Государственный строительный надзор: кто осуществляет, что проверяют и как подготовиться
- Кто осуществляет, что проверяют и как подготовиться
- Понятие государственного строительного надзора
- Предмет государственного строительного надзора
- Функции Госстройнадзора
- Кто осуществляет государственный строительный надзор
- Как формируется программа проверок
- Порядок осуществления проверки Госстройнадзором
- Последствия выявления факта строительства без разрешения
- Сайты государственных строительных надзоров
- Органы государственного строительного надзора
- Объекты государственного строительного надзора
- Автор статьи
- Кузнецов Федор Николаевич
Кто осуществляет, что проверяют и как подготовиться
Строительство любого объекта подразумевает проверки от Государственного строительного надзора. В статье мы расскажем об основных функциях и предмете Госстройнадзора. Также вы сможете узнать о том, как формируется программа проверок и кто осуществляет надзор.
Инженер-строитель, В лицензировании более 20 лет, Эксперт по СРО №1
Нет времени читать?
Задайте вопрос нашему специалисту БЕСПЛАТНО
Понятие государственного строительного надзора
Это комплекс мероприятий, цель которых контроль хода строительства и проверка разрешительной документации на возведение и реконструкцию капитальных объектов.
Не стоит путать понятия строительного надзора и строительного контроля. Основная разница в том, что контроль осуществляется на всех этапах возведения в рамках строительного проекта, а надзор проводится государственными органами для оценки результата.
Основными функциями Госстройнадзора являются:
- предотвращение;
- выявление;
- пресечение нарушений градостроительного законодательства.
Также государственный строительный надзор проверяет действительно ли есть разрешение на осуществление строительных работ и его подлинность, допустимость применяемых материалов и соблюдение требований, которые установлены законодательством. Об этом говорится в правительственном постановлении Российской Федерации №54.
Подробно об отличиях Гостройнадзора от государственного строительного контроля
Рекомендуем следить за правильным ведением документации с момента отправления извещения о начале работ. Ведь при надзоре тщательно изучаются все документы, работы и стройматериалы, применяемые в ходе строительства или реконструкции.
Предмет государственного строительного надзора
Предметом Госстройнадзора являются проверки:
- соблюдения требований законодательства, тех регламентов и проектных документов, которые включают в себя непосредственно строительство, капитальный ремонт и реконструкцию объекта. Также проверяются строительные материалы на соответствие представляемым нормативным актам и стройпроекту;
- подлинности и наличия разрешения на осуществление строительных работ у исполнителя. Также обязательно проверяется обоснованность выдачи этого документа;
- наличия членства СРО;
- консервации объекта, в случае приостановки строительства сроком более чем на 6 месяцев;
- соответствия осуществления процедуры строительного контроля, требованиям ГрК РФ.
Функции Госстройнадзора
К основным функциям Госстройнадзора относятся:
- контроль за осуществляемыми работами и используемыми стройматериалами;
- обязательный экологический контроль, а также пожарный и санитарно-эпидемиологический надзор;
- проверка соблюдения требований к строительству и реконструкции объектов капитального строительства;
- организация научно-методического обеспечения Госстройнадзора;
- государственный контроль за осуществляемой деятельностью СРО.
Кто осуществляет государственный строительный надзор
При выполнении строительных и реконструкционных работ в отношении объектов, которые перечислены в пункте 5.1 статьи 6 ГрК РФ Госстройнадзор будет осуществляться федеральными органами исполнительной власти имеющими на это полномочия. К таким объектам относятся сооружения на территории посольства, консульства или представительств РФ на территории:
Если же строительные и реконструкционные работы осуществляются на иных объектах, тогда осуществление строительного надзора становится обязанностью исполнительных органов субъектов РФ, которые имеют полномочия на осуществление надзора.
Как формируется программа проверок
Формирование программы проверок входит в обязанности государственного строительного надзора. Важно помнить о том, что это должно быть сделано в течении 10 рабочих дней с момента, как было получено извещение о начале выполнения строительных или реконструкционных работ.
В программе обязательно должны быть указаны следующие данные:
- вид и предмет надзорных мероприятий;
- событие, на основании которого было принято решение об осуществлении надзора;
- срок, в течении которого будут начаты контрольные мероприятия;
- период проведения надзорных работ;
- необходимый для проверки список документов.
