Организация федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора
2. Система федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора включает в себя:
федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях Российской Федерации по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;
территориальные органы указанных федеральных органов исполнительной власти, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях, на транспорте, а также в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях Российской Федерации по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;
структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти по вопросам обороны, внутренних дел, безопасности, юстиции, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор соответственно в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, на объектах обороны и оборонного производства, безопасности и иного специального назначения (далее — объекты обороны и иного специального назначения);
федеральные государственные учреждения и федеральные государственные унитарные предприятия, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и осуществляющие свою деятельность в целях обеспечения указанного надзора;
федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление санитарно-карантинного контроля за ввозом на территорию Российской Федерации опасных грузов и товаров в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, расположенных на территории свободного порта Владивосток и в Арктической зоне Российской Федерации;
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия федеральных органов исполнительной власти по осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в случае передачи указанных полномочий в соответствии со статьей 5.1 настоящего Федерального закона;
Абзац не применяется с 1 января 2022 г. — Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 101-ФЗ
3. Организацию федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, — Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, а также руководители его территориальных органов — главные государственные санитарные врачи по соответствующим территориям и на транспорте, главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти, указанных в абзаце четвертом пункта 2 настоящей статьи.
В случае передачи полномочий федеральных органов исполнительной власти по осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в соответствии со статьей 5.1 настоящего Федерального закона органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации организацию федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора осуществляют должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
4. Главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти, указанных в абзаце четвертом пункта 2 настоящей статьи, по своим функциональным обязанностям являются заместителями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации по вопросам, входящим в их компетенцию.
5. Структура, полномочия, функции федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и порядок осуществления указанного надзора устанавливаются Правительством Российской Федерации.
6. Структура, полномочия, функции и порядок деятельности федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий, созданных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в целях обеспечения федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора устанавливаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся указанные учреждения и предприятия.
7. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В
2004 г. Указом Президента РФ была образована
Федеральная служба в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека
(Роспотребнадзор), которая является
правопреемником Государственной
санитарно-эпидемиологической службы
РФ, а также выполняет дополнительные
функции, которые ранее были вменены
другим министерствам и ведомствам
(Минздравсоцразвия, Минэкономразвития,
Министерства по антимонопольной политике
и поддержке предпринимательства). Таким
образом, Роспотребнадзор сегодня
осуществляет 2 основные функции:
► контроль
и надзор в сфере обеспечения
санитарно-эпидемиологического
благополучия;
► защиту
прав потребителей на потребительском
рынке.
На
рисунке 13.1 представлена структура этой
службы по уровням управления: федеральный,
региональный и муниципальный.
Из
этого рисунка видно, что управление
службой централизовано и осуществляется
на федеральном уровне Федеральной
службой, которая руководит Управлениями
Роспотребнадзора в регионах (субъектах
РФ), а те, в свою очередь, управляют
Территориальными отделами в муниципальных
образованиях субъектов РФ.
Федеральную
службу по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека
(Роспотребнадзор) возглавляет руково-
Рис.
13.1. Организационно-функциональная
структура Федеральной службы по надзору
в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека по уровням
управления
дитель,
назначаемый на должность и освобождаемый
от должности Правительством Российской
Федерации по представлению министра
здравоохранения и социального развития
Российской Федерации. Руководитель
является главным государственным
санитарным врачом Российской Федерации,
несет персональную ответственность за
осуществление возложенных на службу
функций.
Руководитель
Роспотребнадзора имеет заместителей,
назначаемых на должность и освобождаемых
от должности министром здравоохранения
и социального развития Российской
Федерации по представлению руководителя
службы. Заместители, выполняющие функции
по организации и осуществлению
государственного санитарно-эпидемиологического
надзора, являются заместителями главного
государственного санитарного врача
Российской Федерации. Количество
заместителей руководителя устанавливается
Правительством Российской Федерации.
Финансирование
и материально-техническое обеспечение
службы осуществляется из бюджетов
(федерального, регионального и
муниципального) и внебюджетных средств.
