- Что такое Роспотребнадзор
- Виды проверок
- Структура, функции и полномочия Роспотребнадзора
- Представители Роспотребнадзора имею право проверять
- Комментарий к ст. 13 КоАП
- Судебная практика по статье 23. 13 КоАП
- Правила поведения при проверках
- Личный прием граждан руководством
- Структура, контролирующая службу
- Объекты исследования
- Права
- Что вне компетенции
- Как найти управление в своем регионе
- Итоги проверки
Что такое Роспотребнадзор
Именно эта организация защищает права граждан Российской Федерации как потребителей, организует проверки.
Многие россияне без юридического образования не понимают, зачем нужен закон о защите потребителей, ведь косвенно он их никак не касается. Однако, это важный закон: он защищает граждан от недобросовестных компаний, которые продают товар, изготовленный с нарушением стандартов и ГОСТов.
При столкновении с таким нарушением, обращайтесь на официальный сайт Роспотребнадзора РФ. Эта служба разберется со сложными, запутанными случаями и разъяснит потребителю его права и возможности.
- Что такое Роспотребнадзор
- Структура, функции и полномочия Роспотребнадзора
- Права
- Что вне компетенции
- Виды проверок
- Правила поведения при проверках
- Объекты исследования
- Итоги проверки
- Структура, контролирующая службу
- Личный прием граждан руководством
- Как найти управление в своем регионе
1. Органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 6.3, статьями 6.4 — 6.7, 6.24, 6.25, 6.35, частью 2 статьи 7.2 (в части уничтожения или повреждения знаков санитарных (горно-санитарных) зон и округов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов), статьей 8.5 (в части информации о состоянии атмосферного воздуха, источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также о радиационной обстановке), частями 2, 3 и 4 статьи 8.42, частями 8 и 9 статьи 9.22, частями 1 и 2 статьи 14.43, статьями 14.44 — 14.46, частями 1 — 4 статьи 14.46.2 настоящего Кодекса.
2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:
1) главный государственный санитарный врач Российской Федерации, его заместители;
2) главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации, их заместители;
3) главные государственные санитарные врачи по городам, районам, на транспорте, их заместители;
4) — 5) утратили силу. — Федеральный закон от 14.10.2014 N 307-ФЗ;
6) главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в области внутренних дел, обороны, исполнения наказаний, мобилизационной подготовки и мобилизации, безопасности, государственной охраны, санитарно-эпидемиологического благополучия работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и населения отдельных территорий, их заместители, главный государственный санитарный врач по объектам Управления делами Президента Российской Федерации, его заместители — об административных правонарушениях, совершенных в подведомственных и обслуживаемых организациях, а также на подведомственных и обслуживаемых объектах и обслуживаемых территориях;
7) главные государственные санитарные врачи территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в области внутренних дел, обороны, исполнения наказаний, безопасности, государственной охраны, санитарно-эпидемиологического благополучия работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и населения отдельных территорий, их заместители — об административных правонарушениях, совершенных в подведомственных и обслуживаемых организациях, а также на подведомственных и обслуживаемых объектах и обслуживаемых территориях.
3. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 14.43, статьями 14.44 — 14.46, частями 1 — 4 статьи 14.46.2 настоящего Кодекса, рассматривают должностные лица, указанные в пунктах 1 — 3 части 2 настоящей статьи.
