Государственный
санитарно-эпидемиологический надзор —
деятельность по предупреждению,
обнаружению, пресечению нарушений
законодательства Российской Федерации
в области санитарно-эпидемиологического
благополучия населения в целях охраны
здоровья населения и среды обитания.
Государственный
санитарно-эпидемиологический надзор
включает в себя: контроль за выполнением
санитарного законодательства,
санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий,
предписаний и постановлений должностных
лиц, осуществляющих государственный
санитарно-эпидемиологический надзор;
санитарно-карантинный контроль в пунктах
пропуска через Государственную границу
Российской Федерации; меры пресечения
нарушений санитарного законодательства,
выдачу предписаний и вынесение
постановлений о фактах нарушения
санитарного законодательства, а также
привлечение к ответственности лиц, их
совершивших; контроль за
санитарно-эпидемиологической обстановкой;
проведение санитарно-эпидемиологических
расследований, направленных на
установление причин и выявление условий
возникновения и распространения
инфекционных заболеваний и массовых
неинфекционных заболеваний (отравлений);
разработку предложений о проведении
санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий;
статистическое наблюдение в области
обеспечения санитарно-эпидемиологического
благополучия населения на федеральном
уровне, государственный учет инфекционных
заболеваний, профессиональных заболеваний,
массовых неинфекционных заболеваний
(отравлений) в связи с вредным воздействием
факторов среды обитания в целях
формирования государственных
информационных ресурсов.
С категорией
государственного санитарно-эпидемиологического
надзора тесно связано государственное
санитарно-эпидемиологическое нормирование,
основной задачей которого является
установление санитарно-эпидемиологических
требований, обеспечивающих безопасность
для здоровья человека среды его обитания.
Нормативными
правовыми актами, устанавливающими
санитарно-эпидемиологические требования,
являются государственные
санитарно-эпидемиологические правила
(санитарные правила, санитарные правила
и нормы, санитарные нормы, гигиенические
нормативы), содержащие: гигиенические
и противоэпидемические требования по
обеспечению санитарно-эпидемиологического
благополучия населения, профилактики
заболеваний человека, благоприятных
условий его проживания, труда, быта,
отдыха, обучения и питания, а также
сохранению и укреплению его здоровья;
оптимальные и предельно допустимые
уровни влияния на организм человека
факторов среды его обитания; максимально
или минимально допустимое количественное
и (или) качественное значение показателя,
характеризующего с позиций безопасности
и (или) безвредности для здоровья человека
тот или иной фактор среды его обитания.
В целях обеспечения
санитарно-эпидемиологического
благополучия в России государственной
санитарно-эпидемиологической службой
Российской Федерации, являющейся единой
федеральной централизованной системой
органов и учреждений, осуществляется
санитарно-эпидемиологический надзор.
Федеральным органом исполнительной
власти, уполномоченным осуществлять
государственный санитарно-эпидемиологический
контроль и надзор, является действующая
в системе Министерства здравоохранения
социального развития РФ Федеральная
служба по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека.
Органы государственной
санитарно-эпидемиологической службы
и их должностные лица, перечисленные в
ст. 23.13 КоАП РФ, наделены правом
привлекать к административной
ответственности физических и юридических
лиц, виновных в совершении административных
правонарушений, предусмотренных
ст. 6.3-6.7, 7.2, 7.8, 8.2, 8.5, 8.6, 14.4 КоАП РФ.
Государственный санитарно-эпидемиологический
надзор — это деятельность по предупреждению,
обнаружению, пресечению нарушений
законодательства РФ в области обеспечения
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения в целях охраны
здоровья населения и среды обитания.
Данный вид контрольно-надзорной
деятельности представляет собой
конкретную разновидность надведомственного
контроля.
Государственный санитарно-эпидемиологический
надзор имеет ряд особенностей, а именно:
1) согласно п. 1 ст. 51 ФЗ «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения» от 30 марта 1999 г. № 52 (в ред.