В правовом отношении весьма важно, что
главные государственные санитарные
врачи (главный и в территориях), другие
должностные лица и специалисты,
осуществляющие государственный
санитарно-эпидемиологический надзор,
являются представителями органов
государственного управления и находятся
под защитой государства. Они независимы
в своей деятельности и руководствуются
только действующим санитарным
законодательством Российской Федерации.
Федеральная
служба осуществляет
свою деятельность непосредственно и
через свои территориальные органы во
взаимодействии с другими федеральными
органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и иными организациями.
Всего в Федеральной службе образовано
89 территориальных управлений и 90 Центров
гигиены и эпидемиологии в субъектах
Российской Федерации. Специалисты
Федеральной службы осуществляют
санитарно-карантинный контроль в 285
пунктах пропуска, в том числе в 102 — на
автомобильном транспорте, 67 — в аэропортах,
64 — морских, 13 речных, 39 — на пограничных
железнодорожных станциях. Кроме того,
в подведомственности Федеральной службы
находятся 28 научно-исследовательских
институтов, 14 противочумных станций,
более 100 организаций
дезинфекционного
профиля. Всего в органах и организациях
Федеральной службы работает около 110
тыс. специалистов.
Основными
учреждениями службы являются Федеральные
государственные учреждения здравоохранения
(ФГУЗ) «Центры
гигиены и эпидемиологии в субъектах
РФ», которые
имеют филиалы в муниципальных образованиях.
Эти центры осуществляют следующие
функции:
► проведение
необходимых исследований, испытаний,
экспертиз;
► осуществление
государственного учета инфекционных,
паразитарных, профессиональных
заболеваний, отравлений и других
заболеваний, связанных с воздействием
неблагоприятных факторов среды обитания
человека;
► осуществление
статистического наблюдения в области
обеспечения санитарно-эпидемиологического
благополучия.
В
систему органов и учреждений
Роспотребнадзора входят также
научно-исследовательские учреждения
гигиенического и эпидемиологического
профиля, высшие и средние специальные
учебные заведения, осуществляющие
подготовку соответствующих специалистов
и повышение их квалификации, другие
санитарно-профилактические учреждения.
Среди
важнейших направлений деятельности
службы — организация, проведение и
контроль за осуществлением текущей и
профилактической дезинфекции, которую
проводят
дезинфекционные
станции. Большинство
из них сегодня преобразованы в
государственные унитарные предприятия
дезинфекционного профиля или
самостоятельные некоммерческие
организации, учреждаемые центрами
гигиены и эпидемиологии в субъектах
Российской Федерации и работающие под
их руководством и контролем. Они проводят
профилактические дезинфекционные
мероприятия — дезинфекцию, дезинсекцию,
дератизацию как по заявкам предприятий,
так и для населения.
Предупреждением
возникновения и распространения особо
опасных инфекционных заболеваний —
чумы, холеры, сибирской язвы —
занимаются противочумные
станции. Их
число и дислокация соответствуют в
основном ареалам наиболее вероятного
возникновения особо опасных инфекционных
заболеваний. Противочумные
станции
наблюдают за циркуляцией возбудителей
указанных заболеваний в природных
очагах, участвуют в неотложных мероприятиях
при появлении случаев особо опасных
заболеваний людей, проводят специальные
противоэпидемические мероприятия в
зонах чрезвычайных ситуаций, готовят
специалистов по вопросам эпидемиологии
и лабораторной диагностики особо опасных
инфекционных заболеваний и др.
Информационно-аналитические
центры службы
обеспечивают сбор, обработку и анализ
информации, поступающей из подчиненных
центров, а также от других организаций,
располагающих данными, необходимыми
для анализа состояния здоровья населения
и среды его обитания. Система информационного
обеспечения в Роспотребнадзоре — это
разветвленная, многоуровневая
автоматизированная информационная
система АИС «Санэпид», созданная
и функционирующая с целью:
► сбора,
обработки, анализа информации о состоянии
здоровья населения и среды его обитания;
► прогнозирования
и моделирования ситуаций, связанных с
изменением в показателях здоровья в
зависимости от изменения факторов среды
обитания;
► сбора,
обработки, анализа информации о
деятельности учреждений службы.
