Государственная санитарно-эпидемиологическая служба по производственному контролю и государственному контролю (надзору) за соблюдением трудового законодательства, содержащего нормы труда

Государственная санитарно-эпидемиологическая служба по производственному контролю и государственному контролю (надзору) за соблюдением трудового законодательства, содержащего нормы труда ЕРВК

Программы производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, утвержденные до вступления в силу настоящего Постановления, применяются до окончания срока их действия.

Контроль  исполнения  Правил  осуществляется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль, и требования к установлению частоты отбора проб воды устанавливаются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Производственный контроль осуществляется в соответствии с программой производственного контроля качества воды (далее — программа производственного контроля), которая разрабатывается организацией, осуществляющей водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (далее — территориальный орган).

Программа производственного контроля утверждается на срок не более 5 лет.

Программа производственного контроля включает в себя:

а) перечень показателей, по которым осуществляется контроль;

б) указание мест отбора проб воды, в том числе на границе эксплуатационной ответственности организаций, осуществляющих водоснабжение, и абонентов;

в) указание частоты отбора проб воды.

Программа производственного контроля должна предусматривать проведение лабораторных исследований и испытаний качества воды на соответствие показателям, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами, не реже 1 раза в месяц, а также информирование территориального органа о выявленном по результатам лабораторных исследований и испытаний несоответствии качества воды установленным требованиям.

В программе производственного контроля в отношении каждого показателя, по которому осуществляется контроль, указывается методика определения значения показателя и допустимая ошибка метода определения.

Территориальный орган вправе расширить перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль, и увеличить частоту отбора проб воды при наличии:

а) несоответствия качества воды требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выявленного по результатам расширенных исследований в процессе федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля;

б) изменения состава воды в источнике питьевого водоснабжения, обусловленного спецификой отводимых сточных вод, а также других региональных особенностей;

в) повышения в регионе заболеваемости инфекционной и неинфекционной этиологии, связанной с потреблением воды человеком;

г) изменения технологии водоподготовки питьевой воды и приготовления горячей воды.

Программа производственного контроля в течение срока ее реализации может корректироваться по согласованию с территориальным органом в части изменения по эпидемиологическим показаниям перечня показателей, по которым осуществляется производственный контроль, и изменения частоты отбора проб воды.

Для организаций, осуществляющих водоснабжение, имеющих несколько водозаборных сооружений, в том числе связанных с использованием подземных водных объектов, объединенных общей зоной санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и эксплуатирующих 1 водоносный горизонт, программа производственного контроля должна предусматривать отдельные разделы для каждого водозаборного сооружения с учетом его особенностей.

Программа производственного контроля представляется организацией, осуществляющей водоснабжение, на согласование в территориальный орган по месту ее нахождения (любым способом, позволяющим подтвердить факт и дату ее представления).

Территориальный орган рассматривает программу производственного контроля в течение 15 рабочих дней со дня ее получения, принимает решение о ее согласовании или об отказе в согласовании и уведомляет о принятом решении организацию, осуществляющую водоснабжение (любым способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения уведомления).

В уведомлении территориального органа о принятии решения об отказе в согласовании программы производственного контроля должны быть указаны основания, по которым принято такое решение, в том числе конкретные данные, содержащиеся в программе производственного контроля, не соответствующие требованиям настоящих Правил.

В случае отказа в согласовании программы производственного контроля организация, осуществляющая водоснабжение, дорабатывает программу производственного контроля и в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения указанного уведомления, представляет программу производственного контроля на повторное согласование в территориальный орган (любым способом, позволяющим подтвердить факт и дату ее получения территориальным органом).

Рассмотрение и согласование доработанной программы производственного контроля осуществляется территориальным органом в течение 7 рабочих дней со дня ее получения с направлением организации, осуществляющей водоснабжение, соответствующего уведомления (любым способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения уведомления).

Согласованная территориальным органом программа производственного контроля утверждается руководителем организации, осуществляющей водоснабжение, в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня получения уведомления о ее согласовании.

Отбор проб воды осуществляется организацией, осуществляющей водоснабжение, или по ее поручению иной организацией, действующей на основании договора с этой организацией.

