В библиотеке типовых контрактов ЕИС опубликовали условия контракта на услуги по проведению строительного контроля объектов капитального строительства, финансируемых по программе «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Типовые условия контракта на проведение строительного контроля утверждены Приказом Минстроя от 18.03.2021 № 160/пр.
- В каких случаях заказчикам следует применять типовые условия
- Когда типовые условия контракта применять не нужно
- Что входит в обязанности исполнителя
- Формируем закупочную документацию и проект контракта
- Определяем НМЦК
- Выбираем способ определения поставщика
- Оформляем извещение и устанавливаем требования к участникам
В каких случаях заказчикам следует применять типовые условия
Следует обратить внимание на показатели для применения типового контракта, типовых условий контракта.
- Объекты закупки, соответствующие описанию:
- Размер цены контракта — до 100 000 000 000 000 000,00 рублей.
- Предметом контракта является проведение строительного контроля по объектам капитального строительства, финансируемых в соответствии с государственной программой РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», утвержденной постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2017 г. N 1710, исполнителем по которым является федеральное бюджетное учреждение «Федеральный центр строительного контроля».
Типовой контракт следует применять в случае:
- подготовки извещений об осуществлении закупок, приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом;
- подготовки проектов контрактов, являющихся неотъемлемой частью документации о закупке, извещений о проведении запроса котировок;
- заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Показатели для применения типового контракта (типовых условий контракта) должны одновременно соответствовать данным, характеризующим конкретную закупку. Это является основным условием применения типового контракта.
Когда типовые условия контракта применять не нужно
Типовые условия не применяются при выполнении работ по строительству:
- объектов за пределами территории РФ;
- линейных объектов капитального строительства;
- объектов культурного наследия.
Что входит в обязанности исполнителя
Согласно Приложению 1, утверждённому Приказом Минстроя от 18.03.2021 № 160/пр, в обязанности исполнителя входит оказание услуг по проведению строительного контроля при строительстве объектов в пределах, составе, объёме и на иных условиях, предусмотренных техническим заданием, являющимся неотъемлемой частью контракта. Исполнитель должен проверить:
- полноту и соблюдение сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверность документирования его результатов;
- выполнение подрядчиком контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверности документирования её результатов;
- полноту и соблюдение сроков выполнения подрядчиком контроля.
Применять типовые условия следует с 30 августа 2021 года (п. 15 Правил разработки типовых контрактов).
О специальных правилах, последних изменениях, актуальных и сложных вопросах практики осуществления закупок строительных работ по закону № 44-ФЗ вы можете на курсе повышения квалификации: «Закупки строительных работ по закону № 44-ФЗ».
Вы сможете выбрать только актуальные для вас темы.
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России, рассмотрев обращение от 30.04.2020 по вопросу правомерности заключения государственного контракта на оказание услуг по строительному контролю с лицом, являющимся подрядчиком по капитальному ремонту здания, в отношении которого осуществляется строительный контроль, сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Положениями пунктов 11.8 и 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 N 194н, предусмотрено, что Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
В Минфине России, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Кроме того, Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности действий участников контрактной системы, совершаемых при осуществлении закупок.
Вместе с тем в отношении вопросов, указанных в обращении, Департамент полагает возможным отметить, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом согласно части 6 статьи 31 Закона N 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона N 44-ФЗ.
Кроме того, частью 2 статьи 8 Закона N 44-ФЗ установлено, что при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона N 44-ФЗ, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
На основании изложенного, в случае если в силу законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, предъявляются определенные требования, заказчик обязан установить указанные требования в документации о закупке.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.
Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 468 (далее — Положение).
В пункте 3 Положения установлено, что строительный контроль проводится:- подрядчиком, то есть лицом, осуществляющим строительство;- заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации).
Пунктами 5, 6 Положения установлены виды контрольных мероприятий, осуществляемых подрядчиком и заказчиком при проведении строительного контроля, различающиеся по содержанию, в связи с чем, по мнению Департамента, не могут осуществляться одним лицом, поскольку обратное нивелирует цели и задачи строительного контроля заказчика.
Вместе с тем в соответствии с Положением о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1038, Минстрой России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, в связи с чем по вопросу наличия в действующем законодательстве Российской Федерации запрета на осуществление подрядчиком функций строительного контроля заказчика ГКУ РК вправе обратиться в адрес Минстроя России.
