности.

Уровень надзора над вашим предприятием (или над одним из объектов НВОС вашего предприятия) можно определить с помощью Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 № 1096.

В Постановлении № 1096 приведены критерии принадлежности объекта к федеральному уровню надзора. Среди них: категория объекта НВОС, подведомственность, отрасль промышленности, к которой относится объект. Те объекты, которые соответствуют критериям, относятся к федеральному уровню контроля. Все остальные – к региональному уровню.

Юридическая ответственность за экологические правонарушения

Юридическая ответственность в экологическом праве рассматривается в нескольких аспектах:

1. Мера, обеспечиваемая государственным принуждением.

2. Правоотношения между лицом, нарушившим экологическое законодательство и уполномоченным субъектом на привлечение его к ответственности.

3. Комплексный институт, включающий нормы различных отраслей в соответствии со статьей 75 ФЗ «об охране окружающей среды» лицо, допустившее нарушение экологического законодательства может быть привлечено к административной, уголовной, дисциплинарной или имущественной ответственности (под имущественной ответственностью понимается гражданско-правовая).

Системообразующим критерием данного института выступает экологическое правонарушение.

Основание привлечения субъекта к гражданско-правовой (имущественной) ответственности являются:

1. Причинение вреда окружающей природной среде или ее компонентам.

2. Причинение вреда здоровью человека в результате негативного воздействия на окружающую природную среду.

3. Причинение ущерба имуществу физических или юридических лиц экологическим правонарушением.

Условиями привлечения лица к гражданско-правовой ответственности являются:

1. Установления факта причинения вреда или ущерба

2. Установление вины субъекта причинившего вред/ущерб (в случае причинения вреда или ущерба источником повышенной опасности данное условие не требуется)

3. Причинно-следственная связь

4. Определение размера причиненного вреда или ущерба

Особенностью определения размера вреда, причиненного окружающей природной среде и ее компонентам, является использование утвержденных в установленном порядке такс или методик.

Таксовый способ применяется в отношении древесно-кустарниковой растительности и объектов животного мира. Методики в отношении водных объектов, атмосферного воздуха и земель.

Таксы могут выражаться в конкретной сумме или иметь определенный эквивалент.

Иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде могут быть заявлены в судебные органы в течение 20 лет со дня его причинения. Это самый большой регламентированный срок исковой давности.

При отсутствии утвержденных такс или методик размер причиненного вреда определяется исходя из фактических затрат, необходимых для восстановления качества нарушенных объектов.

Основанием привлечения субъекта к уголовной ответственности в экологическом праве является осуществление им экологического преступления – это деяния, совершенного деликтоспособным физическим лицом, достигшим 16 лет, нарушающим правила охраны окружающей среды и природопользования, за которое Уголовным Кодексом установлена уголовная ответственность.

Глава 26 УК РФ посвящена экологическим преступлениям, к числу которых относятся: нарушения правил охоты, загрязнение вод, атмосферы, нарушение правил использования и охраны недр, нарушение правил лесопользования, соблюдение противопожарного режима безопасности в лесах.

Состав экологического преступления в общем виде включает следующие элементы:

1. Субъект – физическое лицо 16 лет.

2. Объект – то на что направлено неправомерное посягательство – общественное отношение по охране окружающей среды, ее компонентов и обеспечение экологической безопасности человека.

3. Субъективная сторона – форма вины: умышленная и неосторожная.

4. Объективная сторона включает деяние (действие /бездействие), причинно-следственная связь, наступивший отрицательный результат (ущерб, причиненный природным объектам).

Как правило, при квалификации деяния как уголовно наказуемого в расчет принимается размер причиненного ущерба, он должен быть крупным, существенным, значительным или влечь тяжкие последствия.

В случае затруднения определения размера причиненного ущерба, его критериев необходимо руководствоваться Постановлением Пленума Верховного Суда от 18.10.2012 года по практике применения законодательства об ответственности в области охраны окружающей среды и природопользования.

Основанием привлечения субъекта к административной ответственности в экологическом праве является совершение им административного экологического правонарушения, под которым пронимается действие/бездействие, совершенное физическим или юридическим лицом, нарушающее правила охраны природы и природопользования, за которое КоАПом или законами субъектов об административной ответственности установлена административная ответственность.

