Государственный надзор за обеспечением экологической безопасности и уровнем надзора за объектами НВОС, подлежащими федеральному экологическому надзору

Государственный надзор за обеспечением экологической безопасности и уровнем надзора за объектами НВОС, подлежащими федеральному экологическому надзору ЕРВК

НПА, применяемые с 01.07.2021 в рамках госэконадзора

Изменения в федеральном законе об охране окружающей среды

Перечень оснований для КНМ: плановых, внеплановых и проводимых на основании программы проверок

Виды и описание КНМ: инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная проверка, выездная проверка, наблюдение за соблюдением обязательных требований, выездное обследование

Госэконадзор с 01. 2021. Как не запутаться в применяемых НПА

• между редакцией, никогда не вступавшей в силу;

• и редакцией, вступившей в силу с изменениями,

особенно в части изучения контрольных (надзорных) мероприятий (далее — КНМ) и контрольных (надзорных) действий (далее — КНД), осуществляемых в рамках государственного экологического контроля (надзора).

Предполагается, что Федеральный закон № 294-ФЗ утратит силу только с 01.01.2025 — это предусмотрено Федеральным законом № 170-ФЗ, который также строго разграничил применение двух законов — № 248-ФЗ и № 294-ФЗ — между собой, и с 01.07.2021 организация и осуществление госэконадзора (как федерального, так и регионального) должны проводиться с применением положений Федерального закона № 248-ФЗ.

Забывать про Федеральный закон № 294-ФЗ не следует, т.к. 2021 г. является переходным периодом и «раскалывает» госэконадзор на две части:
1) проверки по Федеральному закону № 294-ФЗ;
2) КНМ по Федеральному закону № 248-ФЗ.

Основания для применения Федерального закона № 294-ФЗ и НПА, принятых в его развитие, при осуществлении госэконадзора (несмотря на уже действующий Федеральный закон № 248-ФЗ):

• пункт 8 ст. 98 Федерального закона № 248-ФЗ:

8. Организация, проведение и оформление результатов проверок, иных мероприятий государственного контроля (надзора), муниципального контроля, не завершенных на день вступления в силу настоящего Федерального закона, осуществляются в соответствии с положениями нормативных правовых актов, действовавших на дату начала этих проверок, иных мероприятий государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Следовательно, если проверка:

• начата до 01.07.2021 в соответствии с Федеральным законом № 294-ФЗ и НПА, принятыми в его развитие;

• должна завершиться с 01.07.2021 и позже,

она будет завершаться в соответствии с положениями того законодательства и тех НПА, которые действовали на момент начала такой проверки (в части ее организации, проведения и оформления результатов);

• пункт 4 ст. 98 Федерального закона № 248-ФЗ:

Рассмотрим данное положение на примере Московской области.

На момент написания статьи региональный госэконадзор в Московской области осуществляется в соответствии с Порядками, утвержденными Постановлением Правительства Московской области от 18.10.2018 № 763/37.

Данные Порядки не приведены в соответствие с положениями Федерального закона № 248-ФЗ, наоборот, в них содержатся ссылки исключительно на положения Федерального закона № 294-ФЗ. Это допустимо только до конца 2021 г. В этот период Правительство Московской области обязано внести изменения в данный региональный НПА или переиздать его.

Даже если этого не произойдет, с 01.01.2022 организация и осуществление регионального госэконадзора должны будут проводиться в соответствии с положениями Федерального закона № 248-ФЗ без исключений.

Основные положения. Изменения в Федеральном законе № 7-ФЗ[4]

С 01.01.2021 Федеральный закон № 248-ФЗ является основополагающим для организации и осуществления определенного вида государственного контроля (надзора), за рамки которого выходить запрещено. Однако федеральным законом о виде контроля и положением о виде федерального государственного контроля для конкретного вида контроля могут быть уточнены или ограничены те или иные положения Федерального закона № 248-ФЗ.

Федеральный закон № 170-ФЗ также внес следующие изменения в Федеральный закон № 7-ФЗ в части организации и осуществления госэконадзора.

