Единый реестр видов контроля технической поддержки

Единый реестр видов контроля технической поддержки ЕРВК

28 апреля 2022 года Минэкономразвития России сообщило, что Единый реестр видов контроля стал доступен всем желающим. Ранее ресурсом могли пользоваться только руководители и инспекторы надзорных органов. Разбираемся, чем Единый реестр будет полезен предпринимателям.

Что такое государственный контроль (надзор)

С 1 июля 2021 года действует Закон № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Это не революционный нормативно-правовой акт — он, по сути, систематизирует существовавшие ранее инспекторские проверки бизнеса.

Государственный и муниципальный контроль — система мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований. Он состоит из двух направлений:

  • надзорные мероприятия — плановые и внеплановые проверки;
  • профилактика — консультирование, информирование, профилактические визиты инспектора.

По уровням контроль бывает федеральный, региональный и муниципальный. Закон № 248-ФЗ применяется в отношении всех из них. Есть исключения по видам деятельности и контроля. Например, Закон № 248-ФЗ не распространяется:

  • на прокурорский надзор, оперативно-розыскную деятельность;
  • на деятельность силовиков — ГРУ, ФСБ, вопросы мобилизации;

Полный список исключений указан в ст. 2 и 3 Закона № 248-ФЗ.

Виды федерального надзора (контроля) устанавливаются соответствующими федеральными законами. А порядок их осуществления — положениями, которые утверждает Правительство РФ.

Например, ст. 44 Закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определяет предмет федерального санитарно-эпидемиологического контроля (надзора). Порядок осуществления госсанэпиднадзора установлен Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1100.

Реестр видов государственного контроля

Один из главных принципов, закрепленных в Законе № 248-ФЗ — открытость и доступность информации о надзорной деятельности. Создана и поддерживается информационная система публичных цифровых реестров и сервисов:

  • надзорных мероприятий — ФГИС «Единый реестр проверок»;
  • досудебного обжалования на Портале госуслуг;
  • заключений о соответствии — реестры Росаккредитации, ГИС «ЕГРЗ» о проектной документации;
  • ИС надзорных органов.

Единый реестр видов контроля создан в соответствии со ст. 17 Закона 249-ФЗ. Он объединяет информационные системы всех надзорных органов федерального, регионального и муниципального уровня.

Информация в Едином реестре видов контроля

ЕРВК — полезный ресурс для всех предпринимателей, к которым может прийти инспектор с проверкой. По сути это «шпаргалка», в которой собрана в одном месте и систематизирована информация о конкретном виде государственного контроля (надзора). Рассмотрим на примере госсанэпиднадзора.

На главной странице Реестра ervk.gov.ru выбираем вид федерального контроля: «Санитарно-эпидемиологический надзор». При переходе мы видим разделы:

  • контрольные (надзорные) органы;
  • нормативное правовое регулирование.

Описание сведений в разделах смотрите в таблице.

Единый реестр видов контроля поможет предпринимателям провести самоаудит и подготовиться к проверкам.

В Едином реестре видов контроля стали доступны описания каждого вида контроля всем желающим. Ранее доступ был только у руководителей контрольных органов и самих контролеров. Теперь любой человек может зайти на сайт ervk.gov.ru и найти описание интересующего его вида контроля и получить подробную информацию о всех видах.

Единый реестр видов контроля технической поддержки

«Важно, что теперь каждый может посмотреть понятное описание любого вида контроля без долгого поиска необходимой информации в официальных актах. Это существенно повысит информированность бизнеса и граждан о своих правах при осуществлении контроля», – отметил директор департамента лицензирования, КНД, аккредитации и саморегулирования Минэкономразвития России Александр Вдовин.

В реестре указаны все категории видов контроля: экология, социальное обслуживание; промышленность; информационные технологии; связь; медицина; бизнес; безопасность; сельское хозяйство; транспорт; коммунальные услуги; малый бизнес; военная промышленность; охрана труда; образование; космос и авиация; культура.

Выбрав интересующий вид контроля и контролируемое лицо (юридические или физическое лицо, индивидуальный предприниматель, иностранные юридическое или физическое лицо) можно узнать кто может прийти с проверкой и что проверяющие будут смотреть. В частности, можно посмотреть, в отношении кого и кем может осуществляться конкретный вид контроля, какие типы объектов проверяются, что является предметом контроля, какие мероприятия контролеры вправе проводить, а какие нет. Например, земельный и охотничий контроль может осуществляться в отношении физических лиц, а контроль в сфере промышленной безопасности или оборота спиртосодержащей продукции – нет.