Порядок осуществления проверки Госстройнадзором
Регламент проведения всех проверок Госстройнадзора утвержден в соответствии с приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 №1129.
Осуществление надзора ведется с момента, как было получено извещение о начале работ, завершается надзор только после того, как будет выдано заключение о соответствии построенного или реконструированного объекта.
В ходе проверки будут изучены все документы, которые предоставила компания осуществляющая работы. Также осуществляется тщательный осмотр всех выполненных работ и стройматериалов применяемых в ходе строительства или реконструкции.
После каждой проверки государственным строительным надзором оформляется документ об итогах. Если в ходе надзора были выявлены какие-либо нарушения, тогда ответственное лицо будет вынуждено привлечь к административной ответственности всех, кто имеет отношение к конкретному правонарушению.
Последствия выявления факта строительства без разрешения
Если в ходе проверки будет выявлен факт осуществления строительных работ без необходимого разрешения, ответственные лица будут привлечены к административной ответственности, а именно наложение штрафа:
- для граждан в размере от 2 до 5 тысяч рублей;
- для должностных лиц от 20 до 50 тысяч рублей;
- для ИП штраф составит также от 20 до 50 тысяч рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток;
- юридическим лицам придется заплатить штраф в размере от 500 тысяч до 1 миллиона рублей или их деятельность будет также приостановлена на срок до 90 суток.
Помимо этого, может быть применена правовая ответственность, а именно снос самостроя или обязать оформить все необходимые документы самостоятельно.
Сайты государственных строительных надзоров
Мы подготовили для вас ссылки на сайты государственных строительных надзоров:
- государственный строительный надзор (gosnadzor.ru);
- комитет государственного строительного надзора города Москвы (Мосгосстройнадзор) — Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы (mos.ru);
- главное управление государственного строительного надзора Московской области (mosreg.ru).
Остались вопросы? Позвоните нам!
Подробная консультация эксперта — БЕСПЛАТНО
СтройЮрист — компания федерального уровня
Органы государственного надзора в строительстве
ПО ПРЕДМЕТУ: Правовые основы градостроительства.
ПО ТЕМЕ: Органы государственного надзора в строительстве.
1. 1Органы государственной власти РФ
2. Государственный строительный надзор
Список используемой литературы
В данной работе раскрыта сущность и содержание строительного надзора, компетенция и полномочия осуществляющих его органов, отграничение от иных видов деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, связанной со строительством.
технического характера, Положения об осуществлении государственного строительного надзора в РФ, КоАП РФ, а также актов, регламентирующих деятельность каждого из надзорных органов в целом, и в области строительного надзора в частности.
http://docs.cntd.ru/document/901807667Исследование норм права сделано не путем их «списочного» перечисления в работе, а путем анализа в комплексе с использованием и со ссылками на нормы права.
1. Контрольно-разрешительные функции органов государственной власти и местного самоуправления в области строительства
Прежде чем преступить к изучению непосредственно строительного надзора, необходимо провести четкое отграничение его от других мероприятий и полномочий, осуществляемых государственными органами и органами местного самоуправления в области строительства, иным словом — избежать путаницы и подмены понятий.
Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления. Данные положения закреплены в гл. II Градостроительного кодекса РФ.
— подготовка и утверждение документов территориального планирования РФ;
— утверждение документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства федерального значения в случаях, предусмотренных ГрК РФ;
— техническое регулирование в области градостроительной деятельности;
— установление порядка ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности;
— организация и проведение государственной экспертизы проектов документов территориального планирования РФ;
— организация и проведение государственной экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на территориях двух и более субъектов РФ, посольств, консульств и представительств РФ за рубежом, в исключительной экономической зоне РФ, на континентальном шельфе РФ, во внутренних морских водах, в территориальном море РФ, объектов обороны и безопасности, иных объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения (при проведении капитального ремонта в целях их сохранения), указанных в ст. 48. 1 ГрК РФ особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, а также результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации указанных в настоящем пункте объектов;
— установление порядка осуществления государственного строительного надзора и организация научно-методического обеспечения такого надзора;
— осуществление государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных ГрК РФ;
— осуществление контроля за соблюдением органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности;
— осуществление иных полномочий, отнесенных законодательством к полномочиям органов государственной власти РФ.