Отбор проб воды осуществляется в местах отбора воды:

а) из источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

б) после водоподготовки и приготовления горячей воды перед поступлением воды в распределительную сеть;

в) в распределительной сети.

Проведение лабораторных исследований и испытаний отобранных проб воды в рамках производственного контроля осуществляется юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.

Организация, осуществляющая водоснабжение, указывает данные, полученные по результатам лабораторных исследований и испытаний, проведенных в рамках производственного контроля, в журнале контроля качества воды, который ведется в бумажной форме или в электронном виде.

Оформленные результаты лабораторных исследований и испытаний являются документальным подтверждением соответствия либо несоответствия качества воды нормативным требованиям, предъявляемым к качеству воды законодательством Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Организация, осуществляющая водоснабжение, в течение 3 рабочих дней со дня получения результатов лабораторных исследований и испытаний, свидетельствующих о несоответствии качества воды установленным требованиям, направляет территориальному органу выписку из журнала контроля качества воды (любым способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения выписки территориальным органом).

Организация, осуществляющая водоснабжение, обеспечивает:

а) для территориального органа — беспрепятственный доступ к журналу контроля качества воды;

б) для органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления — предоставление выписки из журнала контроля качества воды в течение 2 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса;

в) для иных лиц — предоставление выписки из журнала контроля качества воды в течение 5 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса.

6.1.
Надзор за организацией и проведением
юридическими лицами и индивидуальными
предпринимателями производственного
контроля является составной частью
государственного санитарно —
эпидемиологического надзора,
осуществляемого органами и учреждениями
государственной санитарно —
эпидемиологической службы Российской
Федерации.

6.2.
Участие органов и учреждений государственной
санитарно — эпидемиологической службы
Российской Федерации в подготовке
программы (плана) производственного
контроля включает в себя:

а)
направление юридическим лицам и
индивидуальным предпринимателям:


информации о действующих санитарных
правилах, гигиенических нормативах,
методах и методиках контроля факторов
среды обитания человека, которые должны
быть в наличии на объекте;


перечня химических веществ, биологических,
физических и иных факторов, в отношении
которых необходима организация
лабораторных исследований и испытаний,
с указанием точек, в которых осуществляются
отбор проб, лабораторные исследования
и испытания, периодичности отбора проб
и проведения лабораторных исследований
и испытаний;

б)
согласование программы (плана)
производственного контроля.

Перечисленные
в п. 6.2 виды деятельности центры
государственного санитарно —
эпидемиологического надзора осуществляют
на безвозмездной основе.

14.1. Государственный
санитарно-эпидемиологический надзор
за производством и эксплуатацией ПЭВМ
осуществляется в соответствии с
настоящими Санитарными правилами.
     14.2.
Не допускается реализация и эксплуатация
на территории Российской Федерации
типов ПЭВМ, не имеющих
санитарно-эпидемиологического
заключения.
     14.3.
Инструментальный контроль за соблюдением
требований настоящих Санитарных правил
осуществляется в соответствии с
действующей нормативной
документацией.
     14.4.
Производственный контроль за соблюдением
Санитарных правил осуществляется
производителем и поставщиком ПЭВМ, а
также предприятиями и организациями,
эксплуатирующими ПЭВМ в установленном
порядке, в соответствии с действующими
санитарными правилами и другими
нормативными документами.

Приложение 1 Перечень продукции и контролируемые гигиенические параметры

* Контроль мягкого
рентгеновского излучения осуществляется
только для видеодисплейных терминалов
с использованием электронно-лучевых
трубок.

Допустимые значения уровней звукового давления в октавных полосах частот и уровня звука, создаваемого пэвм

Измерение уровня звука
и уровней звукового давления проводится
на расстоянии 50 см от поверхности
оборудования и на высоте расположения
источника(ков) звука.
     Временные
допустимые уровни ЭМП, создаваемых ПЭВМ

Производственный
контроль за составом сточных вод и
качеством воды водных объектов
обеспечивается организациями и
предприятиями, иными хозяйствующими
субъектами, являющимися водопользователями,
независимо от подчиненности и форм
собственности, в лабораториях,
аккредитованных (аттестованных) в
установленном порядке.