Кроме того, в ЕРВК можно узнать, каким образом производится отнесение объектов к категориям риска (что нужно сделать, чтобы тебя проверяли реже), какие индикаторы риска применяются в рамках вида контроля, какие контакты у непосредственно вашего контрольного органа.

Также прямо на сайте содержатся ссылки на официально опубликованные нормативные акты, регулирующие тот или иной вид контроля.

Всего на сайте доступно 100 видов контроля, в том числе:

  • Федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности;
  • Федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • Государственный автодорожный надзор;
  • Ветеринарный надзор;
  • Экологический надзор;
  • Санитарно-эпидемиологический надзор;
  • Федеральный государственный энергетический контроль (надзор) в сфере теплоснабжения;
  • Федеральный государственный земельный контроль (надзор);
  • Федеральный государственный пожарный надзор;
  • Государственный строительный надзор.
Чтобы всегда быть в курсе последних новостей и событий, подписывайтесь на Telegram-канал «Мой бизнес»

С 2022 года всем гражданам России стал доступен Единый реестр видов контроля – ЕРВК. Про его официальный сайт и возможности, которые он даёт физлицам и бизнесу, говорим в этой статье.

Расширение доступа

Вот официальный сайт Единого реестра видов контроля (ЕРВК) – https://ervk.gov.ru.

В Едином реестре видов контроля с 2022 года стали доступны описания каждого вида контроля или надзора всем желающим. Ранее доступ был только у руководителей контрольных органов и самих проверяющих.

Любой человек может зайти на сайт ervk.gov.ru найти описание интересующего его вида контроля и получить подробную информацию о всех остальных видах.

Что это даёт: каждый может посмотреть понятное описание любого вида контроля/надзора без долгого поиска необходимой информации в официальных актах. Это существенно повышает информированность бизнеса и граждан о своих правах при контроле.

Единый реестр видов контроля включает все виды федерального, регионального государственного контроля и надзора, а также муниципального контроля. Он формируется с 1 июля 2021 года.

В Реестре указаны все категории видов контроля: экология, социальное обслуживание, промышленность, информационные технологии, связь, медицина, бизнес, безопасность, сельское хозяйство, транспорт, коммунальные услуги, малый бизнес, военная промышленность, охрана труда, образование, космос и авиация, культура.

Чтобы узнать, кто может прийти с проверкой и что проверяющие будут смотреть, нужно выбрать:

  • Интересующий вид контроля.
  • Контролируемое лицо – юридические или физическое лицо, ИП, иностранные юридическое или физлицо.

В частности, можно посмотреть:

  • в отношении кого и кто может проводить конкретный вид контроля;
  • какие типы объектов проверяют;
  • что является предметом контроля;
  • какие мероприятия контролеры вправе проводить, а какие нет.

Кроме того, в ЕРВК можно узнать:

  • каким образом происходит отнесение объектов к категориям риска (т. е. что нужно сделать, чтобы проверяли реже);
  • какие индикаторы риска применяют в рамках вида контроля;
  • какие контакты у непосредственно вашего контрольного органа.

Подробнее см. По каким критериям объекты и деятельность для целей госконтроля и надзора относят к категориям риска с 2021 года и Что такое индикаторы риска нарушения обязательных требований и их примеры.

Кроме того, прямо на сайте есть ссылки на официально опубликованные нормативные акты, регулирующие тот или иной вид контроля.

Всего на сайте ЕРВР доступно 100 видов контроля. Например, такие федеральные его виды:

  • Государственный надзор в области промышленной безопасности.
  • Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов трудового права.
  • Государственный автодорожный надзор.
  • Ветеринарный надзор.
  • Экологический надзор.
  • Санитарно-эпидемиологический надзор.
  • Государственный энергетический контроль (надзор) в сфере теплоснабжения.
  • Государственный земельный контроль (надзор).
  • Государственный пожарный надзор.
  • Государственный строительный надзор.

Содержание и общие вопросы функционирования ЕРВК регулирует Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» (далее – Закон № 248-ФЗ).

