Формирования по надзору за санитарно эпидемиологической обстановкой

Государственный
санитарно-эпидемиологический надзор —
деятельность по предупреждению,
обнаружению, пресечению нарушений
законодательства Российской Федерации
в области санитарно-эпидемиологического
благополучия населения в целях охраны
здоровья населения и среды обитания.

Государственный
санитарно-эпидемиологический надзор
включает в себя: контроль за выполнением
санитарного законодательства,
санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий,
предписаний и постановлений должностных
лиц, осуществляющих государственный
санитарно-эпидемиологический надзор;
санитарно-карантинный контроль в пунктах
пропуска через Государственную границу
Российской Федерации; меры пресечения
нарушений санитарного законодательства,
выдачу предписаний и вынесение
постановлений о фактах нарушения
санитарного законодательства, а также
привлечение к ответственности лиц, их
совершивших; контроль за
санитарно-эпидемиологической обстановкой;
проведение санитарно-эпидемиологических
расследований, направленных на
установление причин и выявление условий
возникновения и распространения
инфекционных заболеваний и массовых
неинфекционных заболеваний (отравлений);
разработку предложений о проведении
санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий;
статистическое наблюдение в области
обеспечения санитарно-эпидемиологического
благополучия населения на федеральном
уровне, государственный учет инфекционных
заболеваний, профессиональных заболеваний,
массовых неинфекционных заболеваний
(отравлений) в связи с вредным воздействием
факторов среды обитания в целях
формирования государственных
информационных ресурсов.

С категорией
государственного санитарно-эпидемиологического
надзора тесно связано государственное
санитарно-эпидемиологическое нормирование,
основной задачей которого является
установление санитарно-эпидемиологических
требований, обеспечивающих безопасность
для здоровья человека среды его обитания.

Нормативными
правовыми актами, устанавливающими
санитарно-эпидемиологические требования,
являются государственные
санитарно-эпидемиологические правила
(санитарные правила, санитарные правила
и нормы, санитарные нормы, гигиенические
нормативы), содержащие: гигиенические
и противоэпидемические требования по
обеспечению санитарно-эпидемиологического
благополучия населения, профилактики
заболеваний человека, благоприятных
условий его проживания, труда, быта,
отдыха, обучения и питания, а также
сохранению и укреплению его здоровья;
оптимальные и предельно допустимые
уровни влияния на организм человека
факторов среды его обитания; максимально
или минимально допустимое количественное
и (или) качественное значение показателя,
характеризующего с позиций безопасности
и (или) безвредности для здоровья человека
тот или иной фактор среды его обитания.

В целях обеспечения
санитарно-эпидемиологического
благополучия в России государственной
санитарно-эпидемиологической службой
Российской Федерации, являющейся единой
федеральной централизованной системой
органов и учреждений, осуществляется
санитарно-эпидемиологический надзор.
Федеральным органом исполнительной
власти, уполномоченным осуществлять
государственный санитарно-эпидемиологический
контроль и надзор, является действующая
в системе Министерства здравоохранения
социального развития РФ Федеральная
служба по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека.

Органы государственной
санитарно-эпидемиологической службы
и их должностные лица, перечисленные в
ст. 23.13 КоАП РФ, наделены правом
привлекать к административной
ответственности физических и юридических
лиц, виновных в совершении административных
правонарушений, предусмотренных
ст. 6.3-6.7, 7.2, 7.8, 8.2, 8.5, 8.6, 14.4 КоАП РФ.

ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ФОРМИРОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

Федеральная служба по надзору в сфере защитыправ потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) — уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения РФ и защиты прав потребителей на потребительском рынке.

Федеральная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (территориальные управления и отделы) во взаимодействии с другими федеральными и иными организациями.

Ø В соответствии с Положением о функциональной подсистеме РСЧС – «надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой» — Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (для обеспечения быстрого реагирования на ЧС) создаются следующие специализированные формирования:

1. На региональном и федеральном уровнях:

· санитарно-эпидемиологические отряды (СЭО);

· специализированные противоэпидемические бригады (СПЭБ) и группы экспертов по вопросам гигиенической экспертизы и эпидемиологии;

2. На местном и территориальном уровнях:

· специализированные противоэпидемические бригады (СПЭБ);

· группы: санитарно-эпидемиологической разведки (ГСЭР), санитарно-химической разведки (ГСХР) и радиационной разведки (ГРР).

