Функции государственного архитектурно строительного надзора

Функции государственного архитектурно строительного надзора ЕРВК

Градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением не только архитектурных и строительных регламентов, но и установленных законодательных норм. С целью предупреждения, выявления и предотвращения нарушений со стороны застройщиков, заказчиков, подрядчиков функционирует государственный строительный надзор. Органы стройнадзора контролируют процедуры строительства и реконструкции зданий и сооружений, регулируют исполнение застройщиками возложенных на них обязательств и законодательных требований.

Функции и задачи государственного стройнадзора

Государственный стройнадзор представляет собой комплекс мероприятий по инспектированию, аудиту, проверке разрешительной документации на строительство и реконструкцию капитальных объектов.

В сферу деятельности органов государственного строительного надзора входит осуществление контроля процедуры строительства и реконструкции зданий и сооружений. Надзорные функции возложены на федеральные и региональные органы исполнительной власти. Мероприятия по инспектированию и контролю осуществляются в следующих случаях:

  • Возведение объектов капитального строительства, проектная документация которых требует проведения экспертизы согласно ГрК Российской Федерации (кроме отдельных случаев).
  • Реконструкция ОКС, включая работы по восстановлению объектов культурного наследия, проведение которых оказывает воздействие на конструктивные характеристики, влияет на надежность и безопасность.
  • Строительно-восстановительные работы в отношении других объектов, если для этого есть основания, утвержденные в Федеральном законе от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

https://youtube.com/watch?v=XG9OkagrOgw%3Ffeature%3Doembed

Проведение строительного надзора позволяет решать важные задачи:

  • предотвращать нарушения законодательных требований о градостроительной деятельности;
  • выявлять несоблюдение технических регламентов и проектной документации;
  • пресекать нарушения, допускаемые компаниями-застройщиками, подрядчиками, заказчиками строительных работ и т.д.

Функции государственного архитектурно строительного надзора

Выполнять строительные работы в отношении ОКС и ОКН разрешается после проведения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, осуществленных для разработки такой документации. Экспертизу проводят в форме государственной или негосударственной проверки. Если в законе не указано, что заказчик обязан инициировать только государственную экспертизу проектной документации и результатов допроекнтых изысканий, он вправе выбирать организацию для проведения экспертизы. В противном случае необходимо направить запрос в соответствующий государственный орган. Процедура, порядок, правила назначения и проведения госэкспертизы закреплены в Постановлении №145 (ред. от 22.10.2018 г.) Правительства Российской Федерации.

За негосударственной экспертизой обращайтесь в компанию «Независимое Экспертное Партнерство». Наши эксперты имеют все необходимые допуски и компетенция для оказания данной услуги.

Объекты, не подлежащие экспертизе

В ряде случаев экспертиза проектной документации и результатов изысканий не проводится. К ним относятся работы в отношении следующих объектов:

  • здания и сооружения, отнесенные к объектам индивидуального жилищного строительства;
  • отдельно стоящие ОКС не выше двух этажей, занимающие общую площадь не более 1500 кв.м., если объекты не предназначены для проживания граждан или осуществления производственной деятельности (исключение – особо опасные, уникальные, технически сложные ОКС);
  • садовые дома;
  • жилые дома, этажность которых не превышает трех этажей, состоящие из 10 и менее блоков и отвечающие другим установленным требованиям, если строительные работы или реконструкцию осуществляют без привлечения бюджетных средств;
  • объекты, в отношении которых не нужно получать разрешительную документацию на выполнение строительства или реконструкции;
  • экспертиза не проводится в отношении разделов, разработанных для проведения капитального ремонта объектов.

Проведение государственного стройнадзора не инициируется, если конкретный случай относится к исключениям из законодательно установленных требований.

Предмет государственного строительного надзора

В августе 2018 года в градостроительное законодательство был внесен ряд изменений. Согласно данным изменениям предметом государственного строительного надзора выступает проверка на предмет отсутствия нарушений по следующим пунктам:

  • соблюдение проводимых работ и стройматериалов, используемых в ходе строительства или реконструкции, результатов строительных мероприятий требованиям проектной документации, включая соответствие требованиям энергоэффективности (кроме ОКС, на которые такие требования не распространяются) и оснащенности приборами учета расходуемых энергоресурсов;
  • проверка наличия разрешительной документации на проведение строительных и работ по реконструкции;
  • соблюдение выполнения требований, зафиксированных в положениях ст. 52 ГрК РФ.