Согласно ст. 18 Закона № 248-ФЗ, в ЕРВК включают:

  • сведения о видах контроля и осуществляющих их контрольных (надзорных) органах, их территориальных органах и подразделениях;
  • сведения по вопросам проведения видов контроля/надзора и соблюдения обязательных требований, предусмотренные ч. 3 ст. 46 Закона № 248-ФЗ (большой перечень);
  • иные сведения, предусмотренные правилами формирования и ведения Реестра.

Оператор ЕРВК – Минэкономразвития России.

Согласно постановлению Правительства РФ от 02.04.2021 № 528 с 1 июля 2021 года в России действует Единый реестр видов контроля и надзора – федерального, регионального и муниципального. Рассказываем, зачем он нужен.

Цель создания Реестра видов контроля

Постановление Правительства России от 02.04.2021 № 528 (далее – Постановление № 528) внесло изменения в некоторые свои акты, направленные на создание, использование и развитие Единого реестра видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Это его полное название.

Единый реестр видов контроля начнёт функционировать с 1 июля 2021 года. Курирует его ведение Минэкономразвития России и Минцифры (в технической части).

Указанное Постановление № 528 регулирует порядок его формирования и ведения.

Единый реестр видов контроля создан в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности.

Перейти на новые правила в работе контрольно-надзорных органов и усовершенствовать законодательство поручил Президент России В. Путин. В этой связи в 2020 году был принят новый Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Его основные положения вступают в силу тоже с 1 июля 2021 года.

Этот единый реестр сформирует набор данных, который будут использовать различные информационные системы, включая Единый реестр контрольных мероприятий и информационные системы ведомств.

В результате вся совокупность данных о контроле в России станет единообразной. Её можно будет анализировать и принимать на её основе управленческие решения.

Кроме того, использование информации из Единого реестра видов контроля позволит предотвратить:

  • технические ошибки;
  • нарушения, связанные с внесением информации, которая противоречит нормативным актам.

В него будут включены следующие позиции:

Как использовать Реестр видов контроля

Вся информация из Реестра видов контроля будет доступна бесплатно в Интернете, что позволит бизнесу:

  • посмотреть подробное описание каждого вида контроля;
  • узнать, с какой периодичностью будут проходить проверки в отношении вашей организации/ИП.

Фактически это цифровизация нормативных актов и положений, которые впоследствии позволят систематизировать контрольно-надзорную сферу.

Использованы материалы: сайт Правительства РФ.

Минэкономразвития сообщило, что Единый реестр видов контроля (ЕРВК) с 2022 года стал доступен всем гражданам России.

Так, в Едином реестре видов контроля стали доступны описания каждого вида контроля всем желающим. Ранее доступ был только у руководителей контрольных органов и самих проверяющих.

Теперь любой человек может зайти на сайт ervk.gov.ru, найти описание интересующего его вида контроля и получить подробную информацию о всех видах.

Директор департамента лицензирования, КНД, аккредитации и саморегулирования Минэкономразвития Александр Вдовин отметил:

Выбрав интересующий вид контроля и контролируемое лицо (юридические или физическое лицо, ИП, иностранные юридическое или физлицо) можно узнать, кто может прийти с проверкой и что проверяющие будут смотреть. В частности, можно посмотреть:

  • в отношении кого и кто может проводить конкретный вид контроля;
  • какие типы объектов проверяют;
  • предмет контроля;
  • какие мероприятия контролеры вправе проводить, а какие нет.

Например, земельный и охотничий – в отношении физлиц, а контроль в сфере промышленной безопасности или оборота спиртосодержащей продукции не может. Кроме того, в ЕРВК можно узнать, каким образом производится отнесение объектов к категориям риска (что нужно сделать, чтобы тебя проверяли реже), какие индикаторы риска применяются в рамках вида контроля, какие контакты у непосредственно вашего контрольного органа.

Всего на сайте доступно 100 видов контроля. Например, такие федеральные виды контроля как:

Календарь

Календарь документов работает только для информации об избранных документах. Для системного поиска перейдите в раздел «Поиск по всем документам».

Подписка

На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.

Forbidden

If you are not a bot, please copy the report and send it to our support team.

Контрольная (надзорная) деятельность

Система межведомственного электронного взаимодействия

C 1 июня 2022 года получение доступа к ВС с фиксированным и табличным типами маршрутизации планируется перенести из Ситуационного центра в Личный кабинет Участника взаимодействия — ЛК УВ. Возможность подачи заявки в СЦ будет заблокирована.