Численность мобильных формирований службы на территориальном и региональном уровнях, их профиль, штатный состав, оснащение зависят от возможностей здравоохранения и прогнозируемых медико-санитарных последствий катастроф с учетом наличия опасных предприятий и производств, сейсмической активности, возможных зон наводнений и затоплений, разветвленности железнодорожных, автомобильных путей сообщения и т.п.

Ø Специализированные формирования ФС Роспотребнадзора являются мобильными формированиями постоянной готовности и предназначены для организации и проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС мирного и военного времени.

Специализированные формирования создаются на базе федеральных государственных учреждений здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии» в субъектах РФ, противочумных учреждений, научно-исследовательских институтов эпидемиологического и гигиенического профиля соответствующими приказами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемическихмероприятий в районах ЧС возлагается на территориальные управления ФС Роспотребнадзора по субъектам РФ и их территориальных отделовв рамках своей компетенции. Они работают в тесном взаимодействии со штабами ГОЧС административной территории.

Руководители территориальных управленийФС Роспотребнадзора по субъектам РФ и их территориальных отделов в рамках своей компетенции осуществляют общее руководство и контроль за деятельностью специализированных формирований соответствующих федеральных государственных учреждений здравоохранения, направленной на предупреждение и ликвидацию медико-санитарных последствий ЧС мирного и военного времени.

Специализированные формирования ФС Роспотребнадзора формируются на базе ФГУЗ «Центров гигиены и эпидемиологии» в субъектах РФ из штатной численности учреждения, за счет функционального объединения радиологической, санитарно-гигиенической (токсикологической) и эпидемиологической бригад быстрого реагирования.

Филиалы ФГУЗ – центры гигиены и эпидемиологии в субъектах РФ и НИИ, не имеющие возможностей формирования санитарно-эпидемиологического отряда, в зависимости от штатной численности формируют отдельные санитарно-эпидемиологические, радиологические, санитарно-гигиенические (токсикологические) бригады, в том числе и на межмуниципальном уровне, или группы санитарно-эпидемиологической, санитарно-химической и радиационной разведки.

Укомплектование специализированных формирований личным составом проводится в режиме повседневной деятельности из числа штатных сотрудников ФГУЗ «центров гигиены и эпидемиологии» в субъектах РФ–формирователях.

Ответственность за постоянную готовность специализированных формирований к действиям при ЧС возлагается на главного врача ФГУЗ, формирующего отряд.

Специализированные формирования действуют с целью организации и проведения оперативных санитарно-эпидемиологических мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС мирного и военного времени.

Задачами специализированных формирований являются:

1. ведение санитарно-эпидемиологической разведки в зоне возможного очага заражения (загрязнения) патогенными биологическими агентами (ПБА), опасными химическими (ОХВ) и радиоактивными веществами (РВ);

2. отбор проб объектов окружающей среды (воздух, вода, почва и др.), пищевых продуктов и продовольственного сырья и проведение их исследований на наличие ПБА, ОХВ и РВ;

3. санитарно-эпидемиологическая экспертиза продовольственного сырья, пищевых продуктов, питьевой воды и других объектов окружающей среды с выдачей предварительного заключения об их пригодности;

4. установление зоны возможного заражения (загрязнения) территорий и контингентов лиц, подвергнувшихся неблагоприятному воздействию;

5. предоставление обобщенных результатов исследований и экспертиз главному врачу ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в субъекте РФ и руководителю территориального управления Роспотребнадзора по субъектам РФ для принятия окончательного решения.

Специализированные формирования и включенные в них подразделения функционируют: в режиме повседневной деятельности, в режиме повышенной готовности и в чрезвычайном режиме.

Ø В перечень сил постоянной готовности госсанэпидслужбы России регионального и территориального уровня включены:

· 89 центров Госсанэпиднадзора на территориях субъектов Российской Федерации;

· 5 противочумных институтов;

· противочумный Центр в Москве;

· 11 противочумных станций.

Ø Все указанные учреждения могут сформировать для работы в зоне ЧС:

· 70 санитарно-эпидемиологических отрядов;

· 19 санитарно-эпидемиологических бригад;

· 15 специализированных противоэпидемических бригад (СПЭБ) на базе противочумных учреждений.

Мы поможем в написании ваших работ!

Оцените статью
Единый реестр видов контроля