В ходе проверки на соответствие законодательным требованиям надзорные органы устанавливают следующие моменты:

  • кто выступает контрагентом застройщика, технического заказчика, регионального оператора или ответственного за эксплуатацию объекта лица – с кем заключен договор;
  • имеет ли право компания или индивидуальный предприниматель вести работы по договорам строительного подряда – вести такие работы разрешается членам СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта ОКС;
  • может ли ИП или компания, не состоящая в СРО, на законных основаниях выполнять работы по договору строительного подряда – разрешено осуществлять такую деятельность, если сумма каждого контракта не превышает 3 млн. руб.

Застройщик имеет право самостоятельно выполнять строительные работы, если закон не предусматривает иное, а сам застройщик является членом СРО. В противном случае компании-застройщику необходимо привлекать стороннюю организацию – соответствующих контрагентов для выполнения договоров строительного подряда.

Стоит заметить, что наличие декларации промышленной безопасности не является предметом государственного строительного контроля.

Уточнения в отношении экспертизы и стройнадзора

21.03.2019 г. Правительство РФ внесло Постановление №296, которое расширяет состав сведений, включаемых в ЕГРЗ в отношении объектов капитального строительства. Это связано с тем, что в судебной практике увеличилось количество случаев судебных разбирательств в отношении правовой природы земельных участков, на которых находятся объекты недвижимости. Подраздел реестра, отражающий заключение экспертизы, теперь дополняют следующими сведениями:

  • кадастровый номер земельного участка или участков, на территории которых находится объект, или запланировано строительство нового здания;
  • номер и дата выдачи градостроительного плана земельного участка, а также номер и дата документа, утверждающего документацию по планировке территорий, при подготовке проектной документации по линейному объекту;
  • дата включения в реестр данных о заключении экспертизы.

В связи с внесенными изменениями, дополнительную информацию также указывают в подразделе о документации, предоставленной для проведения экспертизы. Фиксируют данные о сметной стоимости строительства объекта – стоимость на дату начала экспертизы и стоимость на дату утверждения заключения. Дополнительно вносят сведения о проверке достоверности рассчитанной стоимости, если сметная стоимость объекта такой проверке подлежит по закону.

Законодательные нюансы и разнообразные регламенты усложняют взаимодействие с государственного строительного надзора для застройщика. Чтобы максимально упростить процедуру, нужно заранее проверить правовой статус земельного участка, его границы и координаты, а также разрешенный вид использования. Проведение строительных работ без соответствующего заключения экспертизы запрещено по закону.

Дополнения по поводу предмета строительного надзора

Постановлением №54 в ред. от 19.02.2019 г. Правительство Российской Федерации внесло ряд дополнений. Они затронули следующие вопросы в части соблюдения на предмет соответствия строительных работ, строительных материалов и результатов работ определенным нормам и правилам:

  • требованиям охраны окружающей среды, пожарной безопасности, энергетической эффективности, оснащенности приборам учета использования энергоресурсов;
  • нормам и правилам безопасности гидротехнических сооружений, инженерно-технических мероприятий ГО, санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;
  • строительным нормам и правилам, федеральным нормам и правилам в области использования атомной энергии;
  • требованиям государственной охраны ОКН и сохранения таких объектов;
  • требованиям промышленной безопасности, надежности и безопасности в электроэнергетике;
  • другим правилам безопасности и государственным стандартам, требованиям прочих НПА РФ и НПА федеральных органов исполнительной власти.

Перечисленные требования являются обязательными для исполнения в случае проведения строительных работ или реконструкции объектов капитального строительства.

