В. Алымова, старший юрист ООО «Центр правового обеспечения природопользования» (г. Москва)
Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.
- Ключевые вопросы
- Основные положения. Изменения в Федеральном законе № 7-ФЗ[4]
- Виды проверок и основания их проведения
- Плановые проверки
- Внеплановые проверки
- Нормативно-правовая база к статье
- Ведение хозяйственной деятельности в большинстве случаев неизбежно сопровождается необходимостью периодического взаимодействия с административными органами
- Мораторий на экологические проверки
- В каких случаях запрет на проведение проверок не действует?
- Программа ПЭК
- Система автоматического контроля
- Представление отчета о проведении ПЭК
- Как будут исполняться предписания, которые выданы до 10 марта 2022 года?
- Чем могут заменить экологические проверки?
- Госэконадзор с 01. 2021. Как не запутаться в применяемых НПА
- Новые требования к программе ПЭК
- Примеры недоработанности Требований № 74
- Что будет с незавершенными проверками?
- Как будут проводиться внеплановые экологические проверки?
Ключевые вопросы
Производственный экологический контроль
Приказы Минприроды России от 28.02.2018 № 74 и от 18.02.2022 № 109
НПА, применяемые с 01.07.2021 в рамках госэконадзора
Изменения в федеральном законе об охране окружающей среды
Перечень оснований для КНМ: плановых, внеплановых и проводимых на основании программы проверок
Виды и описание КНМ: инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная проверка, выездная проверка, наблюдение за соблюдением обязательных требований, выездное обследование
Основные положения. Изменения в Федеральном законе № 7-ФЗ[4]
С 01.01.2021 Федеральный закон № 248-ФЗ является основополагающим для организации и осуществления определенного вида государственного контроля (надзора), за рамки которого выходить запрещено. Однако федеральным законом о виде контроля и положением о виде федерального государственного контроля для конкретного вида контроля могут быть уточнены или ограничены те или иные положения Федерального закона № 248-ФЗ.
Федеральный закон № 170-ФЗ также внес следующие изменения в Федеральный закон № 7-ФЗ в части организации и осуществления госэконадзора.
Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 8, 2021.
Росприроднадзор – это орган исполнительной власти, который контролирует сферу природопользования.
В его функции входит государственный земельный надзор, лесной надзор на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, охотничий надзор, а также надзор за:
- геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
- обращением с отходами и охраной атмосферного воздуха;
- использованием и охраной водных объектов;
- континентальным шельфом России, внутренними морскими водами и территориальным морем;
- исключительной экономической зоной России;
- охраной озера Байкал и т. д.
Предприятия, оказывающие воздействие на перечисленные объекты, рано или поздно столкнутся с проверкой Росприроднадзора. Она может быть плановой и внеплановой. Перед началом нового года Росприроднадзор разрабатывает план контрольных мероприятий. Ознакомиться с ним можно на сайте Росприроднадзора или Генпрокуратуры. Плановой проверки стоит ждать один раз в три года, а внеплановая проверка может проводиться чаще по следующим основаниям:
- истечение срока выполнения ранее выданного предписания о нарушениях;
- приказ руководителя органа госконтроля или надзора, призванный исполнить поручение Президента РФ или Правительства РФ;
- обращение в Росприроднадзор граждан, организаций, информация из СМИ о существующей угрозе причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде, животному и растительному миру;
- обращение граждан о нарушении прав потребителя.
Порядок проведения проверки отражен на схеме:
Что проверит Росприроднадзор
Какие документы Росприроднадзор запросит для проверки, зависит от вида деятельности предприятия и степени его воздействия на окружающую среду. Обязательно потребуются:
Документы, которые организация изготавливает самостоятельно (приказы, инструкции и т. д.), представляются в виде оригиналов, заверенных подписью руководителя и печатью. С остальных документов делают копии и заверяют подписью руководителя и печатью.
Как подготовиться к проверке
К плановой проверке можно подготовиться заранее. Лучше всего провести независимый экологический аудит. Он поможет выявить, какой документации в области охраны окружающей среды недостает и соответствует ли деятельность предприятия нормам и правилам обращения с отходами, охране атмосферного воздуха и поверхностных и сточных вод.