Государственный
надзор как основной осуществляется
Государственной санитарно-эпидемиологической
службой РФ, систему которой образуют
Государственный комитет
санитарно-эпидемиологического надзора
РФ (Госкомсанэпиднадзор России); центры
санитарно-эпидемиологического надзора
в субъектах РФ, городах, районах, на
водном и воздушном транспорте;
научно-исследовательские учреждения;
дезинфекционные станции и другие
санитарно-профилактические учреждения
и организации, а также предприятия по
производству медицинских иммунобиологических
препаратов. Он определяется как
деятельность органов и санитарно-профилактических
учреждений, направленная на профилактику
заболеваний людей путем предупреждения,
обнаружения и пресечения нарушений
санитарного законодательства РФ. В
содержание государственного надзора
входит наблюдение, оценка и прогнозирование
здоровья населения в связи с состоянием
среды его обитания; выявление причин и
условий инфекционных и массовых
неинфекционных заболеваний; разработка
обязательных для исполнения предложений
по проведению мероприятий, обеспечивающих
санитарно-эпидемиологическое благополучие
населения; контроль за проведением
гигиенических и противоэпидемических
мероприятий, соблюдение санитарного
законодательства организациями и
гражданами; применение мер пресечения
санитарного правонарушения и привлечение
к ответственности лиц, их совершивших.
А также подразумевает собой государственный
учет отравлений и инфекционных заболеваний
(профессиональных и массовых) в связи
с неблагоприятным воздействием на
здоровье человека факторов среды его
обитания.
Министерство
Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных
бедствий (МЧС России) осуществляет
руководство и координацию работ в
области предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, вызванных
авариями, катастрофами, в том числе
радиационными, стихийными бедствиями.
Для реализации возложенных на него
задач МЧС России организует разработку
и осуществление на территории РФ
мероприятий по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
руководит функционированием единой
государственной системы предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(РСЧС); проводит государственный надзор
за выполнением установленных нормативных
требований по предупреждению и Ликвидации
чрезвычайных ситуаций, состоянием
готовности органов управления, сил и
средств РСЧС к выполнению неотложных
работ при возникновении чрезвычайных
ситуаций; руководит функционированием
и развитием федеральной системы
сейсмологических наблюдений и прогноза
землетрясений; организует совместно с
заинтересованными организациями и
координирует работу по прогнозированию
вероятности возникновения чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного
характера, их моделированию, районированию
территории РФ по наличию потенциально
опасных производств, объектов и угрозы
стихийных бедствий, разработке и
внедрению нормативных показателей
степени риска на объектах народного
хозяйства и территориях.
Государственный
санитарно-эпидемиологический надзор —
деятельность по предупреждению,
обнаружению, пресечению нарушений
законодательства Российской Федерации
в области санитарно-эпидемиологического
благополучия населения в целях охраны
здоровья населения и среды обитания.
Государственный
санитарно-эпидемиологический надзор
включает в себя: контроль за выполнением
санитарного законодательства,
санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий,
предписаний и постановлений должностных
лиц, осуществляющих государственный
санитарно-эпидемиологический надзор;
санитарно-карантинный контроль в пунктах
пропуска через Государственную границу
Российской Федерации; меры пресечения
нарушений санитарного законодательства,
выдачу предписаний и вынесение
постановлений о фактах нарушения
санитарного законодательства, а также
привлечение к ответственности лиц, их
совершивших; контроль за
санитарно-эпидемиологической обстановкой;
проведение санитарно-эпидемиологических
расследований, направленных на
установление причин и выявление условий
возникновения и распространения
инфекционных заболеваний и массовых
неинфекционных заболеваний (отравлений);
разработку предложений о проведении
санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий;
статистическое наблюдение в области
обеспечения санитарно-эпидемиологического
благополучия населения на федеральном
уровне, государственный учет инфекционных
заболеваний, профессиональных заболеваний,
массовых неинфекционных заболеваний
(отравлений) в связи с вредным воздействием
факторов среды обитания в целях
формирования государственных
информационных ресурсов.
С категорией
государственного санитарно-эпидемиологического
надзора тесно связано государственное
санитарно-эпидемиологическое нормирование,
основной задачей которого является
установление санитарно-эпидемиологических
требований, обеспечивающих безопасность
для здоровья человека среды его обитания.
