Экологический мониторинг и экологический контроль. Поправки к главе 11 Закона об охране окружающей среды

НПА, применяемые с 01.07.2021 в рамках госэконадзора

Изменения в федеральном законе об охране окружающей среды

Перечень оснований для КНМ: плановых, внеплановых и проводимых на основании программы проверок

Виды и описание КНМ: инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная проверка, выездная проверка, наблюдение за соблюдением обязательных требований, выездное обследование

Основные положения. Изменения в Федеральном законе № 7-ФЗ[4]

С 01.01.2021 Федеральный закон № 248-ФЗ является основополагающим для организации и осуществления определенного вида государственного контроля (надзора), за рамки которого выходить запрещено. Однако федеральным законом о виде контроля и положением о виде федерального государственного контроля для конкретного вида контроля могут быть уточнены или ограничены те или иные положения Федерального закона № 248-ФЗ.

Федеральный закон № 170-ФЗ также внес следующие изменения в Федеральный закон № 7-ФЗ в части организации и осуществления госэконадзора.

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 8, 2021.

Административная ответственность по новым правилам

Федеральным законом от 14.07.2022 № 290-ФЗ в законодательство внесен ряд важных изменений, касающихся порядка привлечения к административной ответственности. Рассмотрим суть этих изменений — какие возможности и правовые риски создали новеллы правового регулирования для природопользователей.

П.В. Позднякова,
основатель бюро экологического комплаенса FUTUR,
эксперт Российского экологического общества

Статья опубликована
частично, полностью её можно прочитать в журнале «Справочник эколога» №10, 2022

Новый приказ по производственному экологическому контролю

М.В. Ламихова, инженер отдела охраны окружающей среды Саратовского филиала ООО «Газпром проектирование»

Статья опубликована
частично, полностью её можно прочитать в журнале «Справочник эколога» №6, 2022

Госэконадзор в отношении строящихся, реконструируемых ОКС

Государственный экологический надзор в отношении строящихся, реконструируемых объектов капитального строительства имеет ряд особенностей, которые необходимо учесть контролируемому лицу. Рассмотрим эти особенности в статье.

А.И. Эндеко, эксперт-эколог, создатель проекта «Типичный природопользователь»

Статья опубликована
в журнале «Справочник эколога» №4, 2022

Экологический надзор с 01.07.2021: виды контрольных (надзорных) мероприятий и действий

Рассмотрим НПА, применяемые с 01.07.2021 в рамках госэконадзора. Статья-путеводитель поможет разобраться в различных контрольных (надзорных) мероприятиях (инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная проверка, выездная проверка, наблюдение за соблюдением обязательных требований, выездное обследование).

Статья опубликована
частично, полностью её можно прочитать в журнале «Справочник эколога» №8, 2021

Права и обязанности при проведении проверок. Обзор нового Регламента Росприроднадзора

Знание своих прав и обязанностей, а также прав и обязанностей надзорного органа при проведении проверок поможет сохранить спокойствие, а в некоторых случаях даже упростит прохождение проверки. В статье вы найдете обзор нового Регламента Росприроднадзора по госэконадзору — просто, понятно, с реальными примерами из практики промышленного эколога.

Статья опубликована
частично, полностью её можно прочитать в журнале «Справочник эколога» №6, 2021

Федеральный закон № 248-ФЗ: новые положения государственного надзора. Что изменится для предприятий?

С 01.07.2021 вступает в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ, который призван устранить недостатки действующей системы государственного надзора. Рассмотрим основные новеллы реформы: какие положения конкретизированы и уточнены, а что предлагается впервые, и чего ожидать предприятиям при проведении проверок в ближайшее время.

Ю.В. Фирсов, эксперт в области государственного надзора

Статья опубликована
частично, полностью её можно прочитать в журнале «Справочник эколога» №5, 2021

Экологические споры идут в госуслуги

Н.С. Беляева, генеральный директор ООО «Дельфи», заместитель председателя Комитета по переработке отходов и вторичным ресурсам Деловой России

Статья опубликована
частично, полностью её можно прочитать в журнале «Справочник эколога» №2, 2021

Проверки и действие разрешительной документации в 2020 году

А.А. Самохина, начальник отдела эколого-правового консалтинга ООО «ЭКОТИМ»

Статья опубликована
частично, полностью её можно прочитать в журнале «Справочник эколога» №7, 2020

Правовые границы деятельности госорганов. Пересечение и дублирование полномочий — результативно или непродуктивно?

