Полное наименование:Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Деятельность Роспотребнадзора регламентируется Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным Постановлением № 322 Правительства РФ от 30.06.2004 года.
В соответствии с данным Постановлением Роспотребнадзор рассматривается, как орган исполнительной власти, в чью компетенцию входит, во-первых, претворение в жизнь положений закона о защите прав потребителей с соответствующими функциями надзора, а во-вторых — разработка и утверждение правил и нормативов в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Официальный сайт — https://rospotrebnadzor.ru
Телефон горячей линии: 8-800-555-49-43
Единый консультационный центр Роспотребнадзора: https://rospotrebnadzor.ru/feedback/hotline.php
Приём обращений граждан: https://petition.rospotrebnadzor.ru/petition/
Краткие сведения
Попова Анна Юрьевна
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации.
Структура службы
Роспотребнадзор — одна из самых разветвленных иерархических структур в Российской Федерации.
Центральный аппарат Роспотребнадзора находится в Москве и возглавляется главным государственным санитарным врачом РФ. В настоящее время этот пост занимает А.Ю. Попова.
В состав центрального аппарата входят:
- руководство и помощники;
- пресс-служба Роспотребнадзора;
- управления санитарного и эпидемиологического надзора, управление защиты прав потребителей, управления организации деятельности, управления научного обеспечения в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, управление по международным связям, управление кадров, управление правового обеспечения, управления по субъектам РФ, управление по ЖД-транспорту и иные административные структуры;
- центры гигиены и эпидемиологии в субъектах Федерации;
- НИИ и иные научные организации;
- противочумные учреждения;
- санитарно-эпидемиологические службы различных министерств и ведомств.
Территориальные управления Роспотребнадзора по субъектам РФ в целом повторяют структуру центрального аппарата.
Компетенция
Функции и полномочия Роспотребнадзора определены в соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным Постановлением № 322 Правительства РФ от 30.06.2004 года.
К полномочиям Роспотребнадзора относится осуществление надзора и контроля:
- за исполнением закона в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия граждан;
- за исполнением закона по защите прав потребителей.
Во исполнение надзорных и контрольных функций Роспотребнадзор осуществляет федеральный государственный надзор и контроль:
- за соблюдением санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей;
- за соблюдением требований по правилам продажи некоторых видов товаров;
- за качеством муки и изделий из нее при осуществлении закупок указанной продукции для нужд государства;
- за качеством муки и изделий из нее, ввозимых и вывозимых на территорию или с территории РФ;
- за соблюдением положений закона об информировании потребителя о классе энергоэффективности товара, а также о внесении в техдокументацию на товар иной обязательной информации;
- за соответствием информационной продукции, реализуемой потребителям, требованиям закона в области защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
Кроме того, Роспотребнадзор наделен полномочиями:
- по лицензированию определенных законом отдельных видов деятельности;
- по приему и учету уведомлений о начале деятельности юридических лиц и ИП, связанной с некоторыми видами работ и услуг;
- по установке критериев для определения существенного ухудшения качества питьевой и горячей воды, а равно установке показателей, по которым проводится проверка и отбор проб питьевой и горячей воды;
- по регистрации внедряемых в производство новых химических и биологических веществ и препаратов (кроме лекарственных средств), приготовляемых на их основе, которые могут быть потенциально опасны для населения;
- по регистрации отдельных видов продукции (кроме лекарств), которые могут быть потенциально опасны для человека;
- по регистрации пищевых продуктов, впервые ввозимых на территорию РФ;
- по регистрации лиц, пострадавших в результате радиационных катастроф и инцидентов;
- по выявлению причин возникновения и распространения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний;
- по подготовке и внесению предложений о введении карантина или об его отмене на территории РФ или любого из ее субъектов;
- иные полномочия, перечисленные в Положении о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
История создания
Закон РФ «О защите прав потребителей» был одним из первых законом, принятых Российской Федерацией, как вновь созданным государством.
Аналогичного закона в СССР и на ранних этапах развития Российской Федерации не существовало, хотя в середине 80-х годов была попытка разработать проект закона, который регламентировал бы право потребителей на получение качественных товаров и услуг.