После аудита нужно подготовить список недостающих документов и план мероприятий по устранению существующих нарушений. Выполнять план мероприятий можно самостоятельно или прибегнуть к помощи сторонней организации, которая поможет подготовить отчетные документы по экологии.
К внеплановой проверке подготовиться гораздо сложнее. О ней работодателя должны уведомить не менее чем за 24 ч до начала проверки. Если деятельность организации причиняет вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, то о внеплановой проверке работодателя не уведомляют. Когда на подготовку недостающих документов нет времени, стоит, как минимум, уведомить всех сотрудников о предстоящей проверке. Напомните персоналу, что:
- с инспектором нужно вести себя дружелюбно и открыто, без суеты;
- четко отвечать на поставленные вопросы только о своем подразделении и только проверенные факты – без предположений;
- дополнительные документы и письменные объяснения представлять только по согласованию с руководством и т. д.
Запомните, чего не следует делать при проверке:
- Оправдываться в нарушениях и лгать.
- Перечить инспектору, пытаясь доказать его неправоту. Если вам кажется, что проверка проводится с нарушениями, пометьте это себе, чтобы оспорить результаты проверки.
- Оставлять проверяющего наедине с сотрудниками или клиентами.
- Отказываться от подписания акта проверки. Это довольно бессмысленно, лучше сделать в акте пометку о том, что вы не согласны с результатами проверки.
- Поддаваться на провокацию и грубость проверяющего.
Проверка должна проводиться согласно ее цели, обозначенной в распоряжении о проверке. Если под видом внеплановой проверки по ранее выданному предписанию фактически проводится повторная проверка и выявляются новые нарушения, то вы вправе оспорить результаты такой проверки.
- Росприроднадзор проверяет всех природопользователей. Плановую проверку назначают не чаще одного раза в три года.
- Проверять могут только то, что соответствует цели проверки, обозначенной в распоряжении о проверке.
- Подготовиться к проверке поможет экологический аудит. Он выявит, какой документации недостает и соответствует ли деятельность предприятия экологическим нормам.
- Перед проверкой стоит попытаться устранить как можно больше имеющихся нарушений самостоятельно или с помощью сторонней организации, которая оказывает такие услуги.
В прошлую пятницу вышло постановление Правительства РФ № которым были установлены особые условия проведения экологических проверокОграничения проверочной деятельности призваны снизить нагрузку на бизнес в и без того сложных экономических условиях
Подобные меры государственной поддержки мы уже наблюдали вгодуво время пандемииони были распространены нагодНо действительно ли они позволяли и позволят теперь бизнесувыдохнутьхотя бы в части административного воздействияПредлагаю посмотретькакие послабления были введены постановлением нагода затем поговорить о данных статистики заигоды и сделать свои выводы
Условия экологического контроля вгоду можно свести к шести ключевым пунктам
Вгоду по общему правилу плановые проверки не проводятсяНо есть исключениядля некоторых видов контролянадзорасопряженных с экологическим
Плановые проверки проводятся в рамках
санитарноэпидемиологического надзора в сфере водоподготовки и водоснабженияппа п
федерального государственного надзора в области промышленной безопасности для объектовкласса опасности
Результаты контрольных мероприятий в рамках этих видов надзора нередко влияют на результаты экологических споровНапримерфакты нарушений при эксплуатации опасных объектов могут стать доказательством вины в споре о возмещении вредапричиненного окружающей среде
Это создает определенные риски для природопользователейсоответственноадминистративное воздействие сохраняется и может быть даже очень чувствительным для предприятийНо здесь важно отметитьчто у контрольного органаКНОесть право заменить проверку на профилактический визитот которого контролируемое лицо не вправе отказатьсяНасколько часто КНО будут пользоваться этой возможностью – покажет время
Основания для внеплановых проверок строго ограничены
Ряд проверок проводится только по согласованию с прокуратурой
проверки ввиду угрозы причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью гражданего причиненияугрозы возникновения ЧС природноготехногенного характераугрозы обороны страны и безопасности государствапричинения им вреда
при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований в отношении чрезвычайно высокого и высокого рисков на опасных объектахикласса опасностина гидротехнических сооруженияхикласса опасности или индикаторов рискавлекущих непосредственную угрозу вышеуказанным в ппценностям
при проверке исполнения предписания об устранении нарушенийпосле истечения срокасоздающих угрозу причинения вреда вышеуказанным ценностямпри этом внеплановая выездная проверка проводится только если исполнениенеисполнение нельзя установить на основании документов и иной информации в распоряжении государственного органа