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 8, 2021.

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Споры по недвижимости » Экологическое право » Государственный экологический надзор

Государственный экологический надзор

Кто осуществляет государственный экологический надзор? Какие задачи возложены на государственные органы в сфере экологического надзора? На данные вопросы ответит настоящая статья.

Понятие государственного экологического надзора

Государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными государственными органами, которые контролируют соблюдение экологических требований юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Надзор осуществляется на 2 уровнях: федеральном и региональном.

Федеральный государственный экологический надзор осуществляет Федеральная служба в сфере природопользования — Росприроднадзор. Служба проверяет исполнение экологического законодательства в отношении объектов, перечень которых утвержден Правительством РФ. Это объекты, которые обеспечивают обороноспособность и безопасность государства, государственные энергетические системы, охраняемые природные территории.

Региональный государственный экологический надзор производят территориальные подразделения Росприроднадзора и исполнительные органы субъекта РФ. Правительство субъекта самостоятельно формирует орган, который осуществляет региональный государственный экологический надзор.

Координацией деятельности федеральных и региональных подразделений Росприроднадзора занимается Управление государственного экологического надзора — структурное подразделение Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Главные задачи, которые возложены на Управление:

  • Следить за исполнением законодательства и соблюдением требований в области охраны окружающей среды, а также обеспечением экологической безопасности.
  • Участвовать в реализации и формировании государственной политики в сфере охраны окружающей среды.
  • Принимать участие в разработке нормативных актов и методических документов, на основании которых осуществляется государственный экологический надзор.

Разрабатывать предложения по совершенствованию государственного надзора за исполнением законодательных актов РФ в области природопользования и охраны окружающей среды.

Структура Управления включает в себя следующие отделы:

  • отдел надзора в области охраны окружающей среды и атмосферного воздуха;
  • отдел надзора и регулирования в области обращения с отходами;
  • отдел надзора за водными ресурсами и морского надзора;
  • отдел методического обеспечения и регулирования надзорной деятельности;
  • отдел разрешительной деятельности в области обращения с отходами.

Вам необходима помощь юриста по экологическому праву?

Запишитесь на консультацию к руководителю практики!

Виды государственного экологического надзора

  • земельный надзор;
  • надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
  • надзор за обращением с отходами;
  • надзор в области охраны атмосферного воздуха;
  • надзор в области охраны водных объектов;
  • экологический надзор на континентальном шельфе РФ;
  • экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном море РФ;
  • надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий
  • надзор в области охраны озера Байкал;
  • федеральный лесной надзор;
  • экологический надзор в особой экономической зоне РФ;
  • надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;
  • надзор в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов;
  • федеральный охотничий надзор.

Порядок осуществления государственного экологического надзора

Основная задача государственного экологического надзора  — это профилактика, выявление и пресечение правонарушений в области экологии, а именно: незаконное использование природных ресурсов либо негативное воздействие на окружающую среду.

Государственный экологический надзор осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок.

Плановые проверки проходят по заранее утвержденному графику. Периодичность их проведения – раз в 3 года. Региональное управление Росприроднадзора в конце каждого года формирует план проведения проверок и согласовывает его с прокуратурой. Затем сведения направляются в Генеральную прокуратуру, где составляется сводный план. Ежегодный план проведения проверок и результаты их проведения размещаются на официальном сайте Росприроднадзора.

Внеплановые проверки производят, когда есть для этого основания, например, получена информация о нарушении экологического законодательства,  или для того, чтобы проверить, как выполняются предписания, вынесенные при плановой проверке.

Проверки проводят государственные инспекторы в области охраны окружающей среды, которые наделены определенными полномочиями, а именно:

  • Посещение организаций и предприятий для проведения проверок исполнения требований законодательства в области экологии.
  • Проверка соблюдения нормативных документов в области охраны окружающей среды, выполнения мероприятий и планов по охране окружающей среды, утвержденных хозяйствующим субъектом.
  • Выдача предписаний юридическим и физическим лицам об устранении выявленных нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований.
  • Составление протоколов при выявлении нарушений.
  • Привлечение к административной ответственности виновных в нарушениях.
  • Предъявление исков о возмещении вреда, нанесенного окружающей среде.