Соседние файлы в папке Лисицын 2013_1
Полное наименование:Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Деятельность Роспотребнадзора регламентируется Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным Постановлением № 322 Правительства РФ от 30.06.2004 года.
В соответствии с данным Постановлением Роспотребнадзор рассматривается, как орган исполнительной власти, в чью компетенцию входит, во-первых, претворение в жизнь положений закона о защите прав потребителей с соответствующими функциями надзора, а во-вторых — разработка и утверждение правил и нормативов в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Официальный сайт — https://rospotrebnadzor.ru
Телефон горячей линии: 8-800-555-49-43
Единый консультационный центр Роспотребнадзора: https://rospotrebnadzor.ru/feedback/hotline.php
Приём обращений граждан: https://petition.rospotrebnadzor.ru/petition/
Краткие сведения
Попова Анна Юрьевна
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации.
Структура службы
Роспотребнадзор — одна из самых разветвленных иерархических структур в Российской Федерации.
Центральный аппарат Роспотребнадзора находится в Москве и возглавляется главным государственным санитарным врачом РФ. В настоящее время этот пост занимает А.Ю. Попова.
В состав центрального аппарата входят:
- руководство и помощники;
- пресс-служба Роспотребнадзора;
- управления санитарного и эпидемиологического надзора, управление защиты прав потребителей, управления организации деятельности, управления научного обеспечения в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, управление по международным связям, управление кадров, управление правового обеспечения, управления по субъектам РФ, управление по ЖД-транспорту и иные административные структуры;
- центры гигиены и эпидемиологии в субъектах Федерации;
- НИИ и иные научные организации;
- противочумные учреждения;
- санитарно-эпидемиологические службы различных министерств и ведомств.
Территориальные управления Роспотребнадзора по субъектам РФ в целом повторяют структуру центрального аппарата.
Компетенция
Функции и полномочия Роспотребнадзора определены в соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным Постановлением № 322 Правительства РФ от 30.06.2004 года.
К полномочиям Роспотребнадзора относится осуществление надзора и контроля:
- за исполнением закона в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия граждан;
- за исполнением закона по защите прав потребителей.
Во исполнение надзорных и контрольных функций Роспотребнадзор осуществляет федеральный государственный надзор и контроль:
- за соблюдением санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей;
- за соблюдением требований по правилам продажи некоторых видов товаров;
- за качеством муки и изделий из нее при осуществлении закупок указанной продукции для нужд государства;
- за качеством муки и изделий из нее, ввозимых и вывозимых на территорию или с территории РФ;
- за соблюдением положений закона об информировании потребителя о классе энергоэффективности товара, а также о внесении в техдокументацию на товар иной обязательной информации;
- за соответствием информационной продукции, реализуемой потребителям, требованиям закона в области защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
Кроме того, Роспотребнадзор наделен полномочиями:
- по лицензированию определенных законом отдельных видов деятельности;
- по приему и учету уведомлений о начале деятельности юридических лиц и ИП, связанной с некоторыми видами работ и услуг;
- по установке критериев для определения существенного ухудшения качества питьевой и горячей воды, а равно установке показателей, по которым проводится проверка и отбор проб питьевой и горячей воды;
- по регистрации внедряемых в производство новых химических и биологических веществ и препаратов (кроме лекарственных средств), приготовляемых на их основе, которые могут быть потенциально опасны для населения;
- по регистрации отдельных видов продукции (кроме лекарств), которые могут быть потенциально опасны для человека;
- по регистрации пищевых продуктов, впервые ввозимых на территорию РФ;
- по регистрации лиц, пострадавших в результате радиационных катастроф и инцидентов;
- по выявлению причин возникновения и распространения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний;
- по подготовке и внесению предложений о введении карантина или об его отмене на территории РФ или любого из ее субъектов;
- иные полномочия, перечисленные в Положении о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
История создания
Закон РФ «О защите прав потребителей» был одним из первых законом, принятых Российской Федерацией, как вновь созданным государством.
