Государственный надзор за землями сельскохозяйственного назначения и проблемы муниципального земельного контроля за землями сельскохозяйственного назначения

Государственный надзор за землями сельскохозяйственного назначения и проблемы муниципального земельного контроля за землями сельскохозяйственного назначения ЕРВК

Особенности осуществления государственного земельного надзора в 2022 году

Особенности осуществления государственного земельного надзора в 2022 году

10 марта 2022 года вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее – Постановление № 336), ограничивающее проведение мероприятий в рамках государственного земельного надзора.

Постановлением № 336 определено, что до конца 2022 года Управление не вправе проводить плановые и внеплановые проверки, а также инспекционные визиты и рейдовые осмотры, т.е. контрольные (надзорные) мероприятия, проводимые во взаимодействии с контролируемыми лицами, за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, проводимым по основаниям, предусмотренным пунктом 3 указанного постановления — при условии согласования с органами прокуратуры в случаях, связанных с непосредственной угрозой либо по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства. Под «непосредственной угрозой» понимается высокая вероятность причинения соответствующего вреда в ближайшем будущем.

Вместе с тем Постановлением № 336 допускается проведение контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом. К указанным мероприятиям относятся наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование. В ходе наблюдения анализируются данные о земельном участке (используемом с признаками нарушения земельного законодательства), которые имеются в Управлении. При выездном обследовании госземинспектор проводит осмотр земельного участка с общедоступной территории (открытой для посещения неограниченным кругом лиц) без информирования контролируемых лиц и без доступа на обследуемый участок.

«В случае выявления признаков нарушения обязательных требований по результатам контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом в течение 2022 года, с учетом ограничений, установленных Постановлением № 336, Управлением будут приняты профилактические меры – контролируемому лицу объявится предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований с предложением принять меры по обеспечению их соблюдения», — отметила заместитель руководителя Татьяна Кривова.

Балановский Ян Олегович,

Пресс-секретарь Управления Росреестра по Волгоградской области

Mob: +7(937) 531-22-98

По материалам сайта: zhutovskoe.ru

Возврат к списку

Требуемый опыт работы:

Работодатель, вероятно, уже нашел нужного кандидата и больше не принимает отклики на эту вакансию

Планирование работы программистов. Контроль качества администрирования серверов приложений и баз данных. Систематизация структуры использования программных продуктов, существующих в компании.

экспертиза указанных проектов нормативных правовых актов. — консультирование (письменно) физических и юридических лиц по вопросам агропромышленного и рыбохозяйственных комплексов. —

подготовка проектов нормативных правовых актов (проектов федеральных законов, постановлений Правительства Российской Федерации, приказов и распоряжений Минсельхоза России). — высшее юридическое образование. —

Работодатель сейчас онлайн

Опыт работы c IP-телефонией минимум 3 года. Практический опыт работы с VoIP оборудованием. Знание стека протокола TCP/IP.

Откликнитесь среди первых

Формирование сильного отдела продаж. Доработка скриптов и улучшение книги продаж. Активная работа с командой менеджеров: планерки, обучение, контроль.

Опыт в дистанционных и холодных продажах приветствуется. Опыт в продажах b2b приветствуется. Обязательно наличие юридического образования. Стрессоустойчивость.

Чем занимаются органы земельного надзора?

Согласно ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы подлежат использованию и охране. В системе госуправления в сфере землепользования важным звеном является государственный земельный контроль (надзор). Его проведение предусмотрено ст.71 Земельного кодекса РФ. Цель земельного надзора – сохранение земли как природного ресурса.

В компетенцию органов земельного надзора входит решение таких проблем, как:

  • захват соседями части земельного участка, принадлежащего другому собственнику;
  • размещение хозпостроек за границами участка;
  • открытие на территории СНТ объектов предпринимательской деятельности (авторазборов, шиномонтажей);
  • препятствие доступу спецслужб, проходу и проезду граждан по землям общего пользования;
  • нарушение правил благоустройства территорий и т.д

За подобные нарушения органы земельного надзора уполномочены штрафовать нарушителей в соответствии с КоАП РФ.

Так, за самовольное занятие участка или его части предусмотрен штраф (ст. 7.1. КоАП РФ):

  • на граждан от 1%-1,5% кадастровой стоимости, но не менее 5 000 руб.;
  • на должностных лиц от 1,5% до 2% кадастровой стоимости, но не менее 20 000 руб.;
  • на юридических лиц от 2% до 3% кадастровой стоимости, но не менее 100 000 руб.