Основная масса состава административных экологических правонарушений содержится в главе 8 и 10 КоАПа РФ.

К числу административно наказуемых деяний относятся:

— нарушения в области законодательства об экологической экспертизе

— нарушение правил охраны атмосферного воздуха водных объектов, незаконная охота, заготовка древесины

К административной ответственности привлекаются физические или юридические лица, как правило, размер вреда является не значительным или не крупным или причиненный вред-ущерб полностью отсутствует (формальный состав).

Юридическое лицо считается виновным в совершении административного правонарушения, если должно и могло обеспечить соблюдение требований экологического законодательства, но не предприняло всех зависящих от него мер.

За экологические правонарушения лицо также может быть привлечено к дисциплинарной ответственности. Основанием является дисциплинарный проступок, совершенный работником, трудовую функцию которого составляют обязанности по охране окружающей среды, к соблюдению требований экологического законодательства.

Сроки привлечения: в течение 1 месяца со дня обнаружения работодателем дисциплинарного проступка или в течение 6 месяцев со дня его совершения.

Проверочные листы

Те, кто хоть раз проходил проверку Росприроднадзора, знают, что такое проверочные листы. Форма и содержание проверочных листов утверждены Приказом Росприроднадзора № 447 и Постановлением Правительства № 177. В удобном доступе проверочные листы есть на сайте РПН. Там они поделены по тематикам.

Проверочные листы включают:

  • общие опросники при осуществлении федерального государственного экологического надзора;
  • отдельные опросники для осуществления надзора за геологическим изучением недр, надзора по обращению с отходами, по охране атмосферного воздуха, по использованию и охране водных объектов и т.д.

Важно!

В ходе проверки по определённой тематике проверяющий ограничен списком вопросов из проверочного листа. Выходить за рамки опросников нельзя. Если это произошло, можно обжаловать результаты проверки.

Но стоит помнить, что при осмотре предприятия инспектор все равно будет обращать внимание на возможные нарушения требований природоохранного законодательства. Если таковые будут обнаружены, он обязан отреагировать и составить протокол.

Система экологического надзора

В систему экологического надзора входят: государственная служба наблюдения за состоянием окружающей среды, уполномоченные министерства, ведомства и общественные организации.

Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей среды решает следующие задачи:

  • наблюдение за состоянием окружающей среды и отдельных природных объектов, за происходящими в них физическими, химическими, биологическими процессами;
  • обобщение и оценка полученной информации о состоянии окружающей среды;
  • прогнозирование изменений состояния окружающей среды с целью предупреждения отрицательных экологических последствий;
  • обеспечение информацией о состоянии и изменениях окружающей природной среды заинтересованных организаций и населения.

Порядок организации и проведения государственного экологического мониторинга регулируется федеральными законами и другими нормативными актами экологического законодательства.

Виды экологических проверок

Экологическая проверка предприятий бывает плановой и внеплановой. Внеплановые проверки вызваны обращениями граждан или другими факторами. Плановые проверки имеют периодичность, обусловленную требованиями закона.

Помимо плановых и внеплановых проверок на федеральном уровне надзора возможны контрольные (надзорные) мероприятия на основании программы проверок (согласованной с прокуратурой).

При осуществлении государственного экологического контроля применяется система оценки и управления рисками. Предприятия (объекты НВОС) делятся на несколько категорий риска:

  • Чрезвычайно высокий риск (плановые проверки 1 раз в год);
  • Высокий риск (плановые проверки 1 раз в 2 года);
  • Значительный риск (1 раз в 3 года);
  • Средний риск (1 раз в 4 года);
  • Умеренный риск (1 раз в 5 лет);
  • Низкий риск.

В Приложении к Постановлению № 1096 приведены критерии отнесения к одной из этих категорий. Отнесением объектов к категориям занимается Росприроднадзор. Свою категорию риска можно найти на сайте проверяющего органа.

Плановая экологическая проверка

Виды плановых проверок как в отношении действующих, так и в отношении строящихся/реконструируемых объектов:

  • Инспекционный визит;
  • Рейдовый осмотр;
  • Документарная проверка;
  • Выездная проверка.

Плановые контрольные (надзорные) мероприятия НЕ проводятся в отношении объектов НВОС IV категории и в отношении объектов низкого риска.

Внеплановая экологическая проверка

В отношении внеплановых проверок не установлены требования к периодичности, не предусмотрены ограничения по допустимому количеству внеплановых проверок. Подробно требования и основания к проведению внеплановых проверок см. статью 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ.

О проверках вас обязаны уведомить.

Так, приказ о назначении плановой проверки направляется не позднее, чем за 3 рабочих дня до ее начала. О внеплановой проверке уведомляют не менее чем за 24 часа до ее начала посредством направления копии распоряжения или приказа. Из этих правил есть исключения – например, не сообщают о проверке, если нанесен вред окружающей среде или возникла чрезвычайная ситуация.

Выделяют следующие основные виды экологического надзора:

  • государственный;
  • ведомственный;
  • производственный;
  • общественный.
  • Государственный экологический надзор относится к полномочиям действующей в России системы управления, которая осуществляет регулирование в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.Законодательство предоставляет федеральным органом власти право устанавливать порядок организации и проведения государственного экологического надзора. К компетенции субъектов РФ относится реализация государственного экологического контроля. Это предусмотрено положениями Лесного и Водного кодексов, федеральным законом «О недрах» и другими нормативными актами.
  • Ведомственный экологический надзор осуществляется уполномоченными министерствами и ведомствами, а так же соответствующими негосударственными структурами субъектов РФ.Специфика отраслевых государственных органов заключается в том, что к сфере их компетенции относится один вид природных ресурсов. Например, Роскомзем следит за охраной и рациональным использованием земель, Роскомвод – водных ресурсов, Рослесхоз – лесов и зеленых насаждений.В некоторых случаях сферу интересов отдельных ведомств попадает еще один вид природных ресурсов. Скажем, для федерального агентства по рыболовству важно состояние водных объектов с позиций воспроизводства и продуктивности рыбных запасов. А Роскомнедра, помимо контроля за рациональным использованием полезных ископаемых, следит за исполнением экологических требований в отношении подземных вод.
  • Сферой производственного экологического контроля служит хозяйственная деятельность предприятий и организаций, которые являются основной категорией природопользователей. Правовые требования, касающиеся охраны окружающей среды от вредных воздействий, в первую очередь, адресованы им.Содержание производственного контроля зависит, прежде всего, от специфики предприятия. Экологический контроль осуществляет руководитель предприятия, начальники функциональных служб и производственных подразделений. Однако в целях экономии и в силу недооценки важности данного направления, экологические службы на некоторых предприятиях порой отсутствуют, что неправомерно.
  • Общественный экологический контроль – это прерогатива профессиональных союзов и других объединений. Хотя по возможностям получения информации и применения мер воздействия на нарушителей природоохранного законодательства общественный экологический контроль уступает государственному, но вместе с тем он обладает и серьезным преимуществом – реальной независимостью от административных структур и ведомственных интересов.

Таким образом, общественный контроль в большей степени отражает экологические интересы населения.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Правовой режим особо охраняемых природных территорий

Основными видами особо охраняемых природных территорий являются:

— государственные природные заповедники

— государственные природные заказники

— национальные и природные парки

— памятники природы

— дендрологические парки и ботанические сады

— лечебно-оздоровительные местности и курорты

Данные виды территорий предусмотрены в законе «Об особо охраняемых природных территориях».

По решению Правительства РФ, исполнительных органов субъектов, органов местного самоуправления могут создаваться и иные виды охраняемых территорий, например зеленые зоны, городские леса, природные ландшафты.

Особо охраняемые природные территории могут создаваться на федеральном, региональном или местном уровнях:

1. Только на федеральном уровне могут создаваться государственные природные заповедники и национальные парки.

2. Только на региональном уровне могут создаваться природные парки.

3. На федеральном или региональном уровне создаются государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки или ботанические сады.

4. На федеральном, региональном, муниципальном создаются лечебные оздоровительные местности или курорты.

Особо охраняемые природные территории рассматриваются в двух аспектах:

1. Как объект экологического права, включающий в себя уникальные природные комплексы или объекты

2. Субъект экологического права – некоммерческая организация, создаваемая в форме охранного эколого-просветительского рекреационного учреждения.

Государственные природные заповедники – это природоохранная, научно исследовательское или эколого-просветительское учреждение, на его территории не допускаются любые виды хозяйственной деятельности, за исключением тех, которые обеспечивают его функционирование.

Национальные парки обеспечивают охрану уникальных природных объектов и комплексов, экологический туризм и отдых населения.

Территория национальных парков дифференцирована и может включать следующие зоны:

1. Заповедная зона, на которой выделяются участки, полностью исключающие вмешательство человека в природный процесс.

2. Особо охраняемая зона, на которой осуществляется регулируемого туризма.

3. Рекреационная зона (палатки, лагеря, стоянки, объекты туристского сервиса)

Что будут смотреть в первую очередь?

В вышеупомянутом Постановлении № 1096 приведен список документов и требований, которые проверяются на предприятии в ходе государственного федерального или регионального экологического надзора. В том числе и перечень разрешительных документов, содержащих обязательные требования, наименование и структурные элементы технического регламента и (или) обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного экологического контроля (надзора).

Список разрешительной документации, которую будут проверять в первую очередь:

Главная гарантия успешного прохождения экологических проверок — проведение экологического аудита на предприятии.

Аудит — это комплексная независимая оценка, благодаря которой можно установить объективную картину соблюдения требований по защите окружающей среды на предприятии. Специалисты ЭкоПромЦентра прекрасно понимают, что организациям зачастую трудно самостоятельно отслеживать все актуальные изменения в законодательстве. Поэтому мы более 10 лет помогаем объектам НВОС привести свою деятельность и документацию в порядок, и тем самым проходить любые проверки надзорных органов и избегать получения штрафов в будущем.

Заказать экологический аудит

Задачи экологического надзора

Экологический надзор представляет собой комплекс правовых мер, нацеленных на обеспечение рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий. Его содержание объединяет в себе такие категории, как оценка качества окружающей природной среды, экологический мониторинг и экспертиза.

Студент ➡️ No-code разработчик

Антонина — специалист в области No-code разработки. За ее плечами такие крупные
проекты резидентов Сколково, как Баранка и Кампус.

Но еще два года назад она была студенткой второго курса факультета графического дизайна
Художественно-технического института (ВХУТЕИН) без опыта работы и совершенно далекой от разработки.

Читать историю 👉

Хозяйственная деятельность человека неизвежно сопровождается использованием природных ресурсов. Одна их часть перерабатывается в конечный продукт, а остальная – идет в отходы. Твердый мусор складируется на поверхности, зарывается в землю, жидкие отходы сливаются в водоемы, а газообразные – выбрасываются в атмосферу.

Экологический контроль призван минимизировать ущерб, наносимый окружающей среде скапливающимися отходами хозяйственной и иной деятельности. Кроме того, экологический контроль осуществляется с целью организации рационального использования природных ресурсов и повышения эффективности мероприятий по охране окружающей среды.

Главная задача экологического контроля – выявление любых изменений качества окружающей природной среды и поддержание его на установленном уровне. Качество окружающей природной среды измеряется научно обоснованными показателями, установленными в государственных стандартах на различные виды природных ресурсов, природных объектов и комплексов.

Государственные стандарты, конкретизируя содержание требований законодательных норм, включают в себя технические правила и нормативы и облекаются в форму нормативно-правовых актов.

«Основные задачи и виды экологического надзора» 👇

В системе показателей качества окружающей природной среды выделяют нормативы, которые определяют:

  • предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе, воде и других природных объектах;
  • предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и водоемы;
  • предельно допустимые уровни вредных воздействий, в том числе вибраций, электромагнитных излучений и т.д.

Перечисленные нормативы призваны бороться с загрязнением природного объекта одним видом загрязнителя. В действительности, хозяйственная деятельность человека одновременно воздействует на различные природные объекты, загрязняя их вредными веществами.

Государственный региональный экологический мониторинг (надзор) на территории Московской области. Основные задачи и функции экологического контроля

Оцените статью
Единый реестр видов контроля