Экологический контроль и мониторинг в 2014 году. Тест для юристов (2020)

Экологический контроль и мониторинг в 2014 году. Тест для юристов (2020) ЕРВК

Законом Российской Федерации «Об
экологической экспертизе»

Законом Российской Федерации «Об охране
атмосферного воздуха»

Международной Конвенцией «Об оценке
воздействия на окружающую среду в
трансграничном контексте»

Конституцией Российской Федерации

Решения органов государственного
экологического контроля для всех
министерств, ведомств, предприятий,
организаций, должностных лиц и граждан
носят ________ характер

Государственный экологический контроль
имеет _____ характер

Заключение общественной или научной
экологической экспертизы носит
___________ характер

должностные лица органов государственного
экологического контроля

эксперты общественного экологического
контроля

инспекторы производственного
экологического контроля

эксперты общественной экологической
экспертизы

общественном экологическом контроле

стандарты, нормативы, правила, регламенты

тома ПДВ и ПДС

Основами законодательства Российской
Федерации об охране здоровья

Законом Российской Федерации «О защите
прав потребителей»

Экологический контроль (надзор) – это формы работы по наблюдению за законностью деятельности государственных органов, предприятий и граждан по соблюдению экологических норм и правил. Содержание Э.к.(н.) объединяет такие категории, как качество окружающей среды и его нормирование, экологический мониторинг, экологическую экспертизу и др. Э.к.(н.) осуществляется в целях организации рационального использования природных ресурсов, объектов и эффективного проведения мероприятий по охране окружающей среды.

Главные задачи государственного Э.к.(н.) — обеспечение соблюдения всеми юридическими и физическими лицами требований природоохранительного законодательства, НПА, экологических норм, правил и других нормативных документов по охране окружающей среды, выявление любых изменений ее качества и поддержания установленного уровня. Качество природной среды измеряется научно обоснованными государственными стандартами на различные виды природных ресурсов, природных объектов и комплексов. Стандарты, конкретизируя содержание требований законодательных норм, включают в себя технические правила и нормы в форме нормативных правовых актов. В системе показателей загрязнения природной среды выделяют нормативы, определяют предельно допустимые: концентрации вредных веществ в воздухе, воде и других природных объектах; выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и водоемы; уровни вредных воздействий — вибрации, электромагнитных излучений и т.д. Э.к.(н.) сводится к проверке соблюдения хозяйствующими субъектами (физическими и юридическими лицами) требований экологического законодательства, обеспечения благоприятной для здоровья и жизни обстановки, экологической безопасности рационального использования природных ресурсов. Выделяют информационный, предупредительный и карательный Э.к.(н.) Информационный контроль предшествует двум другим и сводится к сбору информации для принятия предупредительных и ограничительных действий. Предупредительный контроль проводится в целях предотвращения последствий нарушения требований экологического законодательства. Карательный контроль выражается в применении мер государственного принуждения к нарушителям.

В РФ осуществляется государственный, производственный, муниципальный и общественный контроль (надзор) в области охраны окружающей среды. Государственный Э.к.(н.) осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Запрещается совмещение функций государственного Э.к.(н.) и функций хозяйственного использования природных ресурсов. Государственный Э.к.(н.) осуществляется специально уполномоченным на то федеральным органом по охране окружающей среды и природных ресурсов в порядке, определяемом законодательством РФ. В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (2002) Правительство РФ утверждает перечень объектов, подлежащих федеральному государственному Э.к.(н.). Объектами хозяйственной и иной деятельности независимо от формы собственности, находящимися в ведении РФ являются:

а) относящиеся к федеральным энергетическим системам, ядерной энергетике, федеральному транспорту, путям сообщения, информации и связи;

б) связанные с обеспечением обороны и безопасности, относящиеся к оборонному производству, производству опасных химических веществ и наркотических средств;

в) расположенные на землях федеральной собственности, в том числе лесного фонда РФ;

г) расположенные в пределах внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ;

д) оказывающие негативное воздействие на подлежащие особой охране:

  • природные объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, особо охраняемые природные территории федерального значения, государственные природные заповедники и иные природные комплексы, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение;
  • редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, занесенные в Красную книгу почв РФ, и леса;
  • зоны произрастания или места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, занесенных в Красную книгу РФ, подпадающих под действие международных договоров РФ;
  • природные объекты Байкальской природной территории.

Каждому хозяйствующему субъекту необходимо знать, к какому уровню государственного экологического надзора — федеральному или региональному — относятся эксплуатируемые им объекты. При этом отнесение объектов к одному из уровней надзора требуется не только для определения органа, который уполномочен на проведение проверок в отношении лица, осуществляющего деятельность на данных объектах, но и для решения целого ряда иных вопросов природоохранного характера.