Размещение
пунктов контроля, перечень загрязняющих
веществ, подлежащих контролю, а также
периодичность проведения исследований
и предоставления данных согласовываются
с органами и учреждениями государственной
санитарно-эпидемиологической службы.

При
установлении периодичности наблюдения
должны быть учтены наименее благоприятные
периоды (межень, паводки, максимальные
попуски в водохранилищах и т. п.).

Ближайший
к месту выпуска сточных вод пункт
производственного контроля за
сосредоточенным сбросом устанавливается
не далее 500 м по течению от места сброса
сточных вод на водотоках и в радиусе
500 м от места сброса на акватории — на
непроточных водоемах и водохранилищах.
При сбросе сточных вод в черте населенных
мест указанный пункт контроля должен
быть расположен непосредственно у места
сброса.

В
водохранилищах и нижнем бьефе плотины
гидроэлектростанции, работающей в
резком переменном режиме, при установлении
пунктов контроля учитывается возможность
воздействия на пункты водопользования
обратного течения при смене режима
работы или прекращении работы
электростанции.

Результаты
производственного контроля качества
воды водных объектов представляются в
органы и учреждения государственной
санитарно-эпидемиологической службы
по согласованной форме. Обобщенные за
год результаты исследований качества
воды водных объектов представляются с
анализом причин динамики изменений за
последние два года и мероприятиями по
снижению загрязнения с конкретными
сроками их выполнения.

Государственный
санитарно-эпидемиологический надзор
за качеством воды водных объектов
осуществляют органы и учреждения
государственной санитарно-эпидемиологической
службы в плановом порядке и по
санитарно-эпидемиологическим показаниям.

Государственный
контроль за эффективностью обеззараживания
сточных вод осуществляется органами и
учреждениями государственной
санитарно-эпидемиологической службы
выборочно, а также в случаях превышения
гигиенических нормативов качества воды
водных объектов в местах водопользования
населения по микробиологическим и
паразитологическим показателям, и
повышения заболеваемости острыми
кишечными инфекциями, инфекционным
гепатитом А, паразитарными и другими
инфекциями, распространяемыми водным
путем.

Контроль
качества воды в трансграничных водных
объектах осуществляется на основе
межтерриториальных и международных
соглашений с использованием согласованных
критериев и методов оценки качества
поверхностных вод. Водопользователи
обязаны информировать органы и учреждения
государственной санитарно-эпидемиологической
службы и населения о загрязнении водных
объектов и прогнозируемом ухудшении
качества воды, а также о принятом решении
о запрещении или ограничении
водопользования, осуществляемых
мероприятиях.

Соседние файлы в предмете Гигиена

Что такое производственный контроль?

Для чего нужна программа производственного контроля?

Кто ее составляет?

Какая информация обязательно должна быть в этой программе?

Кто отвечает за выполнение программы производственного контроля?

Цели и задачи производственного контроля

Цели и задачи производственного контроля — проверить, как соблюдаются санитарные правила и выполняются санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

Обеспечить на производстве безопасные условия труда, создать работающую систему предупреждения травматизма и заболеваемости можно — обуславливающие их факторы должны быть оптимальными либо не превышать допустимых величин.

Если мы проводим на работе 40 часов в неделю и более, хочется, чтобы это время было проведено не только с пользой для кошелька, но и без вреда для здоровья.

Чтобы минимизировать или полностью устранить влияние производственных факторов на здоровье людей, государство ввело обязательный производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (далее — ПК).

Санитарно-эпидемиологических требования устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами, а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации — документами, принятыми в соответствии с международными договорами РФ.

С этой целью должна быть разработана программа ПК. Без этого документа компаниям запрещено работать — производить товары и оказывать услуги населению. Данный документ определяет лиц, ответственных за ПК, перечень мероприятий по его проведению, а также наименования рабочих мест, на которых должен контролироваться уровень вредных производственных факторов.

Несмотря на то что срок действия СП 1.1.1058-01 ограничен 31.12.2011, документ применяется на основании письма Роспотребнадзора от 15.02.2012 № 01/1350-12-32 «О действии СП 1.1.1058-01».

