Федеральный государственный строительный надзор ростехнадзора

Федеральный государственный строительный надзор ростехнадзора ЕРВК

Федеральный строительный надзор отличается от других видов надзора тем, что в нем нет плановых проверок по категориям риска. Программа контрольных мероприятий составляется после извещения о начале работ по строительству, реконструкции объектов, указанных в ч. 1 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ. Нет незавершенного строительства — нет проверок.

С 1 июля 2021 года действует Положение о федеральном государственном строительном надзоре в ред. Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 г. № 1087. Мы подготовили краткий обзор основных требований, по которым будет контролироваться деятельность технических заказчиков и застройщиков.

Чем отличается Ростехнадзор от Стройнадзора? Основные функции этих контролирующих органов и пределы их компетенции

Сегодня, те строительные компании, для которых вступление в СРО остаётся всё ёщё не пройденным этапом, имеют право выполнять только те виды работ, которые не включёны в перечень, как оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства, сложные технически и особо опасные. Непосредственный контроль деятельности СРО строителей входит в компетенцию Ростехнадзора – федеральной службы по атомному, технологическому и экологическому надзору. Проверка СРО Ростехнадзором осуществляется в соответствии с критериями, выписанными в Градостроительном кодексе. Все без исключения свидетельства о допуске должны быть в обязательном порядке внесены в реестр саморегулируемых организаций (реестр СРО Ростехнадзора), а сведения о них переданы в органы контроля. Ростехнадзор, Минюст и иные органы, осуществляющие проверку, при выявлении недобросовестных действий со стороны СРО, уполномочены принимать предусмотренные законодательной базой меры по отношению к нарушителям, в том числе и такие, как прекращение в судебном порядке их деятельности и исключение из Госреестра СРО.

Теперь давайте ответим на вопрос, какие функции возложены на Стройнадзор – Государственную инспекцию строительного надзора? Невзирая на то, что оба вышеназванных органа (Стройнадзор и Ростехнадзор) действуют в одной сфере – строительной, инспекция строительного надзора не осуществляет контроль деятельности СРО строителей непосредственно – её компетенция несколько иная. Стройнадзор, являясь надзорным органом также как и в период существования лицензирования продолжает осуществлять надзор объектов кап. строительства. Иными словами, лицензии ушли в прошлое, но форма государственного строительного надзора сохранилась. Согласно изменениям, внесённым в Градостроительный кодекс РФ, осуществляя надзорные мероприятия гос. инспекция проводит сегодня дополнительную проверку наличия соответствующих свидетельств о допуске, а также того, насколько точно выполняются все требования, предъявляемые к исполнителям работ, влияющих на безопасность объектов кап. строительства. Согласно Кодексу РФ об админ. правонарушениях привлечение лиц, замеченных в нарушении федерального законодательства, к административной ответственности входит в обязанности Стройнадзора. Таким образом, в компетенцию инспекции входит контроль ключевых аспектов безопасности – обеспечение соответствия требованиям, изложенным в технических регламентах и проектной документации воздвигаемых кап. строений, а также контроль качества самих строительных работ. Государственная инспекция осуществляет надзор за капитальным ремонтом, реконструкцией, новым строительством сооружений и зданий жилого и производственного назначения в тех случаях, когда проектная документация данных объектов подлежит государственной экспертизе, исключение составляют только те объекты, которые находятся под контролем федеральных государственных органов надзора. Контроль качества конструкций, изделий, стройматериалов и строительства объектов осуществляется инспекцией не зависимо от формы собственности участника строительства. Кроме того, за ней остаётся выбор методов проверки, необходимых для того, чтобы полностью реализовать свои полномочия. Отдельно необходимо отметить, что в связи с разразившимся финансово-экономическим кризисом «на плечи» Стройнадзора была возложена ещё одна довольно важная и ответственная функция – обеспечение надзора за тем, в каком состоянии находятся объекты, работы на которых уже приостановлены, но об их консервации вопрос ещё не решен.