от 31 декабря 2005 г.)12
данный вид надзора осуществляется во
внесудебном порядке. Государственные
санитарные врачи и их заместители в
соответствии с компетенцией рассматривают
материалы и дела о нарушениях санитарного
законодательства;
2) в порядке государственного надзора
осуществляется проверка исполнения
общеобязательных правил специального
характера (например: проектирования,
строительства, реконструкции, технического
перевооружения объектов и ввода в
эксплуатацию; эксплуатацию объектов
производства, реализацию и применение
продукции; использование водных объектов
в целях питьевого, хозяйственно-бытового
водоснабжения, купания, занятий спортом,
отдыха и т.д.). Такая целевая направленность
отличает государственный
санитарно-эпидемиологический надзор
от общего и ведомственного контроля, в
задачи которых входит наблюдение за
всеми сторонами деятельности подчиненных
объектов и проверка исполнения ими
общего законодательства;
3) предметом государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
является оценка деятельности поднадзорных
объектов, включающих в себя различные
факторы среды обитания человека;
4) государственный санитарно-эпидемиологический
надзор распространяется на всех, кто
обязан соблюдать общеобязательные
правила, т.е. и на граждан, и на
государственные, и на негосударственные
организации;
5) субъекты государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
применяют к поднадзорным объектам
средства административного принуждения
(предупреждение, пресечение, наказание,
предусмотренные ст. 50, 51 Закона «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения» и гл. 6 КоАП РФ);
6) для реализации задач государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
созданы специальные органы — Федеральная
служба по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия населения
и ее территориальные органы.
В соответствии с «Положением об
осуществлении государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
в Российской Федерации»13,
утвержденным Постановлением Правительства
РФ от 15 сентября 2005 г. № 569, основными
задачами государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
в Российской Федерации являются
профилактика инфекционных и массовых
неинфекционных заболеваний населения
РФ, предупреждение вредного воздействия
на человека факторов среды обитания, а
также гигиеническое воспитание и
обучение граждан.
Основные направления деятельности
органов государственного
санитарно-эпидемиологического надзора:
1) профилактика заболеваний в соответствии
с создавшейся санитарно-эпидемиологической
обстановкой и прогнозом ее изменения;
2) контроль за выполнением
санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий и
обязательным соблюдением гражданами,
индивидуальными предпринимателями и
юридическими лицами санитарных правил
как составной части осуществляемой ими
деятельности;
3) создание экономической заинтересованности
граждан, индивидуальных предпринимателей,
юридических лиц в соблюдении санитарного
законодательства;
5) сертификация продукции, работ и услуг,
представляющих потенциальную опасность
для человека;
6) спецификация продукции, работ и услуг
и лицензирование видов деятельности,
представляющих потенциальную опасность
для здоровья человека;
7) государственная регистрация опасных
веществ и отдельных видов продукции;
9) информирование
населения о возникновении инфекционных
заболеваний;
10)
гигиеническое воспитание и обучение
населения;
11)
привлечение к ответственности за
нарушение санитарно-гигиенического
законодательства.
Государственный
санитарно-эпидемиологический надзор
согласно ст. 44 Закона «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения» включает в себя:
1)
контроль выполнения санитарного
законодательства, санитарно-
противоэпидемических (профилактических)
мероприятий, предписаний и постановлений
должностных лиц, осуществляющих
государственный санитарно-эпидемиологический
надзор;
2)
санитарно-карантинный контроль в пунктах
пропуска через Государственную границу
РФ;
3) меры
пресечения нарушений санитарного
законодательства, выдачу предписаний
и вынесение постановлений о фактах
нарушения санитарного законодательства,
а также привлечение к ответственности
лиц, их совершивших;
5)
проведение санитарно-эпидемиологических
расследований, направленных на
установление причин и выявление условий
возникновения и распространения
инфекционных заболеваний и массовых
неинфекционных заболеваний (отравлений);
6)
разработку предложений о проведении
санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий;
7)
статистическое наблюдение в области
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения на федеральном
уровне, государственный учет инфекционных
заболеваний, массовых неинфекционных
заболеваний (отравлений) в связи с
вредным воздействием факторов среды
обитания в целях формирования
государственных информационных ресурсов.