Несмотря на отсутствие прямого закона, который защищал бы права потребителей, органами, которые de facto осуществляли функции защиты, являлись:
- санитарно-эпидемиологический надзор, действовавший в рамках Положения о Госсаннадзоре в СССР, утвержденном Постановлением Совета Министров СССР в 1963 году, Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» 1991 года и одноименного Закона РФ, принятого в 1999 году;
- Госинспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, образованная в 1993 году при Комитете по торговле. Одной из задач инспекции являлось недопущение в оборот некачественных товаров.
С принятием в 1993 году Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» были впервые установлены на законодательном уровне:
- принципы и понятие санитарного и эпидемиологического благополучия населения;
- права и обязанности предприятий и граждан в рамках, относящихся к сфере потребления и санитарно-эпидемиологического благополучия;
- ответственность за неисполнение норм, относящихся к социально-эпидемиологическому благополучию населения.
Таким образом сложилась ситуация, при которой были, по сути, разобщены полномочия государственных органов в сфере санэпидемиологии и в сфере контроля за соблюдением правил торговли и общепита, ценообразования, качеством и безопасностью товаров и т.д.
По сути санитарно-эпидемиологический надзор и Госинспекция по торговле и качеству товаров действовали раздельно.
Унификация произошла в 2004 году на основании Указа № 314 Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», во исполнение которого была создана Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, то есть Роспотребнадзор.
Проверки Роспотребнадзора
15 сентября 2022, четверг
15 сентября 2022, Санитарно-эпидемиологическая безопасность
В России появится День федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора
Распоряжение от 14 сентября 2022 года №2606-р
15 сентября 2022, Санитарно-эпидемиологическая безопасность
Михаил Мишустин поздравил сотрудников Роспотребнадзора со 100-летием образования санитарно-эпидемиологической службы России
Видеообращение Председателя Правительства к коллективу Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
19 июня 2022, воскресенье
19 июня 2022, COVID-19. Меры Правительства по борьбе с коронавирусной инфекцией и поддержке экономики
Правительство продлило правила распределения тест-систем для диагностики коронавируса
Постановление от 15 июня 2022 года №1065
6 июня 2022, понедельник
6 июня 2022, Малое и среднее предпринимательство
Михаил Мишустин дал поручения по итогам заседания Правкомиссии по вопросам развития малого и среднего предпринимательства
17 мая 2022, вторник
17 мая 2022, Экологическая безопасность. Обращение с отходами
О решениях по итогам заседания Правительственной комиссии по вопросам обращения с отходами производства и потребления
Заместитель Председателя Правительства Виктория Абрамченко утвердила перечень поручений Правительственной комиссии по вопросам обращения с отходами производства и потребления.
12 февраля 2022, суббота
12 февраля 2022, COVID-19. Меры Правительства по борьбе с коронавирусной инфекцией и поддержке экономики
Правительство выделило более 400 млн рублей на изучение генома штамма коронавируса «Омикрон»
Распоряжение от 10 февраля 2022 года №212-р
26 января 2022, среда
26 января 2022, COVID-19. Защита здоровья и безопасность граждан
Правительство утвердило постановление о возможности получения результатов экспресс-тестов на коронавирус на портале госуслуг
Постановление от 25 января 2022 года №42
21 декабря 2021, вторник
21 декабря 2021, Санитарно-эпидемиологическая безопасность
Правительство направит дополнительное финансирование на расшифровку геномов коронавируса
Распоряжения от 17 декабря 2021 года №3659-р, от 21 декабря 2021 года №3743-р.