Часть проверок может проводиться без согласования с прокуратуройСреди них КНМпроводимые по таким основаниям
по поручению Президента РФ
по поручению председателя Правительства РФ
по поручению ЗамПредседателя Правительства РФ при согласовании с руководителем Аппарата Правительства РФ
по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законасоблюдением прав и свобод человека и гражданина
при наступлении события из программы проверок федерального государственного экологического надзора при представлении контролируемым лицом документов или сведений об исполнении предписания
Все эти основания оставляют широкое поле для маневраФактически внеплановые проверки могут проводиться по целым отраслямгруппам предприятийесли это будет соответствовать государственной политикеПоэтому риск тогочто предприятие может оказаться под интенсивным административным воздействиемвгоду сохраняется – предприятиям необходимо активно отслеживать государственную повестку
КНМзапланированные на дату после вступления в силу постановленияи не подпадающие под ограниченияподлежат отмене КНО единым решением в течениерабочих дней со дня вступления в силу постановленияппостановленияАналогичная ситуация с не завершенными КНМ – они подлежат прекращению в течениерабочих дней со дня вступления в силу постановления
При этом предписание в рамках таких КНМ может быть выдано в одном случае – если в ходе КНМ были обнаружены факты нарушенийкоторые влекут угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровьювозникновения ЧС природноготехногенного характераущерба обороне страны и безопасности государства
Срок исполнения предписанийвыданных до вступления в силу постановленияпродлевается накалендарных дней со дня истечения срока исполнения и может быть дополнительно продлен по ходатайству контролируемого лицаппостановления
В рамках таких КНМ лицо может быть привлечено к административной ответственности – если состав административного правонарушения включает в себя нарушение обязательных требованийкоторые являются предметом государственного контроляпри этом признаки состава были выявлены в рамках КНМНельзя применить только временный запрет деятельностиппостановления
Что касается мерпринимаемых прямо сейчаспрекращение незавершенных КНМотмена запланированных КНМ и продление срока исполнения предписаний– этоконечносущественное послабление для бизнеса в настоящий моментИ этой возможностью необходимо пользоватьсяв том числе и максимально продлить срок исполнения предписанияВ то же время мы видимчтобезнаказаннымпредприятие не останетсяесли выявлены факты нарушений – и предписание будет вынесенонесмотря на ограниченияи к административной ответственности лицо привлекут
Но насколько вышеобозначенные ограничения снизят нагрузку на бизнес в течениегода – вопросТакнапримерпо поручению Виктории Абрамченконесмотря на мораторийвгоду были проверены почтинедропользователейИсследователи из Института проблем правоприменения при Европейском университете отмечаютчто в действительности у ограничений довольно много исключений и тех самыхвозможностей для маневрао которых я говорила вышеМораторий на проверки не носил абсолютного характера ни вни вгодуОграничения контрольнонадзорных органов по проверке субъектов малого и среднего предпринимательствавключая установленныи? моратории? на проверкине носят абсолютного характераболеевсех планово проверенных организации? и свышевсех внепланово проверенных организации? вгбыли малыми и средними предприятиямиПодробнее смКучаков РККузнецова ДАСкугаревскии? ДАКонтроль и надзор вгЖизнь без проверок в период пандемиианалитическии? отчет
И хотя вгчисло проверок значительно снизилось — враза по сравнению сг– несмотря на точто мораторий был распространен нагвколичество проверок увеличилось враза по сравнению сгПодробнее смКучаков РКСкугаревский ДАКонтроль и надзор вгВозврат к норме или новая парадигмааналитический отчетВгоду количество плановых проверок Росприроднадзора по отношению кгоду уменьшилось незначительновсего напо сравнению с другими ведомствами – Ростехнадзор наРоспотребнадзор наи тдАналогичная статистика и по внеплановым проверкамнав то время как Ростехнадзор – наРоструд – наи тд
На основе этих данныхя предполагаючто вгодудаже в условиях кризисапроверочная деятельность не будет полностью замороженахотя поддержка бизнесу уже оказанаОперативные меры приняты сейчасна время острого шокано это состояние будет постепенно развеиватьсяНа значительное снижение экологического контроля я бы не рассчитывалаучитывая статистические данные поигодамПоэтому именно сейчас важно воспользоваться предоставленным перерывом и навести порядок в экологической деятельности предприятияперестроить внутренние процессыпровести качественный аудит и тд
Эксперт по экологическому праву и комплаенсу, автор телеграмм-канала «Эколог из бюро».