Федеральным
органом исполнительной власти,
уполномоченным осуществлять государственный
санитарно-эпидемиологический надзор
в РФ, является Федеральная служба по
надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека, а также ее
территориальные органы, созданные в
установленном законодательством РФ
порядке для осуществления государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
в субъектах РФ, муниципальных образованиях
и на транспорте.
В
соответствующих сферах деятельности
государственный санитарно-эпидемиологический
надзор осуществляют: Министерство
внутренних дел РФ, Министерство обороны
РФ, Федеральная служба исполнения
наказаний, Главное управление специальных
программ Президента РФ, Управление
делами Президента РФ, Федеральная служба
безопасности РФ, Федеральная служба
охраны РФ, Федеральная служба РФ по
контролю за оборотом наркотиков и
Федеральное медико-биологическое
агентство.
Федеральная
служба по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека
и ее территориальные органы, структурные
подразделения, центры гигиены и
эпидемиологии и другие учреждения,
осуществляющие свою деятельность в
целях обеспечения государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
в РФ, составляют единую федеральную
централизованную систему государственного
санитарно-эпидемиологического надзора.
Законодательной
базой деятельности Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека является
санитарное законодательство, которое
основывается на Конституции РФ и состоит
из ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения», «О качестве
и безопасности пищевых продуктов» от
2 января 2000 г. (в ред. ФЗ от 30 декабря 2001
г. № 196-ФЗ, от 10 января 2003 г. № 15-ФЗ, от 30
июня 2003 г. № 86-ФЗ, от 22 августа 2004 г. №
122-ФЗ, от 9 мая 2005 г. № 45-ФЗ, от 31 декабря
2005 г. № 199-ФЗ, от 31 марта 2006 г. № 45-ФЗ)14,
«О лицензировании отдельных видов
деятельности» от 8 августа 2001 г. (в ред.
ФЗ от 13 марта 2002 г. № 28-ФЗ, от 21 марта 2002
г. № 31-ФЗ, от 9 декабря 2002 г. № 164-ФЗ, от 10
января 2003 г. № 17-ФЗ, от 27 февраля 2003 г. №
29-ФЗ, от 11 марта 2003 г. № 32-ФЗ, от 26 марта
2003 г. № 36-ФЗ, от 23 декабря 2003 г. № 185-ФЗ,
от 2 ноября 2004 г. № 127-ФЗ, от 21 марта 2005 г.
№ 20-ФЗ, от 2 июля 2005 г. № 80-ФЗ, от 31 декабря
2005 г. № 200-ФЗ, от 27 июля 2006 г. № 156-ФЗ)15,
«О радиационной безопасности населения»
от 9 января 1996 г. (в ред.
ФЗ от 22 августа 2004 г.)16,
а также принимаемых в соответствии с
ними законов и иных нормативных правовых
актов РФ, законов и иных нормативных
правовых актов субъектов РФ.
Органами
и учреждениями государственной
санитарно-эпидемиологической службы
РФ проводятся санитарно-эпидемиологические
экспертизы, расследования, обследования,
исследования, испытания, а также
токсикологические, гигиенические и
иные виды оценок.
В
соответствии с требованиями Закона
государственная санитарно-эпидемиологическая
служба РФ осуществляет надзор за ввозом,
производством, применением продукции
производственно-технического назначения,
товаров народного потребления и другой,
потенциально опасной для здоровья
населения продукции.
На
основании вышеизложенного следует
отметить, что государственный
санитарно-эпидемиологический надзор
является самостоятельным видом
контрольно-надзорной деятельности по
обеспечению законности и дисциплины в
процессе реализации исполнительной
власти и обладает следующими признаками:
1)
отсутствие организационной подчиненности
субъектов государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
и поднадзорных объектов;
2)
оценка деятельности поднадзорных
субъектов по вопросам
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения;
3)
невозможность вмешательства в
оперативно-хозяйственную деятельность
поднадзорного объекта;
4)
наличие специального объекта надзорной
деятельности — санитарных норм и правил,
требований санитарно-эпидемиологического
законодательства;
5)
возможность применения мер административного
принуждения, предусмотренных КоАП РФ
и ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения».