Органы, осуществляющие государственный стройнадзор

Полномочия по выполнению надзорных и контролирующих функций в области строительства и реконструкции ОКС и ОКН возложены на следующие органы:

  • Федеральная служба по экологическому, технологическому, атомному надзору при проведении работ в отношении объектов, перечисленных в п. 5.1 ст. 6 ГрК РФ;
  • Федеральная служба безопасности;
  • Федеральная служба охраны;
  • Министерство обороны;
  • иные федеральные исполнительные органы с соответствующими полномочиями.

Основным критерием для разграничения сферы поднадзоных объектов выступает специфика самого ОКС. Так, Федеральная служба по экологическому, техническому и атомному надзору организует научно-методическое обеспечение стройнадзора в России. Контроль на объектах ядерных организаций федерального значения вправе осуществлять государственная корпорация «Росатом». На территории г. Москвы надзор за строительными и восстановительными работами на уникальных объектах выполняет орган исполнительной власти субъекта РФ – Комитет государственного строительного надзора. Также контрольно-надзорные функции исполняют:

  • Главное управление государственного строительного надзора в Московской области;
  • Служба государственного строительного надзора и экспертизы в Санкт-Петербурге;
  • Главное управление государственного стройнадзора и госэкспертизы в Омской области;
  • Департамент строительного контроля при Министерстве регионального контроля в Калининграде.

На объектах военной инфраструктуры контроль осуществляет Министерство обороны РФ. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору контролирует процессы строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов использования атомной энергии, линий связи, включая линейно-кабельные сооружения, опасных производственных объектов и т.д. Работы на ОКС, которые не попадают в ведение Минобороны и Ростехнадзора, контролируют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Разграничение полномочий в части осуществления контрольно-надзорных функций соответствующими органами (федеральными по горизонтали власти и региональными по вертикали власти) происходит с учетом специфики ОКС. Принимается во внимание стратегическая важность объекта для оборонных целей, промышленной безопасности страны. Учитывается техническая сложность, уникальность, культурная ценность здания или сооружения.

Предметом надзорной деятельности федеральных и региональных исполнительных органов выступает проверка законности действий поднадзорного объекта. Это достигается путем наблюдения, проверки соблюдения норм, выявления и пресечения правонарушений с применением в случае необходимости принуждения в качестве меры наказания в рамках административной ответственности.

Категории рисков объектов капитального строительства

Согласно Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 г. №806, при организации государственного стройнадзора объектам, которые строят или реконструируют, присваивают определенные категории риска. Присвоение категории происходит после поступления извещения о начале работ на ОКС. Во внимание принимают сведения проектной документации с положительным экспертным заключением. Категорию риска присваивают на основе приказа или распоряжения руководителя контролирующего органа или его заместителя. В программе проверок фиксируют сведения о присвоении категории риска.

Ведением реестра подконтрольных объектов и размещением информации об ОКС и присвоенных категориях занимаются органы регионального строительного надзора. Данные размещают в информационных системах регионального государственного стройнадзора и на сайтах этих органов. Публикации на официальных интернет-ресурсах подлежат следующие сведения:

  • наименование, адрес, этап работ на объекте;
  • дату и номер (реквизиты) разрешения на строительство;
  • сведения о застройщике (наименование юрлица или ФИО ИП);
  • информацию о категории риска по объекту капитального строительства.

Программу проверок в сфере регионального государственного строительного надзора составляют с учетом категории риска и устанавливают количество проверок:

  • не более 12 проверок для категории высокого риска;
  • не более 10 проверок для категории значительного риска;
  • не более 7 проверок для категории умеренного риска (Постановление №806 в ред. от 25.10.2017 г.).

Если работы по строительству или реконструкции зданий и сооружений проводят в условиях стесненной городской застройки, на объектах с площадью больше 20000 кв. м или при работах в сложных инженерно-геологических условиях, количество проверок может быть увеличено на две. Проверку проводит должностное лицо надзорного органа согласно утвержденной программе или в случае получения специальных извещений (ч. 6 ст. 52, ч. 3 ст. 53 ГрК РФ).