Данный перечень не является исчерпывающим, поскольку в тексте ГрК РФ содержатся нормы, устанавливающие сферу компетенции указанных органов. В настоящее время эти полномочия реализуются несколькими министерствами и ведомствами.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 40 от 26. 01. 2005 «Об утверждении положения о Министерстве регионального развития Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», Министерство регионального развития РФ вырабатывает государственную политику и осуществляет нормативно-правовое регулирование в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности) и жилищно-коммунального хозяйства; принимает федеральные градостроительные нормативы и правила в области градостроительства, проектирования и инженерных изысканий в области градостроительства; устанавливает порядок разработки, регистрации, утверждения, введения в действие и пересмотра государственных градостроительных нормативов и правил; устанавливает порядок разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации.
В ведении Министерства регионального развития РФ находится Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, статус которого определен Положением о Федеральном агентстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, утвержденному Постановлением Правительства РФ N 286 от 16. 06. 2004.
Согласно ему на агентство возложены функции по лицензированию деятельности по проектированию и строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности, в соответствии с государственным стандартом, по инженерным изысканиям для строительства указанных зданий и сооружений; реализации государственной политики, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства; организации проведения государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации; организации подготовки и переподготовки специалистов в области архитектуры и градостроительства; формированию и ведению государственного фонда комплексных инженерных изысканий для строительства. Агентство согласно своему статусу не наделено полномочиями по нормативно-правовому регулированию и контролю и надзору в своей сфере деятельности.
В соответствии со ст. 7 ГрК РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области градостроительной деятельности относятся:
— подготовка и утверждение документов территориального планирования субъектов РФ;
— утверждение документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения в случаях, предусмотренных ГрК РФ;
— утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования;
— осуществление государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ.
— установление предельной численности лиц на части территории населенного пункта для разделения населенного пункта на части в целях обеспечения всем заинтересованным лицам равных возможностей для участия в публичных слушаниях по генеральным планам поселений или округов (речь идет не о запрещении проживания на части территории сверх установленного максимума, а о критериях «нарезки» населенного пункта на части — п. 4 ст. 28 ГрК);
— установление состава и порядка деятельности комиссии по разработке проекта правил землепользования и застройки (п. 17 ст. 31 ГрК);
— внесение предложений об изменении правил землепользования и застройки в случаях, если они могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства регионального значения (п. 3 ст. 33 ГрК);
— определение использования земельных участков, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых градостроительные регламенты не распространяются (п. 7 ст. 36 ГрК);
— установление порядка подготовки документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется на основании решений органов государственной власти субъектов РФ (п. 19 ст. 45 ГрК);
— установление других (помимо прямо указанных в п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ) случаев, когда выдача разрешений на строительство не требуется (пп. 5 п. 17 ст. 51 ГрК);
— определение порядка выдачи разрешений на строительство на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты (п. 22 ст. 51 ГрК).
ст. 6. 1 ГрК РФ, вступившей в силу с 01. 01. 2006. Таким образом, Российская Федерация вправе передать органам государственной власти субъектов РФ осуществление полномочий в области:
— организации и проведения государственной экспертизы проектов документов территориального планирования,
— государственной экспертизы проектной документации,
— государственной экспертизы результатов инженерных изысканий;
— государственной экспертизы результатов инженерных изысканий,
— контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.
В законе прямо не установлено, какие именно органы осуществляют указанные выше полномочия, поскольку в каждом субъекте Российской Федерации своя структура. Вместе с тем, практически по всей территории Российской Федерации сложилась их сходная структура, и основным контролирующим органом в них является Инспекция государственного строительного надзора по соответствующему субъекту РФ. Отдельные полномочия, в основном связанные с содержанием жилого фонда, осуществляет Государственная жилищная инспекция по соответствующему субъекту РФ. Такие названия эти органы носят, например, в Вологодской, Нижегородской, Саратовской областях, Республике Татарстан, в новообразованном Пермском крае.
