- Дополнительное чтениеПравить
- Отдел по надзору за потребителями электрической и тепловой энергии
- Постановления Совета Министров Республики Беларусь РБ – смежные документы
- СсылкиПравить
- Великая Отечественная война (с 1941г
- Современное состояние (с 1993 г
- Федеральный государственный энергетический надзор
- Отдел горнотехнического, металлургического надзора, надзора за взрывопожароопасными и химически опасными производственными объектами и по надзору за проектированием опасных производственных объектов и изготовлением оборудования
- Ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
- Порядок проведения мероприятий по контролю
- Отдел государственного строительного надзора
Дополнительное чтениеПравить
8.1. Контроль исполнения акта-предписания включает в себя анализ
сообщений проверенной организации о ходе устранения недостатков и проведение
внеплановых проверок.
8.2. Перенос сроков выполнения мероприятий предписания по просьбе
проверенной организации может производиться руководством органа
госэнергонадзора при соответствующем представлении непосредственного
руководителя инспектора.
8.3. Снятие с контроля выданного предписания производится после его полного
выполнения или по решению руководителя органа госэнергонадзора при наличии
соответствующего обоснования.
Отдел по надзору за потребителями электрической и тепловой энергии
6.1. Должностные лица органов госэнергонадзора при проведении мероприятий
по контролю обязаны:
— своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с
законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению
и пресечению нарушений обязательных требовании нормативно-технической
документации;
— соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные
интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
— проводить мероприятия по контролю на основании и в строгом соответствии
с распоряжениями руководителя органа госэнергонадзора о проведении мероприятий
по контролю в порядке, установленном разделом N 2 настоящей инструкции.
— посещать объекты (территории и помещения) юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей в целях проведения мероприятия по контролю
только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебного
удостоверения и распоряжении органа госэнергонадзора о проведении мероприятия
по контролю;
— не препятствовать представителям юридического лица или индивидуального
предпринимателя присутствовать при проведении мероприятия по контролю, давать
разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
— предоставлять должностным лицам юридическою лица или индивидуальным
предпринимателям либо их представителям, присутствующим при проведении
мероприятия по контролю, относящуюся к предмету проверки необходимую
информацию;
— знакомить должностных лиц юридического лица или индивидуального
предпринимателя либо их представителей с результатами мероприятий по контролю;
— при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений,
учитывать соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной
опасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества, а также не
допускать необоснованные ограничения прав и законных интересов граждан,
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
— доказывать законность своих действий при их обжаловании юридическими
лицами и индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
Постановления Совета Министров Республики Беларусь РБ – смежные документы
- Максимов Александр Александрович октябрь 1944 г. — апрель 1953 г. — начальник Государственной инспекции по промэнергетике и энергонадзору. Зам. начальника — Н. М. Чумаков (с 1945 г.). Гл. инспектор — В. М. Гурычев. С апреля 1953 г. — начальник инспекции при МЭС.
- Сербиновский Георгий Викторович апрель 1953 г. — декабрь 1953 г. — начальник Государственной инспекции по промэнергетике и энергонадзору. Выпускник МЭИ им. Молотова, имеет 40 печатных статей.
- Чумаков Николай Максимович декабрь 1953 г. — декабрь 1961 г. — начальник Государственной инспекции по промэнергетике и энергонадзору. Выпускник Московского электротехникума.
- Минин Глеб Петрович с 19 декабря 1961 г. по 7 августа 1962 г. — начальник Государственной инспекции по промэнергетике и энергонадзору. Выпускник Московского электротехникума (1930 г.) и Всесоюзного заочного индустриального института (1947 г., с отличием).
- Веселов Сергей Иванович 16 декабря 1962 г. — 20 ноября 1982 г. — начальник Государственной инспекции по промэнергетике и энергонадзору. Выпускник Ивановского энергетического института им. Ленина.
- Нужин Владимир Пантелемонович 1982 г. — 1986 г. — начальник Главгосэнергонадзора Минэнерго СССР. Выпускник Ивановского энергетического института им. Ленина.