Разработка программы ПК требует определенных знаний по гигиене, санитарии, экологии.  Поэтому такая работа должна выполняться специалистами в этих областях. Кроме того, специалист, разрабатывающий программу ПК, должен хорошо знать предприятие, разбираться в особенностях технологии производства той или иной продукции.

Строгих требований к структуре, количеству разделов, их наименованию, набору мероприятий, которые должны найти в ней отражение, нет. Их определяют в каждом конкретном случае исходя из степени потенциальной опасности для человека той деятельности, выполняемой работы, оказываемой услуги, которая выполняется на объекте ПК. Во внимание принимаются также мощность объекта, возможные негативные последствия из-за нарушения санитарных правил.

Объектами ПК являются:

  • общественные помещения;
  • здания и сооружения;
  • санитарно-защитные зоны;
  • зоны санитарной охраны;
  • транспорт;
  • технологическое оборудование;
  • технологические процессы;
  • рабочие места, используемые для выполнения работ, оказания услуг;
  • сырье, полуфабрикаты, готовая продукция;
  • отходы производства и потребления.

Программа ПК составляется без ограничения срока действия. Необходимые изменения, дополнения вносятся в нее при изменении вида деятельности предприятия, технологии производства, других существенных изменениях, влияющих на санитарно-эпидемиологическую обстановку и (либо) создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

Рассмотрим этапы разработки программы ПК

Этап 1. Назначаем ответственных за ПК

Для выполнения мероприятий, предусмотренных программой ПК, контроля за их реализацией назначаются ответственные должностные лица, за которыми в программе ПК закрепляются конкретные функции в части осуществления ПК.

Государственная санитарно-эпидемиологическая служба по производственному контролю и государственному контролю (надзору) за соблюдением трудового законодательства, содержащего нормы труда

Ответственные за организацию и осуществление производственного контроля определяют функциональные обязанности сотрудников, участвующих в производственном контроле. При этом они должны обеспечить:

  • наличие официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля вредных производственных факторов;
  • проведение лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных санитарными правилами и нормативами;
  • получение лицензий, контроль за наличием сертификатов, санитарно-эпидемиологических заключений, подтверждающих безопасность сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий производства, используемых при выполнении работ;
  • разработку обоснований безопасности для человека новых технологий производства продукции, критериев безопасности и (или) безвредности факторов производственной среды, а также безопасности процесса выполнения работ;
  • осуществление визуального контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, соблюдением санитарных правил; разработку и реализацию мер, направленных на устранение выявленных нарушений;
  • ведение учета и отчетности по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля;
  • своевременное информирование населения, органов местного самоуправления, органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Должностное лицо, ответственное за организацию и проведение лабораторных исследований, обязано обеспечить формирование ежегодного плана лабораторных исследований с учетом имеющихся на предприятии объектов производственного контроля, номенклатуры определяемых показателей и установленной периодичности.

Этап 2. Формируем перечень санитарно-эпидемиологических требований к деятельности предприятия

Государственная санитарно-эпидемиологическая служба по производственному контролю и государственному контролю (надзору) за соблюдением трудового законодательства, содержащего нормы труда

Чтобы правильно определить и в полном объеме отразить в программе ПК мероприятия, предусмотренные санитарно-эпидемиологическими требованиями, необходимо в первую очередь знать и иметь в наличии официально изданные санитарные правила, методы и методики контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью предприятия.

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Санэпидконтроль. Охрана труда» № 2, 2019.

Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите
прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении
государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от
28.07.2012) ограничивает кратность проведения планового государственного
надзора для лечебно-профилактических организаций (ЛПО), занимающихся
медицинской деятельностью, до двух раз в три года. При этом огромная ответственность
ложится на плечи индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по
организации самостоятельного производственного контроля, целью которого в ЛПО
является обеспечение безопасных условий осуществления лечебно-диагностического
процесса для пациентов и медицинского персонала.