Минфин России, рассмотрев запрос от 22.07.2020 по вопросу возможности заключения контракта на проведение строительного контроля при осуществлении ремонтных работ, в рамках установленной компетенции сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329, Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14.09.2018 № 194н, предусмотрено, что Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
Вместе с тем Минфин России полагает возможным отметить, что в соответствии с положениями пункта 3 части 1 статьи 1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) данный Закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в части, касающейся в том числе заключения предусмотренных Законом № 44-ФЗ контрактов.
При этом в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 3 Закона № 44-ФЗ государственный контракт, муниципальный контракт — гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
Согласно положениям статьи 3 Закона № 44-ФЗ закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд предусматривает совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом № 44-ФЗ порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.
Учитывая вышеизложенное, положения Закона № 44-ФЗ распространяются на закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые заказчиками в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При этом пунктом 7 части 1 статьи 3 Закона № 44-ФЗ установлено определение понятия «заказчик» в контексте Закона № 44-ФЗ, в соответствии с которым заказчиком является государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 Закона № 44-ФЗ бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки.
Частью 1 статьи 2 Закона № 44-ФЗ установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается в том числе на положениях Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.
Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
При этом положениями статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Таким образом, Закон № 44-ФЗ регулирует отношения, связанные с расходованием бюджетных средств при заключении заказчиками соответствующих гражданско-правовых договоров (контрактов) в соответствии с доведенным до государственного (муниципального) заказчика объемом прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Учитывая изложенное, в случае если положениями градостроительного законодательства предусмотрена необходимость проведения строительного контроля при осуществлении ремонтных работ, такая закупка осуществляется путем заключения контракта в порядке, предусмотренном Законом № 44-ФЗ.
Строительный контроль 44-ФЗ — это закупка услуг по проведению проверки документов поставщиков на соответствие техническим требованиям, установленным стандартам и регламентам. Такие заказы осуществляют по особым правилам.
Формируем закупочную документацию и проект контракта
По правилам тендеры по строительному контролю включают в план-график, равно как и другие заказы: проводить закупки, не учтенные в документах планирования, нельзя (ст. 16 № 44-ФЗ).
Перед тем как провести торги, заказчик составляет основные регистры — закупочную документацию, техническое задание, проект контракта. Документы закупки следует формировать в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг (п. 20 Порядка, утв. Приказом Минфина № 113н от 19.07.2019). Из КТРУ берут название услуг, единицу измерения, описание основных характеристик. Поиск проводится по ОКПД2. Вот пример таких услуг:
Требования для закупки строительный контроль описывают по правилам, установленным ст. 33 Федеральной контрактной системы. Кроме того, при подготовке технического задания надлежит руководствоваться Градостроительным кодексом, ПП РФ № 468 от 21.06.2010 и другими отраслевыми нормативами.
В ТЗ указывают и перечень контрольных мероприятий. К ним относятся (п. 6 Положения, из ПП РФ № 468):
- проверка полноты и сроков выполнения исполнителем работ входного контроля, достоверности документов;
- контроль исполнения подрядчиком достоверности документирования и правил хранения документов;
- проверка порядка исполнения технологических операций подрядчиком;
- освидетельствование скрытых работ, промежуточная приемка строительства вместе с подрядчиком;
- контроль соответствия завершенного объекта строительства требованиям проектно-сметной и рабочей документации.
Ведомства не разработали типовой контракт строительного контроля: при подготовке проекта госконтракта учитывайте требования ст. 34 № 44-ФЗ.
С 8 августа 2021 года вступает в силу приказ Минстроя № 160/пр от 18.03.2021. С этого момента начнут действовать типовые условия контракта на осуществление строительного контроля, их необходимо включать в проект госконтракта, который разрабатывают заказчики. Но есть важное правило: типовые условия применяются, только если сведения конкретной закупки полностью соответствуют сразу всем показателям из информационной карты типового соглашения (п. 16 Правил, утвержденных ПП РФ № 606 от 02.07.2014).
Определяем НМЦК
Для закупок услуги строительного контроля действуют особые правила расчета начальной (максимальной) цены контракта. Если государственный или муниципальный заказчик проводит тендер или заключает государственный или муниципальный контракт на строительный контроль с единственным поставщиком, он использует методологию из приказа Минстроя № 841/пр от 23.12.2019 для расчета цены контракта (п. 1 Порядка № 841/пр).
Начальную цену определяют по ПСД, то есть по утвержденной смете на строительные работы. Обычно расходы на проведение стройконтроля включают в сводный сметный расчет — в главу 10 сводной сметы (п. 31 Положения, утвержденного ПП РФ № 87 от 16.02.2008). Для осуществления стройконтроля предусмотрены нормативные затраты. Они определены в ПП РФ № 468 от 21.06.2010.