- Варнавский Борис Петрович 1986 г. — 2001 г. — начальник Главгосэнергонадзора Минэнерго СССР-Минтопэнерго РФ. Выпускник Томского политехнического института и Академии народного хозяйства при Совмине СССР.
- Михайлов Сергей Алексеевич 2001 г. — 2004 г. — Руководитель Департамента госэнергонадзора Минэнерго России. Выпускник МЭИ, кандидат технических наук.
- Дорофеев Николай Павлович 2004 г. — 2006 г. — начальник Управления госэнергонадзора Ростехнадзора.
- Поливанов Василий Иванович 2006 г. — начальник Управления госэнергонадзора Ростехнадзора. Выпускник энергетического факультета Челябинского политехнического института, кандидат технических наук.
- Лопатин Иван Вячеславович 2006 г. — 2009 г. — начальник Управления госэнергонадзора Ростехнадзора.
- Фролов Дмитрий Иванович 2009 г. — 2019 г. — начальник Управления госэнергонадзора Ростехнадзора. Выпускник Государственной Академии Управления им. С. Орджоникидзе и Российской Экономической Академии им. Г. В. Плеханова, кандидат экономических наук.
- Антюхов Александр Анатольевич 2019 г. — 2021 г. — начальник Управления госэнергонадзора Ростехнадзора.
СсылкиПравить
13 июля 1919 года Президиум Высшего совета народного хозяйства принял постановление об учреждении в крупных городах РСФСР объединений «Государственных электрических станций», преобразованных в январе 1922 года в тресты. В составе трестов были созданы отделы воздушных и кабельных сетей, технический, отдел присоединений, а также коммерческая часть — с финансово-счетным отделом и отделом снабжения (электроснабжения). Задача коммерческой части заключалась в проведении расчетов за электроэнергию с потребителями. С развитием промышленности и ростом числа абонентов увеличился объём таких работ.
В ноябре 1931 года в Московской государственной энергосистеме был образован «Энергосбыт». Создание энергосбыта позволило повысить эффективность использования электроэнергии как на промышленных предприятиях, так и у бытовых абонентов Москвы и Московской области, а также у потребителей Тульской, Калужской и Ярославской областей, обслуживаемых в то время системой Мосэнерго. Быстро развивающаяся промышленность страны требовала высоких темпов развития электроэнергетики и, соответственно, предъявляла ещё большие требования к надежности электроснабжения потребителей и технике безопасности при эксплуатации электроустановок.
Для решения новых задач в 1936 году в трестах «Электроток» создавались фабрично-заводские электроинспекции по обслуживанию промышленных и приравненных к ним потребителей и электроинспекции по обслуживанию коммунально-бытовых потребителей. Появление этих двух структурных подразделений потребовало разработки технических правил, производственных инструкций, технических указаний, циркуляров и решений, которые позволили успешно решать вопросы повышения уровня эксплуатации электроустановок промышленных предприятий, локализации аварийных ситуаций, сокращения отключений при возникновении аварий. Вместе с тем повышались требования к качеству разработки проектов электроснабжения потребителей. С этой целью при технических отделах были организованы Бюро технической экспертизы проектов и экспертные Советы.
Великая Отечественная война (с 1941г
Великая Отечественная война сильно изменила условия работы всех предприятий энергосистемы страны. Во время войны, не ушедшие на фронт работники энергосбыта, выполняли свои обязанности в очень сложных условиях. Главное внимание уделялось строжайшему контролю за соблюдением лимитов электропотребления и решительному пресечению фактов нерационального использования электроэнергии, которая отпускалась в основном предприятиям военной промышленности и железнодорожного транспорта, хлебозаводам, госпиталям и водоснабжающим организациям. В свободное от основной работы время персонал энергосбыта участвовал в строительстве укреплений, подготовке к эвакуации различного промышленного оборудования, заготовке дров для электростанций.