С другой стороны в результате реформы регуляторной политики, введения института саморегулирования, вопросы управления качеством и вся ответственность фактически должны перейти в компетенцию самих СРО строителей, их ассоциаций и союзов. Ведь именно саморегулируемым организациям государством делегировано право пересмотра существующих в сфере тех. регулирования нормативных актов, внедрения в жизнь новых, более совершенных технологий, разработки новых унифицированных правил и норм в строительстве, поскольку старые уже не могут отвечать современным требованиям. Правда, всё это только в ближайшей перспективе. Нынешняя же практика свидетельствует о том, что механизм осуществления собственных проверок СРО находится в состоянии отработки, а интенсификации процесса преобразования сдерживается многочисленными бюрократическими проволочками.

Органы надзора за строительством

Осуществляет проверку качества строительной продукции с целью защиты прав и интересов потребителей, посредством обеспечения соблюдения участниками строительства нормативного уровня качества, безопасности и надежности возводимых объектов.

Государственный строительный надзор осуществляется на основании положений:

Государственный строительный надзор ведется при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства, если проектная документация подлежит государственной экспертизе, либо является типовой проектной документацией, на которую получено положительное заключение государственной экспертизы (28 ноября 2011 года N 337-ФЗ);

В случае если государственный строительный надзор предусмотрен, застройщик или технический заказчик заблаговременно, но, не позднее, чем за семь рабочих дней до начала работ должен направить в органы государственного строительного надзора извещение о начале работ, к которому прилагаются следующие документы:

  • Копия разрешения на строительство;
  • Проектная документация в полном объеме;
  • Копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий;
  • Общий и специальные журналы, в которых ведется учет выполнения работ;П
  • оложительное заключение экспертизы проектной документации.

По организации, осуществляющей ГСН, приказом назначается инспектор (инспектора) на объект капитального строительства и составляется график проверок, который передается заказчику.

ГСН ведет как плановые, так и неплановые проверки.

В рамках государственного строительного надзора осуществляются:

  • Государственный строительный надзор;
  • Государственный пожарный надзор;
  • Государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
  • Контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический надзор).

В зависимости от назначения, расположения и сложности объекта капитального строительства государственный строительный надзор могут осуществлять:

  • Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор);
  • Министерство обороны РФ;
  • Федеральная служба безопасности;
  • Федеральная служба охраны РФ;
  • Органы исполнительной власти субъектов РФ, Российской Федерации, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора.

РОСТЕХНАДЗОР — направления деятельности

  • Промышленная безопасность;
  • Ядерная и радиационная безопасность;
  • Энергетическая безопасность;
  • Государственный строительный надзор;
  • Ведение реестра саморегулируемых организаций в области строительства (СРО);
  • Надзор за деятельностью СРО;
  • Выдача атомных лицензий.

Для определения соответствия выполняемых работ, применяемых строительных материалов и результатов работ требованиям технических регламентов и проекта должностным лицом органа государственного строительного надзора проверяется:

  • при строительстве – соблюдение требований к осуществлению подготовки земельного участка и выполнению земляных работ, работ по монтажу фундаментов, конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования;
  • при реконструкции – соблюдение требований к выполнению работ по подготовке объекта капитального строительства для реконструкции, работ по усилению и (или) монтажу фундамента и конструкций подземной и надземной частей, изменению параметров объекта капитального строительства, его частей и качества инженерно-технического обеспечения;
  • при капитальном ремонте – соблюдение требований к выполнению работ по подготовке объекта капитального строительства для капитального ремонта, ремонтно-восстановительных работ, включая работы по усилению фундамента и замене конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования;
  • соблюдение порядка проведения строительного контроля, ведения общего и (или) специальных журналов, исполнительной документации, составления актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения;
  • устранение выявленных при проведении строительного контроля и осуществлении государственного строительного надзора нарушений соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации, а также соблюдение запрета приступать к продолжению работ до составления актов об устранении таких нарушений;
  • соблюдение иных требований при выполнении работ, установленных техническими регламентами, иными нормативными правовыми актами, проектной документацией.