С подробной информацией о выполнении указанных процедур можно ознакомиться в п. 5.4.3, 5.4.4 Руководства пользователя ЛК УВ.

Обращаем внимание, что процедура получения доступа к ВС с прочими типами маршрутизации остается прежней – через Ситуационный центр.

C 22 июня 2021 года процедура Плановая/внеплановая замена сертификата в СМЭВ 3 перенесена из Ситуационного центра в Личный кабинет Участника взаимодействия — ЛК УВ

Техническая поддержка регионального сегмента инфраструктуры электронного правительства осуществляется Екатеринбургским филиалом ПАО «Ростелеком»

Контакты центра поддержки пользователей:

Краткая характеристика Системы межведомственного взаимодействия СМЭВ

Приобрести усиленную квалифицированную электронную подпись органа власти в аккредитованном удостоверяющем центре. Перечень аккредитованных удостоверяющих центров доступен на сайте Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по ссылке.

СМЭВ 2

Группа информационных ресурсов

Единый реестр свидетельств о государственной регистрации

Дата последнего обновления

Поиск по объекту нормативно-справочной информации

Найти во всех записях

Общее количество записей:

Дата последнего обновления:13.01.2023

12 сентября 2022

В этом материале

В прошлом году был реализован так называемый налоговый маневр в IT-отрасли. Он предполагал, в частности, снижение с 1 января 2021 года для российских организаций, осуществляющих деятельность в сфере информационных технологий и соответствующих определенным требованиям, в том числе к доле доходов от профильной деятельности и численности работников, ставки по налогу на прибыль – с 20 до 3%, тарифов страховых взносов – с 14 до 7,6% (п. 1.15 ст. 284, подп. 1.1 п. 2 ст. 427 Налогового кодекса в редакции Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ).

В этом году перечень мер поддержки, предоставляемых участникам IT-отрасли, расширен – на основании Указа Президента РФ от 2 марта 2022 г. № 83 «О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации» (далее – Указ № 83). Среди них:

  • финансовая поддержка. Например, IT-компании могут получить льготные кредиты по ставке не более 3% годовых при условии, что минимум раз в год индексируют зарплату сотрудникам, смогут обеспечить сохранение занятости – в период действия кредитного договора численность работников должна составлять не менее 85% от соответствующего показателя по состоянию на 1 марта 2022 года, и на срок действия договора откажутся от выплаты дивидендов (подп. «б» п. 3, п. 4 Постановления Правительства РФ от 16 апреля 2022 г. № 682);
  • преференции для сотрудников IT-компаний: льготная ипотека со ставкой до 5% годовых, отсрочка от призыва на военную службу, упрощенный порядок получения вида на жительство в РФ для иностранных IT-специалистов и членов их семей (Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2022 г. № 805, Постановление Правительства РФ от 28 марта 2022 г. № 490, Федеральный закон от 28 июня 2022 г. № 207-ФЗ).

Подробная информация о введении новых и корректировке реализуемых мер поддержки IT-компаний и их сотрудников – в тематическом разделе оперативно обновляемой справки «Антисанкционные меры – 2022» системы ГАРАНТ.

Инструкции по получению мер поддержки – в формируемом Минцифры России разделе «Государственные меры поддержки для ИТ-компаний» на едином портале госуслуг (gosuslugi.ru/itindustry).

Разумеется, нельзя не обратить внимания и на то, что объем налоговых льгот для IT-компаний и условия их получения изменились. Проще или сложнее стало их получить, выясним далее. И посмотрим, какие проблемы уже возникают у IT-компаний, претендующих на господдержку, и с какими трудностями они могут столкнуться в дальнейшем, в том числе в связи с предстоящим утверждением нового порядка аккредитации.

Налоговые льготы

Еще весной текущего года – Федеральным законом от 26 марта 2022 г. № 67-ФЗ – было установлено, что ставка по налогу на прибыль для российских IT-компаний, соответствующих определенным критериям, за налоговые периоды 2022-2024 годов будет составлять 0% (вместо 3%).

А с 14 июля текущего года изменились и требования к аккредитованным организациям, осуществляющим деятельность в области информационных технологий, которые на три года освобождаются от уплаты налога на прибыль (п. 1.15 ст. 284 НК РФ в редакции Федерального закона от 14 июля 2022 г. № 321-ФЗ).

Исключено условие о минимальном количестве сотрудников – до указанной даты было установлено, что применять льготную ставку по налогу на прибыль вправе компании со среднесписочной численностью работников в соответствующем налоговом периоде не менее семи человек.

