Государственный экологический строительный надзор

Вопрос от 1 декабря 2022 года:

Кто осуществляет государственный экологический надзор в рамках государственного строительного надзора?

Ответ: На данный вопрос ответ дан Управлением государственного строительного надзора Ростехнадзора.

Согласно части 5 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в части 1 статьи 54 Кодекса, в отношении которых осуществляется государственный строительный надзор, осуществляется также государственный экологический контроль (надзор) в отношении объектов, строительство, реконструкция которых осуществляются во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в российской части (российском секторе) Каспийского моря, границах особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках на водных объектах, а также при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории.

В соответствии с частью 3 пункта 9 статьи 55 Кодекса для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимо представить в том числе заключение органа уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти, выдаваемое в случаях, предусмотренных частью 5 статьи 54 Кодекса.

Согласно части 8 статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в отношении вышеуказанных объектов капитального строительства федеральный государственный экологический контроль (надзор) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (за исключением федерального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого на объектах, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности).

В соответствии с Положением о федеральном государственном экологическом надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1096 «О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)» (далее – Положение) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный экологический контроль является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.

Учитывая изложенное, если объект капитального строительства, относится к объектам, указанным в части 1 статьи 54 Кодекса и в части 8 статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», то в соответствии с пунктом 44 Положения застройщик или технический заказчик не позднее чем за 7 рабочих дней до начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства обязан направить в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования извещение о начале работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства.

С 01 июля 2019 вступили в силу изменения в часть 3 пункта 9 статьи 55 «Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 № 190-ФЗ», согласно которых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимо получить заключение органа уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, в отношении:

1) объектов капитального строительства, расположенных:

– в границах особо охраняемых природных территорий

– на искусственных земельных участках на водных объектах

2) объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории.

Принятие решения о выдаче разрешения на ввод объектов в вышеуказанных случаях в эксплуатацию без заключения органа федерального государственного экологического надзора невозможно.

Федеральным законом от 25.12.2018 № 496-ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлен исчерпывающий перечень случаев, когда проектная документация не будет являться объектом ГЭЭ по подпункту 75статьи 11 Закона № 174-ФЗ.

В частности, положения подпункта 75 статьи 11 Закона № 174-ФЗ не применяются к проектной документации объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, в случаях, если:

такие объекты введены в эксплуатацию или разрешение на их строительство выдано до 1 января 2019 года;

проектная документация таких объектов представлена на экспертизу проектной документации или на указанную проектную документацию получено заключение такой экспертизы до 1 января 2019 года;

подготовка проектной документации таких объектов предусмотрена подготовленной, согласованной и утвержденной в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах до 1 января 2019 года проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр в отношении нефти и природного газа.

Поэтому, объекты, вводимые в эксплуатацию с 01.07.2019г., указанные в части 3 пункта 9 статьи 55 «Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 № 190-ФЗ», могут не являться объектами государственной экологический экспертизы.

Таким образом, при вводе в эксплуатацию объекта I категории необходимо получить заключение Росприроднадзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации.

Федеральный государственный экологический надзор в отношении таких объектов, осуществляется путем проведения внеплановых выездных проверок по месту размещения объектов территориальным органом Росприроднадзора, осуществляющим полномочия на соответствующей территории в порядке, установленном приказом Росприроднадзора от 28.06.2019г. № 347.

Согласно пункту 7 статьи 54 ГрК РФ (в редакции до 01.07.2021) федеральный государственный экологический надзор осуществлялся лишь в отношении объектов, строительство которых осуществлялось в исключительной экономической зоне РФ, на континентальном шельфе РФ, во внутренних морских водах, в территориальном море РФ, на землях особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках на водных объектах.

Из вышеуказанной нормы не следует, что в отношении ОКС 1 категории осуществлялся федеральный государственный экологический надзор, в указанной норме речь идет про некий государственный надзор, но точно не федеральный государственный экологический надзор. В противном случае требования федерального государственного экологического надзора надлежало бы распространить за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охрану объектов культурного наследия при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия.

Осуществление федерального государственного экологического надзора исключительно в отношении объектов, строительство которых осуществлялось в исключительной экономической зоне РФ, на континентальном шельфе РФ, во внутренних морских водах, в территориальном море РФ, на землях особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках на водных объектах также следует из пункта 11 Положения о федеральном государственном экологическом надзоре, утвержденного постановлением Правительства от 08.05.2014 № 426 (действовало до 01.07.2021).

Оцените статью
Единый реестр видов контроля