Н.Р. Соколова, председатель правления, научный руководитель АНО «Равноправие»
К.С. Махрова, ведущий специалист отдела регулирования обращения с отходами АНО «Равноправие»

Статья опубликована
частично, полностью её можно прочитать в журнале «Справочник эколога» №1, 2020

Как организовать внутреннюю проверку: опыт предприятия

А.Л. Сивков, кандидат технических наук, начальник отдела экологии Управления технического надзора АО «Татэнерго»

Статья опубликована
частично, полностью её можно прочитать в журнале «Справочник эколога» №11, 2018

Общественные инспекторы обладают следующими правами:

• принимать меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств на местах совершения правонарушений;

• сообщать в устной форме физическим лицам информацию, касающуюся совершения физическим лицом правонарушения в области охраны окружающей среды;

• содействовать в реализации государственных программ по охране объектов животного мира и среды их обитания;

• обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, к должностным лицам, в организации о предоставлении своевременной, полной, достоверной, необходимой для осуществления общественного экологического контроля информации о состоянии окружающей среды, принимаемых мерах по ее охране, об обстоятельствах и фактах осуществления хозяйственной и иной деятельности, которые негативно воздействуют на окружающую среду, создают угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

• участвовать в работе по экологическому просвещению населения.

С точки зрения предприятий-природопользователей интерес из числа предоставленных общественным инспекторам прав представляют права, связанные с обеспечением сохранности вещественных доказательств, а также на запрос указанной выше информации.

Порядок организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды (далее — Порядок) утвержден Приказом Минприроды России от 12.07.2017 № 403. При этом утверждение перечня государственных инспекторов в области охраны окружающей среды субъекта Российской Федерации отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно Порядку общественные инспекторы оказывают содействие:

• территориальным органам указанных федеральных органов исполнительной власти;

• органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственный экологический надзор и федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану).

Требования к кандидату на присвоение статуса общественного инспектора

Лицо, желающее получить статус общественного инспектора, должно:

• быть гражданином Российской Федерации;

• достичь 18-летнего возраста;

• обладать знаниями, необходимыми для выполнения функций общественного инспектора.

Рассмотрим последнее требование подробнее.

Отметим, что по какой-то причине в части видов и признаков правонарушений в области охраны окружающей среды круг вопросов ограничен административными правонарушениями (оставлены без внимания преступления (уголовная ответственность) и причинение вреда окружающей среде).

Кроме того, почему-то оставлены без внимания правонарушения в области природопользования. Кстати, соответствующая глава Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) так и называется — «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования». Данная глава КоАП РФ содержит 46 статей, т.е. перечень видов административных правонарушений достаточно широк.

При этом некоторые статьи не содержат указаний на конкретные признаки правонарушений, а отсылают к иным нормативным правовым актам.

Например, ст. 8.1 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.

Таким образом, даже с учетом того, что задаваемые кандидату на присвоение статуса общественного инспектора вопросы не должны выходить за пределы содержания соответствующих нормативных правовых актов, круг вопросов, которые потенциально могут быть заданы, весьма широк.

При этом неясно, из каких нормативных правовых актов кандидат на присвоение статуса общественного инспектора может почерпнуть сведения о видах вещественных доказательств по административным правонарушениям и способах обеспечения их сохранности, об основах экологических знаний, необходимых для участия в работе по экологическому просвещению.

В связи с этим возникает вопрос, какое же образование должен иметь кандидат в общественные инспекторы? Должен ли он быть, например, инженером-экологом или юристом?

Так вот, никаких требований к образованию гражданина, претендующего на статус общественного инспектора, Порядок не предъявляет. Однако, несмотря на это, копия документа об образовании и (или) квалификации должна быть приложена к заявлению гражданина о присвоении статуса общественного инспектора (видимо, «на всякий случай»).

Решение о присвоении гражданину статуса общественного инспектора принимается, как указано в Порядке, в случае если гражданином даны ответы на все заданные вопросы. Не лишним, по нашему мнению, было бы уточнить, что ответы должны быть правильными.

В некоторых субъектах Российской Федерации установлены несколько иные — повышенные — требования к общественным инспекторам.

Так, например, в Московской области общественным инспектором может стать гражданин Российской Федерации, достигший 21-летнего возраста, постоянно проживающий на территории Москвы или Московской области, имеющий высшее или среднее профессиональное образование, обладающий познаниями в области охраны окружающей среды и природопользования и имеющий намерение осуществлять общественный экологический контроль и информационное взаимодействие с Министерством экологии и природопользования Московской области.