Установлено, что доходы от профильной – в сфере информационных технологий – деятельности, учитываемые при определении налоговой базы, по итогам отчетного периода должны составлять не менее 70% всех доходов организации, а не 90%, как было установлено ранее.

Скорректирован перечень доходов, признаваемых доходами от профильной деятельности для целей применения нулевой ставки по налогу на прибыль. Он довольно обширен, поэтому советуем внимательно изучить п. 1.15 ст. 284 НК РФ в обновленной редакции, где все эти виды доходов перечислены. При этом на несколько моментов стоит обратить особое внимание.

В кодексе теперь закреплены определения таких понятий, как собственные и заказные программы для ЭВМ и базы данных. Собственными программами для ЭВМ и базами данных (далее – собственные программы и БД) в понимании п. 1.15 ст. 284 НК РФ признаются программы и базы данных, разработанные, адаптированные и (или) модифицированные организацией либо лицом, входящим с ней в одну группу лиц. В свою очередь, входящим в одну группу с организацией-налогоплательщиком лицом признается лицо, прямо участвующее в организации-налогоплательщике или в котором прямо участвует данная организация. Также входящими в одну группу являются организации, в которых прямо участвует третье лицо, то есть сестринские компании. Доля участия во всех перечисленных случаях должна составлять более 50%.

Доходы от реализации экземпляров собственных программ и БД, от передачи исключительных прав на них, предоставления прав их использования, в том числе удаленного, признаются профильными.

Относятся к профильным и доходы от выполнения работ или оказания услуг по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных, а появившиеся в результате программы и базы данных считаются в соответствии со ст. 284 НК РФ заказными.

Ирина Шурмина, советник, глава практики цифрового права компании SEAMLESS Legal

«Включенные в НК РФ понятия собственного и заказного ПО с частью IV Гражданского кодекса никак не «бьются», потому что в ней такого в принципе нет. Более того, если мы пойдем немного вглубь интеллектуальной собственности, то увидим, что, если компания сама, например, адаптирует какое-то ПО, прав на него у нее не возникает. Поэтому признание адаптированного ПО собственным прямо противоречит ГК РФ. В то же время, когда мы заказываем ПО, права на него в соответствии с договором заказа, как правило, возникают у заказчика, то есть такое заказное ПО с точки зрения интеллектуальной собственности является собственным.

Также доходами от профильной деятельности признаются доходы от оказания услуг по установке, тестированию и сопровождению как собственных, так и заказных программ и БД. «Если читать буквально данную норму, то в ситуации, когда есть группа компаний, которая разрабатывает ПО, правообладателем является материнская компания российской дочки, ПО предоставляется в пользование российским покупателям по прямым договорам с иностранной компанией, а российская дочка оказывает услуги по установке, тестированию и сопровождению этого ПО, доходы от оказания таких услуг будут относиться к доходам от профильной деятельности (если ПО подпадает под определение собственного в понимании ст. 284 НК РФ)», – отметила старший юрист SEAMLESS Legal Мария Кабанова в ходе организованного компанией вебинара, посвященного обсуждению налоговых льгот для IT-компаний.

Кроме того, теперь в качестве профильных учитываются доходы от:

  • разработки, реализации, адаптации, модификации, тестирования и сопровождения программно-аппаратных комплексов;
  • распространения интернет-рекламы;
  • предоставления доступа к музыке на стриминговых сервисах, а также к контенту на ресурсах, включенных в реестр аудиовизуальных сервисов (реестр, напомним, формируется Роскомнадзором1, сейчас в нем 24 ресурса: онлайн-кинотеатры PREMIER, Оkko, Кинопоиск, START, Амедиатека, Ivi, мультимедийные платформы Wink, «Смотрим», телеканалы Матч ТВ, Первый канал и др.);
  • размещения и продвижения объявлений о приобретении (реализации) товаров, работ, услуг, имущественных прав, предложений о трудоустройстве, услуг по осуществлению поиска таких предложений и объявлений, предоставлению доступа к ним либо по заключению договоров. Стоит учесть, что в отношении доходов от данной деятельности сделано внушительное количество исключений, рекомендуем внимательно их изучить;
  • предоставления организациями, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности, доступа к электронным образовательным сервисам.