Виды проверок и основания их проведения
В зависимости от оснований для проведения «экологические» проверки подразделяют на плановые и внеплановые.
Следует отметить, что все виды проверок направлены не на оценку хозяйственной деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя непосредственно, а на определение соблюдаемости тех или иных обязательных правовых норм при функционировании («жизнедеятельности») конкретного объекта хозяйственной деятельности.
Иными словами, появление государственного инспектора на территории предприятия должно быть направлено на выявление отсутствия или наличия нарушений природоохранного законодательства при эксплуатации промышленных и иных объектов и производств.
Разграничение обозначенных видов проверок проводится на основе их проведения.
Плановые проверки
Проведению плановых проверок обязательно предшествует разработка и утверждение органами государственного экологического надзора ежегодных планов проверок.
План включают перечень объектов хозяйственной деятельности, принадлежащих конкретным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.
При этом ежегодные планы «экологических» проверок после утверждения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования должны быть согласованы с органами прокуратуры до окончания года, предшествующего году проведения проверок, (т.е. не позднее 31 декабря) размещены на:
- официальных сайтах соответствующих органов государственного надзора;
- официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ (сводный план проверок по всем видам надзора).
Отсутствие объектов юридического лица, индивидуального предпринимателя в ежегодном плане проверок по состоянию на 31 декабря текущего года исключает возможность проведения в отношении его объектов плановых проверок в течение будущего года.
Подготовка хозяйствующего субъекта к проведению плановой проверки должна начинаться с мониторинга под занавес текущего года официального сайта Росприроднадзора и официального сайте Генеральной прокуратуры РФ на предмет наличия упоминания принадлежащих ему объектов в ежегодном плане проверок (в рамках государственного экологического надзора) – http://rpn.gov.ru/node/835 и сводном плане проверок – http://plan.genproc.gov.ru/plan2015/– соответственно.
По закону периодичность включения того или иного лица в ежегодный план проверок не должна превышать одного раза в три года.
Важно иметь в виду, что в отношении лиц, осуществляемых определенные Правительством виды деятельности, плановая проверка может проводиться чаще чем раз в три года.
Обязательным формальным основанием для проведения плановой проверки является своевременное издание руководителем (его заместителем) органа государственного экологического надзора распорядительного документа о назначении проверки в отношении конкретного лица – приказа или распоряжения.
Возникновение законного основания для проведения проверки подразумевает своевременное направление государственным органом уведомления о предстоящей проверки.
Соответствующее уведомление с приложением приказа (распоряжения) о назначении проверки должно быть направлено (с обязательным подтверждением получения) хозяйствующему субъекту не позднее трехдневного срока до даты начала ее проведения.
Таким образом, законные основания проведения плановой проверки одновременно составляют:
- наличие объектов юридического лица или индивидуального предпринимателя в ежегодном плане проверок, размещенном на официальном сайте органа государственного экологического надзора не позднее 31 декабря года, предшествующего году проведения проверки;
- издание государственным органом, уполномоченным на проведение проверки, приказа (распоряжения) о назначении проверки;
- своевременное уведомление проверяемого лица о намечаемой проверке – не позднее трех дне до даты начала ее проведения.