Не могут выступать общественными инспекторами в том числе лица:

• имеющие неснятую или непогашенную судимость;

• ранее осужденные за тяжкие и особо тяжкие преступления;

• подвергнутые административному наказанию за совершение административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования;

• не проживающие постоянно на территории Москвы или Московской области.

Вместе с тем полномочие органа государственной власти субъекта Российской Федерации по установлению особых требований, предъявляемых к общественным инспекторам на территории данного субъекта Российской Федерации, прямо не закреплено в Федеральном законе № 7-ФЗ, а сам перечень сформулирован исчерпывающим образом.

Вероятно, в данном случае необходимо руководствоваться положением Конституции Российской Федерации о совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации вопросов природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Удостоверение общественного инспектора

Общественному инспектору выдается удостоверение, срок действия которого составляет 1 год. Данный срок может быть продлен еще на год (не более трех раз), для чего необходимо подать соответствующее заявление с приложением, в частности, отчета о результатах осуществления инспектором общественного экологического контроля, в т.ч. о содействии органам государственного надзора в природоохранной деятельности, и документов, подтверждающих содержание отчета (какие именно документы могут использоваться в качестве подтверждающих, не уточнено).

В отчете указываются:

• количество направленных общественным инспектором в органы государственного надзора материалов, содержащих данные, указывающие на наличие признаков административного правонарушения в области охраны окружающей среды;

• информация о принятых общественным инспектором мерах по обеспечению сохранности вещественных доказательств на местах совершения правонарушений;

• информация о содействии общественным инспектором в реализации государственных программ по охране объектов животного мира и среды их обитания;

• информация об участии общественного инспектора в работе по экологическому просвещению населения;

• иная информация, которую общественный инспектор считает необходимым сообщить.

Для принятия положительного решения (о продлении срока действия удостоверения) необходимо, чтобы отчет содержал указанную выше информацию, подтверждающую оказание общественным инспектором содействия органам государственного надзора.

Объем содействия, необходимого для продления срока действия удостоверения, Порядком не регламентирован, и следовательно, данный вопрос решается по усмотрению Комиссии.

Ответственность третьих лиц за воспрепятствование деятельности общественных инспекторов

В данном случае стоит согласиться с законодателем в части отсутствия необходимости устанавливать административную ответственность третьих лиц, поскольку деятельность общественных инспекторов является добровольной и не умаляет цели создания данного института.

Социальные гарантии общественных инспекторов

Еще один вопрос, который волнует кандидатов в общественные инспекторы, касается социальных гарантий данной группы лиц. Несмотря на достаточную общественную значимость данного института, Федеральный закон № 7-ФЗ не устанавливает для данной категории лиц дополнительных социальных гарантий, в отличие от государственных инспекторов — должностных лиц органов государственного надзора, подлежащих государственной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Реестр общественных инспекторов

Наконец, интересным представляется ведение так называемого реестра общественных инспекторов по субъектам Российской Федерации. В настоящее время подобное требование в законодательстве Российской Федерации не закреплено, однако на уровне некоторых субъектов Российской Федерации приняты нормативные правовые акты, предусматривающие ведение уполномоченными органами субъекта учета общественных инспекторов (например, в Московской области).

Заключение

Подобная форма контроля со стороны общества на первый взгляд представляется эффективным решением. Во-первых, непосредственное участие гражданина или объединения граждан является реализацией конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, а также на участие в управлении делами государства. Во-вторых, самоконтроль способен в некоторой степени повысить доверие граждан и организаций к проведению контрольных мероприятий.

Однако, с другой стороны, статистика говорит о небольшом количестве граждан, действительно заинтересованных в улучшении экологической ситуации в стране. Так, в Московской области по данным на 2016 г. зарегистрировано порядка 45 общественных инспекторов.

Впрочем, итоги Года экологии еще будут подводиться и в Год добровольца, а значит, этот год можно смело назвать и Годом общественного инспектора, поскольку его деятельность, как упоминалось ранее, основана на добровольных началах.

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 6, 2018.