Обязательное условие – включение ПО, используемого для оказания перечисленных в вышеуказанном списке услуг, в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных (далее – реестр российского ПО).

Ранее, напомним, предоставление льгот по налогу на прибыль в принципе не связывалось с фактом нахождения ПО в данном реестре, включение в него программ и баз данных позволяло – и позволяет в настоящее время – получить освобождение от обложения НДС передачи исключительных прав на эти программы и базы данных и прав на их использование, в том числе путем предоставления к ним удаленного доступа (подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ). Кстати, Минцифры России сообщило, что в настоящее время прорабатывается вопрос о распространении льгот по НДС и на компании, оказывающие так называемые AdTech-услуги (рекламные), и на онлайн-кинотеатры2.

Кроме того, стоит иметь в виду, что в ближайшее время может быть скорректирован порядок формирования и ведения реестра российского ПО. Среди предлагаемых Минцифры России изменений, в частности:

  • включение в реестр, помимо программ и баз данных, программно-аппаратных комплексов (без этого разрабатывающие и реализующие такие комплексы компании не смогут получить льготу по налогу на прибыль);
  • указание в реестровых записях сведений о размерах выплат в пользу иностранных юридических и физических лиц по лицензионным и иным договорам, касающимся использования, разработки, адаптации и модификации ПО. Напомним, непревышение суммы таких отчислений 30% общего объема выручки правообладателей, полученной в качестве вознаграждения за предоставление права использования программ или баз данных, за истекший календарный год является одним из условий включения программ и баз данных в реестр российского ПО;
  • уточнение требований к «обслуживанию» ПО – предлагается установить, что включению в реестр подлежит ПО, гарантийное обслуживание, техническая поддержка и модернизация которого осуществляется на всей территории РФ без ограничений;
  • возможность неразмещения в отрытом доступе включаемых в реестровые записи данных о правообладателях российского ПО – при условии, что они обоснуют, почему эти сведения необходимо скрыть;
  • введение для лиц, по заявлению которых программы, базы данных или программно-аппаратные комплексы были включены в реестр российского ПО, ответственности за неактуализацию содержащихся в реестре сведений об этих программных продуктах и комплексах – вплоть до исключения их из реестра.

Публичное обсуждение проекта, предполагающего внесение соответствующих изменений в Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 1236, продлится до 23 сентября текущего года включительно (поучаствовать в обсуждении можно непосредственно на федеральном портале проектов нормативных правовых актов; ID проекта: 02/07/08-22/00130949).

Установлено, что нулевую ставку по налогу на прибыль не могут применять организации с долей участия РФ – как прямого, так и косвенного – 50% и более, а также организации, реорганизованные или созданные в результате реорганизации, кроме преобразования, после 1 июля 2022 года. Однако для IT-компаний, аккредитованных и применявших льготную ставку до указанной даты, право на ее применение – в размере, установленном действующей редакцией п. 1.15 ст. 284 НК РФ, – сохраняется и в случае проведения реорганизации (ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 14 июля 2022 г. № 321-ФЗ; далее – Закон № 321-ФЗ).

Аналогичным образом изменены условия применения аккредитованными IT-компаниями пониженных тарифов страховых взносов (размер их не изменился и составляет 7,6%): и в части снижения доли профильных доходов, и расширения перечня таких доходов, и исключения требования о минимальной среднесписочной численности работников, и невозможности применения такого размера тарифов организациями с государственным участием 50% и более, а также в случае проведения компаниями реорганизации после 1 июля, за исключением тех, которые были аккредитованы до этой даты и уже применяют в текущем году пониженные тарифы (подп. 1.1 п. 2, п. 5 ст. 427 НК РФ, ч. 4 ст. 2 Закона № 321-ФЗ).

Мария Кабанова, старший юрист компании SEAMLESS Legal

  • создание отдельного юрлица для ведения IT-деятельности само по себе не может квалифицироваться как уклонение от налогообложения;
  • в отсутствие искажений фактов хозяйственной жизни правомерность получения налоговых льгот не может ставиться под сомнение, так как соответствует цели их введения – налоговой поддержке IT-отрасли.

В результате некоторые компании начали обдумывать возможность реорганизации, чтобы попасть под эти льготы.

Более того, в июле текущего года ФНС России сообщила, что вышеуказанная позиция релевантна и для вновь созданных и перепрофилированных IT-компаний (Письмо ФНС России от 12 июля 2022 г. № СД-19-2/163).