Как мы видим, круг полномочий, которые могут быть переданы, достаточно широк. Вместе с тем, в соответствии с п. 1 ст. 6. 1 ГрК не могут быть переданы полномочия по осуществлению государственной экспертизы проектной документации территориального планирования РФ и объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на территориях двух и более субъектов РФ, посольств, консульств и представительств РФ за рубежом, в исключительной экономической зоне РФ, на континентальном шельфе РФ, во внутренних морских водах, в территориальном море РФ, объектов обороны и безопасности, иных объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения (при проведении капитального ремонта в целях их сохранения), особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, а также результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации таких объектов.
Кроме того, передавая значительные по объему полномочия, Российская Федерация в лице Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, вправе принимать нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к сфере переданных полномочий, а также издавать методические указания и инструктивные материалы по их осуществлению органами исполнительной власти субъектов РФ, обязательные для исполнения.
закреплено п. 3 ст. 6. 1 ГрК РФ, согласно которому Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству согласовывает структуру органов исполнительной власти субъектов РФ в области государственной экспертизы проектов документов территориального планирования, государственной экспертизы проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности. С этой же целью оно осуществляет надзор за исполнением нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов РФ по вопросам переданных полномочий, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене указанных нормативных правовых актов или о внесении в них изменений. Агентству даны полномочия по контролю и надзору за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов РФ переданных полномочий с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения органами государственной власти субъектов РФ переданных в соответствии с настоящей статьей полномочий, агентство готовит и вносит в Правительство РФ для принятия решения предложения о временном изъятии соответствующих полномочий у органов государственной власти субъектов РФ; устанавливает содержание и формы представления отчетности об осуществлении переданных полномочий, в случае необходимости устанавливает целевые прогнозные показатели.
Согласно п. 6 ст. 6. 1 ГрК РФ полномочия, переданные органам государственной власти субъектов РФ, могут быть временно изъяты Правительством РФ по представлению Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения органами государственной власти субъектов РФ соответствующих полномочий.
с небольшими различиями. В соответствии с п. п. 1 — 3 ст. 8 ГрК РФ к полномочиям и поселений, и муниципальных районов, и городских округов в области градостроительной деятельности относятся:
— подготовка и утверждение документов территориального планирования (соответственно поселения, межпоселенной территории, городского округа);
— утверждение местных нормативов градостроительного проектирования;
— утверждение правил землепользования и застройки;
— утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ;
— выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на подведомственных территориях.
Различия заключаются в том, что только органы местного самоуправления муниципальных районов не наделены полномочиями по принятию решений о развитии застроенных территорий, а органы местного самоуправления поселений не ведут информационные системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на подведомственных территориях.
Помимо этого, к ведению органов местного самоуправления Градостроительным кодексом РФ отнесен еще ряд вопросов:
— рассмотрение проектов схем территориального планирования РФ, субъектов РФ в части учета положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования муниципальных образований, учета правил землепользования и застройки, предложений об изменении границ земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, размещения объектов капитального строительства федерального значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на территориях муниципальных образований (п. 5 ст. 12, п. 3 ст. 16 ГрК);
— согласование заинтересованными органами местного самоуправления проектов схем территориального планирования муниципальных районов, в состав которых они входят, в случае, если предложения, содержащиеся в указанном проекте, предполагают изменение границ земельных участков, находящихся в собственности поселений, а также в части учета правил землепользования и застройки и содержащихся в генеральных планах поселений положений о территориальном планировании, размещения объектов капитального строительства местного значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на территории поселения, в целях соблюдения интересов населения муниципальных образований в установлении зон с особыми условиями использования территорий (п. п. 3 и 4 ст. 21 ГрК);
— согласование проектов генеральных планов с заинтересованными органами местного самоуправления муниципальных образований, имеющих общую границу с поселением, городским округом, подготовившими проект генерального плана, в целях соблюдения интересов населения муниципальных образований при установлении зон с особыми условиями использования территорий, зон планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на территориях таких муниципальных образований, а также с органами местного самоуправления муниципальных районов, в границах которых находится поселение, в части учета содержащихся в схеме территориального планирования муниципального района положений о территориальном планировании (п. п. 3 и 4 ст. 25 ГрК);
— направление предложений о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию в случаях, если необходимо совершенствовать порядок регулирования землепользования и застройки на соответствующих территории поселения, территории городского округа, межселенных территориях, а органами местного самоуправления муниципального района — если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства местного значения (подп. 3 и 4 п. 3 ст. 33 ГрК);
— принятие решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения (п. 6 ст. 40 ГрК);
— обеспечение подготовки документации по планировке территории на основании документов территориального планирования муниципального района, если такими документами предусмотрено размещение объектов капитального строительства местного значения или объектов капитального строительства на межселенных территориях, а также на основании правил землепользования и застройки межселенных территорий (п. 4 ст. 45 ГрК);
— предоставление заинтересованным лицам технических условий присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих максимальную нагрузку, срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, информацию о плате за подключение, а также о плате за технологическое присоединение к электрическим сетям (п. 9 ст. 48 ГрК);
— установление причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности в отношении ряда объектов, или в результате нарушения законодательства о градостроительной деятельности, если вред жизни или здоровью физических лиц, либо значительный вред имуществу физических или юридических лиц не причиняется (п. 4 ст. 62 ГрК).