Должностные лица органов государственного строительного надзора при проведении проверок осуществляют следующие полномочия:

  • беспрепятственно посещают объекты капитального строительства во время исполнения служебных обязанностей;
  • требуют от заказчика или подрядчика представления результатов выполненных работ, исполнительной документации, общего и (или) специального журналов, актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, образцов (проб) применяемых строительных материалов;
  • требуют от заказчика или подрядчика проведения обследований, испытаний, экспертиз выполненных работ и применяемых строительных материалов, если оно требуется при проведении строительного контроля, но не было осуществлено;
  • составляют по результатам проведенных проверок акты, на основании которых дают предписания об устранении выявленных нарушений;
  • вносят записи о результатах проведенных проверок в общий и (или) специальный журналы;
  • составляют протоколы и рассматривают дела об административных правонарушениях;
  • осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

После завершения строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится проверка (итоговая), по результатам которой оцениваются выполненные работы, и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения

Орган государственного строительного надзора выдает заключение о соответствии, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства не были допущены нарушения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, либо такие нарушения были устранены до даты выдачи заключения о соответствии.

Департамент недвижимости.

  • Ведение карты города;
  • Выдача архитектурно планировочного задания;
  • Работа градостроительного совета;
  • Согласование проектной документации.

Организации выдающие тех. условия для строительства и согласующие строительную документацию.

2 июля 2021 года в силу вступило новое «Положение о федеральном государственном строительном надзоре»

С февраля 2006 года по постановлению правительства Российской Федерации «О
государственном строительном надзоре в Российской Федерации» от 1 февраля 2006
г. № 54 Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному
надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти,
уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора при
строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов использования
атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных
материалов и радиоактивных веществ), опасных производственных объектов, линий
связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), определяемых в соответствии с
законодательством Российской Федерации, объектов обороны и безопасности,
объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, особо опасных,
технически сложных и уникальных объектов, за исключением объектов военной
инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации. Также в своей деятельности этим
постановлением руководствовались и органы государственного строительного
надзора субъектов Российской Федерации (региональный государственный
строительный надзор) и иные органы, уполномоченные президентом Российской федерации
на осуществления государственного строительного надзора. При этом Ростехнадзор
организовывал научно-методическое обеспечение для всех органов исполнительной
власти, осуществляющих государственный строительный надзор. Разрабатывал руководящие
документы, определяющие порядок проведение проверок и выдачи заключения о
соответствии построенного, реконструированного объекта капитального
строительства, порядок ведения общего и специальных журналов производства работ
и требования к составлению исполнительной документации. Благодаря этому требования
к порядку осуществления государственного строительного надзора и составлению
документов были едины для всех органов исполнительной власти и всех участников
строительства (застройщика, технического заказчика и подрядчиков) вне
зависимости от типа и значимости объекта капитального строительства.

Федеральный государственный строительный надзор ростехнадзора

2 июля 2021 года в силу вступило
новое «Положение о федеральном государственном строительном надзоре»,
утвержденное постановлением правительства РФ от 30.06.2021 №1087.

Согласно новому документу постановлением правительства РФ от
01.02.2006 №54 «О государственном строительном надзоре в Российской
Федерации» руководствуется только региональный государственный строительный
надзор и то, только до утверждения высшими исполнительными органами
государственной власти субъектов РФ региональных положений.

При этом Ростехнадзор должен
разработать и утвердить свои формы документов, используемых им при
осуществлении федерального государственного строительного надзора, состав и
порядок ведения исполнительной документации, форму и порядок ведения общего и
специальных журналов, в которых ведется учет выполнения работ.

Территориальные органы Ростехнадзора
на своем официальном сайте размещают реестр объектов капитального
строительства, который актуализируется ежемесячно до 5 числа. В данном реестре
размещается следующая информация:

• наименование, адрес и этап строительства,
реконструкции строящегося или реконструируемого объекта капитального строительства;

• реквизиты (дата и номер) разрешения на
строительство;

• полное наименование застройщика —
юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) застройщика —
индивидуального предпринимателя.

В соответствии с требованиями
федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном
контроле в Российской Федерации» в новом положении установлено, что при
осуществлении федерального государственного строительного надзора проводятся:

• профилактические мероприятия, следующих видов:

– обобщение правоприменительной
практики;

– объявление предостережения;

– профилактический визит.

• контрольные (надзорные) мероприятия.

Как и ранее, контрольные (надзорные) мероприятия
проводятся на основании программы проверок, которая формируется не позднее чем
через 10 рабочих дней после поступления извещения о начале работ на весь срок
строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Изменение в программу проверок вносится Ростехнадзором
в течение 7 рабочих дней со дня получения от контролируемого лица извещения об
изменении сроков наступления события, которое является основанием для
проведения проверок.