Проверка может быть инициирована на основании обращений физических и юридических лиц, а также по запросам, поступившим от государственных и органов местного самоуправления. Застройщик имеет право оспорить постановление проверяющего органа при наличии объективных оснований для судебного разбирательства. В судебной практике существуют случаи, когда требования компании к службе надзора были удовлетворены. В частности суд признал:

  • недействительность акта проверки, предписания об устранении нарушений;
  • незаконность постановления о привлечении общества к административной ответственности.

В спорном распоряжении была указана внеплановая проверка организационно-правового порядка. Суд указал, что контролирующий орган имеет право провести проверку на основании обращений и заявлений граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, а также по запросам госорганов и органов местного самоуправления. В этом случае выездная проверка может быть проведена незамедлительно с извещением прокуратуры и без предварительного уведомления компании. Но в рассматриваемом случае не было достаточных оснований и требуемой информации для приведения внеплановой проверки. Судебное разбирательство было решено в пользу компании.

Программа проверок строительного надзора

В компетенцию органов по государственному строительному надзору входит составление программы проверки и право привлечения компаний-нарушителей к административной ответственности. Разработкой программы занимается должностное лицо контролирующего органа. Составление программы происходит с учетом следующих нюансов:

  • конструктивных особенностей ОКС;
  • характера работ по строительству и реконструкции;
  • условий дальнейшей эксплуатации объекта;
  • прочих факторов, которые должны быть учтены согласно требованиям технических регламентов, правил и нормативов.

При разработке программы проверки принимают во внимание нормативно-правовые акты и проектную документацию.

В процессе проведения проверки должностное лицо органа контроля проверяет:

  • соблюдение требований по выполнению строительных, ремонтных, восстановительных работ;
  • устранение ранее выявленных нарушений в области соответствия работ требованиям техрегламентов;
  • соблюдение запрета на выполнение каких-либо работ до получения компанией акта об устранении обнаруженных нарушений.

В зависимости от конкретного случая проверку могут проводить с экспертизой, лабораторными исследованиями, обследованиями объекта, испытаниями работ и строительных материалов. Если контролирующий орган выявляет нарушения, должностное лицо составляет соответствующий акт. На основании данного документа застройщик, заказчик или подрядчик получает предписание о необходимости устранить обнаруженные нарушения.

Документы составляют в двух экземплярах. Дополнительно к акту прилагают документы, составленные или полученные в результате проверки, если они имеются. Первый экземпляр акта и предписания и копии этих бумаг передают ответственному за выявленные нарушения лицу. Вторые экземпляры документов остаются в деле контролирующего органа стройнадзора.

За нарушение требований технической и проектной документации при проектировании, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства предусмотрена административная ответственность. Это же касается нарушений, выявленных относительно используемых строительных материалов. Административная ответственность может применяться в виде предупреждения, денежного штрафа в размере 20-30 тыс. руб. для должностных лиц, денежного штрафа в размере 100-300 тыс. руб. для юридических лиц.

Чаще всего причиной привлечения застройщика к административной ответственности становится начало строительных работ до получения необходимых разрешений. Застройщик, заказчик или подрядчик обязаны получить заключение о соответствии (ЗОС), а потом начинать строительные работы на ОКС. Ненадлежащее выполнение данного требования влечет административную ответственность.

Чтобы избежать проблем при взаимодействии с органами контроля и надзора, важно предварительно подготовить необходимую документацию. У компании могут возникнуть сложности с получением заключения о соответствии из-за отсутствия исполнительной документации, а также в результате отсутствия ведения надзора. Если застройщик, заказчик или подрядческая организация приступили к работам раньше времени, до получения разрешения или не уведомили соответствующие органы, могут возникнуть серьезные осложнения со стройнадзором. В этой ситуации спасти положение поможет наше Заключение о соответствии фактически выполненных работ требованиям проектной и нормативно-технической документации по ГОСТ 31937-2011.

к приказу Госстроя РФ

от 30 марта 1999 г. N 76

Положение»О государственном архитектурно-строительном надзоре на территории Российской Федерации»

1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 19, ст.2069), Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 47, ст.4473), Законом Российской Федерации от 17 декабря 1992 г. N 4121-1 «Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушения в области строительства» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1993, N 2, ст.58), распоряжением Президента Российской Федерации от 27 ноября 1991 г. N 105-рп «Об образовании органов Государственного архитектурно-строительного надзора РСФСР» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 48, ст.1692), Положением о Государственном комитете Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 1999 г. N 95 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 5, ст.682).

2. Положение устанавливает порядок осуществления на территории Российской Федерации государственного архитектурно-строительного надзора, проводимого с целью государственной защиты инвесторов, граждан, окружающей природной среды, товарного строительного рынка от недоброкачественных работ, продукции и услуг, обеспечения безопасности зданий, строений и сооружений в процессе их строительства и дальнейшей эксплуатации, а также определяет органы, осуществляющие этот надзор, их функции, права и ответственность.

3. Государственный архитектурно-строительный надзор — это деятельность специально уполномоченных государственных и муниципальных органов по контролю за соблюдением участниками строительства*(1) обязательных требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных документов в вопросах качества и организационно-правового порядка строительства объектов, производства строительных материалов, конструкций и изделий.

4. Органами, осуществляющими на территории Российской Федерации государственный архитектурно-строительный надзор, являются:

Главная инспекция Государственного архитектурно-строительного надзора и лицензирования — самостоятельное структурное подразделение Госстроя России на правах управления (Главгосархстройнадзор России);

Инспекция Государственного архитектурно-строительного надзора Минобороны России;

органы Государственного архитектурно-строительного надзора субъектов Российской Федерации;

органы архитектурно-строительного надзора органов местного самоуправления*(2).

Указанные органы (в дальнейшем — органы Госархстройнадзора России) составляют единую функциональную систему Государственного архитектурно-строительного надзора Российской Федерации.

5. Главгосархстройнадзор России является вышестоящим органом в системе Государственного архитектурно-строительного надзора Российской Федерации и осуществляет организационно-методическое руководство, разграничение полномочий и контроль за деятельностью органов Госархстройнадзора России.

Органы Госархстройнадзора субъектов Российской Федерации являются вышестоящими органами по отношению к органам муниципального архитектурно-строительного надзора и в соответствии с предоставленной компетенцией осуществляют методическое руководство и контроль за их деятельностью.

6. В своей деятельности органы Госархстройнадзора России руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными документами Госстроя России, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принятыми в пределах их компетенции, иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.

7. Органы Госархстройнадзора России выполняют следующие основные функции:

выдают разрешения на выполнение строительно-монтажных работ по конкретным объектам;

проводят выборочные проверки строящихся объектов и предприятий по производству строительных материалов, конструкций и изделий с целью контроля за:

а) соблюдением участниками строительства технологии и качества выполнения строительно-монтажных работ, производства строительных материалов, конструкций и изделий, за их соответствием обязательным требованиям строительных норм и правил, государственных стандартов, технических условий, утвержденным проектам, другой нормативно-технической документации;

б) своевременным и качественным проведением участниками строительства предусмотренных нормативно-технической и проектной документацией инженерных изысканий, испытаний, съемок, замеров и оформлением по их результатам необходимой производственно-технической и исполнительной документации;

в) соблюдением организационно-правового порядка строительства объектов и производства строительных материалов, конструкций и изделий;

г) качеством осуществления производственного контроля подрядными организациями, технического надзора заказчиками и авторского надзора проектными организациями;

контролируют наличие технических свидетельств, а также сертификатов и иных документов о качестве на применяемые новые, в том числе импортные, строительные материалы, конструкции и изделия;

в установленном порядке принимают участие в приемке в эксплуатацию законченных строительством зданий и сооружений, а также осуществляют надзор за правильностью их приемки;

осуществляют госземконтроль по вопросам, отнесенным к их компетенции;

обобщают и анализируют материалы, полученные в результате проводимых проверок, готовят необходимые материалы с оценкой уровня качества строительства объектов на соответствующей территории;

разрабатывают соответствующие предложения по внесению изменений в действующие и разработке новых нормативных и методических документов, регламентирующих качество выполнения строительно-монтажных работ, производство строительных материалов, конструкций и изделий, организационно-правовой порядок строительства;

принимают участие в расследовании причин аварий строящихся и законченных строительством зданий и сооружений на территории Российской Федерации, а также осуществляют надзор за правильностью расследования аварий;

взаимодействуют с другими органами государственного надзора, органами экспертизы, лицензирования, научно-исследовательскими учреждениями, проектными и общественными организациями по вопросам обеспечения качества строительства.

