Правовая
основа федерального государственного
санитарно-эпидемио-логического надзора
и надзора в области защиты прав
потребителей формируется с учетом ст.
41 Конституции РФ, в ч. 1 которой, в
частности, указано, что каждый имеет
право на охрану здоровья, а также ст.
42 Конституции РФ, согласно которой
каждый имеет право на благоприятную
окружающую среду, достоверную информацию
о ее состоянии и на возмещение ущерба,
причиненного его здоровью или имуществу
экологическим правонарушением.
Специальные
вопросы, связанные с санитарно-эпидемиологическим
благополучием, отражены в Федеральном
законе от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения» (далее – Федеральный закон
№ 52-ФЗ), который направлен на обеспечение
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения как одного из
основных условий реализации конституционных
прав граждан на охрану здоровья и
благоприятную окружающую среду.
Государственное
регулирование в области обеспечения
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения, в первую очередь,
заключается в государственном
санитарно-эпидемиологическое нормировании,
которое включает в себя:
—
разработку единых требований к проведению
научно-исследовательских работ по
обоснованию санитарных
правил;
—
контроль за проведением научно-исследовательских
работ по государственному
санитарно-эпидемиологическому
нормированию;
-разработку
проектов санитарных правил, экспертизу,
публичное обсуждение, утверждение и
опубликование санитарных правил, а
также внесение изменений в санитарные
правила и признание их утратившими
силу;
—
контроль за внедрением санитарных
правил, изучение и обобщение практики
их применения;
—
регистрацию и систематизацию санитарных
правил, формирование и ведение единой
федеральной базы данных
в области государственного
санитарно-эпидемиологического
нормирования.
В
соответствии со ст. 38
Федерального
закона № 52-ФЗ разработка санитарных
правил осуществляется федеральным
органом
исполнительной власти, осуществляющим
федеральный государственный
санитарно-эпидемиологический надзор,
в связи с установленной необходимостью
санитарно-эпидемиологического
нормирования факторов среды обитания
и условий жизнедеятельности человека
в порядке, установленном положением
о государственном санитарно-эпидемиологическом
нормировании.
Разработка
санитарных правил должна предусматривать:
—
проведение комплексных исследований
по выявлению и оценке воздействия
факторов среды обитания на здоровье
населения;
—
определение санитарно-эпидемиологических
требований предотвращения вредного
воздействия факторов среды обитания
на здоровье населения;
—
установление критериев безопасности
и (или) безвредности, гигиенических
и иных нормативов
факторов среды обитания;
—
анализ международного опыта в области
санитарно-эпидемиологического
нормирования;
—
установление оснований для пересмотра
гигиенических и иных нормативов;
—
прогнозирование социальных и экономических
последствий применения санитарных
правил;
—
обоснование сроков и условий введения
санитарных
правил
в действие.
На
территории Российской Федерации
действуют федеральные санитарные
правила, утвержденные федеральным
органом исполнительной власти,
осуществляющим федеральный государственный
санитарно-эпидемиологический надзор,
в порядке,
установленном Правительством Российской
Федерации (ч. 1 ст. 39 Федерального закона
№ 52-ФЗ).
Существенное
значение для создания правовой основы
федерального государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
и надзора в области защиты прав
потребителей являются лицензирование
отдельных видов деятельности,
представляющие потенциальную опасность
для человека, а также государственная
регистрация веществ и продукции, которым
посвящен отдельный вопрос настоящей
лекции.