Но теперь «качели обратно качнулись»: Законом № 321-ФЗ установлено, что льготы по налогу на прибыль и страховым взносам не смогут применяться компаниями, которые проведут реорганизацию после 1 июля 2022 года или будут созданы в результате реорганизации после этой даты.

В принципе пока есть возможность создать новую IT-компанию и перевести туда персонал, то есть действовать через создание нового или перепрофилирование действующего юрлица, а не реорганизацию. Но я бы и к такой опции относилась с определенной долей осторожности – не удивлюсь, если в свете действия Закона № 321-ФЗ появится новое разъяснение налоговых органов о вновь созданных и перепрофилированных компаниях».

Важно подчеркнуть, что поправки, внесенные Законом № 321-ФЗ в нормы НК РФ о льготе по налогу на прибыль и пониженных тарифах страховых взносов для аккредитованных IT-компаний, имеют обратную силу: действие положений п. 1.15 ст. 284, п. 5 ст. 427 НК РФ в редакции данного закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 года (ч. 3 ст. 3 Закона № 321-ФЗ).

Мораторий на проведение налоговых проверок

Назначенные до получения территориальными налоговыми органами данного письма проверки должны быть завершены в установленном порядке, но ни приостановление, ни продление срока их проведения не допускается.

Поручение о приостановке на указанный период выездных налоговых проверок аккредитованных IT-компаний, напомним, дал Министр финансов РФ – во исполнение абз. 5 подп. «г» п. 1 Указа № 83 (Письмо Минфина России от 18 марта 2022 г. № 03-02-06/21331). Стоит отметить, что в данном пункте указа говорится об освобождении аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, от налогового контроля, валютного контроля и других видов государственного и муниципального контроля на срок до трех лет. Соответственно, обращают на себя внимание два момента.

Потенциально проблематичным может стать соблюдение моратория на проведение выездных налоговых проверок для компаний, которые будут аккредитованы в соответствии с новым порядком (о том, когда он может быть утвержден, расскажем далее), – так как в письме налоговой службы есть прямая ссылка на действовавшее до 1 августа текущего года положение об аккредитации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 18 июня 2021 г. № 929 (далее – Постановление № 929). «Если примут новый порядок, а письмо никто не поправит, все будет «висеть» на честном слове. Я не ожидаю, что условия моратория будут повсеместно нарушаться, но тем не менее нужно этот вопрос держать в уме, чтобы быть готовым к каким-то неожиданностям», – отметила Мария Кабанова.

Кроме того, эксперт рекомендовала не забывать, что мораторий – временная мера, и по его окончании налоговые органы смогут проводить проверки в том числе за период действия моратория. По общему правилу, напомним, в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п. 4 ст. 89 НК РФ).

Новый порядок аккредитации IT-компаний

Получение конкретных мер поддержки зависит от соответствия IT-компании (или ее сотрудника – в зависимости от того, о какой мере идет речь) определенным требованиям. И для большинства предусмотренных в настоящее время мер одним из обязательных требований является наличие у организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, государственной аккредитации. До 1 августа 2022 года – именно с этой даты не применяется порядок государственной аккредитации IT-компаний, установленный Постановлением № 929 (ч. 5 ст. 2 Закона № 321-ФЗ), – получить аккредитацию было довольно просто. Фактически единственным требованием было наличие у организации одного из следующих кодов ОКВЭД3:

  • 62.01. Разработка компьютерного программного обеспечения;
  • 62.02. Деятельность консультативная и работы в области компьютерных технологий;
  • 62.02.1. Деятельность по планированию, проектированию компьютерных систем;
  • 62.02.4 Деятельность по подготовке компьютерных систем к эксплуатации;
  • 62.03.13. Деятельность по сопровождению компьютерных систем;
  • 62.09. Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий;
  • 63.11.1. Деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов.

При этом Минцифры России уполномочено на проведение проверок на предмет соответствия деятельности, которую фактически осуществляют аккредитованные организации, деятельности в области информационных технологий, по итогам которых аккредитация может быть аннулирована. С 29 июля текущего года министерство получило возможность использовать при проведении таких проверок информацию о компаниях из открытых источников, включая их сайты (п. 15 Положения о государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий в редакции Постановления Правительства РФ от 29 июля 2022 г. № 1350). А 1 августа Минцифры России сообщило об исключении из реестра аккредитованных IT-компаний более 400 организаций, для которых деятельность в сфере информационных технологий не является основной, отметив, что при принятии решения об исключении руководствовалось в том числе сведениями о деятельности компаний из открытых источников (Информация Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 1 августа 2022 года). Среди исключенных из реестра организаций, в частности, – более 150 бюджетных учреждений, 32 банка и 12 страховых компаний. Исходя из данных министерства, это не самая масштабная «чистка» – в сентябре прошлого года из реестра было исключено около 1,6 тыс. организаций.