В 1942 году промышленная нагрузка в стране увеличилась в 1,5 раза, было допущено в эксплуатацию более 500 новых трансформаторных подстанций потребителей. В регулировании электроснабжения и снижении нагрузки непосредственное участие принимал инспекторский персонал. Государственный Комитет Обороны постановлением от 18 мая 1944 года № 5928 образовал при Наркомате электростанций СССР Государственную инспекцию по промышленной энергетике и энергонадзору, на которую возложил государственный контроль за рациональным расходованием электрической и тепловой энергии и надзор за техническим состоянием энергетических установок на промышленных предприятиях. Именно эта дата считается днем образования федерального государственного энергетического надзора, хотя положение «О государственном энергетическом надзоре в СССР» неоднократно пересматривалось в 1967, 1983 и 1998 годах.
В систему органов государственного надзора вошли Государственная инспекция по промышленной энергетике и энергонадзору при Наркомате электростанций СССР и 41 предприятие по сбыту энергии и контролю за её использованием (энергосбыт). Своим постановлением Государственный Комитет Обороны наметил общую программу действий всем работникам энергоинспекций и энергосбытов. На энергосбыты была возложена ответственная задача — осуществление функций государственного контроля и надзора за рациональным расходованием электрической и тепловой энергии на промышленных предприятиях, установленными режимами и лимитами отпуска энергии и выполнением правил технической эксплуатации в электрическом и тепловом хозяйстве предприятий.
За период 1945—1956 годов в промышленности и на транспорте было сэкономлено 14,5 млрд кВт*ч электрической и 9,6 млн. Гкал тепловой энергии, что соответствует экономии 8 700 тыс. тонн условного топлива. Нормы расхода электроэнергии на единицу изделия в промышленности за эти годы снижены на 21,4 %. Коэффициент мощности электроустановок промышленных предприятий возрос с 0,86 в 1945 году до 0,906 в 1956 году. В 1963 году Совмин СССР упразднил инспекции Госсельэнергонадзора и инспекции по коммунальной энергетике министерств коммунального хозяйства союзных республик.
На Государственную инспекцию по энергетическому надзору были возложены функции технического надзора за состоянием промышленных, сельских и коммунальных электроустановок в стране. Объём работ, выполняемый органами госэнергонадзора, постоянно возрастал. Если в 1956 году надзором и контролем было охвачено 3,2 млн потребителей, в том числе 8,3 тыс. промышленных потребителей, то в 1973 году количество потребителей электрической и тепловой энергии увеличилось до 44,4 млн, в том числе 120 тыс. промышленных потребителей. Отпуск электроэнергии за эти годы возрос с 160 до 607,8 млрд кВт*ч и тепловой энергии с 48 до 574,5 млн. Гкал. Коэффициент мощности в промышленности возрос с 0,906 в 1956 году до 0,937 в 1973 году. За эти годы было сэкономлено 140 млрд кВт*ч электрической и 207 млн. Гкал тепловой энергии.
Большая работа проделана в области автоматизации учёта электрической и тепловой энергии: по инициативе госэнергонадзора с 1974 года начали серийно выпускаться автоматизированные системы учёта электрической и тепловой энергии. С 1979 года предприятия Энергосбыт получили наименование Энергонадзор — предприятие государственного энергетического надзора и сбыта энергии. При этом основной акцент в работе энергонадзоров ставился на усиление контроля за эффективностью использования энергоресурсов. К концу 80-х годов перед бывшими энергосбытами страны были поставлены новые задачи, направленные на осуществление функций государственного энергетического надзора. Благодаря созданной системе государственного энергонадзора и контроля было внедрено нормирование на единицу продукции, отработана система лимитирования отпуска электрической и тепловой энергии, издан ряд принципиальных технических документов по рациональной эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок, упрощению схем электро и теплоснабжения:
- Единые общесоюзные Правила устройства электроустановок
- Правила технической эксплуатации электроустановок, теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей
- Правила техники безопасности при эксплуатации этих установок
— позволили провести большую работу по реконструкции и упорядочению энергохозяйств предприятий, повышению квалификации энергетического персонала. Возросла и расширилась роль надзора за использованием тепловой энергии. Была создана инспекция по контролю за использованием тепловой энергии. В эти годы энергонадзор представлял собой специализированные филиалы предприятий электроэнергетики, которые объединяли электростанции, электросетевые предприятия, заводы, ремонтные и наладочные предприятия, проектные, научные и учебные организации. Энергонадзор осуществлял учёт, распределение и реализацию энергии, контроль за её рациональным потреблением, режимами использования и техническим состоянием энергоустановок промышленных потребителей.