1. Государственный экологический контроль (надзор) осуществляется посредством:

федерального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (за исключением федерального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого на объектах, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности), в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и подразделением федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности на объектах, подведомственных указанному федеральному органу исполнительной власти;

регионального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с положениями, утверждаемыми высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Предметом государственного экологического контроля (надзора) являются:

1) для федерального государственного экологического контроля (надзора):

соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды, включая требования, содержащиеся в разрешительных документах и установленные в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», Федеральным законом от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», Федеральным законом от 19 июля 1997 года N 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федеральным законом от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Федеральным законом от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», Федеральным законом от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал», Градостроительным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 26 июля 2019 года N 195-ФЗ «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха» и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также лицензионных требований к деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности в отношении:

следующих водных объектов и территорий их водоохранных зон и прибрежных защитных полос:

поверхностных водных объектов, расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

водных объектов или их частей, находящихся на землях обороны и безопасности, а также используемых для обеспечения обороны страны и безопасности государства и для обеспечения федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд;

особо охраняемых водных объектов либо водных объектов, расположенных полностью или частично в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения;

водных объектов или их частей, объявленных рыбохозяйственными заповедными зонами;

водных объектов, являющихся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб;

водных объектов, по которым проходит Государственная граница Российской Федерации;

водных объектов или их частей для нужд городов с численностью населения 100 тысяч человек и более, а также для нужд предприятий и других организаций, производящих забор воды или сброс сточных вод в объеме более 15 миллионов кубических метров в год;

внутренних морских вод Российской Федерации, территориального моря Российской Федерации, исключительной экономической зоны Российской Федерации, континентального шельфа Российской Федерации, российской части (российского сектора) Каспийского моря;

производственных объектов (здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства и другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются обязательные требования), расположенных:

в границах особо охраняемой природной территории федерального значения;

в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, за исключением случаев, если объекты расположены в границах особо охраняемой природной территории регионального или местного значения;

в границах водно-болотного угодья международного значения, особо ценного водно-болотного угодья;

в границах зон охраны объектов культурного наследия, отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия и (или) объектов всемирного природного наследия, включенных в Список всемирного наследия;

производственных объектов, используемых в целях обеспечения космической деятельности, обороны страны и безопасности государства;

производственных объектов, являющихся:

пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктами хранения, хранилищами радиоактивных отходов, пунктами захоронения радиоактивных отходов;

морскими портами, в том числе в границах которых осуществляется деятельность по перевалке, дроблению и сортировке угля;

объектами трубопроводного транспорта, предназначенными для транспортировки газа, нефти, газового конденсата и продуктов переработки нефти и газа (магистральные и межпромысловые трубопроводы);

объектами инфраструктуры железнодорожного транспорта;

объектами, на которых осуществляется деятельность по хранению и (или) уничтожению химического оружия;

производственных объектов, на которых эксплуатируются:

ядерные установки, в том числе атомные станции, установки по добыче и переработке урановых руд, за исключением исследовательских ядерных установок нулевой мощности, космических и летательных аппаратов;

радиационные источники, за исключением радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности, при условии наличия на объектах источников выбросов и сбросов радиоактивных веществ в окружающую среду;

производственных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и согласно критериям, установленным в соответствии со статьей 4.2 настоящего Федерального закона, относящихся:

к объектам I категории;

к объектам II категории, на которые выдано комплексное экологическое разрешение;

производственных объектов, соответствующих критериям, определенным Правительством Российской Федерации с учетом:

вида хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасли, части отрасли, производства);

классификации промышленных объектов и производств;

соблюдения изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании»;

2) для регионального государственного экологического контроля (надзора):

соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды, включая требования, содержащиеся в разрешительных документах и установленные настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал», Федеральным законом от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Градостроительным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 26 июля 2019 года N 195-ФЗ «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха» и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в отношении объектов, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору);

соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании».

3. В положении о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре) указываются в том числе перечень разрешительных документов, содержащих обязательные требования, наименование и структурные элементы технического регламента и (или) обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании», оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного экологического контроля (надзора), а также виды продукции, являющиеся объектами федерального государственного экологического контроля (надзора).

В положении о региональном государственном экологическом контроле (надзоре) указываются в том числе перечень разрешительных документов, содержащий обязательные требования, наименование и структурные элементы технического регламента и (или) обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании», оценка соблюдения которых осуществляется в рамках регионального государственного экологического контроля (надзора), а также виды продукции, являющиеся объектами регионального государственного экологического контроля (надзора).

4. При осуществлении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому контролю (надзору), в отношении всех таких объектов и таких юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществляется федеральный государственный экологический контроль (надзор).

5. Организация и осуществление государственного экологического контроля (надзора) регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», за исключением федерального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Организация и осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, регулируются нормативным правовым актом указанного федерального органа исполнительной власти, изданным по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды.