Кроме вышеизложенного, ряд полномочий предоставлен не всем органам местного самоуправления, а органам местного самоуправления отдельных форм.
Так, согласно п. 5 ст. 28 ГрК РФ в целях доведения до населения информации о содержании проекта генерального плана, уполномоченные на проведение публичных слушаний органы местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа в обязательном порядке организуют выставки, экспозиции демонстрационных материалов проекта генерального плана, выступления представителей органов местного самоуправления, разработчиков проекта генерального плана на собраниях жителей, в печатных средствах массовой информации, по радио и телевидению.
В силу п. 6 ст. 31 ГрК РФ органы местного самоуправления поселений и городских округов одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки утверждают состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки. В соответствии с п. 1 ст. 57 ГрК РФ органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов ведут информационные системы обеспечения градостроительной деятельности путем сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета и хранения сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности.
строительства, транспорта и ЖКХ местной администрации, или отдел капитального строительства, или главного архитектора района (города).
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору — при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов, указанных в пункте 5. 1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, за исключением тех объектов, в отношении которых осуществление государственного строительного надзора указами Президента Российской Федерации возложено на иные федеральные органы исполнительной власти;
Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации и иные федеральные органы исполнительной власти, на которые указами Президента Российской Федерации возложено осуществление государственного строительного надзора.
Государственный строительный надзор за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом, осуществляемыми на территории г. Москвы, в части уникальных объектов, до 1 января 2011 г. осуществляется уполномоченным на это органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы.
Государственный строительный надзор осуществляется:
Федерации либо является типовой проектной документацией или ее модификацией, на которую получено положительное заключение государственной экспертизы;
б) при реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Задачей государственного строительного надзора является предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, а также лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком, нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов, и проектной документации.
Предметом государственного строительного надзора является проверка:
требованиям технических регламентов, иных нормативных актов и проектной документации;
б) наличия разрешения на строительство;
в) выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В случае отсутствия технических регламентов предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполняемых работ, применяемых строительных материалов и результатов таких работ строительным нормам и правилам, федеральным нормам и правилам в области использования атомной энергии, санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, требованиям пожарной безопасности, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия и требованиям к сохранению объектов культурного наследия, нормам и правилам инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, требованиям промышленной безопасности, нормам и правилам безопасности гидротехнических сооружений, иным правилам безопасности и государственным стандартам, а также требованиям других нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.
субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора.
Если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, то органом государственного строительного надзора в рамках государственного строительного надзора осуществляется государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, государственный контроль в области охраны окружающей среды.
Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора, осуществляют такой надзор при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов.
Государственный строительный надзор осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им в соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.