До 1990 года потребление электрической и тепловой энергии в СССР из года в год увеличивалось. При этом непрерывно возрастал и объём надзорных работ. Многонациональный коллектив системы органов госэнергонадзора успешно справлялся с поставленными перед ним задачами, за решение которых отдельные структурные подразделения были отмечены присуждением им переходящих Красных знамен Минэнерго СССР и ЦК профсоюзов рабочих электростанций и электротехнической промышленности. Среди таких предприятий следует отметить старейшие надзорные органы: Мосэнерго, Ленэнерго, Ростовэнерго, Днепрэнерго, Донбассэнерго, Краснодарэнерго, Красноярскэнерго, Смоленскэнерго, Челябэнерго и многие другие.
Современное состояние (с 1993 г
В 1993 году в Российской Федерации имелось 26,7 млн потребителей, в том числе 234,6 тыс. промышленных и приравненных к ним потребителей.
Деятельность органов государственного энергетического надзора в 1993 году осуществлялась в трех основных направлениях:
- контроль за потреблением и рациональным использованием электрической и тепловой энергии;
- надзор за техническим состоянием и соблюдением техники безопасности в энергоустановках потребителей;
- разработка и издание нормативно-технической документации по вопросам государственного энергетического надзора в Российской Федерации.
В это время проведено 289,4 тыс. обследований электроустановок. Велись работы по совершенствованию и автоматизации учёта на межсистемных и межгосударственных перетоках, количество автоматизированных систем различных типов на объектах энергосистем за год увеличилось со 132 в 1992 году, до 319 в 1993 году, или на 241 %. Правительство Российской Федерации постановлением от 8 мая 1996 года № 560 «О реорганизации органов государственного энергетического надзора в Российской Федерации» поручило Минтопэнерго России осуществить в 1996 году реорганизацию органов государственного энергетического надзора, превратив их в единую централизованную систему органов государственного энергетического надзора в Российской Федерации, включающую Главное управление государственного энергетического надзора Министерства топлива и энергетики Российской Федерации, региональные управления государственного энергетического надзора и управления государственного энергетического надзора в субъектах Российской Федерации. 13 августа 1996 года Правительство Российской Федерации постановлением № 961 «О внесении изменений и дополнений в Положение о государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации» дополнительно обязало Главгосэнергонадзор России осуществлять контроль за техническим состоянием и безопасным обслуживанием оборудования и основных сооружений электростанций, электрических и тепловых сетей и поручило организацию и проведение обязательных энергетических обследований потребителей в части эффективного использования электрической и тепловой энергии в соответствии с Федеральным законом «Об энергосбережении».
В целях повышения эффективности использования энергетических ресурсов в Российской Федерации, Правительство Российской Федерации постановлением от 12 августа 1998 года № 938 «О государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации» поручило Минтопэнерго России завершить в 1998 году формирование единой системы государственного энергетического надзора на базе действующих в топливно-энергетическом комплексе отдельных надзорных организаций и инспекций и утвердило Положение о государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации, которым установило, что: Государственный энергетический надзор в Российской Федерации (далее именуется — госэнергонадзор) входит в систему Министерства топлива и энергетики Российской Федерации и объединяет действующие в топливно-энергетическом комплексе надзорные организации и инспекции в целях обеспечения эффективного использования энергетических ресурсов в Российской Федерации и безопасной эксплуатации энергетических установок.
Основной задачей Госэнергонадзора является осуществление контроля за техническим состоянием и безопасным обслуживанием электрических и теплоиспользующих установок потребителей электрической и тепловой энергии, оборудования и основных сооружений электростанций, электрических и тепловых сетей энергоснабжающих организаций, рациональным и эффективным использованием электрической и тепловой энергии, нефти, газа, угля, торфа, горючих сланцев и продуктов их переработки на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от формы собственности.