Организацию
государственного санитарно-эпидемиологического
надзора в РФ осуществляют: руководитель
Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия
человека — главный государственный
санитарный врач РФ, а также руководители
территориальных органов Федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека
— главные государственные санитарные
врачи по субъектам РФ; главные
государственные санитарные врачи по
городам, районам и на транспорте; главный
государственный санитарный врач
Министерства внутренних дел РФ; главный
государственный санитарный врач
Министерства обороны РФ; главный
государственный санитарный врач
Федеральной службы исполнения наказаний;
главный государственный санитарный
врач Главного управления специальных
программ Президента РФ и др.
Должностными
лицами, уполномоченными осуществлять
государственный санитарно-эпидемиологический
надзор в РФ, являются: руководитель
Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия
человека — главный государственный
санитарный врач РФ; заместители
руководителя Федеральной службы по
надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека — заместители
главного государственного санитарного
врача РФ; заместители главного
государственного санитарного врача РФ
— главные государственные санитарные
врачи федеральных органов исполнительной
власти и их заместители; руководители
территориальных органов Федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека
— главные государственные санитарные
врачи по субъектам РФ и их заместители;
руководители структурных подразделений
и их заместители, специалисты федеральных
органов исполнительной власти и др.
Должностные
лица, осуществляющие государственный
санитарно-эпидемиологический надзор
в РФ, обладают полномочиями, установленными
ст. 50, 51 и 52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения», и несут
ответственность за ненадлежащее
исполнение своих служебных обязанностей,
а также за сокрытие фактов и обстоятельств,
создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому
благополучию населения, в порядке,
установленном законодательством РФ.
Государственная санитарно-эпидемиологическая служба
федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (роспотребнадзор)
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
справки, россия, федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (роспотребнадзор)
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, защиты прав потребителей на потребительском рынке.
Первые управления, которые занимались поиском причин и предупреждением болезней, возникли в начале XIX века. Они наблюдали за соблюдением чистоты в городах, количеством и качеством съестных запасов, а также условиями работы на заводах, фабриках. В 1882 году была сформирована концепция гигиены как отдельной науки.
С первых лет существования Советской России предпринимались попытки создания сети санэпидслужбы. С 1919 года на всей территории страны в составе отделов здравоохранения исполкомов местных Советов образовывались санитарно-эпидемиологические подотделы, методическое руководство которыми осуществляла санитарно-эпидемиологическая секция Наркомздрава РСФСР.
15 сентября 1922 года был издан декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР «О санитарных органах республики», которым была узаконена система государственного санитарного надзора, определены права и обязанности санитарных органов. Эта дата считается днем основания санитарно-эпидемиологической службы. С этого времени в стране началось создание сети специализированных санитарно-профилактических учреждений – санитарно-эпидемиологических станций.
Первые шаги санитарно-эпидемиологической службы были нелегки. Важнейшими задачами, поставленными реальной действительностью перед службой в условиях последствий гражданской войны, были борьба с небывалыми эпидемиями холеры и брюшного тифа, широким распространением сыпного тифа, малярии, кишечных инфекций, с тяжелейшими антисанитарными условиями жизни населения, и без того страдавшего от голода и холода. Именно в эти годы были определены и сформулированы основные принципы построения санитарной организации.
К началу 1930-х годов санитарная служба перешла от интенсивной борьбы с эпидемиями к плановой оздоровительной деятельности условий жизни населения. Рост промышленности, развитие сельского хозяйства требовали расширения санитарно-оздоровительных мероприятий. Была увеличена сеть санитарных учреждений и количество санитарных врачей-гигиенистов, эпидемиологов, расширены их права и обязанности.