Срок проведения проверки не может превышать десять
рабочих дней вместо 20 рабочих дней, предусмотренных ранее.

По окончании проведения проверки составляется акт, а в
случае если по результатам проведения проверки выявлены нарушения, то в
соответствии с новым положением должно было выдаваться предписание, но пункт 7
постановления правительства РФ от 10 марта 2022 г. N 336 «Об особенностях
организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального
контроля» определил, что предписание об устранении выявленных нарушений
выдается контролируемому лицу исключительно в случае, если в ходе контрольного
(надзорного) мероприятия были выявлены факты нарушений, влекущих
непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью,
возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ущерба
обороне страны и безопасности государства.

После завершения строительства, реконструкции объекта
проводится выездная проверка, по результатам которой оцениваются выполненные
работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии построенного,
реконструированного объекта капитального строительства требованиям, указанным в
ч.16 ст.54 Градостроительного
кодекса РФ, либо решение об отказе в выдаче такого заключения.

Федеральный государственный строительный надзор ростехнадзора

На сегодняшний день сложно сказать, как скажется
отсутствие единообразия при осуществлении федерального и регионального
государственного строительного надзора, дождемся утверждения высшими
исполнительными органами государственной власти субъектов РФ региональных
положений.

Также не в полной мере урегулирован вопрос о внесении
изменений в проектную или рабочую документацию, в ходе строительства,
реконструкции объектов капитального строительства, без повторного обращения в
организацию, проводившую экспертизу проекта в соответствии со ст. 49
Градостроительного кодекса РФ.

В ч. 3.8 ст. 49 Градостроительного
кодекса РФ указано, что экспертиза проектной документации по решению
застройщика может не проводиться в отношении изменений, внесенных в
проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации,
если такие изменения одновременно:

1)
не затрагивают несущие строительные конструкции объекта капитального
строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на
аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы;

2)
не влекут за собой изменение класса, категории и (или) первоначально
установленных показателей функционирования линейных объектов;

3)
не приводят к нарушениям требований технических регламентов,
санитарно-эпидемиологических требований, требований в области охраны окружающей
среды, требований государственной охраны объектов культурного наследия,
требований к безопасному использованию атомной энергии, требований промышленной
безопасности, требований к обеспечению надежности и безопасности
электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требований
антитеррористической защищенности объекта;

4)
соответствуют заданию застройщика или технического заказчика на проектирование,
а также результатам инженерных изысканий;

5)
соответствуют установленной в решении о предоставлении бюджетных ассигнований
на осуществление капитальных вложений, принятом в отношении объекта
капитального строительства государственной (муниципальной) собственности в
установленном порядке, стоимости строительства (реконструкции) объекта
капитального строительства, осуществляемого за счет средств бюджетов бюджетной
системы Российской Федерации.

Во
всех остальных случаях внесенные изменения необходимо оценивать либо в форме
экспертного сопровождения органом исполнительной власти или организацией,
проводившими экспертизу проектной документации либо направлять проект на
повторную экспертизу.

Однако
на практике, из-за отсутствия четкости в критериях указанных в ч. 3.8 ст. 49
Градостроительного кодекса РФ, при внесении изменений в проектную документацию
часто возникают несогласия не только между органом исполнительной власти
осуществляющим государственный строительный надзор и застройщиком, но и между
самими участниками строительства (застройщик, подрядчик, строительный
контроль).

Что еще важно знать?

Подконтрольное лицо имеет право обжаловать действия инспектора ГСН или выданное предписание, но только с соблюдением досудебного порядка. Мы писали об этом в статье с обзором Постановления Правительства РФ от 28.04.2021 № 663.

Положение № 1087 регулирует сферу федерального государственного надзора. В отношении объектов регионального уровня продолжает действовать Постановление Правительства РФ от 01.02.2006 N 54, до утверждения субъектами РФ своих документов в сфере ГСН.

Надзорные проверки

ГСН не проводят в виде плановых мероприятий по категориям риска подконтрольных объектов. Ростехнадзор составляет программу проверок в течение 10 рабочих дней после получения извещения о начале работ (п. 5 ст. 52 ГрК РФ) и направляет ее застройщику или техническому заказчику.

Документ содержит перечень, виды и сроки надзорных мероприятий на весь срок строительства или реконструкции капитального объекта:

  • выездных проверок;
  • документарных проверок.