В
силу ст. 44
Федерального
закона № 52-ФЗ федеральный государственный
санитарно-эпидемиологический надзор
включает в себя:
1)
организацию и проведение проверок
выполнения органами государственной
власти, органами местного самоуправления,
а также юридическими лицами, их
руководителями и иными должностными
лицами, индивидуальными предпринимателями,
их уполномоченными представителями
(далее — юридические лица, индивидуальные
предприниматели) и гражданами требований
санитарного законодательства,
санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий,
предписаний должностных лиц, осуществляющих
федеральный государственный
санитарно-эпидемиологический надзор;
2)
организацию и проведение проверок
соответствия продукции, реализуемой
юридическими лицами, индивидуальными
предпринимателями, требованиям
технических регламентов, государственный
надзор за соблюдением которых возложен
на федеральный орган исполнительной
власти, осуществляющий федеральный
государственный санитарно-эпидемиологиче-ский
надзор;
3)
организацию и проведение в порядке,
установленном в соответствии с
международными договорами Российской
Федерации и законодательством
Российской Федерации о Государственной
границе Российской Федерации,
санитарно-карантинного контроля в
пунктах пропуска через Государственную
границу Российской Федерации;
4)
применение в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации,
мер по пресечению выявленных нарушений
требований санитарного законодательства,
технических регламентов и (или) устранению
последствий таких нарушений, выдачу
предписаний об устранении выявленных
нарушений требований санитарного
законодательства, технических регламентов
и привлечение к ответственности лиц,
совершивших такие нарушения;
5)
выдачу предписаний о проведении
санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий;
6)
систематическое наблюдение за исполнением
требований санитарного законодательства,
анализ и прогнозирование состояния
исполнения требований санитарного
законодательства, технических регламентов
при осуществлении органами государственной
власти, органами местного самоуправления,
юридическими лицами, индивидуальными
предпринимателями и гражданами своей
деятельности;
7)
федеральное статистическое наблюдение
в области обеспечения
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения в порядке,
установленном федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим
нормативно-правовое регулирование в
сфере санитарно-эпидемиологического
благополучия
населения, в том числе наблюдение за
состоянием заболеваемости инфекционными
и массовыми неинфекционными заболеваниями
(отравлениями) в связи с вредным
воздействием факторов среды обитания
на человека, включая сбор данных о
случаях заболеваний (отравлений) в связи
с использованием продукции, не
соответствующей санитарно-эпидемиологическим
требованиям, а также формирование
открытых и общедоступных государственных
информационных ресурсов в области
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения;
8)
проведение ежегодных анализа и оценки
эффективности федерального государственного
санитарно-эпидемиологического надзора;
9)
подготовку на основании результатов
деятельности, предусмотренной подпунктами
1-8
настоящего пункта, ежегодных государственных
докладов о состоянии санитарно-эпидемиологического
благополучия населения в Российской
Федерации в порядке,
установленном Правительством Российской
Федерации.
В
соответствии с п. 1 постановления
Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 322 «Об
утверждении Положения о Федеральной
службе по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека»
(далее – Положение) функции по выработке
и реализации государственной политики
и нормативно-правовому регулированию
в сфере защиты прав потребителей,
разработке и утверждению государственных
санитарно-эпидемиологических правил
и гигиенических нормативов, а также по
организации и осуществлению федерального
государственного санитарно-эпидемиологического
надзора и федерального государственного
надзора в области защиты прав потребителей
осуществляет федеральный орган
исполнительной власти – Федеральная
служба по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека
(Роспотребнадзор).
Роспотребнадзор
руководствуется в своей деятельности
Конституцией Российской Федерации,
федеральными конституционными законами,
федеральными законами, актами Президента
Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации, международными
договорами Российской Федерации, актами
Министерства здравоохранения Российской
Федерации, а также Положением (п. 3).
Говоря
о правовой
основе
федерального государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
и
надзора в области защиты прав потребителей,
важно четко определить круг полномочий
Роспотребнадзора.
Согласно
п. 5 Положения Федеральная служба по
надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека осуществляет
следующие полномочия:
—
осуществляет надзор и контроль за
исполнением обязательных требований
законодательства Российской Федерации
в области обеспечения
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения, защиты прав
потребителей и в области потребительского
рынка, в том числе:
федеральный
государственный санитарно-эпидемиологический
надзор за соблюдением санитарного
законодательства;
федеральный
государственный надзор за соблюдением
законов и иных нормативных правовых
актов Российской Федерации, регулирующих
отношения в области защиты прав
потребителей;
федеральный
государственный надзор за соблюдением
правил продажи отдельных предусмотренных
законодательством Российской Федерации
видов товаров;
санитарно-карантинный
контроль в пунктах пропуска через
государственную границу Российской
Федерации;
федеральный
государственный надзор за качеством и
безопасностью муки, макаронных и
хлебобулочных изделий при осуществлении
закупок указанной продукции для
государственных нужд, а также при
поставке (закладке) муки в государственный
резерв, ее хранении в составе
государственного резерва и транспортировке;
федеральный
государственный надзор за качеством и
безопасностью муки, макаронных и
хлебобулочных изделий при ввозе (вывозе)
указанной продукции на территорию
Российской Федерации;
государственный
контроль за соблюдением требований о
включении информации о классе
энергетической эффективности товара,