Внеплановые проверки
Внеплановые проверки соблюдения природоохранных требований носят характер оперативного реагирования на появление сведений о фактах нарушения законодательства, в силу чего по определению не требуют предварительного планирования и не ограничены части периодичности и частоты проведения (при условии наличия законных оснований).
При этом исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановых проверок приведен в ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ.
В свою очередь, условием законности внеплановой проверки является ее согласование с органами прокуратуры, в рамках которого проверяется достаточность данных, свидетельствующих о фактах нарушения законодательства, которые могут повлечь (или повлекли) вред жизни, здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Следует отметить, что в исключительных случаях для проведения внеплановой проверки не требуется согласования органов прокуратуры.
Внеплановая проверка проводится без согласования с прокуратурой на основании следующих пунктов:
- нарушение прав потребителей;
- истечения срока, указанного в ранее вынесенном предписании об устранении нарушений;
- по поручению Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора.
Как и в случае с правильной организацией плановых проверок, проведение внеплановых проверок должно сопровождаться доведением до сведения хозяйствующего субъекта намерения органа государственного экологического надзора о проведении проверки.
При этом требования к уведомлению о проведении внеплановой проверке предусматривают сокращенные сроки.
О проведении внеплановой выездной проверки проверяемое лицо уведомляется не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
Исключение составляют случаи, когда в результате деятельности проверяемого лица причинен или причиняется вред:
- жизни, здоровью граждан;
- животным, растениям, окружающей среде;
- объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации;
- безопасности государства.
Предварительное уведомление не требуется, если в результате деятельности проверяемого лица:
- возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера;
- нарушены права граждан-потребителей (по обращению данных лиц).
Таким образом, законность внеплановой проверки зависит от соблюдения следующих условий:
- наличие исключительных оснований для проведения проверки, предусмотренных ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ;
- предварительное согласование возможности проведения внеплановых проверок с органами прокуратуры (за исключением отдельных предусмотренных законом случаев);
- своевременное уведомление проверяемого лица о намечаемой проверке – не позднее 24 часов до начала ее проведения (за исключением отдельных случаев, предусмотренных законом).
Подводя итог, отметим, что рассмотренные особенности организации плановых и внеплановых проверок являются необходимыми формальными условиями их законности.
Нарушение перечисленных требований, связанных с предварительной подготовкой органов государственного экологического надзора к проведению плановых и внеплановых проверок (составление, утверждение, согласование и опубликование ежегодных списков, согласование с органами прокуратура внеплановых проверок, своевременное уведомление проверяемого лица о намечаемой проверке), может выступать действенным орудием оспаривания результатов проверки и признания их недействительными.
Нормативно-правовая база к статье
- Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
- Постановление Правительства РФ от 8 мая 2014 г. № 426 «О федеральном государственном экологическом надзоре»;
- Приказ Минприроды России от 29 июня 2012 г. № 191 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора».
Ведение хозяйственной деятельности в большинстве случаев неизбежно сопровождается необходимостью периодического взаимодействия с административными органами
Примерами наиболее частых случаев такого взаимодействия (помимо оформления разрешительной документации и представления отчетности) является взаимодействие в рамках административного производства (т.е. в рамках возбуждения и рассмотрения дела об административном правонарушении, привлечения к административной ответственности) и взаимодействие в рамках мероприятий, связанных с различными видами государственного надзора (т.е. в рамках плановых и внеплановых проверок).
Государственный экологический надзор является одним из видов контроля за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а точнее за соблюдением указанными лицами требований законодательства и иных нормативных правовых актов.
Государственный экологический надзор может осуществляться в отношении всех лиц, деятельность которых сопряжена с оказанием воздействия на окружающую среду, осуществлением природопользования, а значит, применим ко всем видам хозяйственной и иной деятельности.
Тем не менее, справедливо отметить, что наибольший интерес у правоприменителей вызывают субъекты хозяйственной деятельности с более-менее очевидными экологическими аспектами деятельности (образование отходов и обращение с ними, осуществление выбросов в атмосферный воздух, сбросов в водные объекты, использование недр, воздействие на водные биологические ресурсы, обращение с озоноразрушающими веществами и пр.).