Нормативными
правовыми актами, устанавливающими
санитарно-эпидемиологические требования,
являются государственные
санитарно-эпидемиологические правила
(санитарные правила, санитарные правила
и нормы, санитарные нормы, гигиенические
нормативы), содержащие: гигиенические
и противоэпидемические требования по
обеспечению санитарно-эпидемиологического
благополучия населения, профилактики
заболеваний человека, благоприятных
условий его проживания, труда, быта,
отдыха, обучения и питания, а также
сохранению и укреплению его здоровья;
оптимальные и предельно допустимые
уровни влияния на организм человека
факторов среды его обитания; максимально
или минимально допустимое количественное
и (или) качественное значение показателя,
характеризующего с позиций безопасности
и (или) безвредности для здоровья человека
тот или иной фактор среды его обитания.
В целях обеспечения
санитарно-эпидемиологического
благополучия в России государственной
санитарно-эпидемиологической службой
Российской Федерации, являющейся единой
федеральной централизованной системой
органов и учреждений, осуществляется
санитарно-эпидемиологический надзор.
Федеральным органом исполнительной
власти, уполномоченным осуществлять
государственный санитарно-эпидемиологический
контроль и надзор, является действующая
в системе Министерства здравоохранения
социального развития РФ Федеральная
служба по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека.
Органы государственной
санитарно-эпидемиологической службы
и их должностные лица, перечисленные в
ст. 23.13 КоАП РФ, наделены правом
привлекать к административной
ответственности физических и юридических
лиц, виновных в совершении административных
правонарушений, предусмотренных
ст. 6.3-6.7, 7.2, 7.8, 8.2, 8.5, 8.6, 14.4 КоАП РФ.
Государственный санитарно-эпидемиологический
надзор — это деятельность по предупреждению,
обнаружению, пресечению нарушений
законодательства РФ в области обеспечения
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения в целях охраны
здоровья населения и среды обитания.
Данный вид контрольно-надзорной
деятельности представляет собой
конкретную разновидность надведомственного
контроля.
Государственный санитарно-эпидемиологический
надзор имеет ряд особенностей, а именно:
1) согласно п. 1 ст. 51 ФЗ «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения» от 30 марта 1999 г. № 52 (в ред.
от 31 декабря 2005 г.)12
данный вид надзора осуществляется во
внесудебном порядке. Государственные
санитарные врачи и их заместители в
соответствии с компетенцией рассматривают
материалы и дела о нарушениях санитарного
законодательства;
2) в порядке государственного надзора
осуществляется проверка исполнения
общеобязательных правил специального
характера (например: проектирования,
строительства, реконструкции, технического
перевооружения объектов и ввода в
эксплуатацию; эксплуатацию объектов
производства, реализацию и применение
продукции; использование водных объектов
в целях питьевого, хозяйственно-бытового
водоснабжения, купания, занятий спортом,
отдыха и т.д.). Такая целевая направленность
отличает государственный
санитарно-эпидемиологический надзор
от общего и ведомственного контроля, в
задачи которых входит наблюдение за
всеми сторонами деятельности подчиненных
объектов и проверка исполнения ими
общего законодательства;
3) предметом государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
является оценка деятельности поднадзорных
объектов, включающих в себя различные
факторы среды обитания человека;
4) государственный санитарно-эпидемиологический
надзор распространяется на всех, кто
обязан соблюдать общеобязательные
правила, т.е. и на граждан, и на
государственные, и на негосударственные
организации;
5) субъекты государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
применяют к поднадзорным объектам
средства административного принуждения
(предупреждение, пресечение, наказание,
предусмотренные ст. 50, 51 Закона «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения» и гл. 6 КоАП РФ);
6) для реализации задач государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
созданы специальные органы — Федеральная
служба по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия населения
и ее территориальные органы.
В соответствии с «Положением об
осуществлении государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
в Российской Федерации»13,
утвержденным Постановлением Правительства
РФ от 15 сентября 2005 г. № 569, основными
задачами государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
в Российской Федерации являются
профилактика инфекционных и массовых
неинфекционных заболеваний населения
РФ, предупреждение вредного воздействия
на человека факторов среды обитания, а
также гигиеническое воспитание и
обучение граждан.