В систему госэнергонадзора вошли:
- структурное подразделение по управлению государственным энергетическим надзором центрального аппарата Министерства топлива и энергетики Российской Федерации — Департамент государственного энергетического надзора и энергосбережения;
- региональные управления государственного энергетического надзора (территориальные органы Министерства топлива и энергетики Российской Федерации);
- управления государственного энергетического надзора в субъектах Российской Федерации — государственные учреждения.
В 2003 году высшим приоритетом энергетической политики России в XXI веке наряду с устойчивым снабжением страны энергоносителями явилось повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, создание условий для перевода экономики страны на энергосберегающий путь развития и уменьшение негативного воздействия топливно-энергетического комплекса (далее — ТЭК) на окружающую среду. Ответственность за разработку и практическую реализацию государственной энергетической политики в этом направлении Правительство Российской Федерации возложило на Минэнерго России.
Действенным инструментом в решении возложенных на Минэнерго России задач стал государственный энергетический надзор, занимающий особое место в системе органов государственного контроля, ответственных за обеспечение энергетической безопасности не только ТЭК, но и страны в целом. По решению Комиссии Правительства Российской Федерации по сокращению административных ограничений в предпринимательстве и оптимизации расходов федерального бюджета в 2002—2003 годах проведено совершенствование структуры государственных органов энергетического надзора с целью оптимизации управления, снижения административных расходов на их содержание и повышения эффективности функционирования в новых условиях рыночной экономики. Некоторые территориальные управления и инспекции были объединены. В ряде регионов созданы самостоятельные структурные подразделения.
В структуре Госэнергонадзора появилось шесть видов подразделений:
- управления государственного энергетического надзора по регионам;
- управления государственного энергетического надзора по субъекту Российской Федерации;
- энергетические инспекции государственного энергетического надзора по регионам;
- энергетические инспекции государственного энергетического надзора по субъектам Российской Федерации;
- топливные инспекции государственного энергетического надзора по регионам;
- топливные инспекции государственного энергетического надзора по субъектам Российской Федерации.
Структура Госэнергонадзора в 2003 году состояла из 60 подразделений (свыше 8,5 тыс. сотрудников), осуществляющих свою деятельность на всей территории Российской Федерации. В пределах своих полномочий госэнергонадзор начал осуществлять согласование схем развития систем энергоснабжения регионов, городов и населенных пунктов, а также проверку соответствия существующих схем энергоснабжения объектов и электроустановок потребителей установленным категориям надежности. Органы госэнергонадзора участвуют в разработке и реализации региональных и муниципальных программ энергосбережения
Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 Федеральный горный и промышленный надзор России преобразован в Федеральную службу по технологическому надзору с передачей ей функций по контролю и надзору упраздненного Министерства энергетики Российской Федерации. Федеральная служба по технологическому надзору Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 года № 649 вместе с Федеральной службой по атомному надзору преобразованы в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2013 года № 610 утверждено Положение об осуществлении федерального государственного энергетического надзора. Настоящее Положение определяет порядок осуществления федерального государственного энергетического надзора в составе Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, направленный на предупреждение, выявление и пресечение нарушений субъектами электроэнергетики и потребителями электрической и тепловой энергии требований по безопасному ведению работ на объектах электроэнергетики, требований к обеспечению безопасности в сфере электроэнергетики, в том числе особых условий использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики, посредством организации и проведения проверок.
Безопасность гидротехнических сооружений. Возникновение государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений (далее — ГТС) было обусловлено началом широкомасштабного послевоенного строительства ГЭС на реках Волга и Кама. Отраслевому надзору за безопасностью гидротехнических сооружений в России более 40 лет и впервые он был введен для ГТС объектов энергетики с выходом в 1972 году «Временного положения о надзоре за безопасностью гидротехнических сооружений электростанций». Основной задачей системы надзора за безопасностью ГТС электростанций было определено обеспечение соблюдения предприятиями действующих правил и норм проектирования, строительства и эксплуатации гидротехнических сооружений. Всего в советский период под надзор было поставлено свыше 400 гидроузлов, обеспечивающих работу 220 ГЭС и ГАЭС, 35 ТЭЦ, 72 ГРЭС и 9 АЭС.