Аналогичного закона в СССР и на ранних этапах развития Российской Федерации не существовало, хотя в середине 80-х годов была попытка разработать проект закона, который регламентировал бы право потребителей на получение качественных товаров и услуг.
Несмотря на отсутствие прямого закона, который защищал бы права потребителей, органами, которые de facto осуществляли функции защиты, являлись:
- санитарно-эпидемиологический надзор, действовавший в рамках Положения о Госсаннадзоре в СССР, утвержденном Постановлением Совета Министров СССР в 1963 году, Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» 1991 года и одноименного Закона РФ, принятого в 1999 году;
- Госинспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, образованная в 1993 году при Комитете по торговле. Одной из задач инспекции являлось недопущение в оборот некачественных товаров.
С принятием в 1993 году Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» были впервые установлены на законодательном уровне:
- принципы и понятие санитарного и эпидемиологического благополучия населения;
- права и обязанности предприятий и граждан в рамках, относящихся к сфере потребления и санитарно-эпидемиологического благополучия;
- ответственность за неисполнение норм, относящихся к социально-эпидемиологическому благополучию населения.
Таким образом сложилась ситуация, при которой были, по сути, разобщены полномочия государственных органов в сфере санэпидемиологии и в сфере контроля за соблюдением правил торговли и общепита, ценообразования, качеством и безопасностью товаров и т.д.
По сути санитарно-эпидемиологический надзор и Госинспекция по торговле и качеству товаров действовали раздельно.
Унификация произошла в 2004 году на основании Указа № 314 Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», во исполнение которого была создана Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, то есть Роспотребнадзор.
Проверки Роспотребнадзора
Государственный санитарно-эпидемиологический
надзор — это деятельность по предупреждению,
обнаружению, пресечению нарушений
законодательства РФ в области обеспечения
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения в целях охраны
здоровья населения и среды обитания.
Данный вид контрольно-надзорной
деятельности представляет собой
конкретную разновидность надведомственного
контроля.
Государственный санитарно-эпидемиологический
надзор имеет ряд особенностей, а именно:
1) согласно п. 1 ст. 51 ФЗ «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения» от 30 марта 1999 г. № 52 (в ред.
от 31 декабря 2005 г.)12
данный вид надзора осуществляется во
внесудебном порядке. Государственные
санитарные врачи и их заместители в
соответствии с компетенцией рассматривают
материалы и дела о нарушениях санитарного
законодательства;
2) в порядке государственного надзора
осуществляется проверка исполнения
общеобязательных правил специального
характера (например: проектирования,
строительства, реконструкции, технического
перевооружения объектов и ввода в
эксплуатацию; эксплуатацию объектов
производства, реализацию и применение
продукции; использование водных объектов
в целях питьевого, хозяйственно-бытового
водоснабжения, купания, занятий спортом,
отдыха и т.д.). Такая целевая направленность
отличает государственный
санитарно-эпидемиологический надзор
от общего и ведомственного контроля, в
задачи которых входит наблюдение за
всеми сторонами деятельности подчиненных
объектов и проверка исполнения ими
общего законодательства;
3) предметом государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
является оценка деятельности поднадзорных
объектов, включающих в себя различные
факторы среды обитания человека;
4) государственный санитарно-эпидемиологический
надзор распространяется на всех, кто
обязан соблюдать общеобязательные
правила, т.е. и на граждан, и на
государственные, и на негосударственные
организации;
5) субъекты государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
применяют к поднадзорным объектам
средства административного принуждения
(предупреждение, пресечение, наказание,
предусмотренные ст. 50, 51 Закона «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения» и гл. 6 КоАП РФ);
6) для реализации задач государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
созданы специальные органы — Федеральная
служба по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия населения
и ее территориальные органы.
В соответствии с «Положением об
осуществлении государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
в Российской Федерации»13,
утвержденным Постановлением Правительства
РФ от 15 сентября 2005 г. № 569, основными
задачами государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
в Российской Федерации являются
профилактика инфекционных и массовых
неинфекционных заболеваний населения
РФ, предупреждение вредного воздействия
на человека факторов среды обитания, а
также гигиеническое воспитание и
обучение граждан.