Таким образом, легкое попадание в реестр аккредитованный компаний не означало, что удержаться в нем так же просто, – тем более что после объявления курса на поддержку IT-отрасли и введения льгот внимание к составу реестра, очевидно, стало более пристальным.

С 1 августа заявления о предоставлении аккредитации не принимаются – до принятия нового порядка аккредитации. Сроки его утверждения пока не обозначены, но ключевые положения разработанного Минцифры России проекта таковы.

  • Требования к организации, которая может претендовать на получение аккредитации: наличие профильного ОКВЭД в качестве основного, доля доходов от IT-деятельности в общем объеме выручки – минимум 30% (нужно будет вести раздельный учет доходов с отражением выручки от профильной деятельности), количество сотрудников, получающих зарплату не ниже средней по стране, – не менее 80%. Предполагается, что аккредитацию смогут получить и стартапы – компании не старше трех лет (на момент подачи заявки на аккредитацию), заявившие разрабатываемый проект в области IT и статус его реализации.
  • Не смогут получить аккредитацию компании с долей государственного участия 50% и более, реорганизованные организации, банки и другие кредитные организации, страховые, телекоммуникационные компании, государственные, муниципальные учреждения, госкомпании, а также перечисленные в Распоряжении Правительства РФ от 23 января 2003 г. № 91-р акционерные общества.

***

Однозначно оценивать изменения порядка предоставления льгот IT-компаниям эксперты пока не берутся. Критерии применения, например, льготы по налогу на прибыль и пониженных тарифов страховых взносов смягчены, а претендовать на них теперь могут и владельцы так называемого маркетингового ПО, онлайн-кинотеатров, стриминговых сервисов, образовательных онлайн-платформ – это безусловный плюс для участников отрасли. При этом по общему правилу реорганизованные компании права на эти льготы теперь лишены, и это проблема для компаний, планировавших реорганизацию.

Кроме того, в связи с предполагаемым ужесточением условий получения аккредитации, необходимой для получения большинства мер поддержки IT-отрасли, естественно, ожидается сокращение числа аккредитованных компаний.

В принципе, как отмечают эксперты, сейчас не только сами IT-компании, но и контролирующие органы учатся жить в новой реальности. Так, по словам Марии Кабановой, налоговые органы не до конца еще систематизировали злоупотребления, которых можно ожидать со стороны налогоплательщиков. «Учитывая желание получить льготы, тут может быть и некое манипулирование ценами, намерение как можно больше выручки перевести на льготируемые компании. Также может иметь место перевод не только IT-специалистов, но и другого персонала в IT-структуру в рамках группы компаний, чтобы, во-первых, применить льготы по взносам, во-вторых, получить отсрочку от армии для этих сотрудников. Мы уже часто слышали, что многие начали своих супругов и братьев устраивать на полставки в IT-структуры, чтобы они могли отсрочкой воспользоваться», – рассказала эксперт.

Таким образом, помимо утверждения нового порядка аккредитации IT-компаний, можно ожидать появления в ближайшее время новых тематических разъяснений ФНС России, поэтому рекомендуем внимательно следить за ситуацией. В том числе – за материалами в рубрике IT портала ГАРАНТ.РУ.

1 Реестр аудиовизуальных сервисов размещен на официальном сайте Роскомнадзора (rkn.gov.ru/opendata/7705846236-AudiovisualService-table).  2 Сообщение было сделано в ходе состоявшейся в начале августа онлайн-встречи Минцифры России с представителями IT-отрасли (digital.gov.ru/ru/events/41774/). 3 Непосредственно в Постановлении Правительства РФ от 18 июня 2021 г. № 929 «О государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий» списка ОКВЭД нет, его сформировало Минцифры России. Ознакомиться в ним можно в том числе на портале госуслуг (www.gosuslugi.ru/itindustry/accreditation/acreditation_of_it_companies).

Оцените статью
Единый реестр видов контроля