За другие нарушения предусмотрены не менее солидные штрафы.

Что изменится с 01. 2021

В перечень органов земельного надзора официально войдут:

  • Росреестр;
  • Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор);
  • Федеральная служба по надзору в сфере землепользования;
  • ФСБ.

Росреестр будет рассматривать жалобы касательно:

  • самовольного занятия участков;
  • использования земель не по целевому назначению;
  • исполнения обязательных требований, связанных с целевым назначением участков (строительство, садоводство, ЛПХ и т.д.);
  • выполнения администрациями требований Земельного кодекса РФ;
  • проверка ранее выданных предписаний по устранению нарушений.

Россельхознадзор будет рассматривать вопросы:

  • уничтожения плодородного слоя;
  • охраны и улучшения почв.

Также законом будет установлена:

  • категория риска нарушения в использовании земель;
  • частота плановых проверок в зависимости от категории установленного риска.

Органы земельного надзора смогут проводить:

  • профилактические мероприятия;
  • контрольные мероприятия;
  • надзорные мероприятия.

В том числе проверка может быть проведена без участия проверяемого лица.

Также в законе будет закреплен срок оформления предостережения, которое органы земельного надзора будут объявлять контролируемому лицу – не позднее 30 дней с даты получения органами сведений о готовящихся или возможных нарушениях лицом установленных требований. Предостережение будет направляться в виде:

  • бумажного документа;
  • по электронной почте.

О том, что грядет профилактический визит, контролируемого лица уведомят не позднее 5 рабочих дней до даты проверки.

Граждане, желающие поучаствовать в обсуждении законопроекта, смогут подать свои замечания до 01.06.2021 на портале проектов.

Все о проведении земельного контроля есть в системе КонсультантПлюс. Вы можете ознакомиться с ним совершенно бесплатно, получив пробный доступ к К+.

Итоги

О том, как производится налогообложение земельных участков, узнайте в нашей рубрике «Земельный налог».

Управление Россельхознадзора по Чувашской Республике и Ульяновской области разъясняет, что в соответствии с п. 1 ст. 71 Земельного кодекса Российской Федерации под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее — юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.

Согласно установленному Правительством РФ порядку полномочия осуществления государственного земельного надзора закреплены за Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) и их территориальными органами.

Основным отличием муниципального земельного контроля является отсутствие у органов местного самоуправления полномочий по возбуждению дел об административных правонарушениях в части нарушения требований земельного законодательства, рассмотрению данных дел и привлечению виновных лиц к административной ответственности. Этими полномочиями наделены только органы, осуществляющие функции государственного земельного надзора. В связи с этим, акт проверки, составленный специалистом, уполномоченным на осуществление муниципального земельного контроля, направляют в орган, осуществляющий функции государственного земельного надзора, где принимается решение о возбуждении дела об административном правонарушении или об отказе в возбуждении дела. Таким образом, нарушитель земельного законодательства не может быть привлечен к административной ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение.

Проблемы в работе органов местного самоуправления в сфере осуществления муниципального земельного контроля на землях сельскохозяйственного назначения

Государственный надзор за землями сельскохозяйственного назначения и проблемы муниципального земельного контроля за землями сельскохозяйственного назначения

Примерное время чтения: 2 минуты

Росреестр и соблюдение земельного законодательства

Государственный надзор за землями сельскохозяйственного назначения и проблемы муниципального земельного контроля за землями сельскохозяйственного назначения

/ АиФ

Насколько часто приморцы нарушают земельное законодательство, увеличивается ли количество нарушителей из года в год? Что делать гражданину, куда обращаться,  если на его территории вдруг возник соседский забор?  Какие санкции может применить Росреестр, если его земельным инспекторам мешают выполнять обязанности?

На эти и другие вопросы ответят специалисты Управления Росрееста по Приморскому краю в среду, 14 октября, на пресс-конференции для представителей СМИ.

На пресс-конференции будут рассмотрены современные методы и формы проведения земельного надзора. Взаимодействие и диалог с гражданами и представителями бизнеса по соблюдению земельного законодательства.

Особое внимание  — к вопросам риск-ориентированного подхода, когда  основными объектами проверок являются земельные участки, предназначенные для гаражного или жилищного строительства. Также будет рассказано о наиболее распространенных нарушениях земельного законодательства, к которым относятся:

•          самовольное занятие земельного участка либо части земельного участка (ст. 7.1 КоАП РФ);

•          использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием (ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ).

•          особенности осуществления государственного земельного надзора в  период действия режима повышенной готовности в связи с распространением COVID-19.

В пресс-конференции от Управления Росреестра по Приморскому краю примут участие:

— и.о руководителя Управления Росреестра по Приморскому краю Наталья Викторовна Былыш,

-заместитель руководителя Управления Росреестра по Приморскому Александр Владимирович  Дьяченко,

— начальник отдела государственного земельного надзора, геодезии и картографии Елена Сергеевна Подоба,

— начальник межмуниципального отдела по Уссурийскому ГО Сергей Викторович Беспалов.

Ждем вас 14 октября 2020 г, в 11:00 по адресу: г. Владивосток, Посьетская, 48.

Государственный земельный надзор в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

Приказ РСХН №268 от 28.03.2018 Об утверждении ведомственных программ профилактических нарушений обязательных требований

Программа профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору при проведении мероприятий по государственному земельному надзору в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», на 2018-2020 годы

Руководство по соблюдению обязательных требований в сфере земельного надзора

Информация о мерах ответственности за нарушения земельного законодательства

— самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы; уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления – статья 8.6 КоАП РФ;

— невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв — статья 8.7 КоАП РФ;

-неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом — ч.2 статьи 8.8 КоАП РФ;

— неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», по целевому назначению в течение одного года с момента возникновения права собственности, — часть 2.1 статьи 8.8 КоАП РФ;
— проведение мелиоративных работ с нарушением проекта — статья 10.9 КоАП РФ;
— нарушение правил эксплуатации мелиоративных систем или отдельно расположенных гидротехнических сооружений, повреждение мелиоративных систем — статья 10.10 КоАП РФ;
— невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении — статья 17.7 КоАП РФ;
— неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), государственный финансовый контроль, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль – ч. 1 статья 19.4 КоАП РФ;

— невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства – часть 25 статьи 19.5 КоАП РФ;

— повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 25 настоящей статьи, — часть 26 статьи 19.5 КоАП РФ;

— непредставление сведений (информации) — статья 19.7 КоАП РФ;

— уклонение от исполнения административного наказания — статья 20.25 КоАП РФ.

Реквизиты для перечисления штрафов

Итоги надзорной деятельности за 2021 год (земконтроль)

Профилактиктические меропрития земнадзора за 2021 год

Итоги надзорной деятельности за 2020 год

Информация по профилактике за 2020 год

Информация по профилактике за  9 месяцев

Информация по профилактике за 1-е полугодие

Итог надзорной деятельности в сфере земельного надзора за 2019 год

Информация по профилактике за 9 месяцев 2019 года

Информация по профилактике за 1 полугодие 2019 года

Информация о результатах деятельности Управления Россельхознадзора по Челябинской области в части выполнения программы профилактических мероприятий в сфере государственного земельного надзора за 1 квартал 2018

Информация о результатах деятельности Управления Россельхознадзора поЧелябинской области в части выполнения программы профилактических мероприятий в сфере государственного земельного надзора   за 2 квартал 2018

Информация о результатах деятельности Управления Россельхознадзора поЧелябинской области в части выполнения программы профилактических мероприятий в сфере государственного земельного надзора за 3 квартал 2018

Информация о результатах деятельности Управления в части выполнения программы профилактики в сфере государственного земельного надзора за 1 квартал 2019 года

Судебная практика-2018 ЗЕМНАДЗОР

Земнадзор за 2018 год

Итоги работы в сфере государственного земельного надзора в 2017 году

План по повышению эффективности контрольно-надзорной деятельности (земля+семена)на 2017 год

Программа профилактики нарушений обязательных требований в сфере государственного земельного надзора в 2017 году

Обзор правоприменительной практики при государственном земельном надзоре в 2017 году

Критерии отнесения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», к определенной категории риска при осуществлении Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственного земельного надзора

Объекты, отнесенные  к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного риска, по данному виду надзора отсутствуют (информация об объектах государственного контроля (надзора), не относящихся к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного риска или 1, 2, 3 класса опасности, в соответствии с п. 12 Постановления Правительства РФ от 17.08.2016 № 806  на официальных сайтах органов государственного контроля (надзора) не размещается)

Государственный надзор за землями сельскохозяйственного назначения и проблемы муниципального земельного контроля за землями сельскохозяйственного назначения

Форма проверочного листа (ЗЕМНАДЗОР)

Проверочный лист (список контрольных вопросов), используемый должностными лицами территориальных органов Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору при проведении плановых проверок в рамках осуществления государственного земельного надзора

Государственный надзор за землями сельскохозяйственного назначения и проблемы муниципального земельного контроля за землями сельскохозяйственного назначения

В случае, когда вы знаете, что неиспользование земли сельскохозяйственного назначения (зарастание) может привести к возгоранию, обращайтесь в Россельхознадзор по тел. 773-64-47, через электронную приемную или в письменном виде по адресу: 454081, г. Челябинск, ул. Кудрявцева,1.

Государственный надзор за землями сельскохозяйственного назначения и проблемы муниципального земельного контроля за землями сельскохозяйственного назначения

Управление Россельхознадзора по Челябинской области напоминает, что одной из важнейших проблем по-прежнему остается неиспользование земельных участков сельскохозяйственного назначения. Неиспользование земельного участка даже в течение 1 полевого сезона (весенне-летний период) приводит к зарастанию его сорной растительностью. Сорные растения – обитающие на сельскохозяйственных угодьях снижают величину и качество сельскохозяйственной продукции. Благодаря хорошо развитой корневой системе сорные растения способны поглощать воду и питательные вещества раньше, чем культурные растения, также создают очаги распространения болезней и вредителей растений.
В соответствии со статьями 7, 12, 13, 42, 77-79 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 6 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», статьей 8 Федерального закона от 16.07.1998 года № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» земли сельскохозяйственного назначения должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением и разрешенным использованием для ведения сельскохозяйственного производства и связанных с сельскохозяйственным производством целей, способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве, собственники (арендаторы) земельных участков обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, защите сельскохозяйственных угодий от зарастания сорными растениями, деревьями и кустарниками.
Сельскохозяйственные угодья, согласно ГОСТ 266640-85 «Земли. Термины определения», — это земельные угодья, систематически используемые для получения сельскохозяйственной продукции». К ним относятся: пашня, сенокосы, пастбища, многолетние насаждения.
В соответствии с перечнем признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.04.2012 №369 неиспользование земельного участка определяется на основании одного из следующих признаков:

 на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы;
 на сенокосах не производится сенокошение;
 на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка;
 на пастбищах не производится выпас скота;
 на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений;
 залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка;
 залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов;
 закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка.
Если в течение трех и более лет подряд с момента выявления факта неиспользования земельного участка в рамках государственного надзора, земельный участок сельскохозяйственного назначения не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, то это является нарушением ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее трех тысяч рублей; на должностных лиц — от 0,5 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двухсот тысяч рублей.
Государственный земельный надзор на землях сельскохозяйственного назначения в пределах своей компетенции осуществляет Россельхознадзор, проводя его в виде выездных плановых и внеплановых проверок.
Учащаются случаи внеплановых проверок Россельхознадзора по заявлению граждан и организаций о неиспользовании земельного участка собственниками. В результате выявленных нарушений должностными лицами Россельхознадзора собственникам и арендатором земли выдается предписание по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения выявленных нарушений в области земельных отношений.
Неисполнение предписаний Россельхознадзора также является наказуемым и влечет наложение штрафа.
Кроме того, в соответствии со ст. 6 федерального закона от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение 3 и более лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использованию с нарушением законодательства Российской Федерации. Таким образом, земли с/х назначения на условиях принудительного прекращения права постоянного бессрочного пользования, права пожизненного наследуемого владения, права безвозмездного срочного пользования, а также изъятия таких земельных участков у собственника в судебном порядке будут выставлены на продажу с публичных торгов, либо приобретены в государственную или муниципальную собственность.
Судебная практика, сложившаяся к 2019 году, подтверждает необходимость собственникам земель сельскохозяйственного назначения более ответственно отнестись к своим обязанностям по содержанию и освоению земли.

Государственный земельный надзор (деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных земельным законодательством Российской Федерации) осуществляется посредством организации и проведения проверок, принятия мер по пресечению и устранению последствий выявленных нарушений, а также посредством проведения систематического наблюдения, анализа и прогнозирования состояния исполнения требований земельного законодательства в строгом соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», постановления Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 № 689 «О государственном земельном надзоре».

Согласно установленному Правительством Российской Федерации порядку, полномочия осуществления государственного земельного надзора закреплены за Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестром), Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзором), Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзором) и их территориальными органами.

К компетенции Росреестра и его территориальных органов отнесено осуществление контрольных мероприятий за соблюдением:

—  выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без оформленных на них в установленном порядке правоустанавливающих документов, а также без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности;

—  порядка переуступки права пользования землей;

—  выполнения требований земельного законодательства об использовании земель по целевому назначению в соответствии с принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, а также о выполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

— выполнения требований о наличии и сохранности межевых знаков границ земельных участков;

— порядка предоставления сведений о состоянии земель;

— исполнения предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.

Росприроднадзор осуществляет мероприятия государственного земельного надзора за соблюдением:

— выполнения обязанностей по рекультивации земель после завершения разработки месторождений полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей;

— выполнения требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;

— выполнения требований законодательства Российской Федерации о недопущении использования участков лесного фонда для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков;

—  режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов.

В рамках представленной компетенции Россельхознадзором осуществляются надзорные мероприятия на землях сельскохозяйственного назначения и земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель поселений за соблюдением:

— выполнения в соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли;

—  выполнения требований по предотвращению самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

Вышеуказанные специально уполномоченные органы при осуществлении государственного земельного надзора взаимодействуют в установленном порядке с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, правоохранительными органами, организациями и гражданами.

Ряд основных полномочий органов местного самоуправления в области регулирования земельных отношений закреплен положениями федерального законодательства (в частности, статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации). В рамках данных полномочий применительно к территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области представительным органом местного самоуправления города Омска  Омским городским Советом в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Градостроительным кодексом Российской Федерации, Уставом города Омска утвержден ряд муниципальных правовых актов, содержащих нормы земельного права.

Одним из таких актов, а именно решением Омского городского Совета от 20.11.2013 № 177 «О муниципальном земельном контроле на территории города Омска», установлен порядок организации и осуществления муниципального земельного контроля, определены права, обязанности и ответственность должностных лиц, осуществляющих муниципальный земельный контроль, формы осуществления муниципального земельного контроля, права, обязанности физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при проведении мероприятий по муниципальному земельному контролю.

Органом, уполномоченным на осуществление муниципального земельного контроля на территории города Омска, является администрация города Омска в лице структурного подразделения администрации города Омска, осуществляющего функции по управлению муниципальным имуществом города Омска, и территориальных структурных подразделений администрации города Омска в соответствии с функциями, предусмотренными положениями о соответствующих структурных подразделениях администрации города Омска.

Органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля при организации и проведении проверок в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 26.12.2008 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» осуществляют взаимодействие по следующим вопросам:

— информирование о нормативных правовых актах и методических документах по вопросам организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

— определение целей, объема, сроков проведения плановых проверок;

— информирование о результатах проводимых проверок, состоянии соблюдения законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности и об эффективности государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

— подготовка в установленном порядке предложений о совершенствовании законодательства Российской Федерации в части организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

— повышение квалификации специалистов, осуществляющих государственный контроль (надзор), муниципальный контроль.

В отношении отдельных видов муниципального контроля порядок взаимодействия может закрепляться в типовых соглашениях, на основе которых органы государственного контроля (надзора) и муниципального контроля формируют конкретный механизм обмена информацией.

Во исполнение пункта 4 протокола заседания постоянно действующего совещания руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе от 15 октября 2012 года Управлением Росреестра по Омской области (далее — Управление) подготовлен и согласован с Министерством имущественных отношений Омской области проект соглашения «О порядке взаимодействия при осуществлении мероприятий государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля на территории муниципальных образований Омской области». В настоящее время данное соглашение подписано и уже действует в большинстве муниципальных районов Омской области.

В целях координации взаимодействия Управлением по соответствующему обращению Администраций городских и сельских поселений муниципальных образований Омской области проводятся рабочие совещания, посвященные вопросам, возникающим в ходе осуществления мероприятий муниципального земельного контроля. Также в рабочем порядке проводятся консультации представителей органов местного самоуправления по вопросам, возникающим в ходе исполнения последними своих полномочий в сфере земельно – имущественных отношений.

Проведение анализа сведений о взаимодействии Управления и органов местного самоуправления в сфере осуществления государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля позволяет сделать следующие выводы.

За третий квартал 2013 года должностными лицами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, представлено 203 единицы материалов проверки соблюдения земельного законодательства (за аналогичный период 2014 года представлено на 65 единиц больше). В результате рассмотрения данных материалов должностными лицами Управления, осуществляющими государственный земельный надзор в соответствии со статьей 23.21 КоАП РФ, за третий квартал 2013 года взыскано 253 тыс. руб. При этом, за третий квартал 2014 года взыскана сумма, почти в два раза большая вышеназванной (502 тыс. руб.). Очевиден значительный рост всех основных показателей, характеризующих особенности организации взаимодействия органов государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля.

главный специалист-эксперт отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра  по Омской области.

Оцените статью
Единый реестр видов контроля