К поднадзорным объектам были отнесены гидроузлы, которые образуют водохранилища емкостью более 1 млн м3 или имеют напор воды более 10 м, а также, независимо от параметров ГТС, гидроэлектростанции мощностью более 5 МВт, ТЭС и АЭС мощностью более 100 МВт. С вступлением в силу в 1997 году Федерального закона № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» был расширен перечень поднадзорных ГТС, кроме плотин, зданий гидроэлектростанций, водосбросных и водовыпускных сооружений были добавлены туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы и судоподъемники, а также сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов. В 2008 году ГТС, поднадзорные Росприроднадзору, были переданы Ростехнадзору.
В настоящее время Ростехнадзор осуществляет государственный надзор за соблюдением собственниками ГТС и эксплуатирующими организациями обязательных требований к обеспечению безопасности ГТС (за исключением судоходных и портовых ГТС). Государственный надзор и контроль за безопасностью судоходных и портовых ГТС обеспечивает Минтранс России (Ространснадзор). Контрольно-надзорная деятельность осуществляется на стадии строительства, эксплуатации, консервации и ликвидации гидротехнических объектов. С 2016 года Ростехнадзор осуществляет ведение Российского регистра ГТС, который представляет собой единую систему государственного учёта, регистрации, хранения и предоставления информации о ГТС России.
Федеральный государственный энергетический надзор
В настоящее время Ростехнадзору поднадзорны 25 819 комплексов ГТС промышленности, энергетики и водохозяйственного комплекса, в том числе 751 комплексов ГТС промышленности, 479 комплекса ГТС топливно-энергетического комплекса и 24 589 ГТС водохозяйственного и мелиоративного назначения. В 2019 году 140 комплексов ГТС находятся под постоянным государственным надзором.
Управление государственного энергетического надзора, являясь подразделением центрального аппарата Ростехнадзора, осуществляет функции государственного энергетического надзора, выполняя задачи по организации и осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований по безопасной эксплуатации объектов по производству электрической и тепловой энергии, электрических и тепловых сетей, энергопотребляющих установок, а также за соблюдением безопасности гидротехнических сооружений объектов промышленности, энергетики и водохозяйственного комплекса, повреждение которых может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций.
Число объектов энергетики, поднадзорных Ростехнадзору на сегодняшний день, в целом по России составило около 1 млн, в том числе: 4 675 тепловых и газотурбинных электростанций; более 20 тыс. малых (технологических) электростанций; более 101 тыс. котельных; более 867 тыс. трансформаторных подстанций. Общее количество поднадзорных организаций составляет около 1 млн, из них более 856 тыс. потребителей электрической энергии. В рамках реализации реформы контрольно-надзорной деятельности, государственным энергетическим надзором внедрен риск-ориентированный подход к деятельности субъектов электроэнергетики, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей электрической энергии.
Применение риск-ориентированного подхода при осуществлении федерального государственного энергетического надзора устанавливает критерии отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определённой категории риска при осуществлении федерального государственного энергетического надзора, а также устанавливает дифференцированный подход к периодичности проведения плановых проверок в зависимости от соответствующих категорий, в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 года № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». Указанные мероприятия направлены на повышения результативности деятельности органов, осуществляющих федеральный государственный энергетический надзор. Повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности осуществляется за счёт оптимизации процесса проведения плановых проверок.
Таким образом предусматривается концентрация внимания надзорного органа на объектах более высокой категории риска, где нарушение безопасности может привести к тяжёлым последствиям, а также снижение избыточного административного давления на бизнес. В рамках осуществления государственного строительного надзора при строительстве объектов электроэнергетики и теплоснабжения, должностные лица государственного энергетического надзора участвовали во вводе в эксплуатацию объектов Олимпиады 2014 года в г. Сочи; всех объектов чемпионата мира по футболу 2018 года в 11 регионах нашей страны; объектов зимней универсиады 2019 года в г. Красноярске. Кроме того инспекторский состав осуществляющий государственный энергетический надзор, обеспечивал контроль за безопасным и надежным энергоснабжением значимых объектов при проведении выборов Президента Российской Федерации в 2018 году, а также на всех ключевых мероприятиях, проводимых на территории России.