Основные направления деятельности
органов государственного
санитарно-эпидемиологического надзора:
1) профилактика заболеваний в соответствии
с создавшейся санитарно-эпидемиологической
обстановкой и прогнозом ее изменения;
2) контроль за выполнением
санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий и
обязательным соблюдением гражданами,
индивидуальными предпринимателями и
юридическими лицами санитарных правил
как составной части осуществляемой ими
деятельности;
3) создание экономической заинтересованности
граждан, индивидуальных предпринимателей,
юридических лиц в соблюдении санитарного
законодательства;
5) сертификация продукции, работ и услуг,
представляющих потенциальную опасность
для человека;
6) спецификация продукции, работ и услуг
и лицензирование видов деятельности,
представляющих потенциальную опасность
для здоровья человека;
7) государственная регистрация опасных
веществ и отдельных видов продукции;
9) информирование
населения о возникновении инфекционных
заболеваний;
10)
гигиеническое воспитание и обучение
населения;
11)
привлечение к ответственности за
нарушение санитарно-гигиенического
законодательства.
Государственный
санитарно-эпидемиологический надзор
согласно ст. 44 Закона «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения» включает в себя:
1)
контроль выполнения санитарного
законодательства, санитарно-
противоэпидемических (профилактических)
мероприятий, предписаний и постановлений
должностных лиц, осуществляющих
государственный санитарно-эпидемиологический
надзор;
2)
санитарно-карантинный контроль в пунктах
пропуска через Государственную границу
РФ;
3) меры
пресечения нарушений санитарного
законодательства, выдачу предписаний
и вынесение постановлений о фактах
нарушения санитарного законодательства,
а также привлечение к ответственности
лиц, их совершивших;
5)
проведение санитарно-эпидемиологических
расследований, направленных на
установление причин и выявление условий
возникновения и распространения
инфекционных заболеваний и массовых
неинфекционных заболеваний (отравлений);
6)
разработку предложений о проведении
санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий;
7)
статистическое наблюдение в области
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения на федеральном
уровне, государственный учет инфекционных
заболеваний, массовых неинфекционных
заболеваний (отравлений) в связи с
вредным воздействием факторов среды
обитания в целях формирования
государственных информационных ресурсов.
Федеральным
органом исполнительной власти,
уполномоченным осуществлять государственный
санитарно-эпидемиологический надзор
в РФ, является Федеральная служба по
надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека, а также ее
территориальные органы, созданные в
установленном законодательством РФ
порядке для осуществления государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
в субъектах РФ, муниципальных образованиях
и на транспорте.
В
соответствующих сферах деятельности
государственный санитарно-эпидемиологический
надзор осуществляют: Министерство
внутренних дел РФ, Министерство обороны
РФ, Федеральная служба исполнения
наказаний, Главное управление специальных
программ Президента РФ, Управление
делами Президента РФ, Федеральная служба
безопасности РФ, Федеральная служба
охраны РФ, Федеральная служба РФ по
контролю за оборотом наркотиков и
Федеральное медико-биологическое
агентство.
Федеральная
служба по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека
и ее территориальные органы, структурные
подразделения, центры гигиены и
эпидемиологии и другие учреждения,
осуществляющие свою деятельность в
целях обеспечения государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
в РФ, составляют единую федеральную
централизованную систему государственного
санитарно-эпидемиологического надзора.
Законодательной
базой деятельности Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека является
санитарное законодательство, которое
основывается на Конституции РФ и состоит
из ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения», «О качестве
и безопасности пищевых продуктов» от
2 января 2000 г. (в ред. ФЗ от 30 декабря 2001
г. № 196-ФЗ, от 10 января 2003 г. № 15-ФЗ, от 30
июня 2003 г. № 86-ФЗ, от 22 августа 2004 г. №
122-ФЗ, от 9 мая 2005 г. № 45-ФЗ, от 31 декабря
2005 г. № 199-ФЗ, от 31 марта 2006 г. № 45-ФЗ)14,
«О лицензировании отдельных видов
деятельности» от 8 августа 2001 г. (в ред.
ФЗ от 13 марта 2002 г. № 28-ФЗ, от 21 марта 2002
г. № 31-ФЗ, от 9 декабря 2002 г. № 164-ФЗ, от 10
января 2003 г. № 17-ФЗ, от 27 февраля 2003 г. №
29-ФЗ, от 11 марта 2003 г. № 32-ФЗ, от 26 марта
2003 г. № 36-ФЗ, от 23 декабря 2003 г. № 185-ФЗ,
от 2 ноября 2004 г. № 127-ФЗ, от 21 марта 2005 г.
№ 20-ФЗ, от 2 июля 2005 г. № 80-ФЗ, от 31 декабря
2005 г. № 200-ФЗ, от 27 июля 2006 г. № 156-ФЗ)15,
«О радиационной безопасности населения»
от 9 января 1996 г. (в ред.
ФЗ от 22 августа 2004 г.)16,
а также принимаемых в соответствии с
ними законов и иных нормативных правовых
актов РФ, законов и иных нормативных
правовых актов субъектов РФ.
Органами
и учреждениями государственной
санитарно-эпидемиологической службы
РФ проводятся санитарно-эпидемиологические
экспертизы, расследования, обследования,
исследования, испытания, а также
токсикологические, гигиенические и
иные виды оценок.
В
соответствии с требованиями Закона
государственная санитарно-эпидемиологическая
служба РФ осуществляет надзор за ввозом,
производством, применением продукции
производственно-технического назначения,
товаров народного потребления и другой,
потенциально опасной для здоровья
населения продукции.
На
основании вышеизложенного следует
отметить, что государственный
санитарно-эпидемиологический надзор
является самостоятельным видом
контрольно-надзорной деятельности по
обеспечению законности и дисциплины в
процессе реализации исполнительной
власти и обладает следующими признаками:
1)
отсутствие организационной подчиненности
субъектов государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
и поднадзорных объектов;
2)
оценка деятельности поднадзорных
субъектов по вопросам
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения;
3)
невозможность вмешательства в
оперативно-хозяйственную деятельность
поднадзорного объекта;
4)
наличие специального объекта надзорной
деятельности — санитарных норм и правил,
требований санитарно-эпидемиологического
законодательства;
5)
возможность применения мер административного
принуждения, предусмотренных КоАП РФ
и ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения».
Организацию
государственного санитарно-эпидемиологического
надзора в РФ осуществляют: руководитель
Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия
человека — главный государственный
санитарный врач РФ, а также руководители
территориальных органов Федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека
— главные государственные санитарные
врачи по субъектам РФ; главные
государственные санитарные врачи по
городам, районам и на транспорте; главный
государственный санитарный врач
Министерства внутренних дел РФ; главный
государственный санитарный врач
Министерства обороны РФ; главный
государственный санитарный врач
Федеральной службы исполнения наказаний;
главный государственный санитарный
врач Главного управления специальных
программ Президента РФ и др.
Должностными
лицами, уполномоченными осуществлять
государственный санитарно-эпидемиологический
надзор в РФ, являются: руководитель
Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия
человека — главный государственный
санитарный врач РФ; заместители
руководителя Федеральной службы по
надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека — заместители
главного государственного санитарного
врача РФ; заместители главного
государственного санитарного врача РФ
— главные государственные санитарные
врачи федеральных органов исполнительной
власти и их заместители; руководители
территориальных органов Федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека
— главные государственные санитарные
врачи по субъектам РФ и их заместители;
руководители структурных подразделений
и их заместители, специалисты федеральных
органов исполнительной власти и др.
Должностные
лица, осуществляющие государственный
санитарно-эпидемиологический надзор
в РФ, обладают полномочиями, установленными
ст. 50, 51 и 52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения», и несут
ответственность за ненадлежащее
исполнение своих служебных обязанностей,
а также за сокрытие фактов и обстоятельств,
создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому
благополучию населения, в порядке,
установленном законодательством РФ.