иной обязательной информации об
энергетической эффективности в
техническую документацию, прилагаемую
к товару, в его маркировку, нанесении
такой информации на его этикетку, а
также правил включения (нанесения)
указанной информации;
государственный
контроль за соответствием информационной
продукции, реализуемой потребителям,
требованиям законодательства Российской
Федерации в сфере защиты детей от
информации, причиняющей вред их здоровью
и (или) развитию, в части указания в
сопроводительных документах на
информационную продукцию сведений,
полученных в результате классификации
информационной продукции, а также
размещения в соответствии с указанными
сведениями знака информационной
продукции с соблюдением требований
технических регламентов;
—
осуществляет в соответствии с
законодательством Российской Федерации
лицензирование отдельных видов
деятельности, отнесенных к компетенции
Службы;
—
осуществляет прием и учет уведомлений
о начале осуществления юридическими
лицами и индивидуальными предпринимателями
отдельных видов работ и услуг по перечню,
утвержденному Правительством Российской
Федерации, за исключением уведомлений,
представляемых юридическими лицами и
индивидуальными предпринимателями,
осуществляющими деятельность на
территориях, подлежащих обслуживанию
Федеральным медико-биологическим
агентством;
—
устанавливает критерии существенного
ухудшения качества питьевой воды,
горячей воды;
—
устанавливает перечень показателей,
по которым осуществляется производственный
контроль качества питьевой воды, горячей
воды, и требования к установлению частоты
отбора проб воды;
впервые
внедряемые в производство и ранее не
использовавшиеся химические, биологические
вещества и изготовляемые на их основе
препараты, потенциально опасные для
человека (кроме лекарственных средств);
отдельные
виды продукции, представляющие
потенциальную опасность для человека
(кроме лекарственных средств);
отдельные
виды продукции, в том числе пищевые
продукты, впервые ввозимые на территорию
Российской Федерации;
лиц,
пострадавших от радиационного воздействия
и подвергшихся радиационному облучению
в результате чернобыльской и других
радиационных катастроф и инцидентов;
товары
в случае, если они включены в раздел II
Единого перечня товаров, подлежащих
санитарно-эпидемиологическому надзору
(контролю) на таможенной границе и
таможенной территории Таможенного
союза, а также в случаях, предусмотренных
техническими регламентами Таможенного
союза;
—
устанавливает причины и выявляет условия
возникновения и распространения
инфекционных заболеваний и массовых
неинфекционных заболеваний (отравлений);
—
информирует органы государственной
власти Российской Федерации, органы
государственной власти субъектов
Российской Федерации, органы местного
самоуправления и население о
санитарно-эпидемиологической обстановке
и о принимаемых мерах по обеспечению
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения;
—
готовит предложения о введении и об
отмене на территории Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации
ограничительных мероприятий (карантина)
в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации;
—
организует в установленном порядке
ведение социально-гигиенического
мониторинга;
—
организует деятельность системы
государственной санитарно-эпидемиологической
службы Российской Федерации;
осуществляет
разработку и утверждение государственных
санитарно-эпидемиологических правил
и гигиенических нормативов, а также
разработку обязательных требований в
сфере защиты прав потребителей;
вносит
в Правительство Российской Федерации
проекты федеральных законов, нормативных
правовых актов Президента Российской
Федерации и Правительства Российской
Федерации и другие документы, по которым
требуется решение Правительства
Российской Федерации, по вопросам,
относящимся к сфере деятельности Службы,
установленной пунктом 1 настоящего
Положения;
—
осуществляет в установленном порядке
проверку деятельности юридических лиц,
индивидуальных предпринимателей и
граждан по выполнению требований
законодательства Российской Федерации
в области обеспечения
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения и в области
защиты прав потребителей, а также
технических регламентов, государственный
контроль (надзор) за соблюдением
требований которых возложен на Службу;
—
осуществляет функции главного
распорядителя и получателя средств
федерального бюджета в части средств,
предусмотренных на содержание Службы
и реализацию возложенных на нее функций;
—
обеспечивает в пределах своей компетенции
защиту сведений, составляющих
государственную тайну;
—
организует прием граждан, обеспечивает
своевременное и полное рассмотрение
обращений граждан, принимает по ним
решения и направляет заявителям ответы
в установленный законодательством
Российской Федерации срок;
—
обеспечивает мобилизационную подготовку
Службы, а также контроль и координацию
деятельности находящихся в ее ведении
организаций по их мобилизационной
подготовке;
—
организует дополнительное профессиональное
образование работников центрального
аппарата Службы, его территориальных
органов и подведомственных Службе
организаций;
—
осуществляет в соответствии с
законодательством Российской Федерации
работу по комплектованию, хранению,
учету и использованию архивных документов,
образовавшихся в процессе деятельности
Службы;
—
взаимодействует в установленном порядке
с органами государственной власти
иностранных государств и международными
организациями в установленной сфере
деятельности;
—
в установленном законодательством
Российской Федерации порядке размещает
заказы и заключает государственные
контракты, а также иные гражданско-правовые
договоры на проведение научно-исследовательских
работ для государственных нужд в
установленной сфере деятельности, на
поставку вакцин, необходимых для
реализации национального календаря
профилактических прививок, диагностических
средств и антиретровирусных препаратов
для профилактики, выявления и лечения
лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита
человека и гепатитов B и C, а также на
поставку товаров, выполнение работ и
оказание услуг для нужд Службы;
—
осуществляет иные функции в установленной
сфере деятельности, если такие функции
предусмотрены федеральными законами,
нормативными правовыми актами Президента
Российской Федерации или Правительства
Российской Федерации.