Основные направления деятельности
органов государственного
санитарно-эпидемиологического надзора:
1) профилактика заболеваний в соответствии
с создавшейся санитарно-эпидемиологической
обстановкой и прогнозом ее изменения;
2) контроль за выполнением
санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий и
обязательным соблюдением гражданами,
индивидуальными предпринимателями и
юридическими лицами санитарных правил
как составной части осуществляемой ими
деятельности;
3) создание экономической заинтересованности
граждан, индивидуальных предпринимателей,
юридических лиц в соблюдении санитарного
законодательства;
5) сертификация продукции, работ и услуг,
представляющих потенциальную опасность
для человека;
6) спецификация продукции, работ и услуг
и лицензирование видов деятельности,
представляющих потенциальную опасность
для здоровья человека;
7) государственная регистрация опасных
веществ и отдельных видов продукции;
9) информирование
населения о возникновении инфекционных
заболеваний;
10)
гигиеническое воспитание и обучение
населения;
11)
привлечение к ответственности за
нарушение санитарно-гигиенического
законодательства.
Государственный
санитарно-эпидемиологический надзор
согласно ст. 44 Закона «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения» включает в себя:
1)
контроль выполнения санитарного
законодательства, санитарно-
противоэпидемических (профилактических)
мероприятий, предписаний и постановлений
должностных лиц, осуществляющих
государственный санитарно-эпидемиологический
надзор;
2)
санитарно-карантинный контроль в пунктах
пропуска через Государственную границу
РФ;
3) меры
пресечения нарушений санитарного
законодательства, выдачу предписаний
и вынесение постановлений о фактах
нарушения санитарного законодательства,
а также привлечение к ответственности
лиц, их совершивших;
5)
проведение санитарно-эпидемиологических
расследований, направленных на
установление причин и выявление условий
возникновения и распространения
инфекционных заболеваний и массовых
неинфекционных заболеваний (отравлений);
6)
разработку предложений о проведении
санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий;
7)
статистическое наблюдение в области
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения на федеральном
уровне, государственный учет инфекционных
заболеваний, массовых неинфекционных
заболеваний (отравлений) в связи с
вредным воздействием факторов среды
обитания в целях формирования
государственных информационных ресурсов.
Федеральным
органом исполнительной власти,
уполномоченным осуществлять государственный
санитарно-эпидемиологический надзор
в РФ, является Федеральная служба по
надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека, а также ее
территориальные органы, созданные в
установленном законодательством РФ
порядке для осуществления государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
в субъектах РФ, муниципальных образованиях
и на транспорте.
В
соответствующих сферах деятельности
государственный санитарно-эпидемиологический
надзор осуществляют: Министерство
внутренних дел РФ, Министерство обороны
РФ, Федеральная служба исполнения
наказаний, Главное управление специальных
программ Президента РФ, Управление
делами Президента РФ, Федеральная служба
безопасности РФ, Федеральная служба
охраны РФ, Федеральная служба РФ по
контролю за оборотом наркотиков и
Федеральное медико-биологическое
агентство.
Федеральная
служба по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека
и ее территориальные органы, структурные
подразделения, центры гигиены и
эпидемиологии и другие учреждения,
осуществляющие свою деятельность в
целях обеспечения государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
в РФ, составляют единую федеральную
централизованную систему государственного
санитарно-эпидемиологического надзора.
Законодательной
базой деятельности Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека является
санитарное законодательство, которое
основывается на Конституции РФ и состоит
из ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения», «О качестве
и безопасности пищевых продуктов» от
2 января 2000 г. (в ред. ФЗ от 30 декабря 2001
г. № 196-ФЗ, от 10 января 2003 г. № 15-ФЗ, от 30
июня 2003 г. № 86-ФЗ, от 22 августа 2004 г. №
122-ФЗ, от 9 мая 2005 г. № 45-ФЗ, от 31 декабря
2005 г. № 199-ФЗ, от 31 марта 2006 г. № 45-ФЗ)14,
«О лицензировании отдельных видов
деятельности» от 8 августа 2001 г. (в ред.