5 декабря 2021, воскресенье
5 декабря 2021, Санитарно-эпидемиологическая безопасность
Правительство утвердило положение об информационной системе санитарно-эпидемиологических сведений
Постановление от 2 декабря 2021 года №2178
17 ноября 2021, среда
17 ноября 2021, COVID-19. Меры Правительства по борьбе с коронавирусной инфекцией и поддержке экономики
Правительство утвердило распоряжение о проведении Международной конференции по вопросам противодействия коронавирусу
Распоряжение от 16 ноября 2021 года №3205-р
12 октября 2021, вторник
12 октября 2021, COVID-19. Меры Правительства по борьбе с коронавирусной инфекцией и поддержке экономики
Правительство утвердило правила поощрения регионов, свободных от COVID-19
Постановление от 12 октября 2021 года №1730
4 октября 2021, понедельник
4 октября 2021, COVID-19. Защита здоровья и безопасность граждан
Утверждены постановления для создания в России национального каталога коллекционных штаммов патогенных микроорганизмов и вирусов
Постановления от 30 сентября 2021 года №1668 и №1669
21 сентября 2021, вторник
21 сентября 2021, Санитарно-эпидемиологическая безопасность
Правительство утвердило распоряжение о проведении международных учений по реагированию на ЧС санитарно-эпидемиологического характера
Распоряжение от 18 сентября 2021 года №2609-р
7 августа 2021, суббота
7 августа 2021
О решениях по итогам совещания о ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории Дальнего Востока
7 июля 2021, среда
7 июля 2021, COVID-19. Меры Правительства по борьбе с коронавирусной инфекцией и поддержке экономики
О решениях по итогам заседания президиума Координационного совета при Правительстве по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции
5 мая 2021, среда
5 мая 2021
О мерах по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года
15 апреля 2021, четверг
15 апреля 2021, COVID-19. Защита здоровья и безопасность граждан
Правительство продлило временный порядок распределения тест-систем для диагностики коронавируса
Постановление от 14 апреля 2021 года №586
28 марта 2021, воскресенье
28 марта 2021, Санитарно-эпидемиологическая безопасность
Правительство утвердило алгоритм межведомственного взаимодействия на случай распространения опасных инфекций
Распоряжение от 27 марта 2021 года №741-р
26 марта 2021, пятница
26 марта 2021, Санитарно-эпидемиологическая безопасность
Правительство утвердило порядок предоставления данных о новых штаммах коронавируса
Постановление от 23 марта 2021 года №448
Государственный
санитарно-эпидемиологический надзор
— деятельность по предупреждению,
обнаружению, пресечению нарушений
законодательства Российской Федерации
в области обеспечения
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения в целях охраны
здоровья населения и среды обитания.
Федеральная служба по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия
человека является уполномоченным
федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по
контролю и надзору в сфере обеспечения
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения, защиты прав
потребителей и потребительского рынка.
Находится в ведении
Министерства здравоохранения и
социального развития Российской
Федерации. Руководствуется в своей
деятельности Конституцией РФ, федеральными
конституционными законами, в том числе
санитарным законодательством, федеральными
законами, актами Президента РФ и
Правительства РФ, международными
договорами, актами Министерства
здравоохранения и социального развития,
а также Положением о
Федеральной службе по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия
человека (утвержденным
постановлением Правительства Российской
Федерации от 30 июня 2004 г.)
Осуществляет свою деятельность
непосредственно и через свои территориальные
органы при взаимодействии с федеральными
органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов
федерации, органами местного самоуправления,
общественными объединениями и иными
организациями.
Регламент Федеральной службы по надзору
в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека разработан в
соответствии с Постановлением
Правительства Российской Федерации от
19 января 2005 г. № 30 «О типовом регламенте
взаимодействия федеральных органов
исполнительной власти» и отражает
правила организации деятельности
Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия
человека.
Федеральная служба по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия
человека осуществляет свою деятельность
в соответствии с годовыми и квартальными
планами управлений. Формирование
годового плана и контроль его исполнения
осуществляет Управление организации
надзора и контроля в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека.
Порядок
организации деятельности Федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека
включает:
1.
Исполнение поручений Правительства
Российской Федерации, если поручение
адресовано непосредственно в Федеральную
службу.
2.
Подготовку проектов актов, вносимых в
Правительство Российской Федерации по
поручению Министерства здравоохранения
и социального развития Российской
Федерации.