Соседние файлы в папке Курс лекций ПОДВ
Государственный
санитарно-эпидемиологический надзор —
деятельность по предупреждению,
обнаружению, пресечению нарушений
законодательства Российской Федерации
в области санитарно-эпидемиологического
благополучия населения в целях охраны
здоровья населения и среды обитания.
Государственный
санитарно-эпидемиологический надзор
включает в себя: контроль за выполнением
санитарного законодательства,
санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий,
предписаний и постановлений должностных
лиц, осуществляющих государственный
санитарно-эпидемиологический надзор;
санитарно-карантинный контроль в пунктах
пропуска через Государственную границу
Российской Федерации; меры пресечения
нарушений санитарного законодательства,
выдачу предписаний и вынесение
постановлений о фактах нарушения
санитарного законодательства, а также
привлечение к ответственности лиц, их
совершивших; контроль за
санитарно-эпидемиологической обстановкой;
проведение санитарно-эпидемиологических
расследований, направленных на
установление причин и выявление условий
возникновения и распространения
инфекционных заболеваний и массовых
неинфекционных заболеваний (отравлений);
разработку предложений о проведении
санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий;
статистическое наблюдение в области
обеспечения санитарно-эпидемиологического
благополучия населения на федеральном
уровне, государственный учет инфекционных
заболеваний, профессиональных заболеваний,
массовых неинфекционных заболеваний
(отравлений) в связи с вредным воздействием
факторов среды обитания в целях
формирования государственных
информационных ресурсов.
С категорией
государственного санитарно-эпидемиологического
надзора тесно связано государственное
санитарно-эпидемиологическое нормирование,
основной задачей которого является
установление санитарно-эпидемиологических
требований, обеспечивающих безопасность
для здоровья человека среды его обитания.
Нормативными
правовыми актами, устанавливающими
санитарно-эпидемиологические требования,
являются государственные
санитарно-эпидемиологические правила
(санитарные правила, санитарные правила
и нормы, санитарные нормы, гигиенические
нормативы), содержащие: гигиенические
и противоэпидемические требования по
обеспечению санитарно-эпидемиологического
благополучия населения, профилактики
заболеваний человека, благоприятных
условий его проживания, труда, быта,
отдыха, обучения и питания, а также
сохранению и укреплению его здоровья;
оптимальные и предельно допустимые
уровни влияния на организм человека
факторов среды его обитания; максимально
или минимально допустимое количественное
и (или) качественное значение показателя,
характеризующего с позиций безопасности
и (или) безвредности для здоровья человека
тот или иной фактор среды его обитания.
В целях обеспечения
санитарно-эпидемиологического
благополучия в России государственной
санитарно-эпидемиологической службой
Российской Федерации, являющейся единой
федеральной централизованной системой
органов и учреждений, осуществляется
санитарно-эпидемиологический надзор.
Федеральным органом исполнительной
власти, уполномоченным осуществлять
государственный санитарно-эпидемиологический
контроль и надзор, является действующая
в системе Министерства здравоохранения
социального развития РФ Федеральная
служба по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека.
Органы государственной
санитарно-эпидемиологической службы
и их должностные лица, перечисленные в
ст. 23.13 КоАП РФ, наделены правом
привлекать к административной
ответственности физических и юридических
лиц, виновных в совершении административных
правонарушений, предусмотренных
ст. 6.3-6.7, 7.2, 7.8, 8.2, 8.5, 8.6, 14.4 КоАП РФ.