Нормативные основы производственного контроля

Существуют два вида контроля за соблюдением санитарных
правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических)
мероприятий: внешний и внутренний. Внешний контроль осуществляется территориальными
управлениями, территориальными органами Роспотребнадзора как плановый ― два раза
в три года либо как внеочередной (внеплановый) ― по эпидемиологическим
показаниям, по жалобам, по чрезвычайным ситуациям, по проверке предписаний, по
постановлениям судебных органов и органов прокуратуры. Внутренний контроль (производственный)
может быть как визуальным, так и лабораторно-инструментальным.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 №
52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от
25.06.2012; далее ― Федеральный закон № 52-ФЗ) юридическое лицо и
индивидуальный предприниматель обязаны:

  • выполнять требования санитарного законодательства, а также
    постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный
    государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
  • разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические
    (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья человека
    выполняемых работ и оказываемых услуг;
  • осуществлять производственный контроль за соблюдением
    санитарных правил, в том числе посредством проведения лабораторных исследований
    и испытаний;
  • своевременно информировать учреждения государственной
    санитарно-эпидемиологической службы об аварийных ситуациях, нарушении
    технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому
    благополучию населения;
  • осуществлять гигиеническое обучение работников.

Практически все положения ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ
предусмотрены планом производственного контроля. В Письме Роспотребнадзора от 13.04.2009
№ 01/4801-9-32 «О типовых программах производственного контроля» был предложен
план лабораторно-инструментальных исследований по производственному контролю
для многопрофильного стационара — так называемый базовый план. На его
основе можно разработать планы лабораторно-инструментальных исследований по производственному
контролю для ЛПО практически любого профиля.

В указанном Письме перечислены организации, в которых не
требуется выполнение лабораторно-инструментальных исследований в рамках программы
производственного контроля. Это медицинские и фармацевтические организации без
парентеральных вмешательств, без использования медицинского инструментария и
оборудования, без применения лечебно-диагностических приборов, являющихся
источниками ионизирующего и неионизирующего излучения, и, наконец, не
осуществляющие работы с микроорганизмами 1−4 групп патогенности.

Область и объекты производственного контроля

Производственный контроль в ЛПО стационарного типа
охватывает все области жизнедеятельности учреждения, включая его
санитарно-техническое состояние и содержание, правильность
объемно-планировочных решений, организацию питания пациентов и персонала,
соблюдение противоэпидемического, в том числе дезинфекционно-стерилизационного,
режима, дератизационные и дезинсекционные работы, утилизацию медицинских
отходов и благоустройство территории ЛПО, условия труда медицинского персонала,
защиту его от вредных физических, химических и биологических факторов
внутрибольничной среды. В план производственного контроля по предложениям госпитальных
эпидемиологов также был включен раздел о противоэпидемических мероприятиях на
случай заноса инфекционных заболеваний, в первую очередь острых кишечных,
капельных инфекций, включая дифтерию, корь, грипп, менингит, туберкулез,
парентеральных вирусных гепатитов, а также о профилактике большой группы
гнойно-септических инфекционных болезней, вызываемых условно патогенными
микроорганизмами.

Производственный контроль основывается на объективных
оценках перечисленных факторов, следовательно, для его обеспечения необходимо
предусматривать различные лабораторные и инструментальные исследования.
Организация необходимых лабораторных исследований и испытаний осуществляется
юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) самостоятельно либо с
привлечением лаборатории, аккредитованной в установленном порядке.

Основными объектами лабораторного и инструментального контроля
являются:

  • изучение объектов внутрибольничной среды посредством смывов,
    забора материала (изделия медицинского назначения, лекарственные формы) на санитарно-бактериологические
    исследования и стерильность;
  • исследование воздуха,
    воды водопроводной и воды для изготовления инъекционных растворов;
  • бактериологическое тестирование стерилизующего оборудования;
  • замеры искусственной освещенности, параметров микроклимата,
    уровней шума от вентиляционных и лечебно-диагностических установок, уровней
    неионизирующих и ионизирующих излучений от лечебно-диагностического
    оборудования.

Все эти исследования проводятся с кратностью,
регламентированной соответствующими нормативными документами, ссылка на которые
указывается в плане производственного контроля в специальной графе.

Юридическое лицо обязано сформировать на объекте
инструктивно-методическую базу. Поэтому к плану производственного контроля прилагается
перечень всей необходимой нормативной документации (законодательство Российской
Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия,
государственные стандарты, официально изданные санитарные нормы и правила,
инструкции и другие инструктивно-методические документы).