3. Управление санитарного надзора,
которое включает:
— организацию и осуществление
государственного санитарно —
эпидемиологического надзора и контроля
за исполнением обязательных требований
законодательства в сфере защиты прав
потребителей и в области потребительского
рынка;
— оперативное руководство деятельностью
территориальных органов и организаций
Федеральной службы по вопросам, отнесенным
к компетенции Управления санитарного
надзора;
— разработку мероприятий в области
здорового питания населения и контроль
за их выполнением;
— определение единых требований к
организации и проведению контроля за
соблюдением правил торговли, оказания
услуг, а также надзора в сфере защиты
прав потребителей;
— участие в организации и ведении
социально-гигиенического мониторинга,
установлении причин и выявлении условий
возникновения и распространения массовых
неинфекционных заболеваний (отравлений);
— определение приоритетных мероприятий
по обеспечению безопасных для человека
условий труда и профилактики
профессиональных заболеваний;
— определение мероприятий по сохранению
и укреплению здоровья детей и подростков;
4.Управление эпидемиологического
надзора, которое включает:
— организацию и осуществление
государственного надзора и контроля
за исполнением законодательства
Российской Федерации в области обеспечения
эпидемиологического благополучия
человека;
— оперативное руководство деятельностью
подведомственных организаций и контроль
за реализацией государственной политики
в сфере обеспечения эпидемиологического
благополучия населения, совершенствование
системы мероприятий по организации
эпидемиологического надзора за
инфекционными и паразитарными болезнями;
— рассмотрение и подготовку к утверждению
инструкций по применению медицинских
иммунобиологических препаратов;
— разработку и контроль за реализацией
национального календаря профилактических
прививок и профилактических прививок
по эпидемическим показаниям;
— организацию и осуществление надзора
противоэпидемических мероприятий при
осложнении эпидемической ситуации;
— осуществление постоянной связи с ВОЗ
и другими международными организациями
по вопросам эпиднадзора и профилактики
инфекционных болезней;
— участие в разработке и реализации
международных программ по профилактике
инфекционных болезней.
5. Управление надзора на транспорте и
санитарной охраны территории, которое
включает:
— определение основных направлений в
обеспечении санитарно — эпидемиологического
благополучия на железнодорожном, водном
и воздушном транспорте и мероприятия
по санитарной охране территории и
организации надзора за особо опасными
инфекционными заболеваниями;
— организацию санитарно-карантинного
контроля в пунктах пропуска через
Государственную границу Российской
Федерации в целях предупреждения завоза
и распространения карантинных и других
инфекционных заболеваний людей, а также
потенциально опасных для населения
товаров и грузов;
— реализацию мер в области противодействия
биологическому и химическому терроризму
в пределах компетенции Управления
санохраны;
— организацию и осуществление надзора
за санитарно-гигиеническим и
противоэпидемическим обеспечением при
ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций;
6. Управление организации надзора и
контроля в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека, которое
включает:
— формирование структуры, определение
функций, финансирование, кадровое и
материально-техническое обеспечение
подведомственных организаций;
— создание и ведение государственной
системы наблюдений за состоянием
здоровья населения и среды обитания,
определения причинно-следственных
связей между состоянием здоровья
населения и воздействием факторов среды
обитания (социально-гигиенический
мониторинг);
7.Управление государственной регистрации
и лицензирования в сфере обеспечения
благополучия человека, которое включает:
—
организацию и осуществление государственной
регистрации впервые внедряемых в
производство и ранее не использовавшихся
химических, биологических веществ,
изготовляемых на их основе препаратов,
потенциально опасных для человека
(кроме лекарственных средств), отдельных
видов продукции, представляющих
потенциальную опасность для человека
(кроме лекарственных средств), пищевых
продуктов, впервые ввозимых на территорию
Российской Федерации,
—
организацию и осуществление лицензирования
деятельности, связанной с использованием
возбудителей инфекционных заболеваний,
и деятельности в области использования
источников ионизирующего излучения,
8. Управление юридического обеспечения
деятельности в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека,
которое включает:
— правовое обеспечение деятельности
Федеральной службы;
— осуществление работы, связанной с
совершенствованием законодательства
Российской Федерации по вопросам,
входящим в компетенцию Федеральной
службы.
Федеральная служба по
надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека осуществляет
следующие полномочия:
1. Надзор и контроль за исполнением
обязательных требований законодательства
РФ в области обеспечения
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения, защиты прав
потребителей и в области потребительского
рынка.
2. Выдает лицензии на осуществление
деятельности, связанной с использованием
возбудителей инфекционных заболеваний;
деятельности в области использования
источников ионизирующего излучения.
3. Регистрирует впервые внедряемые в
производство химические, биологические
вещества и изготовляемые на их основе
препараты, потенциально опасные для
человека (кроме лекарственных средств);
отдельные виды продукции, представляющие
потенциальную опасность для человека
(кроме лекарственных средств); отдельные
виды продукции, в том числе пищевые
продукты, впервые ввозимые на территорию
РФ; лиц, пострадавших от радиационного
воздействия и подвергшихся радиационному
облучению в результате чернобыльской
и других радиационных катастроф и
инцидентов.