ФЗ от 13 марта 2002 г. № 28-ФЗ, от 21 марта 2002
г. № 31-ФЗ, от 9 декабря 2002 г. № 164-ФЗ, от 10
января 2003 г. № 17-ФЗ, от 27 февраля 2003 г. №
29-ФЗ, от 11 марта 2003 г. № 32-ФЗ, от 26 марта
2003 г. № 36-ФЗ, от 23 декабря 2003 г. № 185-ФЗ,
от 2 ноября 2004 г. № 127-ФЗ, от 21 марта 2005 г.
№ 20-ФЗ, от 2 июля 2005 г. № 80-ФЗ, от 31 декабря
2005 г. № 200-ФЗ, от 27 июля 2006 г. № 156-ФЗ)15,
«О радиационной безопасности населения»
от 9 января 1996 г. (в ред.
ФЗ от 22 августа 2004 г.)16,
а также принимаемых в соответствии с
ними законов и иных нормативных правовых
актов РФ, законов и иных нормативных
правовых актов субъектов РФ.
Органами
и учреждениями государственной
санитарно-эпидемиологической службы
РФ проводятся санитарно-эпидемиологические
экспертизы, расследования, обследования,
исследования, испытания, а также
токсикологические, гигиенические и
иные виды оценок.
В
соответствии с требованиями Закона
государственная санитарно-эпидемиологическая
служба РФ осуществляет надзор за ввозом,
производством, применением продукции
производственно-технического назначения,
товаров народного потребления и другой,
потенциально опасной для здоровья
населения продукции.
На
основании вышеизложенного следует
отметить, что государственный
санитарно-эпидемиологический надзор
является самостоятельным видом
контрольно-надзорной деятельности по
обеспечению законности и дисциплины в
процессе реализации исполнительной
власти и обладает следующими признаками:
1)
отсутствие организационной подчиненности
субъектов государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
и поднадзорных объектов;
2)
оценка деятельности поднадзорных
субъектов по вопросам
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения;
3)
невозможность вмешательства в
оперативно-хозяйственную деятельность
поднадзорного объекта;
4)
наличие специального объекта надзорной
деятельности — санитарных норм и правил,
требований санитарно-эпидемиологического
законодательства;
5)
возможность применения мер административного
принуждения, предусмотренных КоАП РФ
и ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения».
Организацию
государственного санитарно-эпидемиологического
надзора в РФ осуществляют: руководитель
Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия
человека — главный государственный
санитарный врач РФ, а также руководители
территориальных органов Федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека
— главные государственные санитарные
врачи по субъектам РФ; главные
государственные санитарные врачи по
городам, районам и на транспорте; главный
государственный санитарный врач
Министерства внутренних дел РФ; главный
государственный санитарный врач
Министерства обороны РФ; главный
государственный санитарный врач
Федеральной службы исполнения наказаний;
главный государственный санитарный
врач Главного управления специальных
программ Президента РФ и др.
Должностными
лицами, уполномоченными осуществлять
государственный санитарно-эпидемиологический
надзор в РФ, являются: руководитель
Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия
человека — главный государственный
санитарный врач РФ; заместители
руководителя Федеральной службы по
надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека — заместители
главного государственного санитарного
врача РФ; заместители главного
государственного санитарного врача РФ
— главные государственные санитарные
врачи федеральных органов исполнительной
власти и их заместители; руководители
территориальных органов Федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека
— главные государственные санитарные
врачи по субъектам РФ и их заместители;
руководители структурных подразделений
и их заместители, специалисты федеральных
органов исполнительной власти и др.