Инспектор привлекает хозяйствующего субъекта к ответственности в случае выявления следующих нарушений:

  • Причинение вреда окружающей среде;
  • Причинение вреда имуществу юридических или физических лиц при совершении экологического правонарушения;
  • Причинение вреда здоровью физических лиц при совершении экологического правонарушения.

При выявлении нарушений инспектор сначала устанавливает сам факт причинения ущерба или вреда, а также вину субъекта в этом правонарушении и причинно-следственные связи. Далее определяется размер причиненного ущерба или вреда. Как правило, за нарушение экологического законодательства  должностные лица или руководитель организации привлекаются к административной ответственности и на них налагается штраф, либо оформляется предписание с требованием устранить выявленные нарушения.

Автор статьи

Государственный надзор за обеспечением экологической безопасности и уровнем надзора за объектами НВОС, подлежащими федеральному экологическому надзору

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет;
Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопросы и ответы юристов

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

Администрация отказываются вывозить свалку

Администрация по веневскому району отказываются вывозить свалку которая находится в центре деревни,когда они заключали с нами договора на контейнеры пообещали вывезти все свалки все вывезли,а одна осталась в центре деревни

Экологические штрафы

На нашем предприятии образуется отход навозосодержащие стоки, мы их вносим в поля с заделкой, но труба разорвалась и вылилось все на почву, что является нарушением и экологических надзор нас штрафует. Возможно ли нам послабление штрафа каким либо образом? Мы своевременно запахали участок где произошел разлив, как можно минимизировать размер штрафа?

Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны

Государственный надзор за обеспечением экологической безопасности и уровнем надзора за объектами НВОС, подлежащими федеральному экологическому надзору

Куренкова Елена Владимировна

Муниципальная собственность

Поясните,пожалуйста,возможно ли законное использование районной администрацией старых карьеров для муниципальных нужд по приведению в нормативное состояние автомобильных дорог без лицензии на недра?

Имеет ли право гос. экол. надзор посещать частные дачные участки и выписывать постановления за битый кирпич на участке, грунт

Гос.экол.надзор приехал на мой дачный участок без моего ведома, сфотографировали мешки с битым кирпичом, завезенный крунт (док.на него имеются) и выписали протокол , потом постановление по ст. 8.2 (несоблюдение экологических норм) . Имеют ли право они посещать дачный частный участок?

Тема №5. Государственный экологический надзор.

-Следить за исполнением законодательства и соблюдением требований в области охраны окружающей среды, а также обеспечением экологической безопасности;

— Участвовать в реализации и формировании государственной политики в сфере охраны окружающей среды и др.

— отдел надзора в области охраны окружающей среды и атмосферного воздуха;

— отдел надзора и регулирования в области обращения с отходами;

— отдел надзора за водными ресурсами и морского надзора;

— отдел методического обеспечения и регулирования надзорной деятельности;

— отдел разрешительной деятельности в области обращения с отходами.

Виды государственного экологического надзора:

— земельный надзор;

— надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;

— надзор за обращением с отходами;

— надзор в области охраны атмосферного воздуха;

— надзор в области охраны водных объектов;

— экологический надзор на континентальном шельфе РФ;

— экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном море РФ;

— надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий;

— надзор в области охраны озера Байкал;

— федеральный лесной надзор;

— экологический надзор в особой экономической зоне РФ;

— надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;

— надзор в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов;

федеральный охотничий надзор.

Порядок осуществления государственного экологического надзора.

Основная задача государственного экологического надзора — это профилактика, выявление и пресечение правонарушений в области экологии, а именно: незаконное использование природных ресурсов либо негативное воздействие на окружающую среду.

Внеплановые проверки производят, когда есть для этого основания, например, получена информация о нарушении экологического законодательства, или для того, чтобы проверить, как выполняются предписания, вынесенные при плановой проверке.