4. Устанавливает причины и
выявляет условия возникновения и
распространения инфекционных заболеваний
и массовых неинфекционных заболеваний
(отравлений).
5. Информирует органы государственной
власти РФ, органы государственной власти
субъектов Федерации, органы местного
самоуправления и население о
санитарно-эпидемиологической обстановке
и о принимаемых мерах по обеспечению
сан-эпид. благополучия населения.
6. Готовит предложения о введении и об
отмене на территории РФ, субъектов
Федерации ограничительных мероприятий
(карантина).
7. Организует проведение социально-гигиенического
мониторинга.
8. Организует деятельность системы
государственной санитарно —
эпидемиологической службы РФ.
9. Осуществляет проверку деятельности
юридических лиц, индивидуальных
предпринимателей и граждан по выполнению
требований санитарного законодательства,
законодательства РФ в области защиты
прав потребителей, правил продажи
отдельных видов товаров.
10. Организует прием граждан, обеспечивает
своевременное и полное рассмотрение
обращений граждан, принимает по ним
решения и направляет заявителям ответы
в установленный срок.
Федеральная служба по
надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека в целях реализации
полномочий в установленной сфере
деятельности имеет право:
1. Организовывать проведение необходимых
исследований, испытаний, экспертиз,
анализов и оценок, в том числе научных
исследований по вопросам осуществления
надзора.
2. Давать юридическим и физическим лицам
разъяснения по вопросам, отнесенным к
компетенции Службы.
3. Запрашивать и получать сведения,
необходимые для принятия решений по
отнесенным к компетенции Службы вопросам.
4. Пресекать факты нарушения законодательства
РФ в установленной сфере деятельности,
применять предусмотренные законодательством
РФ меры ограничительного, предупредительного
и профилактического характера,
направленные на недопущение или
ликвидацию последствий нарушений
юридическими лицами и гражданами
обязательных требований.
5. Осуществлять контроль за деятельностью
территориальных органов Службы и
подведомственных организаций.
Государственный санитарно-эпидемиологический
надзор — это деятельность по предупреждению,
обнаружению, пресечению нарушений
законодательства РФ в области обеспечения
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения в целях охраны
здоровья населения и среды обитания.
Данный вид контрольно-надзорной
деятельности представляет собой
конкретную разновидность надведомственного
контроля.
Государственный санитарно-эпидемиологический
надзор имеет ряд особенностей, а именно:
1) согласно п. 1 ст. 51 ФЗ «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения» от 30 марта 1999 г. № 52 (в ред.
от 31 декабря 2005 г.)12
данный вид надзора осуществляется во
внесудебном порядке. Государственные
санитарные врачи и их заместители в
соответствии с компетенцией рассматривают
материалы и дела о нарушениях санитарного
законодательства;
2) в порядке государственного надзора
осуществляется проверка исполнения
общеобязательных правил специального
характера (например: проектирования,
строительства, реконструкции, технического
перевооружения объектов и ввода в
эксплуатацию; эксплуатацию объектов
производства, реализацию и применение
продукции; использование водных объектов
в целях питьевого, хозяйственно-бытового
водоснабжения, купания, занятий спортом,
отдыха и т.д.). Такая целевая направленность
отличает государственный
санитарно-эпидемиологический надзор
от общего и ведомственного контроля, в
задачи которых входит наблюдение за
всеми сторонами деятельности подчиненных
объектов и проверка исполнения ими
общего законодательства;
3) предметом государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
является оценка деятельности поднадзорных
объектов, включающих в себя различные
факторы среды обитания человека;
4) государственный санитарно-эпидемиологический
надзор распространяется на всех, кто
обязан соблюдать общеобязательные
правила, т.е. и на граждан, и на
государственные, и на негосударственные
организации;
5) субъекты государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
применяют к поднадзорным объектам
средства административного принуждения
(предупреждение, пресечение, наказание,
предусмотренные ст. 50, 51 Закона «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения» и гл. 6 КоАП РФ);
6) для реализации задач государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
созданы специальные органы — Федеральная
служба по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия населения
и ее территориальные органы.