Ответственность за разработку, организацию и соблюдение
производственного контроля возлагается на руководителя ЛПО. Он приказом
назначает ответственных за осуществление санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий и ведение производственного контроля. Номер
этого приказа вносится в титульный лист.

Ответственность за проведение производственного контроля указывается
в должностных инструкциях работников. Руководитель ЛПО организует проведение специальной
профессиональной подготовки должностных лиц, осуществляющих производственный
контроль. Составляются списки сотрудников на обучение и аттестацию.
Ответственное лицо контролирует соблюдение сроков переаттестации.

План производственного контроля

План производственного контроля включает титульную часть, в
которой содержится полная информацияо юридическом лице, включая:

  • свидетельство о государственной регистрации;
  • договор аренды;
  • информацию о количестве работающих, в том числе относящихся
    к декретированному контингенту;
  • наличие лицензии, санитарно-эпидемиологического заключения на
    виды медицинской или фармацевтической деятельности;
  • перечисление договоров на обращение бытовых и медицинских
    отходов, стирку белья и спецодежды;
  • информацию о периодических осмотрах медицинского персонала, проведении
    дезинсекции и дератизации, дезинфекции и очистки системы вентиляции и пр.

В плане указываются: наименование мероприятий, ответственный
исполнитель, ссылки на действующие нормативные документы, срок исполнения и
отметка о выполнении.

Разделы плана включают гигиеническую оценку следующих вредных
факторов производственной среды ЛПО физической, химической и биологической природы:

  • строительные материалы, используемые при строительстве,
    ремонте и реконструкции ЛПО;
  • соблюдение в ЛПО
    дезинфекционно-стерилизационного режима;
  • состояние прачечной ЛПО, обеззараживания и стирки белья;
  • профессиональная заболеваемость персонала с назначением
    комплекса профилактических и противоэпидемических мероприятий;
  • соответствие санитарным правилам питьевой воды, воздушной
    среды ЛПО и источников ионизирующих и неионизирующих излучений (генерирующих, негенерирующих);
  • качество проведения
    дезинфекционных мероприятий;
  • содержание территории ЛПО в соответствии с требованиями
    санитарных правил.

При выявлении на объекте нарушений санитарных правил планом
производственного контроля предусмотрены мероприятия, направленные на их
устранение, в том числе:

  • приостановление либо прекращение деятельности объекта;
  • информирование территориального отдела Роспотребнадзора о
    случившемся, в том числе о мерах, принятых по устранению нарушений санитарных правил;
  • другие мероприятия, проведение которых необходимо для
    осуществления эффективного контроля за соблюдением санитарных правил и
    гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических
    (профилактических) мероприятий в зависимости от специфики осуществляемой
    деятельности, выполняемой работы и оказываемой услуги.

Итак, производственный контроль охватывает все направления обеспечения
деятельности ЛПО. Кратность контроля по различным вопросам, в зависимости от
эпидемиологической значимости, колеблется от ежедневного до ежемесячного и
годового.

Санитарно-эпидемиологическое сопровождение

В современных условиях возрастает роль собственного контроля
и заинтересованности ЛПО в соблюдении противоэпидемического режима,
оказывающего непосредственное влияние на качество медицинской помощи. Однако руководство
ЛПО не всегда имеет возможность заниматься повседневным контролем за
соблюдением противоэпидемического режима. В связи с этим становится
востребованным санитарно-эпидемиологическое сопровождение объекта.

Под санитарно-эпидемиологическим сопровождением следует
понимать способ организации внутреннего контроля соблюдения санитарных правил,
в ходе которого используется широкий спектр методов, в том числе применение
лабораторно-инструментальных исследований. Целью такого сопровождения является
содействие созданию эффективной системы профилактических и противоэпидемических
мероприятий, обеспечивающей безопасные условия проведения
лечебно-диагностического процесса в интересах юридического лица и
индивидуального предпринимателя.