При участии специалистов были введены стратегически важные для России объекты электроэнергетики, такие как:
- энергомост — соединивший полуостров Крым с Единой Энергосистемой;
- три тепловые электростанции на территории Крыма — Сакская ТЭЦ, Симферопольская и Севастопольская ПГУ-ТЭС;
- ТЭЦ в энергоизолированной системе Калининграда; объектов электроэнергетики на Дальнем востоке
- и прочее.
Отдел горнотехнического, металлургического надзора, надзора за
взрывопожароопасными и химически опасными производственными
объектами и по надзору за проектированием опасных производственных
объектов и изготовлением оборудования
5.1. При выявлении в результате проведения мероприятия по контролю
нарушений юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных
требований должностные лица органов госэнергонадзора, обязаны принять меры по
контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждением,
предотвращением возможного причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей
среде и имуществу, а также меры по привлечению лиц, допустивших нарушения, к
ответственности.
5.2. В случае, если при проведении мероприятия по контролю будет
установлено неудовлетворительное состояние энергетических установок, угрожающее
аварией, пожаром или создающее угрозу жизни и безопасности граждан инспектор
обязан довести до сведения руководителя организации информацию об этом и
потребовать немедленного отключения оборудования или приостановления
производства товара, работы, услуги.
5.3. Органы госэнергонадзора могут обращаться в суд с требованием о
возмещении расходов на проведение исследований (испытаний) и экспертиз, в
результате которых выявлены нарушения обязательных требований
нормативно-технической документации.
Ответственность юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей
Юридические лица, их должностные лица, индивидуальные предприниматели, их
работники и их представители, необоснованно препятствующие проведению
мероприятий по контролю и (или) не исполняющие в установленный срок предписания
органов госэнергонадзора об устранении выявленных нарушений, несут
ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Минэнерго России Б.П.
Варнавский
Министерство
энергетики Российской Федерации
Департамент
государственного энергетического надзора и энергосбережения
Управление
государственного энергетического надзора
Порядок проведения мероприятий по контролю
2.1. Мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений
(приказов) органов госэнергонадзора.
В распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю
указываются:
— номер и дата распоряжения (приказа) о проведении мероприятия по
контролю;
— наименование органа государственного энергетического надзора;
— фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на
проведение мероприятия по контролю;
— наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество
индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится мероприятие по
контролю;
— цели, задачи и вид проводимого мероприятия по контролю;
— правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе
нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;
— дата начала и окончания мероприятия по контролю.
2.2. Мероприятие по контролю может проводиться только тем должностным
лицом (лицами), которое указано в распоряжении (приказе) о проведении
мероприятия по контролю.
При проведении проверки двумя или более инспекторами один из них
назначается старшим. При участии в проверке работников других организаций,
старшим является государственный инспектор по энергетическому надзору, если
начальником управления госэнергонадзора не будет принято другое решение.
2.3. Продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать один
месяц.
В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения
специальных исследовании (испытаний), экспертиз со значительным объемом
мероприятий по контролю, на основании мотивированного предложения инспектора,
осуществляющего мероприятие по контролю, руководителем органа госэнергонадзора
или его заместителем срок проведения мероприятия по контролю может быть
продлен, но не более чем на одни месяц.
2.4. В отношении одного юридического лица или индивидуального
предпринимателя плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более
чем один раз в два года.
Периодичность общих проверок организаций с мощностью энергоустановок ниже
750 кВА и (или) 1 Гкал/час и тематических проверок устанавливается начальником
управления госэнергонадзора, исходя из их количества и штатной численности
инспекторского состава.
Периодичность плановых комплексных проверок организаций как правило, не
должна превышать 1 раз в 5 лет.
2.5. При обращении саморегулируемой организации руководителем органа
госэнергонадзора издается распоряжение, устанавливающее порядок проведения
плановых мероприятий по контролю в соответствии с требованиями п.6 ст.7
Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ.