При этом государственный экологический надзор осуществляется в соответствии с общими требованиями и ограничениями осуществления государственного надзора в отношении объектов хозяйственной и иной деятельности, установленными Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ), с учетом особенностей проведения проверок соблюдения требований природоохранного законодательства.
Как указано ранее, в практической действительности государственной экологического надзора выражен в форме проводимых уполномоченными административными органами проверок, об особенностях организации и основаниях которых ниже пойдет речь.
Мораторий на экологические проверки
В каком случае организацию или индивидуального предпринимателя проверят, несмотря на введенный запрет на проведение проверок? Чем могут заменить экологические проверки? И как во время моратория будут исполняться выданные предписания?
До конца 2022 г. Правительство РФ установило мораторий на проведение плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля. С 10 марта плановые проверки, которые запланированы на текущий год, подлежат отмене. Также введены ограничения на проведение внеплановых проверок (Постановление Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336 (далее – Постановление № 336)).
В каких случаях запрет на проведение проверок не действует?
Введенный запрет не распространяется на специальные режимы государственного контроля (надзора), режим постоянного государственного контроля (надзора) (п. 11 Постановления № 336).
Специальные режимы государственного контроля (надзора) регулируются главой 18 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ (далее – Закон № 248-ФЗ). В отношении государственного экологического надзора таким специальным режимом может быть, например, мониторинг. Это режим дистанционного государственного контроля (надзора), который заключается в целенаправленном, постоянном, опосредованном получении и анализе информации о деятельности подконтрольных субъектов, об объектах контроля с использованием систем (методов) дистанционного контроля в целях предотвращения причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Мониторинг основан на добровольном участии контролируемых лиц (ст. 96 Закона № 248-ФЗ).
Программа ПЭК
Программа ПЭК содержит сведения:
• об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
• инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
• инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
• о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление ПЭК;
• собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством РФ об аккредитации в национальной системе аккредитации;
• периодичности и методах осуществления ПЭК, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.
Система автоматического контроля
Правовое регулирование
Правила создания и эксплуатации системы автоматического контроля утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.03.2019 № 262.
Такая система контроля должна быть создана на объекте в срок не более четырех лет с момента получения комплексного экологического разрешения либо в иной срок с учетом реализации мероприятий по реконструкции источников выбросов, предусмотренных программой повышения экологической эффективности. Требования к автоматическим средствам измерения и учета показателей, а также техническим средствам фиксации и передачи информации о показателях выбросов и (или) сбросов установлены Постановлением Правительства от 13.05.2019 № 263.
ПЭК по выбросам и сбросам обязательно проводится в отношении так называемых маркерных веществ — загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте ОНВ.
Представление отчета о проведении ПЭК
В Требованиях № 74 утверждены требования к программе ПЭК и сроки представления отчета: 25 марта года, следующего за отчетным годом.
Отчет по ПЭК, согласно закону, должен включать информацию:
• о технологических процессах, технологиях, об оборудовании для производства продукции (товара), о выполненных работах, об оказанных услугах, о применяемых топливе, сырье и материалах, об образовании отходов производства и потребления;
• фактических объеме или массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, об уровнях физического воздействия и о методиках (методах) измерений;
• состоянии окружающей среды, местах отбора проб, методиках (методах) измерений;
• об обращении с отходами производства и потребления.
Как будут исполняться предписания, которые выданы до 10 марта 2022 года?
Если предписания выданы контролируемому лицу до дня вступления в силу Постановления № 336, то их исполнение автоматически продлевается на 90 календарных дней со дня истечения срока исполнения. Контролируемому лицу не нужно обращаться в орган с соответствующим ходатайством (п. 8 Постановления № 336).
При этом контролируемое лицо вправе подать ходатайство о дополнительном продлении срока исполнения предписания. Оно должно быть направлено в контролирующий орган за день до истечения 90 дней, на которые автоматически был продлен первоначальный срок исполнения предписания. На рассмотрение такого ходатайства контрольному (надзорному) органу дается 5 рабочих дней со дня его регистрации.