В соответствии с «Положением об
осуществлении государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
в Российской Федерации»13,
утвержденным Постановлением Правительства
РФ от 15 сентября 2005 г. № 569, основными
задачами государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
в Российской Федерации являются
профилактика инфекционных и массовых
неинфекционных заболеваний населения
РФ, предупреждение вредного воздействия
на человека факторов среды обитания, а
также гигиеническое воспитание и
обучение граждан.
Основные направления деятельности
органов государственного
санитарно-эпидемиологического надзора:
1) профилактика заболеваний в соответствии
с создавшейся санитарно-эпидемиологической
обстановкой и прогнозом ее изменения;
2) контроль за выполнением
санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий и
обязательным соблюдением гражданами,
индивидуальными предпринимателями и
юридическими лицами санитарных правил
как составной части осуществляемой ими
деятельности;
3) создание экономической заинтересованности
граждан, индивидуальных предпринимателей,
юридических лиц в соблюдении санитарного
законодательства;
5) сертификация продукции, работ и услуг,
представляющих потенциальную опасность
для человека;
6) спецификация продукции, работ и услуг
и лицензирование видов деятельности,
представляющих потенциальную опасность
для здоровья человека;
7) государственная регистрация опасных
веществ и отдельных видов продукции;
9) информирование
населения о возникновении инфекционных
заболеваний;
10)
гигиеническое воспитание и обучение
населения;
11)
привлечение к ответственности за
нарушение санитарно-гигиенического
законодательства.
Государственный
санитарно-эпидемиологический надзор
согласно ст. 44 Закона «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения» включает в себя:
1)
контроль выполнения санитарного
законодательства, санитарно-
противоэпидемических (профилактических)
мероприятий, предписаний и постановлений
должностных лиц, осуществляющих
государственный санитарно-эпидемиологический
надзор;
2)
санитарно-карантинный контроль в пунктах
пропуска через Государственную границу
РФ;
3) меры
пресечения нарушений санитарного
законодательства, выдачу предписаний
и вынесение постановлений о фактах
нарушения санитарного законодательства,
а также привлечение к ответственности
лиц, их совершивших;
5)
проведение санитарно-эпидемиологических
расследований, направленных на
установление причин и выявление условий
возникновения и распространения
инфекционных заболеваний и массовых
неинфекционных заболеваний (отравлений);
6)
разработку предложений о проведении
санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий;
7)
статистическое наблюдение в области
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения на федеральном
уровне, государственный учет инфекционных
заболеваний, массовых неинфекционных
заболеваний (отравлений) в связи с
вредным воздействием факторов среды
обитания в целях формирования
государственных информационных ресурсов.
Федеральным
органом исполнительной власти,
уполномоченным осуществлять государственный
санитарно-эпидемиологический надзор
в РФ, является Федеральная служба по
надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека, а также ее
территориальные органы, созданные в
установленном законодательством РФ
порядке для осуществления государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
в субъектах РФ, муниципальных образованиях
и на транспорте.
В
соответствующих сферах деятельности
государственный санитарно-эпидемиологический
надзор осуществляют: Министерство
внутренних дел РФ, Министерство обороны
РФ, Федеральная служба исполнения
наказаний, Главное управление специальных
программ Президента РФ, Управление
делами Президента РФ, Федеральная служба
безопасности РФ, Федеральная служба
охраны РФ, Федеральная служба РФ по
контролю за оборотом наркотиков и
Федеральное медико-биологическое
агентство.
Федеральная
служба по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека
и ее территориальные органы, структурные
подразделения, центры гигиены и
эпидемиологии и другие учреждения,
осуществляющие свою деятельность в
целях обеспечения государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
в РФ, составляют единую федеральную
централизованную систему государственного
санитарно-эпидемиологического надзора.
Законодательной
базой деятельности Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека является
санитарное законодательство, которое
основывается на Конституции РФ и состоит
из ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения», «О качестве
и безопасности пищевых продуктов» от
2 января 2000 г. (в ред. ФЗ от 30 декабря 2001
г. № 196-ФЗ, от 10 января 2003 г. № 15-ФЗ, от 30
июня 2003 г. № 86-ФЗ, от 22 августа 2004 г. №
122-ФЗ, от 9 мая 2005 г. № 45-ФЗ, от 31 декабря
2005 г. № 199-ФЗ, от 31 марта 2006 г. № 45-ФЗ)14,
«О лицензировании отдельных видов
деятельности» от 8 августа 2001 г. (в ред.