— Посещение организаций и предприятий для проведения проверок исполнения требований законодательства в области экологии.

— Проверка соблюдения нормативных документов в области охраны окружающей среды, выполнения мероприятий и планов по охране окружающей среды, утвержденных хозяйствующим субъектом.

— Выдача предписаний юридическим и физическим лицам об устранении выявленных нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований.

— Составление протоколов при выявлении нарушений.

— Привлечение к административной ответственности виновных в нарушениях.

— Предъявление исков о возмещении вреда, нанесенного окружающей среде.

— Причинение вреда окружающей среде;

— Причинение вреда имуществу юридических или физических лиц при совершении экологического правонарушения;

— Причинение вреда здоровью физических лиц при совершении экологического правонарушения.

— При выявлении нарушений инспектор сначала устанавливает сам факт причинения ущерба или вреда, а также вину субъекта в этом правонарушении и причинно-следственные связи.

Экологический контроль — это проверка соблюдения предприятиями, учреждениями, организациями, т.е. всеми хозяйствующими субъектами и гражданами требований по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности общества.

Экологическому контролю посвящена глава XI статьи 64-69 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (2002г.).

Закон предусматривает осуществление экологического контроля на следующих уровнях:

Государственный экологический контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.

Общегосударственную службу мониторинга ООС возглавляет федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет).

Эта служба осуществляет наблюдение за состоянием атмосферного воздуха, поверхностных вод суши, морской среды, почв, околоземного пространства. Росгидромет собирает, обобщает, оценивает информацию и обеспечивает ею государственные органы, министерства, ведомства, население, составляет прогнозы изменений окружающей среды и вероятные последствия таких изменений.

Служба государственного контроля работает на трёх уровнях:

— посты и станции наблюдения по регионам страны, где происходит сбор и первичная обработка информации;

— территориальные, региональные, ведомственные центры работки информации;

— органы мониторинга по отдельным природным объектам (заповедники).

Производственный экологический контроль осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной деятельности мероприятий по ООС, водных ресурсов, а также соблюдения требований ООС.

Хозяйствующие субъекты обязаны организовать производственный экологический контроль и информировать органы исполнительной власти и местного самоуправления о результатах контроля.

Муниципальный экологический контроль на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.

Общественный экологический контроль осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду, предотвращения нарушения законодательства в области ООС.

Он осуществляется общественными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также отдельными гражданами.

Результаты общественного контроля передаются в органы государственной власти РФ, органы местного самоуправления и обязательно рассматриваются.

Постановлением Правительства Челябинской области от 21.12.2011 № 467-П «Об уполномоченном органе» Министерство экологии Челябинской области (далее именуется – Министерство) определено уполномоченным органом на осуществление регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, на территории Челябинской области.

Деятельность по осуществлению регионального государственного экологического надзора в Министерстве реализуют четыре отдела регионального государственного экологического надзора в составе:

отдел регионального государственного экологического надзора (территориально расположен в городе Челябинске), которому подведомственны: Челябинский, Копейский, Южноуральский, Озерский, Снежинский, Троицкий городские округа и Сосновский, Каслинский, Увельский, Еткульский, Еманжелинский, Кунашакский, Троицкий, Октябрьский муниципальные районы;

Златоустовский территориальный отдел регионального государственного экологического надзора, которому подведомственны: Златоустовский, Верхнеуфалейский, Трехгорный городские округа, Ашинский, Катав-Ивановский, Усть-Катавский, Саткинский, Кусинский, Нязепетровский, Пластовский муниципальные районы;

Магнитогорский территориальный отдел регионального государственного экологического надзора, которому подведомственны: Магнитогорский, Локомотивный городские округа и Агаповский, Кизильский, Нагайбакский, Верхнеуральский, Чесменский, Варненский, Карталинский, Брединский муниципальные районы;

Миасский территориальный отдел регионального государственного экологического надзора, которому подведомственны: Миасский, Чебаркульский, Карабашский, Кыштымский, городские округа и Чебаркульский, Уйский, Аргаяшский муниципальные районы.