8. Органы Госархстройнадзора России проводят на соответствующих территориях выборочные проверки строящихся зданий и сооружений, предприятий, производящих строительные материалы, конструкции и изделия, вне зависимости от источников финансирования строящихся объектов и организационно-правовой формы участников строительства, выбирая в пределах предоставленных полномочий формы и методы контроля для реализации возложенных на них функций.

Проверки проводятся при строительстве новых зданий и сооружений, при расширении, реконструкции (далее — строительство) объектов производственного*(3) и жилищно-гражданского назначения*(4) независимо от источников финансирования этого строительства, за исключением объектов, контроль за организационно-правовым порядком и качеством строительства которых осуществляется другими государственными надзорными органами или федеральными органами исполнительной власти.

Полномочия органов Госархстройнадзора России распространяются также на совместные предприятия и иностранные фирмы, осуществляющие проектирование и строительство объектов, производство или реализацию строительных материалов, конструкций и изделий на территории Российской Федерации, в том числе за счет иностранных инвестиций, если иное не предусмотрено межправительственными договорами (соглашениями).

9. Органы Госархстройнадзора России имеют право:

получать от участников строительства всю необходимую производственную, исполнительную, проектную и технологическую документацию;

выдавать участникам строительства обязательные для исполнения предписания об устранении допущенных отступлений от утвержденных проектов, нарушений строительных норм и правил, стандартов, технических условий, требований другой нормативно-технической и проектной документации, а также нарушений организационно-правового порядка строительства объектов, производства строительных материалов, конструкций и изделий;

требовать в случае необходимости от участников строительства проведения за их счет выборочного вскрытия отдельных конструктивных элементов зданий и сооружений, дополнительных лабораторных и других испытаний, съемок, замеров;

направлять руководителям организаций, выполняющих строительно-монтажные работы, организаций-заказчиков, предприятий по производству строительных материалов, конструкций и изделий обязательные для исполнения предписания о приостановлении строительства объекта, производства и реализации строительных материалов, конструкций и изделий, в случае обнаружения в ходе проверки критических дефектов или выявления массового брака, а также в случае отсутствия необходимых лицензий и разрешений;

приостанавливать действие лицензии на осуществление деятельности в области строительства сроком до 3 месяцев в случае повторного в течение года однородного правонарушения в области строительства, а также действие разрешения на строительство объекта в случае нарушения условий его выдачи;

направлять в органы государственной статистики сообщения об объектах, введенных в эксплуатацию с нарушением установленного порядка, для исключения их из государственной статистической отчетности;

вносить в проектно-изыскательские организации предложения по совершенствованию проектно-изыскательской документации, а также направлять руководителям этих организаций обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований нормативных документов, допущенных при выполнении проектных работ и проведении инженерных изысканий;

привлекать независимых экспертов, организации и предприятия для подготовки заключений по вопросам, входящим в компетенцию органов Госархстройнадзора России;

составлять протоколы о правонарушениях в области строительства;

рассматривать в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации дела об административной ответственности за правонарушения в области строительства и принимать решения о наложении штрафов;

применять в установленном порядке меры административной ответственности за нарушения земельного законодательства;

использовать в установленном порядке часть штрафов за правонарушения в области строительства, поступающих на развитие их материально-технической и социальной базы.

10. Должностные лица органов Госархстройнадзора России имеют право беспрепятственного доступа на подконтрольные строящиеся объекты и предприятия по производству строительных материалов, конструкций и изделий по предъявлении служебного удостоверения или удостоверения государственного строительного инспектора.

11. Предписания органов Госархстройнадзора России, а также действия их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий орган Госархстройнадзора России, суд или арбитражный суд. Подача жалоб и исковых заявлений на предписания, выданные органами Госархстройнадзора России, не приостанавливает их исполнения, если вышестоящим органом, судом или арбитражным судом не вынесены определения о приостановлении исполнения предписаний.