В ходе санитарно-эпидемиологического сопровождения осуществляются:

  • проверка соответствия ЛПО действующим санитарным нормам;
  • проверка соблюдения противоэпидемического, в том числе
    дезинфекционно-стерилизационного, режима;
  • информирование руководителя ЛПО о санитарно-техническом состоянии
    и содержании объекта, нарушениях противоэпидемического режима;
  • разработка предложений и рекомендаций по приведению ЛПО в
    соответствие с санитарными нормами и контроль их выполнения;
  • консультирование руководителей подразделений, специалистов и
    работников ЛПО по вопросам санитарии, гигиены и эпидемиологии, в том числе по
    организации профилактики внутрибольничных инфекций, изменению функционального
    назначения помещений, планировочным решениям, организации воздухообмена, обращению
    с медицинскими отходами, дезинфекционно-стерилизационному режиму, организации
    противоэпидемических мероприятий на случай заноса инфекции в ЛПО, иммунизации
    сотрудников и другим направлениям деятельности;
  • гигиеническое
    обучение сотрудников;
  • организация подготовки к проверкам Роспотребнадзора, сопровождение
    проверок;
  • представление
    интересов юридического лица и индивидуального предпринимателя в суде в рамках
    своей компетенции и др.

Разница между проверками в ходе
санитарно-эпидемиологического сопровождения и контроля надзорных органов
состоит в том, что специалист, осуществляющий сопровождение, защищает интересы
юридического лица и индивидуального предпринимателя. Его цель ― помочь
юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю наладить
противоэпидемический режим в учреждении, выявить нарушения, предложить способы
их устранения и проконтролировать выполнение. Это позволяет руководителю,
используя опыт и квалификацию специалиста, наладить эффективный контроль за
выполнением санитарных норм и правил в отдельных подразделениях и в учреждении
в целом. Используя информацию санитарно-эпидемиологического сопровождения,
руководство может оперативно и своевременно осуществлять необходимые изменения
внутри учреждения, т. е. принимать управленческие решения.

Санитарно-эпидемиологическое сопровождение осуществляется по
договорам с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. В
настоящее время наиболее подготовлены к этой деятельности федеральные государственные
учреждения ― центры гигиены и эпидемиологии. Договор может быть разовым (составленным
на каждое обследование) или долгосрочным (на год, с определением количества
посещений, объема и кратности лабораторно-инструментальных исследований).

Сопровождающий специалист не только выявляет ошибки в
системе профилактических и противоэпидемических мероприятий и дает квалифицированную
консультацию по данным вопросам, но может также организовать соответствующие
консультации узкопрофильных специалистов.

Специалист санитарно-эпидемиологического сопровождения несет
ответственность за выполнение своих обязанностей перед юридическим лицом или
индивидуальным предпринимателем, при этом он обязан, как и врач любой другой
специальности, сохранять конфиденциальность информации.

Санитарно-эпидемиологическое сопровождение может осуществляться
в рамках программы производственного контроля. Вместе с тем план санитарно-эпидемиологического
сопровождения может быть разработан исходя из запросов заявителя.

Программа санитарно-эпидемиологического сопровождения может
включать:

  • обследование ЛПО;
  • разработку программы производственного контроля;
  • гигиеническую оценку ЛПО для подготовки инструментальных и
    других видов обследований;
  • лабораторные исследования и инструментальные измерения;
  • гигиеническое обучение и воспитание работников;
  • письменные и устные консультации по вопросам
    противоэпидемических и профилактических мероприятий (в случае заноса
    инфекционных заболеваний, инфицирования сотрудника, составления различных
    документов и др.).

Таким образом, специалист, осуществляющий
санитарно-эпидемиологическое сопровождение, фактически выполняет функции
госпитального эпидемиолога на объекте, но в отличие от госпитального
эпидемиолога специалист (санитарный врач или эпидемиолог) административно не
подчиняется руководителю учреждения.

ХРАПУНОВА И. А., зав. отделом гигиены ЛПУ ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве», доцент кафедры эпидемиологии и доказательной медицины Первого МГМУ им. И. М. Сеченова, д-р мед. наук

Статья опубликована в журнале «Санэпидконтроль. Охрана труда» № 6, 2012.