На особо охраняемых природных территориях регионального значения государственный надзор за соблюдением гражданами требований законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях в порядке, установленном административным регламентом Министерства, осуществляется областным государственным учреждением «Особо охраняемые природные территории Челябинской области» (далее – ОГУ ООПТ).

Региональный государственный экологический надзор в Челябинской области включает в себя:

государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;

государственный надзор в области обращения с отходами;

государственный надзор в области использования и охраны водных объектов;

государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения.

Региональному государственному экологическому надзору подлежат все хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на территории Челябинской области, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.

В рамках осуществления государственного надзора, Министерством в порядке, установленном Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», реализуются:

— проверки (плановые/ внеплановые, документарные/выездные);

— мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) Министерством осуществляется производство по делам об административных правонарушениях.

Экологический надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений субъектами хозяйственной и иной деятельности требований законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения, в том числе, нормативов и нормативных документов в области охраны окружающей среды.

В рамках реализации приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» в 2019 г. Министерством выполнены следующие мероприятия:

1. Объекты по видам регионального государственного экологического надзора (в области обращения с отходами, охраны атмосферного воздуха, в области использования и охраны водных объектов) распределены по категориям риска и размещены на официальном сайте Министерства. Приказом Министерства         от 03.09.2019 № 682 утвержден Перечень объектов, подлежащих региональному государственному экологическому надзору на территории Челябинской области, которым присвоены категории риска. В перечне 1709 объектов.

Приказ и Перечень объектов размещен на официальном сайте Министерства в разделе «Контрольно-надзорная деятельность».

2. План проведения проверок на 2019 г. сформирован на основании риск-ориентированного подхода, размещен на сайте Министерства. Количество субъектов предпринимательства, включенных в план проведения проверок, поэтапно снижается: в 2017 г. – 78, в 2018 г. – 59, в 2019 г. – 40 плановых проверок.

3. Внедрен механизм самообучения подконтрольных субъектов по определению перечней предъявляемых к ним обязательных требований:

— приказом Министерства от 21.05.2018 № 620 утверждены проверочные листы, содержащие обязательные требования (список контрольных вопросов). Проверочные листы применяются при осуществлении регионального государственного экологического надзора. Всего с применением чек-листов в 2019 г. проведено 40 плановых проверок;

— приказом Министерства от 17.10.2018 № 1246 утвержден перечень обязательных требований: перечень нормативных правовых актов по всем видам надзора;

— в целях проведения методической работы на сайте Министерства в разделе «Контрольно-надзорная деятельность» в свободном и открытом доступе размещены тексты нормативных правовых актов, и проверочные листы;

— в целях профилактики нарушений требований природоохранного законодательства для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Министерством разработаны руководства по соблюдению обязательных требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, охраны и использования водных объектов, обращения с отходами, законодательства об особо охраняемых природных территориях. Руководства утверждены приказом Министерства от 01.07.2019 г. № 554 и размещены на официальном сайте в разделе: Контрольно-надзорная деятельность/региональный государственный экологический надзор/перечень обязательных требований.

4. Проведены публичные обсуждения с целью профилактики, предотвращения нарушений требований природоохранного законодательства и разъяснения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, по утвержденному плану-графику (20.03.2019 г. и 25.11.2019 г.).

В публичных обсуждениях приняли участие представители подконтрольных субъектов, прокуратуры, Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Челябинской области, других надзорных органов, муниципальных образований и общественных организаций.

В рамках мероприятия были представлены результаты работы ведомства, озвучены основные показатели надзорной деятельности, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям разъяснены требования природоохранного законодательства и даны ответы на заданные вопросы.

5. Организована работа по созданию в Челябинской области системы общественного контроля Министерством. Создана постоянно действующая комиссия по организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды, принимаются заявления от граждан, изъявивших желание оказывать Министерству содействие в природоохранной деятельности в качестве общественного инспектора на добровольной и безвозмездной основе.