Постановлениями СНК РСФСР от 19 февраля 1927 года «О санитарных органах Республики» и от 8 октября 1927 года «Об утверждении Положения о санитарных органах Республики» были установлены дифференцированные нормы санитарного обслуживания районов и городов с учетом их промышленного значения и определены функции санитарных органов, права и обязанности санитарных врачей.
Успешному решению ряда организационных вопросов строительства санитарного дела способствовало их детальное рассмотрение на десятом Всероссийском съезде санитарных врачей, бактериологов и эпидемиологов в 1926 году и на седьмом Всероссийском съезде здравотделов в 1930 году.
Были приняты меры по улучшению подготовки врачей по гигиене. В учебный план медицинских факультетов введены социальная гигиена, гигиена труда и гигиена воспитания. Для подготовки санитарных врачей с начала 1930/31 учебного года в ряде медицинских институтов были организованы санитарно-профилактические факультеты; в 1930 году был открыт санитарно-профилактический факультет (в настоящее время – медико-профилактический) Первого Московского медицинского института (ныне университет) имени И.М. Сеченова.
К 1940 году в стране уже действовало около двух тысяч санитарно-эпидемиологических станций, из них в 1150 функционировали санитарно-бактериологические лаборатории; 787 дезинфекционных и 1929 малярийных станций, пунктов и отрядов; 47 бруцеллезных станций и 49 противочумных учреждений. В санитарно-эпидемиологической службе работало более 11 тысяч врачей.
В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) государственная санитарная служба выполняла свой долг и в тылу, и на фронте, сдерживая, а нередко и предупреждая, развитие эпидемий тифа, кишечных инфекций. В первые послевоенные годы деятельность санитарных врачей была брошена на ликвидацию последствий войны и нормализацию санитарно-эпидемической обстановки.
Развитие службы в период 1946-1976 годов характеризовалось регламентацией организационных форм санитарно-эпидемиологического обслуживания населения.
Важную роль в охране здоровья населения страны сыграли законы о здравоохранении, принятые Верховным Советом СССР и союзных республик в 1971 году, в которых было определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается проведением комплексных санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических мероприятий и системой государственного санитарного надзора, а нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм влечет дисциплинарную, административную и(или) уголовную ответственность.
В 1980-е годы санитарно-противоэпидемическая служба принимала участие в разработке и оценке генеральных схем размещения отраслей народного хозяйства, проектов районной планировки и крупных промышленных комплексов. В этот период в стране была создана эффективная система вакцинопрофилактики, разработаны и внедрены в практику здравоохранения вакцины против дифтерии, кори, эпидемического паротита, полиомиелита, гриппа.
В 1991 году с принятием Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» начался качественно новый этап развития санитарно-эпидемиологической службы. Впервые в истории страны на законодательном уровне было введено правовое регулирование деятельности в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В 1999 году был принят новый Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», который не только уточнил редакцию основных положений закона 1991 года, но и включил в себя ряд принципиальных положений, которые ранее регулировались подзаконными актами.
С 9 марта 2004 года в составе санитарно-эпидемиологической службы произошли коренные перемены, в результате которых в стране появилась новая организация – Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Служба, помимо санитарно-эпидемиологического надзора, была наделена надзором на потребительском рынке и в сфере защиты прав потребителей. Изначально Роспотребнадзор был в подчинении Министерства здравоохранения и социального развития, а с мая 2012 года указом президента был передан в непосредственное ведение правительства России.
Согласно действующему Положению о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (2004), федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, здорового питания, в области организации питания, обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей и федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах, федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности).
Федеральная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иными организациями.
В Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека образовано 85 территориальных управлений и 85 центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации. Помимо территориальных управлений и центров гигиены и эпидемиологии, в составе Роспотребнадзора находятся 21 научно-исследовательский институт, 18 противочумных станций, организации дезинфекционного профиля.
Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности правительством Российской Федерации.
С октября 2013 года в статусе исполняющей обязанности, с апреля 2014 года – в статусе руководителя эту должность занимает Анна Попова.