Чем могут заменить экологические проверки?
Допускается проведение профилактических мероприятий, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований в отношении контролируемых лиц (п. 10 Постановления № 336). К таким мероприятиям относятся (ст. 45 Закона № 248-ФЗ):
- информирование;
- обобщение правоприменительной практики;
- меры стимулирования добросовестности;
- объявление предостережения;
- консультирование;
- самообследование;
- профилактический визит.
Закон № 248-ФЗ исходит из того, что участие в профилактических мероприятиях – это право, а не обязанность контролируемых лиц. Профилактические мероприятия, в ходе которых осуществляется взаимодействие с контролируемыми лицами, проводятся только с их согласия или по их инициативе (ч. 3 ст. 45 Закона № 248-ФЗ).
Статьей 49 Закона № 248-ФЗ определяется возможность объявления предостережения при наличии сведений о готовящихся нарушениях, признаках возможных нарушений или непосредственных нарушениях обязательных требований. В рамках данного профилактического мероприятия контролируемому лицу предлагается принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Одним из видов профилактических мероприятий является профилактический визит (п. 7 ч. 1 ст. 45 Закона № 248-ФЗ). Он проводится инспектором в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица или путем использования видео-конференц-связи (ч. 1 ст. 52 Закона № 248-ФЗ).
Возбуждение дела об административном правонарушении возможно в случае, если состав правонарушения включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), и только в случае выявления в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков правонарушения. Исключениями являются случаи необходимости применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности (п. 9 Постановления № 336).
Прокурорский надзор осуществляется на основании Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1. Действие Постановления № 336, равно как и ограничения на проведение проверок, не распространяется на данный вид надзора.
На практике после введения моратория на проверки происходила подмена полномочий органов государственного контроля (надзора) при проведении надзорных мероприятий в отношении субъектов предпринимательства. Требования об исключении такой практики содержатся в Письме Генеральной прокуратуры от 24 марта 2022 г. № 76/2-16-2022.
К таким проверкам относятся проверки уплаты экологического сбора в рамках Постановления Правительства РФ от 8 октября 2015 г. № 1073, а также проверки деклараций о плате за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), которые регулируются Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2017 г. № 225.
Госэконадзор с 01. 2021. Как не запутаться в применяемых НПА
• между редакцией, никогда не вступавшей в силу;
• и редакцией, вступившей в силу с изменениями,
особенно в части изучения контрольных (надзорных) мероприятий (далее — КНМ) и контрольных (надзорных) действий (далее — КНД), осуществляемых в рамках государственного экологического контроля (надзора).
Предполагается, что Федеральный закон № 294-ФЗ утратит силу только с 01.01.2025 — это предусмотрено Федеральным законом № 170-ФЗ, который также строго разграничил применение двух законов — № 248-ФЗ и № 294-ФЗ — между собой, и с 01.07.2021 организация и осуществление госэконадзора (как федерального, так и регионального) должны проводиться с применением положений Федерального закона № 248-ФЗ.
Забывать про Федеральный закон № 294-ФЗ не следует, т.к. 2021 г. является переходным периодом и «раскалывает» госэконадзор на две части:
1) проверки по Федеральному закону № 294-ФЗ;
2) КНМ по Федеральному закону № 248-ФЗ.
Основания для применения Федерального закона № 294-ФЗ и НПА, принятых в его развитие, при осуществлении госэконадзора (несмотря на уже действующий Федеральный закон № 248-ФЗ):
• пункт 8 ст. 98 Федерального закона № 248-ФЗ:
8. Организация, проведение и оформление результатов проверок, иных мероприятий государственного контроля (надзора), муниципального контроля, не завершенных на день вступления в силу настоящего Федерального закона, осуществляются в соответствии с положениями нормативных правовых актов, действовавших на дату начала этих проверок, иных мероприятий государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Следовательно, если проверка:
• начата до 01.07.2021 в соответствии с Федеральным законом № 294-ФЗ и НПА, принятыми в его развитие;
• должна завершиться с 01.07.2021 и позже,
она будет завершаться в соответствии с положениями того законодательства и тех НПА, которые действовали на момент начала такой проверки (в части ее организации, проведения и оформления результатов);
• пункт 4 ст. 98 Федерального закона № 248-ФЗ:
Рассмотрим данное положение на примере Московской области.