Для повышения эффективности общественного контроля ведется работа по организации взаимодействия с общественными инспекторами по охране окружающей среды согласно порядку, определенному приказом Минприроды России от 12.07.2017 г. № 403 «Об утверждении порядка организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды» и статьей 68 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

6. Министерством утверждена и реализована Программа профилактики нарушений обязательных требований законодательства, разработанная на 2019 год. Утверждена Программа на 2020 — 2022 годы.

Программа профилактики размещена на официальном сайте в разделе: Контрольно-надзорная деятельность/ региональный государственный экологический надзор/профилактика нарушений обязательных требований.

7. Министерством проводится методическая работа с юридическими и физическими лицами, в отношении которых проводятся проверки, направленная на предотвращение нарушений с их стороны.

В рамках проведения мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, выдано 371 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

8. Обобщение практики осуществления регионального государственного экологического надзора с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований размещено на официальном сайте Министерства в разделе: Контрольно-надзорная деятельность/ региональный государственный экологический надзор/профилактика нарушений обязательных требований.

9. Актуализирован размещенный на сайте Министерства Перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного экологического надзора.

Основные результаты надзорной деятельности в 2019 г. представлены в таблице 77.

Информация о неоплаченных штрафах направляется Министерством судебным приставам для принудительного взыскания, а также возбуждаются дела          по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.

Сведения о типовых и массовых нарушениях обязательных требований

1. Под государственным экологическим надзором понимаются деятельность уполномоченных ФОИВ и органов исполнительной власти субъектов РФ, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений ОГВ, ОМС, а также ЮЛ, их руководителями и иными должностными лицами, ИП, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами РФ, настоящим ФЗ, другими ФЗ и принимаемыми в соответствии с ними иными НПА РФ, законамии иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

2. Государственный экологический надзор включает в себя:

— государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;

— государственный земельный надзор;

— государственный надзор в области обращения с отходами;

— государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;

— государственный надзор в области использования и охраны водных объектов;

— государственный экологический надзор на континентальном шельфе Российской Федерации;

— государственный экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном море

— государственный экологический надзор в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

— государственный экологический надзор в области охраны озера Байкал;

— федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану);

— федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;

— федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов;

— федеральный государственный охотничий надзор;

— государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий;

— государственный надзор за соблюдением требований к обращению озоноразрушающих веществ.

4. Государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный экологический надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в установленном порядке.

Задачи государственного экологического надзора:

-наблюдение за состоянием окружающей среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности;

-проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды,

-соблюдение требований природоохранительного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды.

+ ФЗ «О защите прав ЮЛ и ИП ПРИ ОСУЩЕСТВЕЛЕНИИ ГОС И МУНИЦИП НАДЗОРА»

1. Государственный экологический надзор проводится в форме предупредительного и текущего.

Задачей предупредительного надзора является недопущение хозяйственной, управленческой и иной деятельности, которая в будущем может оказывать вредное воздействие на природу. Осуществляется такой надзор на стадиях ее планирования или проектирования этой деятельности, реализации проекта, ввода объектов в эксплуатацию. Текущий государственный экологический надзор осуществляется специально уполномоченными органами на стадии эксплуатации предприятий и иных экологически значимых объектов, в процессе природопользования.

2. Общий и специальный экологический надзор.

Общий экологический надзор осуществляется органами общей компетенции, специальный — органами специальной компетенции.

— Плановые проверки. Не чаще 1 раза в 3 года. Не согласовываются с природопользователем. Осуществляет Росприроднадзор. Уведомление о проверке контролирующий орган должен представить за 3 дня заказным письмом проверяемому. План проверок утверждается Росприроднадзором до начала года и согласуется с прокуратурой;

— Внеплановые проверки. Не чаще, 1 раза в 3 года. Не согласовываются с природопользователем. Осуществляет Росприроднадзор. Уведомление о проверке контролирующий орган должен представить за 3 дня заказным письмом проверяемому. План проверок утверждается Росприроднадзором до начала года и согласуется с прокуратурой;

Внеплановая бывает выездная и документарная.

— Комплексные и целевые проверки. Комплексные проверки проводятся с целью контроля соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды по основным направлениям деятельности в целом по административно — территориальному образованию или в отношении деятельности отдельных природопользователей. Целевые проверки проводятся по отраслевому принципу или по отдельным вопросам соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды в целом по административно — территориальным образованиям или группе природопользователей, занимающихся однородной хозяйственной деятельностью, или в отношении деятельности отдельных природопользователей;

— Проверки по жалобам и заявлениям, поступившим от организаций и граждан;

— Проверки, проводимые по поручению Правительства Москвы, а также по предложениям органов исполнительной власти города Москвы;

— Анализ данных экологического мониторинга в целях планирования мероприятий по осуществлению государственного экологического контроля;

— Анализ данных экологического аудита, проводимого по инициативе специально уполномоченного органа;

— Участие в работе государственных комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительных объектов.

На основании его принимается решение о применении мер воздействия, например: о наложении штрафа за административное правонарушение, постановление о возмещении вреда, причинённого ОС.

Должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды имеют право:

— запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;

— беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о назначении проверки посещать и обследовать используемые при осуществлении хозяйственной и иной деятельности территории, здания, помещения, сооружения, а также проводить необходимые исследования, испытания, измерения, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю;

— выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований.

— составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;

— предъявлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам вследствие нарушений обязательных требований.

Исполнение государственного экологического наздора осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами.

1) формирование ежегодного плана проведения плановых проверок;

2) организация и проведение проверки;

3) привлечение к административной ответственности;

4) контроль за устранением нарушений законодательства в области охраны окружающей среды.

Каждому хозяйствующему субъекту необходимо знать, к какому уровню государственного экологического надзора — федеральному или региональному — относятся эксплуатируемые им объекты. При этом отнесение объектов к одному из уровней надзора требуется не только для определения органа, который уполномочен на проведение проверок в отношении лица, осуществляющего деятельность на данных объектах, но и для решения целого ряда иных вопросов природоохранного характера.

Так, от уровня государственного экологического надзора, к которому будет отнесен объект хозяйственной деятельности, зависит:

1) в какой орган необходимо обращаться за получением природоохранной разрешительной документации, а именно:

Статья 18. Нормирование в области обращения с отходами

Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), утвержденный Приказом Минприроды России от 25.07.2011 № 650 (в ред. от 25.06.2014), определяет порядок, сроки и последовательность действий (административных процедур) Росприроднадзора и его территориальных органов при исполнении государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, и не распространяется на вопросы выдачи разрешений на выбросы стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.

2) в какой орган следует сдавать экологическую отчетность, а именно отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании и размещении отходов (для субъектов малого и среднего предпринимательства);

Извлечение
из Федерального закона № 89-ФЗ

3) в какой орган необходимо подавать заявку о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), на государственный учет:

Извлечение
из Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду
(утв. Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 № 572)

9. Региональные государственные реестры содержат сведения об объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.

10. Ведение федерального государственного реестра осуществляется территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту нахождения объектов.

Извлечение
из Федерального закона № 7-ФЗ

Статья 31.2. Декларация о воздействии на окружающую среду
(вступит в силу 01.01.2019)

  • объекты, оказывающие значительное НВОС и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, — объекты I категории;
  • объекты, оказывающие умеренное НВОС, — объекты II категории;
  • объекты, оказывающие незначительное НВОС, — объекты III категории;
  • объекты, оказывающие минимальное НВОС, — объекты IV категории.

Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029. Анализ данного Постановления см.: Нельзикова Е.А. Массовая категоризация // Справочник эколога. 2015. № 11. С. 10–25 (profiz.ru/eco/11_2015/kategorizaciya) (прим. редакции).

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 7, 2016.

Оцените статью
Единый реестр видов контроля