ФЗ от 13 марта 2002 г. № 28-ФЗ, от 21 марта 2002
г. № 31-ФЗ, от 9 декабря 2002 г. № 164-ФЗ, от 10
января 2003 г. № 17-ФЗ, от 27 февраля 2003 г. №
29-ФЗ, от 11 марта 2003 г. № 32-ФЗ, от 26 марта
2003 г. № 36-ФЗ, от 23 декабря 2003 г. № 185-ФЗ,
от 2 ноября 2004 г. № 127-ФЗ, от 21 марта 2005 г.
№ 20-ФЗ, от 2 июля 2005 г. № 80-ФЗ, от 31 декабря
2005 г. № 200-ФЗ, от 27 июля 2006 г. № 156-ФЗ)15,
«О радиационной безопасности населения»
от 9 января 1996 г. (в ред.
ФЗ от 22 августа 2004 г.)16,
а также принимаемых в соответствии с
ними законов и иных нормативных правовых
актов РФ, законов и иных нормативных
правовых актов субъектов РФ.
Органами
и учреждениями государственной
санитарно-эпидемиологической службы
РФ проводятся санитарно-эпидемиологические
экспертизы, расследования, обследования,
исследования, испытания, а также
токсикологические, гигиенические и
иные виды оценок.
В
соответствии с требованиями Закона
государственная санитарно-эпидемиологическая
служба РФ осуществляет надзор за ввозом,
производством, применением продукции
производственно-технического назначения,
товаров народного потребления и другой,
потенциально опасной для здоровья
населения продукции.
На
основании вышеизложенного следует
отметить, что государственный
санитарно-эпидемиологический надзор
является самостоятельным видом
контрольно-надзорной деятельности по
обеспечению законности и дисциплины в
процессе реализации исполнительной
власти и обладает следующими признаками:
1)
отсутствие организационной подчиненности
субъектов государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
и поднадзорных объектов;
2)
оценка деятельности поднадзорных
субъектов по вопросам
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения;
3)
невозможность вмешательства в
оперативно-хозяйственную деятельность
поднадзорного объекта;
4)
наличие специального объекта надзорной
деятельности — санитарных норм и правил,
требований санитарно-эпидемиологического
законодательства;
5)
возможность применения мер административного
принуждения, предусмотренных КоАП РФ
и ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения».
Организацию
государственного санитарно-эпидемиологического
надзора в РФ осуществляют: руководитель
Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия
человека — главный государственный
санитарный врач РФ, а также руководители
территориальных органов Федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека
— главные государственные санитарные
врачи по субъектам РФ; главные
государственные санитарные врачи по
городам, районам и на транспорте; главный
государственный санитарный врач
Министерства внутренних дел РФ; главный
государственный санитарный врач
Министерства обороны РФ; главный
государственный санитарный врач
Федеральной службы исполнения наказаний;
главный государственный санитарный
врач Главного управления специальных
программ Президента РФ и др.
Должностными
лицами, уполномоченными осуществлять
государственный санитарно-эпидемиологический
надзор в РФ, являются: руководитель
Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия
человека — главный государственный
санитарный врач РФ; заместители
руководителя Федеральной службы по
надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека — заместители
главного государственного санитарного
врача РФ; заместители главного
государственного санитарного врача РФ
— главные государственные санитарные
врачи федеральных органов исполнительной
власти и их заместители; руководители
территориальных органов Федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека
— главные государственные санитарные
врачи по субъектам РФ и их заместители;
руководители структурных подразделений
и их заместители, специалисты федеральных
органов исполнительной власти и др.
Должностные
лица, осуществляющие государственный
санитарно-эпидемиологический надзор
в РФ, обладают полномочиями, установленными
ст. 50, 51 и 52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения», и несут
ответственность за ненадлежащее
исполнение своих служебных обязанностей,
а также за сокрытие фактов и обстоятельств,
создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому
благополучию населения, в порядке,
установленном законодательством РФ.