12. Для обобщения и анализа уровня качества строительства на территории Российской Федерации органы Госархстройнадзора субъектов Российской Федерации не реже двух раз в год представляют в Главгосархстройнадзор России информацию о результатах своей деятельности по форме и в порядке, утверждаемым Главгосархстройнадзором России.

Указанная информация предоставляется органами архитектурно-строительного надзора городов и районов в органы Госархстройнадзора субъектов Российской Федерации в устанавливаемые ими сроки.

13. Штатная численность органов Госархстройнадзора России определяется:

для Главгосархстройнадзора России — Председателем Государственного комитета Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике;

для Инспекции Госархстройнадзора Минобороны России — министром обороны Российской Федерации;

для органов Госархстройнадзора субъектов Российской Федерации, городов и районов — руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления исходя из количества подконтрольных объектов, их технической сложности, а также других местных условий с учетом рекомендаций, выдаваемых Главгосархстройнадзором России.

14. Главгосархстройнадзор России вправе давать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения о назначении на должность и освобождении от должности руководителей соответствующих органов Госархстройнадзора России, в том числе по результатам проведенной профессиональной аттестации.

Органы Госархстройнадзора субъектов Российской Федерации вправе давать органам местного самоуправления предложения о назначении на должность и освобождении от должности руководителей органов архитектурно-строительного надзора городов и районов.

15. Должностные лица органов Госархстройнадзора России проходят в порядке, установленном Госстроем России, профессиональную аттестацию, по результатам которой им присваивается звание «Государственный строительный инспектор Российской Федерации», выдаются нагрудные знаки, удостоверения и квалификационные аттестаты по установленной форме.

16. Финансирование деятельности органов Госархстройнадзора России осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации на развитие материально-технической и социальной базы органов Госархстройнадзора России используются также средства, поступающие в форме штрафов за правонарушения в области строительства.

По решению органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления для финансирования деятельности органов Госархстройнадзора России могут также предусматриваться средства из дополнительных источников.

17. Органы Госархстройнадзора России имеют счета в банковских учреждениях, печати с изображением Государственного герба Российской Федерации или герба муниципального образования со своим наименованием, а также соответствующие бланки и штампы.

18. Вопросы обеспечения органов Госархстройнадзора России необходимыми производственными помещениями, средствами связи, контрольно-измерительными приборами, лабораторным оборудованием, автомобильным транспортом и другими материально-техническими средствами решаются:

для Главгосархстройнадзора России — Госстроем России;

для Инспекции Госархстройнадзора Минобороны России — Министерством обороны Российской Федерации;

для органов Госархстройнадзора субъектов Российской Федерации, городов и районов — соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

19. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом местных особенностей и на основании настоящего Положения могут утверждать по согласованию с Госстроем России положения о государственном архитектурно-строительном надзоре на подведомственных территориях.

Министерство обороны Российской Федерации на основании настоящего Положения по согласованию с Госстроем России может утверждать положение об органах Госархстройнадзора Минобороны России, а также о порядке осуществления госархстройнадзора на объектах, подконтрольных Министерству обороны Российской Федерации.

*(1) Организации, выполняющие строительно-монтажные и проектно-изыскательские работы, организации-заказчики (застройщики), предприятия, производящие и реализующие строительные материалы, конструкции и изделия.

*(2) Органы архитектурно-строительного надзора, осуществляющие деятельность в городах и районах, по согласованию с органами местного самоуправления могут входить в состав соответствующих органов Госархстройнадзора субъектов Российской Федерации.

*(3) Объекты, которые после ввода их в эксплуатацию будут функционировать в сфере материального производства: в отраслях промышленности, сельском и водном хозяйстве, на транспорте, предприятиях связи, в торговле, в системах общественного питания, сбыта и материально-технического снабжения.

*(4) Жилые здания, гостиницы, детские дошкольные учреждения, административные здания, объекты научного, учебного, лечебного, санаторно-курортного, культурно-просветительского, спортивного, бытового и коммунального назначения, культовые учреждения.

Оцените статью
Единый реестр видов контроля