Сроки контрольных мероприятий не могут превышать 10 рабочих дней (ст. 72 Закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ, п. 26 Положения № 1087). Выездная проверка субъектов малого предпринимательства займет:

  • 50 часов — на малом предприятии;
  • 40 часов — на микропредприятиях в случаях наступления события, указанного в программе проверок (п. 6 ст. 57 Закона № 248-ФЗ);
  • 15 часов — на микропредприятии при проверках по другим основаниям.

Сроки выездного визита инспектора могут быть увеличены с учетом проведения экспертизы или испытаний. Время документарной проверки не включает периоды ожидания запрошенных документов.

По результатам надзорных мероприятий составляется акт. Если инспектор выявит нарушения обязательных требований, он дополнительно оформит предписание в отношении подконтрольного предпринимателя, со сроками выполнения.

Профилактические мероприятия

Ростехнадзор проводит предупреждение правонарушений в градостроительной деятельности в виде:

  • информирования;
  • обобщения правоприменительной практики;
  • консультирования;
  • объявления предостережения;
  • профилактического визита.

Про информирование, консультирование и обобщение правоприменительной практики мы рассказывали в статье о надзоре в сфере промышленной безопасности.

Предостережение

Ростехнадзор объявляет предостережение подконтрольному лицу, если располагает информацией о готовящемся (возможном) нарушении нормативных требований, но точных доказательств не имеет. В этом случае нет виновных и проступка. Предостережение не влечет наказания предпринимателя и не налагает на него никаких дополнительных обязанностей, кроме самопрофилактики.

Подконтрольное лицо, которое получило предостережение, имеет право подать в течение 15 рабочих дней возражения в Ростехнадзор. Ведомство рассматривает обращение и дает ответ в течение 20 рабочих дней.

Мы советуем всегда реагировать на профилактические меры: провести самоаудит либо подать возражения. Инспекторы РТН ведут учет объявленных предостережений и используют их при проведении проверок.

Профилактический визит

Застройщики или технические заказчики направляют в органы ГСН извещение о начале работ не менее, чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции объектов (п. 5 ст. 52 ГрК РФ). Ростехнадзор в течение трех месяцев после получения документа осуществляет профилактический визит на объекты незавершенного строительства.

Это может быть беседа с руководителями застройщика, технического заказчика по месту работ, либо видео-конференция с использованием цифровых средств связи. Профилактический визит длится не более одного рабочего дня.

Кто и в каких случаях осуществляет государственный строительный надзор?

Объект государственного надзора — деятельность застройщика, технического заказчика при строительстве, реконструкции объектов, проектная документация на которые подлежит государственной экспертизе. Инспектор проверяет:

  • соответствие выполняемых работ, применяемых материалов и технологий проектной документации;
  • соблюдение требований градостроительного законодательства;
  • наличие разрешения на строительство и соответствие ему;
  • выполнение требований по строительному контролю лицом, осуществляющим строительство (ст. 53 ГрК РФ).

Государственный строительный надзор бывает двух уровней:

  • Федеральный. Проводится руководителями и уполномоченными специалистами Ростехнадзора, в соответствии с ПП № 1087, в отношении объектов, указанных в п. 5.1 ч. 1 ст. 6 ГрК РФ (в том числе, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов).
  • Региональный. Проводится инспекторами и руководителями территориальных управлений Ростехнадзора в отношении прочих объектов капитального строительства, проекты которых подлежат госэкспертизе.

Федеральный строительный надзор в отношении объектов обороны, других силовых ведомств, на особо охраняемых природных территориях, в прочих случаях по п. 10 ст. 54 ГрК РФ, проводит орган, уполномоченный Президентом РФ или Правительством РФ.

Объекты государственного строительного надзора (ГСН) освобождены от проверок со стороны:

  • пожнадзора;
  • санэпиднадзора;
  • экологического контроля (кроме исключений в п. 5.3 ст. 54 ГрК РФ).

Вы можете испытать удачу на официальных сайтах ведомств своего региона. По Москве и Московской области на конец октября 2021 года данные отсутствуют.

Государственный стройнадзор проводится в формах профилактических и контрольных мероприятий.О них мы расскажем подробнее.

Оцените статью
Единый реестр видов контроля