Инструкция определения НМЦК на строительный контроль (п. 18 Порядка № 841/пр):
- Пересчитываем сметную стоимость услуг на стройконтроль в текущий уровень цен (на дату определения начальной цены), применяя индекс фактической инфляции за период расчета.
- Умножаем показатели сметной стоимости на индекс прогнозной инфляции, установленной на период проведения строительных работ. Индекс прогнозной инфляции равен среднему арифметическому индексов на даты начала и окончания оказания услуг. Эти даты определяются по сметной документации.
Расчет начальной цены проводят по форме, закрепленной в приложении № 3 к Порядку № 841/пр.
Выбираем способ определения поставщика
Возможные способы определения поставщика для закупки стройконтроля таковы:
- Электронный аукцион. Заказчик оценивает участников по ценовым предложениям. Побеждает тот исполнитель, который готов провести строительный контроль по наименьшей цене.
- Открытый конкурс в электронном виде. Этот способ выбирают в том случае, когда ценового показателя недостаточно. Кроме цены, заказчик оценивает качественные и квалификационные характеристики участника торгов.
- Запрос котировок в электронном виде. Его проводят, если цена торгов — не больше трех миллионов рублей. Кроме того, заказчик обязан соблюдать лимит на годовой объем закупок путем электронных котировок (ч. 2 ст. 82.1 № 44-ФЗ).
- Запрос предложений в электронном виде. Запрос предложений проводят только в двух случаях. Первый — если договор строительного контроля заключен с исполнителем контракта и расторгнут в одностороннем порядке, тогда запрос предложений проводят на ту часть услуг, которая не исполнена по предыдущему соглашению (п. 2 ч. 2 ст. 83.1 № 44-ФЗ). Второй — если электронный аукцион на закупку стройконтроля признали несостоявшимся по положениям ч. 4 ст. 71, ч. 15 ст. 83.2 № 44-ФЗ (п. 5 ч. 2 ст. 83.1 № 44-ФЗ).
- Закупки малого объема. Контракт с единственным поставщиком по п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 № 44-ФЗ заключают на сумму до 600 000 рублей и в рамках предельного показателя годового объема малых закупок.
Оформляем извещение и устанавливаем требования к участникам
Извещение составляем по тем же правилам, что и для других закупок, — вносим информацию в специальную электронную форму в Единой информационной системе. В извещении предъявляем единые требования к участникам торгов.
Кроме того, устанавливаем обязательное требование о членстве потенциального исполнителя в строительной саморегулируемой организации (п. 1 ч. 1 ст. 31 № 44-ФЗ). Стройконтроль относится к функционалу застройщика или технического заказчика, а такие функции вправе выполнять только члены СРО (п. 22 ст. 1, ч. 2 ст. 53 ГК РФ). Исполнитель подтверждает членство в саморегулируемой организации выпиской из реестра СРО (ч. 4, 5 ст. 55.17 ГК РФ). Выписка унифицирована: ее форма приведена в приказе Ростехнадзора № 86 от 04.03.2019.
Унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, юридические лица с государственным участием членство в СРО не подтверждают — оно им не требуется для заключения госконтракта с заказчиками, перечисленными в ч. 2.2 ст. 52 ГК РФ.
Необязательно и членство в СРО для исполнителей услуг строительного контроля по контрактам на капитальное строительство, чья стоимость — не больше трех миллионов рублей (письмо Минстроя № 37059-ТБ/02 от 04.09.2018, п. 22 ст. 1, ч. 2.2 ст. 52 ГК РФ). Если заказчик откажет такому поставщику в участии и отклонит его заявку, исполнитель вправе обжаловать действия заказчик в антимонопольной службе. А ФАС с большой вероятностью поддержит позицию поставщика (решение Московского УФАС по делу № 077/06/57-16131/2020 от 29.09.2020, решение Челябинского УФАС по делу № 074/06/105-3007/2020 от 23.12.2020).
Министерство строительства не рекомендует передавать функцию по стройконтролю подрядчику строительства (письмо Минстроя № 55067-ОГ/08 от 20.12.2018). С Минстроем согласен и ФАС, который изложил собственную позицию в разъяснениях «О правомерности выполнения строительно-монтажных работ и проведения строительного контроля одной организацией. Но у региональных управлений антимонопольной службы иная позиция (решение Новосибирского УФАС № 054/06/69-1947/2020 от 06.10.2020). Специалисты ведомства ссылаются на то, что в Федеральной контрактной системе нет прямого запрета на проведение строительства и строительного контроля одним исполнителем.
В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.