6. В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах IV категории, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.

7. Если при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, обеспечение соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства обеспечивается посредством осуществления экспертизы проектной документации и государственного строительного надзора в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (за исключением случаев, указанных в пункте 8 настоящей статьи).

8. В отношении объектов капитального строительства, строительство, реконструкция которых осуществляются во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, и при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, федеральный государственный экологический контроль (надзор) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (за исключением федерального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого на объектах, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности).

9. При осуществлении федерального государственного экологического контроля (надзора) в отношении объектов, указанных в пункте 8 настоящей статьи:

1) плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся;

2) контрольные (надзорные) мероприятия проводятся, в том числе на основании программы проверок.

10. Программа проверок формируется органом, осуществляющим федеральный государственный экологический контроль (надзор), на основании поступившего извещения о начале работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, направляемого застройщиком или техническим заказчиком в орган, осуществляющий федеральный государственный экологический контроль (надзор), не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в пункте 9 настоящей статьи.

11. Порядок формирования и изменения программы проверок устанавливается положением о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре).

12. После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства проводится контрольное (надзорное) мероприятие в целях оценки возможности выдачи заключения органа федерального государственного экологического надзора в отношении объекта капитального строительства, указанного в пункте 9 настоящей статьи. В случае отсутствия нарушений обязательных требований в области охраны окружающей среды по результатам контрольного (надзорного) мероприятия выдается заключение органа, осуществляющего федеральный государственный экологический контроль (надзор), предусмотренное пунктом 9 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Госэконадзор с 01. 2021. Как не запутаться в применяемых НПА

• между редакцией, никогда не вступавшей в силу;

• и редакцией, вступившей в силу с изменениями,

особенно в части изучения контрольных (надзорных) мероприятий (далее — КНМ) и контрольных (надзорных) действий (далее — КНД), осуществляемых в рамках государственного экологического контроля (надзора).

Предполагается, что Федеральный закон № 294-ФЗ утратит силу только с 01.01.2025 — это предусмотрено Федеральным законом № 170-ФЗ, который также строго разграничил применение двух законов — № 248-ФЗ и № 294-ФЗ — между собой, и с 01.07.2021 организация и осуществление госэконадзора (как федерального, так и регионального) должны проводиться с применением положений Федерального закона № 248-ФЗ.

Забывать про Федеральный закон № 294-ФЗ не следует, т.к. 2021 г. является переходным периодом и «раскалывает» госэконадзор на две части:
1) проверки по Федеральному закону № 294-ФЗ;
2) КНМ по Федеральному закону № 248-ФЗ.

Основания для применения Федерального закона № 294-ФЗ и НПА, принятых в его развитие, при осуществлении госэконадзора (несмотря на уже действующий Федеральный закон № 248-ФЗ):

• пункт 8 ст. 98 Федерального закона № 248-ФЗ:

8. Организация, проведение и оформление результатов проверок, иных мероприятий государственного контроля (надзора), муниципального контроля, не завершенных на день вступления в силу настоящего Федерального закона, осуществляются в соответствии с положениями нормативных правовых актов, действовавших на дату начала этих проверок, иных мероприятий государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Следовательно, если проверка:

• начата до 01.07.2021 в соответствии с Федеральным законом № 294-ФЗ и НПА, принятыми в его развитие;

• должна завершиться с 01.07.2021 и позже,

она будет завершаться в соответствии с положениями того законодательства и тех НПА, которые действовали на момент начала такой проверки (в части ее организации, проведения и оформления результатов);

• пункт 4 ст. 98 Федерального закона № 248-ФЗ:

Рассмотрим данное положение на примере Московской области.

На момент написания статьи региональный госэконадзор в Московской области осуществляется в соответствии с Порядками, утвержденными Постановлением Правительства Московской области от 18.10.2018 № 763/37.

Данные Порядки не приведены в соответствие с положениями Федерального закона № 248-ФЗ, наоборот, в них содержатся ссылки исключительно на положения Федерального закона № 294-ФЗ. Это допустимо только до конца 2021 г. В этот период Правительство Московской области обязано внести изменения в данный региональный НПА или переиздать его.

Даже если этого не произойдет, с 01.01.2022 организация и осуществление регионального госэконадзора должны будут проводиться в соответствии с положениями Федерального закона № 248-ФЗ без исключений.

Оцените статью
Единый реестр видов контроля