Информация из ПСС «Техэксперт: Экология»

Вопрос

В п. 4.1.1 СанПиН 2.1.6.1032-01  существует требование, что юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечить проведение лабораторных исследований загрязнения атмосферного воздуха мест проживания населения в зоне влияния выбросов объекта.

С какой периодичностью должны проводиться эти лабораторные исследования?

Ответ

Периодичность проведения лабораторных исследований зависит от санитарно-эпидемиологической характеристики производства.

Обоснование

Юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечить проведение лабораторных исследований загрязнения атмосферного воздуха мест проживания населения в зоне влияния выбросов объекта (п.4.1.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест»  (далее — СанПиН 2.1.6.1032-01)).

Производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований осуществляется хозяйствующими субъектами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг (п.1 ст.32 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»  (далее — Федеральный закон от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ)).

Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами (п.2 ст.32 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ ).

Хозяйствующие субъекты в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил (п.1.5 СП 1.1.1058-01 Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий  (далее — СП 1.1.1058-01)).

Производственный контроль включает осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний согласно СанПиН 2.1.6.1032-01 (п.2.4 СП 1.1.1058-01 ).

Номенклатура, объем и периодичность лабораторных исследований и испытаний определяются с учетом санитарно-эпидемиологической характеристики производства, наличия вредных производственных факторов, степени их влияния на здоровье человека и среду его обитания. Лабораторные исследования и испытания осуществляются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем самостоятельно либо с привлечением лаборатории, аккредитованной в установленном порядке (п.2.5 СП 1.1.1058-01 ).

Мероприятия по проведению производственного контроля осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Ответственность за своевременность организации, полноту и достоверность осуществляемого производственного контроля несут юридические лица, индивидуальные предприниматели (п.2.7 СП 1.1.1058-01 ).

Хозяйствующие субъекты представляют информацию о результатах производственного контроля по запросам органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор (п.2.8 СП 1.1.1058-01 ).

Таким образом, периодичность проведения лабораторных исследований должна быть определена программой производственного контроля, которая определяется исходя из специфики предприятия.

Эксперт Службы поддержки пользователей

проекта «Техэксперт: Экология»

Улитин Михаил Михайлович

1. Организация и осуществление надзора и контроля за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

2.   Предупреждение вредного воздействия на человека вредных и (или) опасных производственных факторов;

3. Профилактика профессиональных заболеваний (отравлений) и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) населения.

1. Надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в части надзора за условиями труда, рабочими местами и трудовыми процессами, технологическим оборудованием, организацией рабочих мест, коллективными и индивидуальными средствами защиты работников, режимом труда, отдыха и бытовым обслуживанием работников (далее — условия труда) на объектах всех форм собственности и ведомственной принадлежности, подведомственных Управлению;

2.    Участие в соответствии с законодательством Российской Федерации в лицензировании отдельных видов деятельности, отнесенных к компетенции Управления;

3.   Устанавливание причин и выявление условий возникновения и распространения профессиональных  заболеваний (отравлений) и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

7.    Участие в установленном порядке в информировании органов государственной власти Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления и населения о санитарно-эпидемиологической обстановке в части надзора за состоянием условий труда и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

8.    Подготовка предложений о введении и об отмене ограничительных мероприятий (карантина) в порядке,    установленном законодательством Российской Федерации;

9.              Участие в установленном порядке в ведении социально- гигиенического мониторинга;

10.  Осуществление в установленном порядке проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований  санитарного законодательства в части надзора за состоянием условий труда;

11.      Обеспечение в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

12.      Рассмотрение обращений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, запросов органов государственной власти, органов местного самоуправления, обеспечение своевременного и полного их рассмотрения, подготовка по ним ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

13.       Участие в осуществлении профессиональной подготовки, повышения квалификации и стажировке специалистов Управления;

14.       Участие в осуществлении в соответствии с законодательством Российской Федерации работ по   комплектованию, хранению, учету и использованию архивных  документов,  образовавшихся в процессе деятельности отдела;

15.   Осуществление иных функций в установленной сфере деятельности,  если  такие  функции предусмотрены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, актами Министерства здравоохранения и социального развития, актами Федеральной   службы   по  надзору  в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Оцените статью
Единый реестр видов контроля