Все документы, составленные либо полученные при осуществлении государственного строительного надзора, подлежат включению в дело, формируемое органом государственного строительного надзора. Порядок формирования и ведения таких дел, в том числе определение требований, предъявляемых к включаемым в такие дела документам, устанавливается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок. Проверке соответствия выполняемых работ, применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства и результатов таких работ требованиям технических регламентов, нормам и правилам, а также требованиям иных нормативных правовых актов и проектной документации подлежит соблюдение:
а) при строительстве — требований к осуществлению подготовки земельного участка и выполнению земляных работ, работ по монтажу фундаментов, конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования;
б) при реконструкции — требований к выполнению работ по подготовке объекта капитального строительства для реконструкции, работ по усилению и (или) монтажу фундамента и конструкций подземной и надземной частей, изменению параметров объекта капитального строительства, его частей и качества инженерно-технического обеспечения;
в) при капитальном ремонте — требований к выполнению работ по подготовке объекта капитального строительства для капитального ремонта, ремонтно-восстановительных работ, включая работы по усилению фундамента и замене конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования.
Проверки проводятся должностным лицом (должностными лицами) органа государственного строительного надзора, уполномоченным на основании соответствующего распоряжения (приказа) органа государственного строительного надзора и от его имени осуществлять такой надзор (далее — должностное лицо органа государственного строительного надзора) в соответствии с программой проверок, а также в случае получения извещений, указанных в части 6 статьи 52 и части 3 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, обращений физических и юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Программа проверок разрабатывается должностным лицом органа государственного строительного надзора с учетом конструктивных и иных особенностей объекта капитального строительства и выполнения работ по его строительству, реконструкции, капитальному ремонту, условий последующей эксплуатации, а также других факторов, подлежащих учету в соответствии с требованиями технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.
Для определения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации должностным лицом органа государственного строительного надзора проверяется:
— соблюдение порядка проведения строительного контроля, ведения общего и (или) специальных журналов, в которых ведется учет выполнения работ, исполнительной документации, составления актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения. Порядок проведения строительного контроля, ведения общего и (или) специальных журналов, исполнительной документации устанавливается Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору;
— устранение выявленных при проведении строительного контроля и осуществлении государственного строительного надзора нарушений соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации (далее — нарушения), а также соблюдение запрета приступать к продолжению работ до составления актов об устранении таких нарушений;
Осуществление проверки может быть сопряжено с проведением органом государственного строительного надзора экспертизы, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ и применяемых строительных материалов.
(в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения) предписания об устранении таких нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства.
Иные результаты проверки заносятся должностным лицом органа государственного строительного надзора в общий и (или) специальный журналы.
Акт, составленный по результатам проверки, и выданное на основании его предписание составляются в двух экземплярах. К акту о проведенной проверке прилагаются составленные либо полученные в процессе проведения проверки документы (при их наличии). Первые экземпляры акта и предписания, а также копии указанных документов передаются заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения). Вторые экземпляры акта и предписания, а также составленные либо полученные в процессе проведения проверки документы остаются в деле органа государственного строительного надзора.
После завершения строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится проверка (итоговая), по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения.
Орган государственного строительного надзора выдает заключение о соответствии, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства не были допущены нарушения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации либо такие нарушения были устранены до даты выдачи заключения о соответствии.
Орган государственного строительного надзора отказывает в выдаче заключения о соответствии, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства были допущены нарушения соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации и такие нарушения не были устранены до даты выдачи заключения о соответствии.
Заключение о соответствии или решение об отказе в выдаче такого заключения выдается органом государственного строительного надзора застройщику или заказчику в течение 10 рабочих дней с даты обращения застройщика или заказчика в орган государственного строительного надзора за выдачей заключения. Решение об отказе в выдаче заключения о соответствии должно содержать обоснование причин такого отказа со ссылками на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию.
Заключение о соответствии или решение об отказе в выдаче такого заключения составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается должностным лицом органа государственного строительного надзора, осуществлявшим проверку (итоговую), и утверждается распоряжением (приказом) органа государственного строительного надзора.
Первый экземпляр заключения о соответствии или решения об отказе в выдаче такого заключения передается застройщику или заказчику, второй экземпляр заключения о соответствии или решения об отказе в выдаче такого заключения остается в деле органа государственного строительного надзора.
Решение об отказе в выдаче заключения о соответствии может быть оспорено застройщиком или заказчиком в судебном порядке.
Государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ), опасных производственных объектов, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений) осуществляется в комплексе с проверками и инспекциями, предусмотренными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере обеспечения безопасности указанных объектов.