2.6. Внеплановой проверке, предметом которой является контроль исполнения
предписаний об устранении выявленных нарушений, подлежит деятельность
юридического лица или индивидуального предпринимателя при выявлении в
результате планового мероприятия по контролю нарушений обязательных требований
Внеплановые мероприятия по контролю проводятся также в случаях:
— получения информации от юридических лиц, индивидуальных
предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных
ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о
выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно
причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан,
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
— возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей
среды, повреждения оборудования, зданий, сооружений, энергоустановок и другого
имущества, в том числе в отношении работ, услуг других юридических лиц и (или)
индивидуальных предпринимателей;
— обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с
жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием)
иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с
невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации,
подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о
наличии признаков таких нарушений.
Мероприятия по контролю в случаях, установленных абзацами вторым и
третьим настоящего пункта, могут проводиться по мотивированному решению
руководителя органа госэнергонадзора, в том числе в отношении иных юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих пли имеющих соответствующие
работы, услуги и (или) объекты.
Обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган
госэнергонадзора, не могут служить основанием для проведения внепланового
мероприятия по контролю.
2.7. До выезда в проверяемую организацию инспектор должен ознакомиться с
материалами, имеющимися в управлении госэнергонадзора, в том числе:
— перечнем зданий и сооружений, включая гидротехнические сооружения;
— перечнем и характеристиками установленного основного и вспомогательного
оборудования;
— тепловой и электрической схемами;
— особенностями эксплуатации энергоустановок;
— состоянием приборов учета энергии;
— актами разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной
ответственности сторон;
— актами-предписаниями предыдущих обследований и сведениями по их
выполнению;
— другими документами по усмотрению инспектора.
2.8. По прибытии в проверяемую организацию инспектор должен представиться
ее руководителю или его заместителю, предъявить служебное удостоверение и
распоряжение (приказ) о проведении мероприятия по контролю, либо его копию,
заверенную печатью, согласовать порядок обсуждения результатов проверки, а
также порядок подписания акта-предписания. Одновременно решается вопрос о
представителях организации, которые будут присутствовать при обследовании.
Руководитель проверяемой организации обязан представить инспектору
информацию и документы, необходимые для осуществления им своих полномочий.
2.9. В зависимости от объема проверки и особенностей проверяемой
организации, по согласованию с ее представителем, инспектор намечает план
проверки, который определяет последовательность, сроки ее проведения и время
посещения структурных подразделений, отделов, служб и цехов о чем представитель
этой организации извещает соответствующие подразделения.
2.10. Мероприятия по контролю проводятся инспектором на основании
действующей нормативно-технической документации с использованием разработанных
органами государственного энергетического надзора программ, методик и
рекомендаций.
Программа мероприятий по контролю организации должна быть утверждена
начальником управления госэнергонадзора или его заместителем.
Перед началом проведения проверки инспектор обязан в устной форме ознакомить
представителя проверяемой организации с объемом проверки, основными
нормативно-техническими документами, выполнение требований которых подлежат
проверке, порядком проведения проверки и оформления акта-предписания.
2.11. Результаты проверки оформляются актом-предписанием по типовой форме
(Приложение) в срок не более 10 дней после окончания осмотра и сбора
информации.
2.12. Участие инспектора в расследовании произошедших аварий, инцидентов,
пожаров, стихийных бедствий и несчастных случаев ведется в соответствии с
действующими положениями и инструкциями.
Отдел государственного строительного надзора
7.1. Должностные лица и (или) представители юридического лица и
индивидуальные предприниматели и (или) их представители при проведении
мероприятий по контролю имеют право:
— непосредственно присутствовать при проведении мероприятий по контролю,
давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
— получать информацию, предоставление которой предусмотрено законами и
иными нормативными правовыми актами;
— знакомиться с результатами мероприятий по контролю и указывать в актах
о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными
действиями должностных лиц органов госэнергонадзора;
— обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов
госэнергонадзора в административном и (или) судебном порядке в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
7.2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели обеспечивают по
требованию органа госэнергонадзора присутствие своих должностных лиц,
ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению
обязательных требований, и (или) своих представителей при проведении
мероприятий по контролю.