Должностные
лица, осуществляющие государственный
санитарно-эпидемиологический надзор
в РФ, обладают полномочиями, установленными
ст. 50, 51 и 52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения», и несут
ответственность за ненадлежащее
исполнение своих служебных обязанностей,
а также за сокрытие фактов и обстоятельств,
создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому
благополучию населения, в порядке,
установленном законодательством РФ.
Виды проверок
Федеральная служба организует несколько видов осмотров:
Важно: обращение должно быть не анонимным, перечислять конкретные факты о нарушения. В случае отсутствия выполнения этих требований жалоба не будет рассмотрена. Главу компании также могут не предупреждать о проверке в экстренном случае.
Запомните: если вы поняли, что сотрудники нарушили ваши права, направьте жалобу в суд, либо обратитесь к вышестоящим органам.
Структура, функции и полномочия Роспотребнадзора
- Территориальные управления;
- Региональные центры гигиены и эпидемиалогии;
- Научные центры;
- Противочумные станции;
- Ведомственные санэпид службы.
Руководитель главного центра — Анна Попова – государственный санитарный врач России и ее заместители.
Вся информация о работе службы, руководстве и структурных подразделениях размещена на официальном сайте Федеральной службы http://rospotrebnadzor.ru.
Чем же занимается Роспотребнадзор? В компетенцию структурных подразделений и территориальных органов роспотребнадзора входит:
- Составление регламентов и технического регулирования изготовления товаров / услуг.
- Надзор в области санитарно-эпидемиологических правил.
- Контроль защиты прав потребителя и благополучия человека в общественных местах.
- Проведение проверок, выдача эпидемиологических заключений после осмотров.
- Проверка работников на предмет наличия всех медицинских справок и соответствующего образования.
- Проверяет соблюдение законодательства РФ:
санитарно-эпидемиологическое;правила продажи;о защите прав потребителей. - санитарно-эпидемиологическое;
- правила продажи;
- о защите прав потребителей.
- Санитарно-карантинный пограничный контроль.
- Надзор за качеством, безопасностью продовольственных товаров
для госнужд;при ввозе из других стран. - для госнужд;
- при ввозе из других стран.
- Контроль за соблюдением требований по безопасности товаров / услуг.
Представители Роспотребнадзора имею право проверять
- Контрольные журналы, правильность их ведения, заполнения;
- документы:
об образовании;трудовые договора;санкнижки;заключения пожарных, санитарных служб региона. - об образовании;
- трудовые договора;
- санкнижки;
- заключения пожарных, санитарных служб региона.
- действительность лицензий, сертификатов, акцизов;
- кассовые аппараты, делать контрольные закупки.
Комментарий к ст. 13 КоАП
В соответствии с ч. 2 ст. 46 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с послед. изм.) государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляют органы и учреждения, представляющие собой единую федеральную централизованную систему. Система государственного санитарно-эпидемиологического надзора включает в себя:
федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации;
территориальные органы, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и на транспорте;
учреждения, структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти по вопросам обороны, внутренних дел, безопасности, юстиции, контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор соответственно в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, на объектах обороны и оборонного производства, безопасности и иного специального назначения;
государственные научно-исследовательские и иные учреждения, осуществляющие свою деятельность в целях обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации.
В настоящее время федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и на транспорте. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека подведомственна Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Ее статус определен Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 322) (с изменениями от 23 мая, 14 декабря 2006 г.).
Организацию государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации также осуществляют:
руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — главный государственный санитарный врач Российской Федерации, а также:
руководители территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации;
главные государственные санитарные врачи по городам, районам и на транспорте;
главный государственный санитарный врач Министерства внутренних дел Российской Федерации;
главный государственный санитарный врач Министерства обороны Российской Федерации;
главный государственный санитарный врач Федеральной службы исполнения наказаний;
главный государственный санитарный врач Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации;
главный государственный санитарный врач по объектам Управления делами Президента Российской Федерации;
главный государственный санитарный врач Федеральной службы безопасности Российской Федерации;
главный государственный санитарный врач Федеральной службы охраны Российской Федерации;
главный государственный санитарный врач Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков;
главный государственный санитарный врач Федерального медико-биологического агентства.