Так, от уровня государственного экологического надзора, к которому будет отнесен объект хозяйственной деятельности, зависит:

1) в какой орган необходимо обращаться за получением природоохранной разрешительной документации, а именно:

Статья 18. Нормирование в области обращения с отходами

Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), утвержденный Приказом Минприроды России от 25.07.2011 № 650 (в ред. от 25.06.2014), определяет порядок, сроки и последовательность действий (административных процедур) Росприроднадзора и его территориальных органов при исполнении государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, и не распространяется на вопросы выдачи разрешений на выбросы стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.

2) в какой орган следует сдавать экологическую отчетность, а именно отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании и размещении отходов (для субъектов малого и среднего предпринимательства);

Извлечение
из Федерального закона № 89-ФЗ

3) в какой орган необходимо подавать заявку о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), на государственный учет:

Извлечение
из Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду
(утв. Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 № 572)

9. Региональные государственные реестры содержат сведения об объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.

10. Ведение федерального государственного реестра осуществляется территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту нахождения объектов.

Извлечение
из Федерального закона № 7-ФЗ

Статья 31.2. Декларация о воздействии на окружающую среду
(вступит в силу 01.01.2019)

  • объекты, оказывающие значительное НВОС и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, — объекты I категории;
  • объекты, оказывающие умеренное НВОС, — объекты II категории;
  • объекты, оказывающие незначительное НВОС, — объекты III категории;
  • объекты, оказывающие минимальное НВОС, — объекты IV категории.

Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029. Анализ данного Постановления см.: Нельзикова Е.А. Массовая категоризация // Справочник эколога. 2015. № 11. С. 10–25 (profiz.ru/eco/11_2015/kategorizaciya) (прим. редакции).

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 7, 2016.

Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль)

Порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 7-ФЗ) контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) — система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, в т.ч. нормативов и нормативных документов, федеральных норм и правил, в области охраны окружающей среды.

Экологический контроль подразделяется на несколько видов: государственный, производственный и общественный. Государственный контроль осуществляют государственные органы, общественный — общественные объединения, граждане, СМИ. Производственный экологический контроль (далее — ПЭК) осуществляется непосредственно природопользователями и входит в систему производственного контроля на предприятии.

ПЭК регулируется ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ и осуществляется на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), I, II и III категорий в целях выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также соблюдения требований в области охраны окружающей среды. Лица, эксплуатирующие объекты I–III категорий, разрабатывают и утверждают программу ПЭК, осуществляют ПЭК, документируют информацию и хранят результаты ПЭК.

Статья 67. Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль)

При осуществлении ПЭК необходимо измерять выбросы, сбросы в отношении загрязняющих веществ, наиболее специфичных для данного производства (маркерные вещества).

Документация, содержащая сведения о результатах ПЭК, включает в себя документированную информацию:

• о технологических процессах, технологиях, об оборудовании для производства продукции (товара), о выполненных работах, об оказанных услугах, о применяемых топливе, сырье и материалах, об образовании отходов производства и потребления;

• о фактических объеме или массе выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, об уровнях физического воздействия и о методиках (методах) измерений;

• об обращении с отходами производства и потребления;

• о состоянии окружающей среды, местах отбора проб, методиках (методах) измерений.

Экологический контроль и мониторинг в 2014 году. Тест для юристов (2020)

По результатам ПЭК юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I–III категорий, должны представлять отчет об организации и о результатах осуществления ПЭК.

Обратите внимание: порядок и сроки представления отчетности, а также форма отчета и методические рекомендации по ее заполнению в настоящий момент не установлены.

При этом согласно п. 9 ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ на объектах I категории стационарные источники, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме и (или) о массе загрязняющих веществ в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга.

Указанное требование вступает в силу 01.01.2018, однако на сегодняшний день не установлены даже перечни стационарных источников, которые необходимо оборудовать данными системами, хотя и подготовлены несколько проектов актов, утверждающих такие перечни.

Между тем проект поправок Правительства РФ к проекту федерального закона № 584587-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий» предусматривает меры государственной поддержки для внедрения наилучших доступных технологий (далее — НДТ) на объектах I и II категорий — государство будет помогать в закупке и установке автоматических систем контроля загрязнения. Однако пока это только проект акта.

Требования по протоколам передачи данных в государственные реестры не установлены, да и сами реестры пока не существуют. Однако формально с 01.01.2018 предприятия уже можно будет наказывать. Кроме того, появился и проект изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающий наказание за отсутствие автоматизированных систем в виде штрафа до 200 000 руб.

Так или иначе, разработать и утвердить программу ПЭК на данный момент проблематично. Точнее, нет гарантии, что ее не придется переделывать через какое-то время. Причина этому — отсутствие утвержденного порядка.

Единственные действующие по всем правилам документы по ПЭК — это ГОСТ Р 56061-2014 «Производственный экологический контроль. Требования к программе производственного экологического контроля» (далее — ГОСТ Р 56061-2014) и ГОСТ Р 56062-2014 «Производственный экологический контроль. Общие положения» (далее — ГОСТ Р 56062-2014).

Напомним, ГОСТы носят рекомендательный характер применения, но могут быть ориентиром и источником информации.

Производственный эколого-аналитический (инструментальный) контроль (далее — ПЭАК) — составная часть ПЭК, предусматривающая получение данных о количественном и качественном содержании веществ и показателей с применением методов аналитической химии, физических измерений, санитарно-биологических методов, биотестирования, биоиндикации и других методов для контроля соблюдения установленных для организации нормативов допустимого воздействия на окружающую среду (п. 3.4 ГОСТ Р 56062-2014).

В соответствии с п. 4.19 ГОСТ Р 56062-2014 документами, регламентирующими ПЭК, являются:

• положение о ПЭК;

• программа ПЭК;

• планы-графики ПЭАК;

• программа производственного экологического мониторинга;

• инструкции работников, осуществляющих ПЭК.

В ГОСТ Р 56061-2014 подробно рассмотрены структура программы ПЭК, ее разделы, отчетность по результатам ПЭК.

Согласно п. 3 Сведений о ходе реализации Плана мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг, оказываемых федеральными органами исполнительной власти, в сфере природопользования, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 06.03.2012 № 329-р, Минюст России письмом от 13.04.2017 № 01/43573-ЮЛ возвратил Приказ № 92 без государственной регистрации.

По неофициальной информации, новая редакция Приказа № 92 также возвращена. Как бы то ни было, в свободном доступе есть принятая Минприроды России редакция Приказа № 92, с которой мы предлагаем ознакомиться в надежде на то, что она будет утверждена лишь с небольшими изменениями.

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 8, 2017.

«Контроль и надзор в области охраны окружающей среды».

1. Государственный экологический контроль
(и надзор).

2. Производственный экологический
контроль.

3. Общественный экологический контроль.

4. Санитарно-эпидемиологический надзор.

5. Экологическая экспертиза.

6. Экологический мониторинг.

7. Понятие и роль экологически значимой
информации.

В соответствии с ФЗ «Об охране окружающей
среде» выделяют всего три вида:
государственный надзор, производственный
и общественный контроль. Раньше был
ведомственный контроль ещё.

Государственный экологический контроль (и надзор).

Государственный экологический контроль
несколько по-разному обозначается в
разных нормативных актов, но в целом –
функции его направлены скорее на надзор,
на выявление нарушений законодательства.

Основное понятие содержится в статье
1 ФЗ «Об охране окружающей среды».

В основе проведения государственного
контроля действует постановление
Правительства от 27 января 2009 года №53
«Об осуществлении государственного
контроля в области охраны окружающей
среды (государственного экологического
контроля».

Этим постановлением утверждаются
правила осуществления государственного
экологического контроля.

Основная цель здесь определяется
проведения государственного экологического
контроля – соблюдение требований в
области охраны окружающей среды и
обеспечения экологической безопасности
со стороны всех органов, физических и
юридических лиц в их деятельности в
области экологических отношений.

1) За охраной атмосферного области;

2) В области обращения с отходами;

3) Охраны области использования и охраны
водных объектов.

4) За геологическим изучением, рациональном
использованием и охраной недр;

5) Земельный контроль;

6) Контроль в области охраны, использования
объектов животного мира и среды их
обитания.

7) В области организации и функционирования
особо охраняемых природных территорий
(ООПТ).

8) Во внутренних морских водах и в
территориальном море и в исключительной
экономической зоне РФ.

9) На континентальном шельфе РФ.

10) Лесной контроль и надзор.

11) Государственный контроль в области
охраны озера Байкал.

Основным органом, наделённым полномочиями
– является росприроднадзор (федеральная
служба по природопользованию), либо
соответствующие его органы в субъектах
РФ.

А в отношении оставшихся видов контроля
– непосредственным органом является
росприроднадзор.

В случае, если при строительстве,
реконструкции и капитальном ремонте
объектов капитального строительства
предусмотрено осуществление
государственного строительного надзора,
то государственный экологический
контроль осуществляется в рамках
строительного надзора («поглощается»,
так скажем). А это всё регулируется
градостроительным законодательством.

Кто и каким образом наделяется полномочиями
по контролю.

Государственный экологический контроль
осуществляется в двух основных формах:
в форме плановых и внеплановых проверок.

При осуществлении государственного
контроля осуществляется защита
юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей соответствующим
законом.

Здесь предусмотрен, в этом постановлении,
особый порядок осуществления контрольных
проверок в вооружённых силах. Там
определённая процедура согласования
– только в отношении тех объектов, в
отношении которых они правомочны
проводить проверки, эти инспекторы
допускаются.

При осуществлении государственного
экологического контроля есть объекты,
которые относятся только лишь федерального
экологического контроля.

Перечень объектов, подлежащих федеральному
экологическому контролю закреплён в
Постановлении Правительства от 31 марта
2009 года «О перечне объектов, подлежащих
федеральному государственному
экологическому контролю».

Объекты федерального экологического
контроля:

2) Объекты, способствующие трансграничному
загрязнению окружающей среды (на
территории нескольких субъектов).

3) Водные объекты, где прямо утверждено
постановлением правительства, леса,
земли, контроль в области геологического
изучения, использования и охраны недр
и объекты, отнесённые к категории опасных
производственных объектов.

Всё, что не охватывается федеральным
государственным контролем – является
объектом регионального государственного
контроля.

Свои полномочия федеральные органы и
агентства могут делегировать органам
субъектов РФ.

Приказ Министерства природных ресурсов
и экологии от 26 июля 2010 года №282, он
утверждается административный регламент
в отношении федеральной службы по
надзору в сфере природопользования, по
исполнению государственных функций по
осуществления федерального государственного
экологического контроля.

В соответствии со статьёй 1 даётся
понятие контроля, здесь даётся полный
перечень нормативного материала, на
основании которого осуществляется
контроль.

В большей степени этот регламент
регулирует федеральные процедуры
экологического контроля с учётом прав
юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей (и регулирует с точки
зрения защиты субъектов малого и среднего
бизнеса).

Третий раздел регламентов называется
«административные процедуры».

Федеральный государственный экологический
контроль осуществляется в форме плановых
и внеплановых проверок, срок проведения
проверки по общему правилу не должен
превышать 20 рабочих дней (для малых
предпринимателей – 20 часов, для
микро-предпринимателей – 15 часов в
год). В исключительных случаях этот срок
может быть продлён, но это необходимо
согласовывать.

Плановые проверки ежегодно должны
утверждаться. Утверждаются ежегодные
плановые проверки руководителем
росприроднадзора – либо на федеральном
уровне, либо на уровне субъекта.

Основанием для включения в план любой
плановой проверки является:

1) Истечение трёх (3-х) лет со дня
государственной регистрации юридического
лица или ИП.

2) Окончание проведения последней
плановой проверки в отношении юридических
лиц и ИП.

3) Если о начале осуществления
предпринимательской деятельности было
какое-то уведомление со стороны
юридического лица или ИП.

Плановая проверка тоже может осуществляться
в двух формах:

1. Документарная проверка.

Могут истребовать необходимые документы.

2. Выездная проверка.

На месте разбираются.

О проведении любой такой плановой
проверки юридическое лицо или ИП
уведомляются росприроднадзором не
позднее чем за 3 (три) дня до проведения
такой проверки путём направления
подконтрольному объекту приказа
руководителю соответствующей службы.

Основания внеплановой проверки:

1) По истечения срока исполнения выданного
предписания об устранении выявленного
правонарушения.

2) Поступления в росприроднадзор обращений
и заявлений граждан или информации о
следующих фактах: о возникновении угрозы
причинения вреда (жизни, здоровью,
животным или растениями).

3) По фактам причинения вреда жизни и
здоровью граждан, вреда животным,
растениями, окружающей среде в целом.

4) Приказ руководителя этой службы,
изданный в соответствии с поручением
Президента или Правительства РФ,

Если обращения или заявления поступают
анонимно, то это не может служить
основанием для проведения внеплановой
проверки.

Внеплановые также проводятся в двух
формах: документарная и выездная
проверки.

Внеплановая выездная проверка может
осуществляться после согласования её
с органом прокуратуры соответствующего
уровня.

Приказ генпрокуратуры от 29 марта 2009
года №93.

О проведении внеплановой выездной
проверки ИП или юридическое лицо должны
быть предупреждены заранее не позднее
чем за 24 часа.

Когда возникает какая-то угроза – то
можно без уведомления (в случае, если
уже причиняется вред или угроза реальная
причинения вреда).

По результатам проводимой проверки
после её завершения составляется акт
– в двух экземплярах, один предоставляется
подконтрольному субъекту.

За осуществлением этого экологического
контроля тоже осуществляется контроль
– руководители этих ведомств, специальные
должностные лица занимаются контролем
за теми должностными лицами, которые
наделены полномочиями по контролю.

Главный орган, осуществляющий экологический
контроль – от 24 марта 2011 года изменения,
положение посмотреть о росприроднадзоре.

Нужно ещё посмотреть положение о
ростехнадзоре. Есть приказ ростехнадзора
от 28 июля 2011 года №435 «Об утверждении
раздела 1 «Технологический, строительный,
энергетический надзор перечня
нормативно-правовых актов, нормативных
документов, относящихся в сфере действия
ростехнадзора»».

Оцените статью
Единый реестр видов контроля