На момент написания статьи региональный госэконадзор в Московской области осуществляется в соответствии с Порядками, утвержденными Постановлением Правительства Московской области от 18.10.2018 № 763/37.
Данные Порядки не приведены в соответствие с положениями Федерального закона № 248-ФЗ, наоборот, в них содержатся ссылки исключительно на положения Федерального закона № 294-ФЗ. Это допустимо только до конца 2021 г. В этот период Правительство Московской области обязано внести изменения в данный региональный НПА или переиздать его.
Даже если этого не произойдет, с 01.01.2022 организация и осуществление регионального госэконадзора должны будут проводиться в соответствии с положениями Федерального закона № 248-ФЗ без исключений.
Новые требования к программе ПЭК
Сравним действующие и новые требования и посмотрим, насколько Требования № 109 решают накопившиеся проблемные вопросы в отношении составления и проведения ПЭК.
Примеры недоработанности Требований № 74
На первый взгляд, программа ПЭК не содержит особых сложностей в составлении, но, начав ее разрабатывать в соответствии с Требованиями № 74, любой специалист поймет, что в них есть много подводных камней.
При этом ответов на возникающие вопросы по составлению нет, и получить их не удастся, т.к. программа не проходит согласование в государственных органах, следовательно, никакого контроля за правильностью программы не проводится, пока на предприятие не придет проверка, которая зафиксирует несоответствие программы требованиям нормативных правовых актов. Помимо этого, недоработанность Требований № 74 очевидна при составлении отчета по ПЭК по форме Приказа № 261. Приведем несколько примеров.
1. Отчет по проведению ПЭК состоит из восьми табличных форм в трех разделах. Раздел 2 «Результаты производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха» включает четыре таблицы. Согласно Требованиям № 74 раздел, касающийся охраны атмосферного воздуха, содержит:
М.В. Ламихова, инженер отдела охраны окружающей среды Саратовского филиала ООО «Газпром проектирование»
Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 6, 2022.
Что будет с незавершенными проверками?
Проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, внеплановых проверок, которые не завершились на момент вступления в силу Постановления № 336, не допускается (кроме тех случаев, которые предусмотрены п. 3 этого постановления). Такие контрольные (надзорные) мероприятия, проверки должны быть завершены в течение 5 рабочих дней со дня вступления в силу Постановления № 336.
Если в ходе начатого контрольного (надзорного) мероприятия, проверки были выявлены нарушения, контролируемому лицу выдается предписание об их устранении. Но выдача такого предписания возможна, только если выявленные нарушения влекут угрозу причинения вреда жизни или тяжкого вреда здоровью граждан, возникновения чрезвычайной ситуации или ущерба обороне страны и безопасности государства. Если контрольное (надзорное) мероприятие проводилось без взаимодействия с контролируемым лицом, то выдача предписания невозможна.
Как будут проводиться внеплановые экологические проверки?
Внеплановые экологические проверки могут быть проведены исключительно по основаниям, указанным в п. 3 Постановления № 336. Например, при угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, а также по фактам причинения такого вреда; при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера и по фактам их возникновения.
Внеплановая выездная проверка, которая осуществляется в целях исполнения предписания, проводится лишь в случае невозможности оценки его исполнения на основании документов и иной имеющейся в распоряжении контрольного (надзорного) органа информации.
По основаниям, перечисленным в подп. «а» п. 3 Постановления № 336, внеплановые экологические проверки проводятся при условии согласования их с органами прокуратуры. Без такого согласования внеплановые экологические проверки могут быть проведены в следующих случаях:
- по поручению Президента РФ, председателя Правительства РФ, заместителя председателя Правительства РФ;
- по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав человека по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
- при наступлении события, указанного в программе проверок (при осуществлении федерального государственного экологического контроля (надзора));
- при представлении контролируемым лицом документов или сведений об исполнении предписания в целях возобновления ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер.