Государственный профилактический санитарно-эпидемиологический надзор 33. В России создана санитарно-эпидемиологическая служба. Структура Центра санитарно-эпидемиологического надзора. Профилактический и текущий мониторинг

Государственный профилактический санитарно-эпидемиологический надзор 33. В России создана санитарно-эпидемиологическая служба. Структура Центра санитарно-эпидемиологического надзора. Профилактический и текущий мониторинг ЕРВК

Если у Вас в штате нет должности санитарного врача, то Филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» в ЗАО города Москвы окажет следующие виды услуг *:

Государственный профилактический санитарно-эпидемиологический надзор 33. В России создана санитарно-эпидемиологическая служба. Структура Центра санитарно-эпидемиологического надзора. Профилактический и текущий мониторинг

✅️Консультационные услуги по основной деятельности предприятия (учреждения) с выездом на объект, с письменным оформлением результатов, предложений и рекомендаций

✅️Подготовка объекта к внештатным ситуациям – снижение рисков и предупреждение неинфекционной и инфекционной заболеваемости, комплексное обследование объекта с определением критических точек и выдачей предложений по устранению выявленных замечаний, в т.ч. подготовка необходимой документации

✅️Разработка Программ производственного контроля в соответствии с СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»

✅️Сопровождение и выполнение мероприятий в рамках Программ производственного контроля (отбор проб, проведение лабораторно-инструментальных исследований, выдача экспертных заключений, проведение гигиенического обучения и аттестации и т.д.)

✅️Организация и контроль за прохождением, работающим на объекте персоналом, периодических медицинских осмотров и проведением профилактических прививок. Проверка подлинности медицинских книжек

✅️Расчет потребности объекта в дезинфицирующем средстве, оформление формы учета и др.

Данные услуги могут оказываться на предприятиях различного вида деятельности и форм собственности, иметь разовый и периодический характер в зависимости от условий заключаемого договора

Объекты, предоставляющие услуги общественного питания населению: заведующий отдела гигиены питания – Светлана Вячеславовна Якута, телефон (499) 144-00-38

Объекты, предоставляющие медицинские, гостиничные, бытовые услуги, услуги в области спорта, организации досуга и развлечения, социального обслуживания: и.о. заведующего отдела коммунальной гигиены – Татьяна Борисовна Глаголева, телефон (499) 144-00-45

Объекты, предоставляющие услуги воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи: заведующий отделом гигиены детей и подростков – Наталья Васильевна Уфимцева, телефон (499) 144-32-66

По вопросам расчета потребности объекта в дезинфицирующих средствах и оформлении форм учета дезинфицирующих средств: заведующий отделом организации дезинфекционных мероприятий – Наталья Анатольевна Никитина, телефон (495) 433-70-91

* Услуги не предоставляются в период проведения проверок

Государственный
санитарный надзор осуществляется в
двух формах: предуп­редительного и
текущего санитарного надзора.
Предупредительный
надзор заключается в контроле за
соблюдением дей­ствующих норм и
санитарных правил при:

  • перспективном
    планировании развития пищевой
    промышленности, общес­твенного
    питания и торговли.
  • разработке
    норм проектирования пищевых предприятий.
  • предоставлении
    земельных участков под строительство
    пищевых пред­приятий;
  • согласовании
    технологических проектов и рабочих
    чертежей на строи­тельство и
    реконструкцию пищевых предприятий в
    случаях, когда возникает необходимость
    частичного отступления от требований,
    действующих санитарно-гигиенических
    и санитарно-противоэпидемических норм
    и правил, а также при отсутствии
    утвержденных норм и правил;
  • приспособлении
    существующих зданий для размещения в
    них пищевых предприятий или их отдельных
    цехов;
  • при
    изменении профиля работы функционирующих
    предприятий, внедрении новых
    технологических процессов или изменении
    действующих;

Предупредительный
С. н. имеет своей задачей не допустить
нарушений санитарных правил и норм во
всех звеньях народного хозяйства страны.
С этой целью органы С. н. контролируют
планировку, застройку и благоустройство
населенных мест; проектирование,строительство
и реконструкцию промышленных предприятий
и коммунальных учреждений, а также
предприятий, производящих и реализующих
продукты питания;проектирование и
строительство водопроводов и
канализационных систем,транспортных
предприятий, жилищ и т.д.; рассматривают
и дают заключения на проекты стандартов
и технические условия на новые виды
сырья, продуктов питания, промышленных
изделий, строительных материалов,
полимерных и синтетических материалов
и изделий из них, на введение новых
технологических процессов, видов
оборудования, приборов и рабочего
инструментария, могущих оказать вредное
влияние на здоровье людей; разрабатывают
государственные стандарты на
воду;осуществляют
контроль за проведением мероприятий
по охране атмосферного воздуха,
водоемов и почвыот
загрязнений промышленными отходами,
мероприятия по обеспечению радиационной
безопасности;
реализуют мероприятия по санитарной
охране территории от заноса и
распространения карантинных и других
заразных болезней, по обеспечению
санитарно-эпидемического благополучия
страны.

Оценка достоверности результатов статистического исследования (средние величины).

Оценить
достоверность результатов исследования
– значит, установить вероятность
безошибочного прогноза, с которой
результаты исследования, полученные
на основании изучения выборочной
совокупности, можно перенести на
генеральную совокупность.

Мерой
достоверности средней (или относительной)
величины является средняя ошибка средней
арифметической (mM)
или средняя ошибка относительной
величины (m%).

Зная
σ – степень разнообразия признака в
изучаемой совокупности, можно определить
mM
по
формуле:

При
n
(-30), mM=
σ / корень кв. из n-1.
Для определения m%
при n
(-30) используется формула: m%=
корень кв. из pq
/ n-1
, где p-величина
показателя, для которого определяется
m%,
а q=100-p.

При
n
(+30), mM=
σ / корень кв. из n;

m%=
корень кв. из pq
/ n.

С
помощью ошибки можно определить
доверительные границы средней величины.
Для получения доверительных границ
средней или относительной величины в
генеральной совокупности используется
следующая формула:

Деятельность
санитарно-эпидемиологической службы
России регламентируется Федеральным
Законом «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения» (12
марта 1999 г.)

Государственная
санитарно-эпидемиологическая служба
Российской Федерации — единая Федеральная
централизованная система органов и
учреждений,
осуществляющих
государственный
санитарно-эпидемиологический
надзор в Российской Федерации.

Система государственной
санитарно-эпидемиологической агужбы
Рос­сийской Федерации включает в
себя:

федеральный орган
исполнительной власти, уполномоченный
осу­ществлять государственный
санитарно-эпидемиологический надзор
в Российской Федерации;

органы и учреждения
государственной, санитарно-эпидемиоло­гической
службы Российской Федерации, созданные
в установлен­ном законодательством
Российской Федерации порядке для
осуще­ствления государственного
санитарно-эпидемиологического надзо­ра
в субъектах Российской Федерации,
городах, районах и на транс­порте.

Организацию
деятельности системы государственной
санитарно-эпидемиологической службы
Российской Федерации осуществляет
Главный государственный санитарный
врач Российской Федерации, а также
главные государственные санитарные
врачи субъектов Российской Федерации,
горо­дов, районов, на транспорте,
главные государствешгые санитарные
врачи федеральных органов.

Основной
задачей государственной
санитарно-эпидемиологической службы
РФ является обеспечение
санитарно-эпидемиологического
благопо­лучия населения, предупреждение,
выявление и ликвидация опасного и
вредного влияния среды обитания на
организм человека.

Основной
структурной единицей государственной
санитарно-эпидемиологической службы
является центр
государственного санитар­ного надзора
(ГСЭН).

ГСЭН является
организатором проведения комплекса
санитарно-оздоровительных мероприятий
среди населения, осуществляет руководство
работой по пропаганде гигиенических
знаний среди населения и формиро­ванию
здорового образа жизни.

Центр
ГСЭН может обслуживать городское и
сельское население, чис­ленностью до
100 тыс. человек. Включает следующие
подразделения: I.
Управление Госсанэпиднадзора

отдел коммунальной
гигиены и санитарной экологии отделение
гигиены труда; отделение гигиены питания;
отделение гигиены детей и подростков;
отделение радиационной гигиены.

1.2. Отдел
эпидемиологического надзора

1.3. Отделение
профилактической дезинфекции

1.4. Отдел лабораторного
обеспечения:

санитарно-гигиеническое
отделение (физико-химических,
ток­сикологических, аналитических
методов исследования; исследова­ние
радиационных и физических факторов);

санитарно-бактериологическое
отделение (бактериологических,
вирусологических и наразитологических
исследований).

Управление информационно-аналитического обеспечения

2.1 Отдел социальной
гигиены и социально-гигиенического
мони­торинга

2.2
Отделение организационно-методической
работы с функциями маркетинга.

2.3 Отделение
вычислительной техники и программного
обеспечения

2.4 Отделение ме1рологии
и стандартизации.

2.5
Отделение комплексных профамм (формируется
на основе ком-плексирования деятельности
специалистов для решения конкретных
проблем).

Соседние файлы в предмете Общественное здоровье и здравоохранение

Государственный санитарный надзор осуществляется в двух основных формах

Предупредительный
санитарный надзор
проводится не только за объектами
строительства, реконструкции, но и также
за введением новых технологических
процессов в производство, созданием
нового оборудования, приборов,
инструментов, химических веществ,
лекарственных препаратов, продуктов
питания, разработкой технических
документов (например, нормы проектирования,
стандарты, технологические условия на
новые виды сырья, строительных материалов,
промышленных изделий). Сюда входит и
разработка, постановка на производство,
промышленном выпуске, применении и
использовании продукции, в том числе
закупаемой за рубежом, выборе водных
источников, используемых для
централизованного и децентрализованного
водоснабжения, купания, занятий спортом
и отдыха населения. Причём эта работа
проводится комплексно с проектными
институтами, конструкторскими бюро,
архитектурными управлениями и НИИ.

Второй
формой государственного санитарного
надзора является текущий
саннадзор,
который проводится с целью систематического
динамического санитарно-эпидемиологического
контроля за различными народнохозяйственными
объектами.

Все
объекты
обслуживаемой территории, которые могут
иметь санитарно-эпидемиологическое
значение, распределяются между
специалистами по отраслям санитарной
деятельности: гигиены труда, коммунальной
гигиены, гигиены питания и гигиены детей
и подростков.

Объектами
коммунальной гигиены
являются: источники водоснабжения,
артезианские и речные водопроводы,
колодцы, зоны санитарной охраны,
сооружения по очистке сточных вод,
газопылеулавливающие системы, жилища,
больницы, бани, кинотеатры, плавательные
бассейны, животноводческие комплексы,
сооружения по обезвреживанию и утилизации
твердых отбросов и пр.

Объектами
гигиены труда
являются: производственная среда,
промышленные предприятия, рабочие места
в учреждениях с вредными условиями
труда (напр., в ЛПУ — рабочие места в
кабинете рентгенологии).

Объектами
гигиены питания
является: пищевые предприятия (хлебозаводы,
мясокомбинаты, кондитерские фабрики и
т.п.), кафе, столовые, рестораны, пищеблоки
в ЛПУ, овощные базы, холодильные установки,
машины для транспортировки пищевых
продуктов, и пр.

Объектами
гигиены детей и подростков
являются дошкольные и школьные учреждения,
оздоровительные учреждения,
учебно-воспитательный процесс, режим
дня, трудовое обучение, физическое
воспитание, питание, игровая деятельность,
здоровье детей и пр.

Объектами
надзора эпидемиологов
являются пункты пропуска через
государственную границу ДНР в целях
предупреждения завоза и распространения
карантинных (чума, холера, желтая
лихорадка) и других инфекционных
заболеваний, а также потенциально
опасных для населения товаров и грузов,
выявляют и устанавливают причины и
условия возникновения и распространения
инфекционных, паразитарных заболеваний
на любых объектах.

По
отношению к этим объектам должен быть
обеспечен предупредительный
и текущий санитарно-эпидемиологический
надзор,
проведен контроль соблюдения
санитарно-гигиенических и противоэпидемических
норм и правил.

Соседние файлы в папке Моя соцка

Санитария. Предупредительный и текущий санитарный надзор

1. Нарушение уровня здоровья людей (болезнь, нарушение и снижение резистентности (Резисте́нтность (от лат. resistentia — сопротивление, противодействие) — сопротивляемость (устойчивость, невосприимчивость) организма к воздействию различных факторов — инфекций, ядов, загрязнений, паразитов, и т. п.), иммунного статуса, адаптационно-компенсаторных воз­можностей организма), вызванное физическими, химическими, биологи­ческими, психическими факторами, может возникнуть только при наличии трех движущих сил: а) источника вредности; б) факторов или механизмов воздействия либо передачи этого загрязнителя; в) восприимчивого орга­низма. Первый закон постулирует обоснование гигиенических нормативов, таких как предельно допустимые концентрации (ПДК), предельно допусти­мые уровни (ПДУ), максимально допустимые нагрузки (МДН). Пределы вли­яния факторов внешней среды, когда не происходят отрицательные сдвиги здоровья, относительно небольшие. В случае если концентрации и уровни воздействия нарушают механизмы адаптации при воздействии факторов окружающей среды за пределами адаптационных возможностей, включаются механизмы компенсации, противодействующие возникновению и прогрессированию патологического процесса.

2. Закон отрицательного воздействия на окружающую среду деятельно­сти людей. Независимо от своей воли и сознания, в связи с физиологической, бытовой и производственной деятельностью люди оказывают отрицательное воздействие на окружающую среду, которое тем опаснее, чем ниже научно-технический уровень производства, культура населения и со­циальные условия жизни.

3. Закон отрицательного влияния на окружающую среду природных экст­ремальных явлений. Природная окружающая среда загрязняется не толь­ко под влиянием физиологической, бытовой и производственной деятель­ности людей, но и во время природных экстремальных явлений, катаклиз­мов, т. с. вспышек на Солнце, вулканической деятельности, землетрясений и т. д. А. П. Виноградов в 1938 г. развил учение В. И. Вернадского о биогео­химических принципах, которые положены в основу мониторинга заболе­ваний природного происхождения, связанных с избытком или недостатком какого-то элемента на этой территории. Такие заболевания получили название «эндемические». Эндемическое заболевание — характерное заболевание для определённой местности. Связано с резкой недостаточностью или избыточностью содержания какого-либо химического элемента в среде. Заболевания растений, животных и человека. Например, при недостаточности йода в пище — простой зоб (эндемический зоб) у животных и людей, при избыточности селена в почвах — появление ядовитой селеновой флоры и многие другие эндемии.

Кроме того, эндемическими могут быть инфекции, возбудители которых постоянно пребывают (персистируют (лат. persisto — постоянно пребывать, оставаться) в определенной местности — например, эндемия чумы среди грызунов в Казахстане, эндемия холеры в Индии или малярии в субтропической Африке.

4. Закон положительного влияния на окружающую среду человеческого общества. Закон положительного влияния природной окружающей среды ни здоровье человека. Природные факторы (солнце, чистый воздух, вода, пища) положительно влияют на здоровье людей и способствуют его сохра­нению и укреплению при разумном использовании.

5. Закон отрицательного воздействия загрязненной (денатурирован­ной) окружающей среды на здоровье человека. При контакте человека с окружающей средой, загрязненной физиологическими выделениями, бытовыми и технологическими загрязнителями в количествах, превышающих нормативы, неизменно наступают изменения состояния здоровья. Под влиянием загрязненной окружающей среды учащаются случаи брон­хиальной астмы, врожденных пороков развития, анемии, злокачествен­ных новообразований.

Гигиенический норматив — это максимальный физиологически безопасный для организма количественный уровень вредного фактора.

На сегодняшний день благодаря гигиеническому нормированию научно обосновано содержание более 1300 веществ в воде водоемов, более 600 — в атмосферном воздухе, более 100 — в пищевых продуктах, более 100 — в почве, более 1500 — в воздухе производственных помещений. При проведении гигиенического нормирования одним из основных является принцип пороговости и лимитирующего показателя, сущность которого заключается в выделении наименьшей концентрации или уровня фактора, вызывающего достоверные отклонения определенного показателя жизнедеятельности.

Санитария. Предупредительный и текущий санитарный надзор

Практическое претворение в жизнь гигиенических нормативов, правил и мероприятий называют санитарией. Если гигиена — это наука о сохране­нии и улучшении здоровья, то санитария — практическая деятельность, с помощью которой это достигается.

Функции государственного санитарного надзора определены Основами законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» (1999 г.) и Законом РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (от 19.04.91, с изменениями от 30.03.99).

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается проведением комплексных санитарно-гигиенических и противоэпиде­мических мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию загрязнений внешней природной среды: водоемов, почвы, атмосферного воздуха; на оздоровление условий труда, обучения, быта и отдыха населении, предупреждение и снижение заболеваемости, формирование и пропа­ганду здорового образа жизни.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется в двух основных формах.

1. Предупредительный санитарный надзор — проверка соблюдения гигиенических норм и санитарных правил в ходе проектирования и строительства различных объектов (городов, жилых зданий, больниц, столовых, про­мышленных предприятий, детских и образовательных учреждений и др.) и Прием объекта в эксплуатацию. В задачи предупредительного санитарного надзора входит также контроль за всеми вновь внедряемыми в производ­имо промышленными изделиями, качество которых может отразиться на здоровье населения, например контроль за рецептурой новых пищевых продуктов, пищевых красителей и т.д.

2. Текущий санитарный надзор — проведение комплексных плановых и целенаправленных гигиенических, санитарных и микробиологических обследований за действующими предприятиями и организациями в части их соответствия санитарным нормам и правилам. Текущий санитарный надзор включает:

а) изучение санитарно-гигиенических условий труда и гигиеническую оценку производственной среды на объектах;

б) систематическое изучение заболеваемости и травматизма различных категорий населения;

в) гигиеническое изучение и контроль за состоянием воздушной среды, водоемов и почвы;

г) санитарную охрану границ.

Многообразие задач, стоящих перед Центром гигиены и эпидемиологии, можно сгруппировать следующим образом:

— гигиенический надзор за окружающей средой;

— санитарный надзор за условиями труда;

— гигиенический контроль за радиационной обстановкой;

— гигиенический контроль за безопасностью и рациональностью пита­нии населения;

— санитарный надзор за условиями развития и воспитания детей и под­ростков;

— организация и проведение противоэпидемических мероприятий.

На современном этапе развития центра Госсанэпиднадзора значитель­ная роль в новом качестве отводится помощнику санитарного врача и помощнику эпидемиолога. Они выполняют повседневную работу, направ­ленную на создание здоровых условий труда, быта, отдыха.

Фельдшер, фельдшер-акушер и медицинская сестра — это главные помощники врача в проведении профилактических и санитарно-гигиенических мероприятий, поэтому знание вопросов гигиены имеет для них особое значение.

Только зная основы гигиенической диагностики, подробный профессиональный анамнез и характер возможного вредного воздействия производственной среды, можно правильно решить вопрос об этиологии профессионального заболевания, индивидуализировать режим больного и т. д. Нельзя разобраться в состоянии пациента без тщательного ознакомления с характером его питания, режимом дня и длительностью пребывания на свежем воздухе, контактами с вредными веществами, воздействием факторов риска.

При подготовке средних медицинских кадров обязательным является изучение основ гигиены питания, которая служит одним из мощных лечебных средств при терапии многих заболеваний, а знание вопросов гигиены питания для диетсестры играет ведущую роль в ее работе. Любой медицинский работник должен участвовать в охране и оздоровлении окружающей среды, загрязнение которой оказывает отрицательное влияние на здоровье населения.

Знание гигиены детей и подростков позволит фельдшеру-акушеру, а также медицинской сестре детского дошкольного учреждения и школы эффективно проводить диспансеризацию и оздоровление подрастающего поколения.

Основное значение для специалистов лечебного профиля имеет гигиена лечебно-профилактических организаций, которая изучает вопросы размещения, планировки, санитарно-технического благоустройства и содержания больниц, санаториев, диспансеров, родильных домов и устанавливает гигиенические нормы и требования к ним. Она направлена на создание оптимальных условий для пребывания больных и трудовой деятельности медицинского персонала, эффективное проведение лечебного процесса, скорейшее выздоровление больных и укрепление здоровья медицинских работников.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается комплексом организационных, правовых и экономических мер в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ, в котором используются следующие понятия:

санитарно-эпидемиологическое благополучие на­селения — состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вред­ное воздействие факторов среды обитания на чело­века, и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности;

безопасные условия для человека — состояние среды обитания, при котором отсутствует опас­ность вредного воздействия ее факторов на челове­ка (статья 1);

вредное воздействие на человека — воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жиз­ни или здоровья человека или здоровью будущих поколений (статья 1);

факторы среды обитания — биологические (вирус­ные, бактериальные, паразитарные и иные), хими­ческие, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, во­доснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений (статья 1).

Санитарно-эпидемиологическое благополучие обеспечивается посредством (извлечения из статьи 2):

профилактики заболеваний в соответствии с сани­тарно-эпидемиологической обстановкой;

разработки и реализации федеральных и регио­нальных целевых программ обеспечения санитар­но-эпидемиологического благополучия населения;

выполнения санитарно-противоэпидемических ме­роприятий и обязательного соблюдения граждана­ми санитарных правил;

государственного санитарно-эпидемиологического нормирования и надзора;

сертификации продукции и лицензировании от­дельных видов деятельности;

проведения социально-гигиенического монито­ринга;

научных исследований в области обеспечения са­нитарно-эпидемиологического благополучия насе­ления;

мер по своевременному информированию населе­ния о возникновении инфекционных заболеваний, состоянии среды обитания и проводимых профи­лактических мероприятиях;

мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения и пропаганде здорового образа жизни;

мер по привлечению к ответственности за наруше­ние законодательства Российской Федерации в об­ласти обеспечения санитарно-эпидемиологическо­го благополучия населения.

Права граждан — граждане имеют право на благо­приятную среду обитания, факторы которой не оказы­вают вредного воздействия на человека; получать в ор­ганах государственной власти, органах и учреждениях санитарно-эпидемиологической службы, у юридичес­ких лиц информацию о состоянии среды обитания, ка­честве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, това­ров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; осуществлять общественный контроль за выполнением санитарных правил; вносить предложения об обеспечении санитарно-эпидемиоло­гического благополучия населения; на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их здоровью или имуществу вследствие нарушения другими граж­данами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательст­ва (извлечения из статьи 8).

Обязанности граждан — граждане обязаны выпол­нять требования санитарного законодательства, а так­же постановлений, предписаний и санитарно-эпиде­миологических заключений осуществляющих госу­дарственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; заботиться о здоровье, гигиеничес­ком воспитании и об обучении своих детей; не осуще­ствлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания (статья 10).

Контроль за санитарно-эпидемиологическим бла­гополучием осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) (Онищенко Геннадий Григорьевич – обеспечение санэпидблагополучия населения) через региональные филиалы — Центры Госпотребнадзора (РПН) (раньше -санэпиднадзо­ра (ГСЭН), основными функциями которых являются: предупредительный, текущий санитарный надзор, противоэпидемическая работа, повышение санитар­ной культуры населения, мониторинг здоровья насе­ления.

В задачи предупредительного санитарного надзо­ра входят: обеспечение соблюдения санитарно-гигие­нических норм при проектировании и строительстве разных сооружений, предприятий, школ, больниц, са­наториев, мероприятия по охране атмосферного воз­духа, воды, почвы, а также контроль за производством и выпуском бактериальных препаратов, вакцин, сыво­роток, контроль за соответствием промышленных из­делий, продуктов питания санитарно-гигиеническим нормам и требованиям государственных стандартов (ГОСТ).

Текущий санитарный надзор за санитарным состо­янием действующих, сданных в эксплуатацию объек­тов (промышленных, коммунальных, детских и пр.) осуществляют санитарные врачи соответствующих отделов РПН и их помощники. Этот надзор осуще­ствляется путем систематического наблюдения за са­нитарным состоянием объектов, предъявления адми­нистрации конкретных санитарно-гигиенических тре­бований на основании действующего санитарного законодательства и контроля за их выполнением.

Отделение коммунальной гигиены проводит надзор за состоянием данной местности (город, поселок), а так­же отдельных жилищ и мест общественного пользова­ния, парикмахерских, бань, общежитий, кинотеатров и пр. В ведение коммунального надзора входят: кон­троль за очисткой городов, санитарная охрана источни­ков водоснабжения с систематическим лабораторным контролем качества воды, наблюдение за очисткой сточных вод, санитарная охрана атмосферного воздуха.

Под санитарным надзором отделения гигиены пита­ния находятся места производства, транспортировки, продажи, хранения и потребления пищевых продуктов (предприятия пищевой промышленности, мясокомби­наты, бойни, молочные заводы, магазины, ларьки, рын­ки, столовые, буфеты и пр.). Большое внимание уделяется повышению санитарной и технической грамотнос­ти обслуживающего персонала пищевых предприятий. Согласно закону, все работники, сопри­касающиеся с пищевыми продуктами, а также работни­ки, обслуживающие общественные предприятия быто­вого обслуживания (парикмахерские, бани) должны проходить медицинский контроль.

Отделение гигиены труда осуществляет санитар­ный контроль на промышленных предприятиях любой формы собственности,; наблюдает за их санитарным состоянием, за соблюдением установленных норм и требований в отношении вентиляции, освещения, микроклимата, борьбы с пылью, шумом и другими производственными вредностями. Врач по гигиене труда следит также за своевременной выдачей рабо­чим средств защиты. РПН ведет учет и проводит рас­следование причин профессиональных заболеваний.

Отделение гигиены детей и подростков осуществля­ет санитарный надзор за детскими учебно-воспитатель­ными, лечебно-профилактическими учреждениями (дет­ские дошкольные учреждения, школы, детские поликли­ники и больницы, физкультурные учреждения и т.д.). Основной задачей этого отделения является изучение взаимодействия организма ребенка с внешней средой и разработка гигиенических нормативов и требований, направленных на охрану и укрепление здоровья, гармо­ничное развитие и совершенствование функциональ­ных возможностей организма детей и подростков.

Противоэпидемические мероприятия являются со­ставной частью санитарной работы. Совершенно оче­видно, что борьба с инфекционными заболеваниями тре­бует активного участия всей сети лечебно-профилакти­ческих учреждений: ранняя диагностика инфекционных болезней, госпитализация больных, вакцинация, наблю­дение и лечение бактерионосителей, текущая и заключи­тельная дезинфекция. Организационную и контролиру­ющую работу осуществляет противоэпидемиологический отдел РПН.

Гигиеническое воспитание и обучение граждан обя­зательны, направлены на повышение их санитарной культуры, профилактику заболеваний и распростране­ние знаний о здоровом образе жизни; гигиеническое воспитание и обучение осуществляется в процессе вос­питания и обучения в дошкольных и других образова­тельных учреждениях (извлечения из статьи 36). Оно яв­ляется обязательным разделом каждого лечебно-профи­лактического учреждения и каждого медицинского работника.

7. Профилактика заболеваний и роль педагогов в укреплении здоровья школьников

В современном обществе сложность достижения основных целей здравоохранения обусловлена про­цессами перестройки технологий в промышленности и сельском хозяйстве, автоматизацией и интенсифи­кацией труда, применением новых источников энер­гии, химических веществ, что отражается на измене­нии патологии населения, возникновении тяжелых за­болеваний.

Все это ставит перед здравоохранением и медицин­ской наукой сложные задачи, прежде всего разработ­ки комплекса мер общественной и индивидуальной профилактики. Научными исследованиями доказана экономическая эффективность профилактических мер, направленных на предупреждение возникнове­ния заболеваний и защиту населения от влияния отри­цательных факторов измененной окружающей среды.

Ги­гиена (греч. Hygieinos — здоровье) является наукой о здоровье населения. Это одна из древних наук. О раз­витии гигиены в античном мире свидетельствуют трак­таты Гиппократа «О воздухе, воде и почве» и особенно «О здоровом образе жизни». Современная гигиеничес­кая наука изучает влияние разнообразных факторов окружающей среды, учебной и производственной дея­тельности на здоровье человека, его работоспособ­ность и продолжительность жизни.

Она включает ряд самостоятельных дисциплин, в том числе школьную гигиену (так называлась гигиена детей и подростков). Данный раздел гигиены изучает взаимодействие растущего организма и факторов окру­жающей среды с целью разработки гигиенических нор­мативов, направленных на охрану и укрепление здоро­вья подрастающего поколения. Одной из задач школь­ной гигиены является гигиеническая сертификация объема и содержания учебно-воспитательных про­грамм образовательных учреждений, оценка функцио­нального состояния организма учащихся в зависимости от объема недельной учебной нагрузки, режима обуче­ния, использования новых методов преподавания.

Основоположником отечественной школьной ги­гиены является Ф.Ф. Эрисман (1842— 1915 гг.). По про­исхождению он швейцарец. Окончил медицинский факультет Цюрихского университета (1865) и вскоре переехал в Россию. Будучи окулистом, он провел об­следование зрения у учащихся петербургских гимна­зий и сделал вывод о влиянии школьного оборудова­ния и освещения на возникновение близорукости. Эти исследования побудили молодого врача стать гигиени­стом, провести ряд экспериментов по обоснованию размеров классной комнаты, уровня искусственного и естественного освещения на рабочем месте. Знаме­нитая «парта Эрисмана» до сих пор считается одной из лучших при оборудовании начальных классов общеоб­разовательных школ.

Многочисленные исследования последних лет по­казывают, что около 25 — 30% детей, приходящих в первые классы, имеют те или иные отклонения в со­стоянии здоровья. Среди выпускников школ уже бо­лее 80% нельзя назвать абсолютно здоровыми. Напра­шивается вывод, что школа здоровья детям не прибав­ляет, а даже наоборот. Конечно, проблема охраны здоровья детей и подростков — проблема комплекс­ная, и сводить все аспекты ее только к школе было бы неправильно. Но в тоже время анализ структуры заболеваемости школьников убедительно показывает, что по мере обучения в школе растет частота встречаемос­ти таких заболеваний, как болезни дыхательных пу­тей, патология органов пищеварения, нарушение осанки, заболевания глаз, пограничные нервно-психи­ческие расстройства.

Каковы же причины такого негативного влияния школьного обучения на состояние здоровья детей и подростков? Довольно часто из бесед с учителями, директорами школ, завучами, работниками органов управления народным образованием можно услышать мнение, что все недостатки наших школ (связанные с отрицательным воздействием на здоровье детей) но­сят объективный характер. Во многом такие высказы­вания справедливы. Действительно, не хватает удоб­ной мебели, трудно создать оптимальный воздушно-тепловой и световой режимы, зачастую невозможно составить расписание уроков, отвечающее требовани­ям возрастной физиологии и школьной гигиены, очень скудное, если не сказать большего, школьное финан­сирование. Однако следует отметить, что довольно ча­сто причины ухудшения здоровья детей в процессе их пребывания в школе носят не объективный, а субъек­тивный характер, т. е. связаны или с неправильными действиями учителей, или, что чаще, с их бездействи­ем при решении задач охраны здоровья школьников и профилактики заболеваний.

Что же следует понимать под термином «профилак­тика»?

Профилактика — это система мер (коллективных и индивидуальных), направленных на предупрежде­ние или устранение причин, вызывающих заболева­ние, различающихся по своей природе.

Одним из важнейших направлений в медицине, начиная со времен Гиппократа (около 460-370 до н.э.), Авиценны — (Абу Али ибн Сина, около 980-1037), является профилактика заболе­ваний. В переводе с греческого профилактика означает предупре­ждение тех или иных заболеваний, сохранение здоровья и продление жизни человека.

Про­филактика- это система мер (коллективных или индивидуальных), направленных на предупреждение или устранение причин, вызываю­щих заболевание.

Идеи профилактики заболеваний наряду с диагностикой и лечением, как составных частей медицинской науки, зародились в глубокой древности и заключались обычно в соблюдении правил личной гигиены, здорового образа жизни. Постепенно складывалось представление о первостепенной значи­мости профилактических мер. В период античности в произведе­ниях Гиппократа и других выдающихся медиков говорилось о том, что легче болезнь предупредить, чем вылечить. Впоследствии это положение разделяли многие врачи, в том числе и русские меди­ки XVIII -XIX вв.

В XIX в., когда были раскрыты причины массовых инфекцион­ных и других заболеваний, возникла потребность в развитии общественного здравоохранения (социальной медицины) и про­филактика стала главной проблемой общественного здравоохра­нения.

С 1917г. профилактическое направление социальной политики отечественного здравоохранения является ведущим, именно в этом состояло главное достоинство системы отечественного здравоох­ранения, что неоднократно признавалось медиками других стран.

В последние годы профилактика приобретает ог­ромное значение и особое звучание в связи с тем, что лечение бо­лезни — это очень дорогое «удовольствие» и предупредить заболевание, сделать все, чтобы сохранить здоровье человека на многие годы, легче, проще и надежнее, чем вылечить болезнь.

В последние десятилетия в мире появились ранее неизвестные заболевания. Такие, например, как ВИЧ-инфекция, вирус бешенства коров, птичий грипп, хламидиоз; инфекционный гепатит и многие другие. Вернулись и старые болезни. Например, туберкулез, о котором в недавнем прошлом стали забывать, сибирская язва и др.

В настоящее время различают первичную, вторич­ную и третичную профилактику заболеваний.

Первичная профилактика — это система меропри­ятий, направленная на устранение причин возникно­вения болезней. Первичнаяпрофилактика призвана предупредить возникновение заболеваний Задача первичной профилактики — улучшение состояния здоровья детей и взрослых на протяжении всего жизненного цикла. Базой первич­ной профилактики является опыт формирования средств профилактики, рекомендации по здоровому I образу жизни, народные традиции и обряды поддержания здоровья, соблюдение гигиенических норм и правил. Для школьного учителя — это в первую оче­редь выполнение всех норм и правил школьной гигие­ны, которые регламентированы гигиеническими тре­бованиями к условиям обучения школьников в различ­ных видах современных общеобразовательных учреждений: Санитарные правила и нормы (СанПиН 2.4.2.-1178-03). Мероприятия по повышению специфи­ческой и неспецифической резистентности организма детей также относятся к системе мер первичной про­филактики. Это и система закаливания, и календарь профилактических прививок.

Вторичная профилактика — это система меропри­ятий, направленная на предупреждение прогрессирование имеющегося забо­левания, на раннее выявление доклиничес­ких признаков заболеваний (на стадии предболезни), показателей наследственной предрасположенности людей, выявление факторов риска заболеваний и про­гнозирование риска, а также своевременное проведе­ние лечебно-оздоровительных мероприятий с целью предупреждения развития болезни. Роль учителя на этом этапе заключается в активном участии в проведе­нии ежегодных медицинских осмотров школьников и выполнении рекомендаций медицинской комиссии.

Третичная профилактика — это предупреждение рецидивов заболеваний у больных в общепопуляционном плане. Основная задача этого вида профилакти­ки — предупреждение инвалидности и реабилитация больных детей и взрослых.

Акцент должен делаться на первичной профилак­тике, т.е. формировании установки на здоровый образ жизни, так как предупредить заболевание значительно легче, чем вылечить.

Выделяют также профилактику индивидуальную (лич­ную) и общественную, т.е. действия индивидуума и общества для профилактики заболевания.

Мерами первичной и вторичной профилактики являют­ся медицинские, гигиенические, социальные, социально-эконо­мические и др.

Средствами медицинской профилактики являются пропаганда здорового образа жизни, диспансеризация и т.д. Одними из главных являются гигиениче­ское воспитание и санитарное просвещение.

Основным направлением развития профилактической полити­ки отечественного здравоохранения является разработка и выпол­нение многочисленных программ по профилактике, в том числе и программы ВОЗ «Здоровье для всех к 2000 году». Приоритетными из них должны стать программы формирования здорового образа жизни. Главными в профилактике являются участковые (семейные) врачи, медицинские сестры, учителя, работники детских дошкольных уч­реждений, сотрудники средств массовой информации (СМИ). Имен­но с ними должны контактировать социальные работники в плане профилактики заболеваний.

Педагогическое воздействие на личность другого человека — вот главный механизм, с помощью которо­го учитель может изменить ситуацию со здоровьем на­селения России: быть самому здоровым, быть пропа­гандистом здорового образа жизни, знать и уметь ка­кими методами, секретами можно продлить свое благосостояние, как преодолеть профессиональные и бытовые трудности и вести активный образ жизни.

В России асоциальное поведение является причи­ной смерти почти каждого третьего россиянина. Пси­хическая травма, вызывающая патологический стресс, нередко провоцирует инфаркт и инсульт. Лучшей пер­вичной профилактикой психических травм и здоровья в целом является воспитание интеллигентного челове­ка. И в этом деле роль учителя неоспорима.

Роль учителя усматривается и в других направлени­ях: учитель может эффективно повлиять на уменьше­ние смерти даже той, в основе которой лежит не толь­ко асоциальное поведение. Известно, что сердечно-со­судистым заболеваниям предшествует атеросклероз, который на 50% обусловлен неправильным пищевым поведением. Обучение школьников основам рацио­нального и диетического питания — путь к снижению сердечно-сосудистых заболеваний.

Надзор за коммунальными объектами

1. организация и осуществление федерального государственного надзора и контроля за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, направленных на обеспечение безопасности среды обитания для здоровья человека.

2. предупреждение вредного воздействия на человека факторов среды обитания;

3. профилактика и предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), связанных с условиями проживания населения;

4. предупреждение, обнаружение, пресечение нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания, а также применение мер административного, ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленных на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами обязательных требований в части надзора за факторами среды обитания с целью предотвращения негативного влияния на среду обитания и здоровье человека.

5. предупреждение нарушений в области защиты прав потребителей ив сфере потребительского рынка при предоставлении гражданам жилищно-коммунальных услуг, в части, права на информацию, права на безопасность и др. (подпункт 3 пункта 2, подпункт 5 пункта 4 статьи 40 Закона № 2300-1 «О защите прав потребителей» и платных медицинских услуг.