Судебная практика по статье 23. 13 КоАП
Постановление Верховного Суда РФ от 01.11.2018 N 44-АД18-19
В силу статей 23.13, 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностные лица Роспотребнадзора вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.4 названного Кодекса.
Доводы, имеющие правовое значение, были проверены в ходе производства по делу, не нашли своего подтверждения и правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых актах.
Постановление Верховного Суда РФ от 01.06.2022 N 64-АД22-1-К9
В силу части 1 статьи 23.13, части 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.5 названного кодекса, составляют должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Принимая указанные выше акты, судья городского суда и вышестоящие судебные инстанции фактически исходили из того, что действия общества могли быть квалифицированы только по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставив без должного внимания положения названных норм.
Правила поведения при проверках
- Ведите съемку всего мероприятия. В дальнейшем вы сможете выявить все нарушения проверяющих и показать это в суде как доказательство вашей правоты.
- Изучите распоряжение, выданное вам в случае внеплановых осмотров: причину, дату проведения, другие имеющиеся данные.
- Если процедура проходит некорректно со стороны служащих, обратитесь к адвокату при дальнейших разбирательствах.
- Вежливость – самое главное. Но во всем знайте меру, отстаивайте права в случае их нарушения.
В течение пятнадцати календарных дней ИП может подать заявление о пересмотре результатов в прокуратуру, приложив доказательства.
Личный прием граждан руководством
В общественной приемной территориальных органов вы можете изложить свои требования или жалобы. Также можно лично или письменно обратиться в центральный аппарат Федеральной службы. Порядок личного приема и рассмотрения письменных обращений вы можете найти на:
- информационном ресурсе службы защиты прав потребителей — официальном сайте;
- на официальных сайтах ее подразделений.
Для более полного информирования граждан о работе Службы перейдите на вкладку «Гражданам» на официальном сайте rospotrebnadzor.ru.
Структура, контролирующая службу
Роспотребнадзор – государственный орган с 2012 года, поэтому действия организации контролирует правительство.
Объекты исследования
- Пищевая продукция;
- Вода из источников и питьевая;
- Парфюмерия;
- Косметика;
- Детские вещи;
- Одежда и обувь;
- Фурнитура;
- Оборудование, связанное с пищей;
- Сигареты;
- Бытовая химия;
- Школьная продукция;
- Мебель;
- Воздух;
- Почва.
Права
Роспотребнадзор – государственный орган, выступающий третьим лицом в отношениях потребителя и производителя, защищая права обоих субъектов. Служба должна быть полностью ознакомлена с требованиями обоих участников конфликта. Роспотребнадзор может потребовать привлечение других государственных органов, организовать судебные процессы или обжаловать их.
Важно: действия сотрудников службы регламентированы «Положением о федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека»
Что вне компетенции
Полномочия службы не безграничны. Она не вправе:
- Проверять вашу фирму без главных сотрудников компании. Исключение — случаи, в которых действия фирмы систематически угрожает здоровью, жизнью жителей страны, животных или растений, расположенных на территории России.
- Забирать оригиналы документов, просить предъявить что-то, не являющееся объектом проверки.
- Брать пробы продукции фирмы для исследований сверх установленных норм. Инспекторы должны оформить для этих процедур акт об отборе в медицинской лаборатории.
Как найти управление в своем регионе
На официальном сайте Роспотребнадзора наведите курсор на вкладку Роспотребнадзор, из выпадающего списка выберите «Структура». Вы увидите иерархию подразделений. Выберите то, что вам нужно. Для всех структурных подразделений дана информация:
- Адрес места нахождения;
- Официальный сайт.
Итоги проверки
По итогам проверок представители Роспотребнадзора имеют право:
- выдавать предписания о нарушении;
- составлять протоколы о нарушениях;
- выписывать штрафы.