6. совершенствование форм и методов контроля в сфере защиты прав потребителей, повышение его эффективности;

7. организация и осуществление государственного надзора за соответствием товаров, требованиям безопасности, установленным техническими регламентами; .

8. исполнение государственной услуги по государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений на производство (виды деятельности, работы, услуги и на проектную документацию;

9. исполнение государственной услуги по государственной регистрации отдельных видов продукции, впервые ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза;

10. профилактика коррупционных и иных правонарушений внутри отдела при исполнении государственной услуги.

Основные функции отдела

В соответствии с возложенными задачами отдел выполняет следующие функции:

1.осуществляет федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

2. устанавливает причины и выявляет условия возникновения и Iраспространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

3. осуществляет деятельность по организации проведения  необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том  числе научных исследований по вопросам осуществления надзора в пределах компетенции отдела;

4. участвует в оказании государственной услуги по выдаче санитарно-эпидемиологических заключений, предусмотренных санитарным законодательством;

5. готовит проекты решений главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу об установлении санитарно-защитных зон;

6. готовит предложения о введении и об отмене на территории города Санкт-Петербурга ограничительных мероприятий (карантина) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

7. вносит предложения о приведении в соответствие с санитарным законодательством утвержденных федеральными органами исполнительной власти проектов правил охраны труда, правил охраны окружающей среды, проектов федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований, проектов других нормативных актов и федеральных целевых программ, содержащих мероприятия по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

8. участвует в установленном порядке в информировании Федеральной службы, заинтересованных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти города Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления и население о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в пределах компетенции отдела;

9. участвует в установленном порядке в ведении социально-гигиенического мониторинга в пределах компетенции отдела;

10. участвует в разработке предложений для национальных стандартов и технических регламентов, устанавливающих требования к биологической и химической безопасности объектов технического регулирования, и их внедрения в пределах компетенции отдела;

11. участвует в профилактике инфекционных заболеваний, вызываемых патогенами и паразитами, профессиональных заболеваний и неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, вызываемых ксенобиотиками и суперэкотоксикантами; .

12. привлекается для участия в проведении мониторинга опасных для человека природных биологических агентов и химических веществ, а также вызываемых ими заболеваний с целью прогнозирования биологических и химических опасностей на территории Российской Федерации и принятия плановых и экстренных санитарно-противоэпидемических мер по обеспечению биологической и химической безопасности населения и окружающей среды в пределах компетенции отдела;

13. участвует в работе по созданию и функционированию системы контроля за санитарно-эпидемиологическим состоянием объектов массового сосредоточения людей;

14. привлекается к участию в оперативном реагировании на внезапный рост биологических и химических опасностей на отдельных территориях Российской Федерации, в том числе на вспышки инфекционных заболеваний и токсинных поражений, вызванных патогенами и токсинами природного и техногенного происхождения, с особым акцентом на выявление экзотических и неэндемичных для территории Российской Федерации патогенов в пределах компетенции отдела;

15. проводит работу по выявлению и установлению причин и условий возникновения и распространения инфекционных, паразитарных и профессиональных заболеваний, а также массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей путем проведения специальных санитарно-эпидемиологических расследований, установления по результатам социально-гигиенического мониторинга причинно-следственных связей между состоянием здоровья людей и средой их обитания;

16. участвует во взаимодействии с территориальными органами заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти города Санкт-Петербурга и органами местного самоуправления в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации с целью достижения необходимого уровня санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

17. участвует в подготовке заключений на проекты региональных строительных норм и правил и иных нормативно-правовых актов города Санкт-Петербурга при планировке и застройке о соответствии требованиям действующих санитарных норм и правил в части, не противоречащей действующему законодательству в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

18. осуществляет формирование и верификацию базы данных о размерах и границах санитарно-защитных зон промышленных предприятий, сооружении и иных объектов (действующих и проектируемых), радиопередающих объектах и зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения;

19. разрабатывает проекты соглашений о взаимодействии с органами исполнительной власти города Санкт-Петербурга, местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями в сфере планировки и застройки территории;

20.   осуществляет   федеральный   государственный   надзор   в

области защиты прав потребителей;

21.   участвует  в   осуществлении     государственной  регистрации

раздельных видов продукции, впервые ввозимой на таможенную территориюТаможенного союза;

22.  участвует  в     предъявлении  исков  в  суды  о  прекращении противоправных      действий      изготовителя      (исполнителя,      продавца, уполномоченной    организации    или   уполномоченного    индивидуального предпринимателя,    импортера)    в    отношении    неопределенного  круга потребителей.

23. возбуждает дела о нарушениях санитарного законодательства и законодательства, регулирующего отношения в области защиты прав потребителей;

24. готовит предложения о внесении  в  лицензирующие органы предложения   об   аннулировании,   отзыве   лицензий   на   осуществление хозяйствующими субъектами, нарушающими санитарное законодательство и законодательство,  регулирующее   отношения   в   области   защиты   прав потребителей или о приостановлении действия таких лицензий;

25. участвует в подготовке государственных докладов;

26. участвует в подготовке Управлением ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

27. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

28. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;

29. рассматривает обращения юридических лиц, индивидуальных предпринимателей,   запросы   органов   государственной   власти,   органов  местного   самоуправления,   обеспечивает   своевременное   и   полное   их рассмотрение, готовит по ним ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;

30.  участвует   в   осуществлении   координации   деятельности   и организации        работы        территориальных отделов        Управления Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург», обеспечивающих деятельность Управления, в пределах компетенции отдела;

31. осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, актами Министерства здравоохранения Российской Федерации, актами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Оцените статью
Единый реестр видов контроля