Сведения, полученные в ходе осуществления государственного строительного надзора, подлежат обобщению и включению в создаваемые органами государственного строительного надзора информационные системы государственного строительного надзора.
Должностные лица органов государственного строительного надзора при проведении проверок осуществляют следующие полномочия:
а) беспрепятственно посещают объекты капитального строительства во время исполнения служебных обязанностей;
б) требуют от заказчика, застройщика или подрядчика представления результатов выполненных работ, исполнительной документации, общего и (или) специального журналов, актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, образцов (проб) применяемых строительных материалов;
контроля, но не было осуществлено;
г) составляют по результатам проведенных проверок акты, на основании которых дают предписания об устранении выявленных нарушений;
д) вносят записи о результатах проведенных проверок в общий и (или) специальный журналы;
в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;
ж) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Государственный строительный надзор осуществляется как федеральным органом исполнительной власти — Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, так и органами исполнительной власти субъектов РФ. Критерием к разграничению сферы поднадзорных объектов служит специфика самого объекта надзора. Так, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. N 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет надзор при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), объектов обороны и безопасности, объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, за исключением объектов военной инфраструктуры Вооруженных сил Российской Федерации.
Процесс строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов военной инфраструктуры контролирует Министерство обороны Российской Федерации.
Таким образом, критерием разграничения полномочий по государственному строительному надзору между федеральными органами (по горизонтали), органами РФ и субъекта РФ (по вертикали) является специфика самого объекта — его стратегическая важность для целей обороны государства, промышленной безопасности, техническая сложность, уникальность и т. п. Это, в свою очередь, обусловлено конституционными принципами разграничения предметов ведения между федеральным центром и субъектами РФ. Согласно ст. 71 Конституции РФ федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы, оборона, безопасность и оборонное производство находятся в ведении Российской Федерации.
Предметом надзорной деятельности является проверка законности действий поднадзорного объекта. Достигается данная цель посредством таких методов, как наблюдение, проверка соблюдения правовых и технических норм, выявление и пресечение правонарушений, применение принуждения как меры наказания за административную ответственность.
1) достижение единообразной практики;
Следует признать положительной практику внедрения типового описания того или иного направления правоприменительной деятельности органа исполнительной власти.
Резюмируя, следует обобщить понятие государственного строительного надзора, который можно представить как специальный вид исполнительно-распорядительной деятельности, осуществляемой с целью выявления соответствия деятельности поднадзорного объекта требованиям правовых и технических норм, реализуемой посредством наблюдения и проверки, с правом органов надзора привлечения виновных лиц к административной ответственности.
Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Споры по недвижимости » Строительный контроль и надзор » Государственный строительный надзор
В сфере проведения строительных работ и капитального ремонта объектов недвижимости соблюдение установленных норм, правил и стандартов имеет важное значение не только для исполнения условий договоров, но и для обеспечения безопасности жизнедеятельности людей. Для контроля за соблюдением законодательства в процессе выполнения строительных работ осуществляется государственный строительный надзор.
Исходя из основных целей госстройнадзора, можно определить его понятие. Государственный строительный надзор заключается в профилактике, выявлении фактов и пресечении нарушений градостроительного законодательства при выполнении строительных работ со стороны застройщика, заказчика, подрядчика. При осуществлении строительного надзора к законодательным нормам приравнены технические регламенты и проектная документация на объект строительства.
Предметом государственного надзора в сфере выполнения строительных работ является:
- Проверка соответствия выполняемых строительных работ требованиям законодательства, технических регламентов и проектной документации. Под строительными работами в данном случае подразумевается строительство, капитальный ремонт объектов и их реконструкция. Кроме качества работ проверке подлежит и соответствие строительных материалов нормативным документам и проекту строительства.
- Проверка наличия у исполнителя работ разрешения на строительство. В ходе проверки устанавливается не только факт наличия такого разрешения, но и законность и обоснованность его выдачи уполномоченным органом.
- Проверка наличия у исполнителя работ членства в саморегулируемой организации. Данное требование распространяется на виды работ, прямо указанные в законодательстве. Строительный надзор в этой части осуществляется путем запроса в федеральный реестр саморегулируемых организаций.
В отношении некоторых видов строительных работ могут отсутствовать технические регламенты. В этом случае предметом надзора будет являться только проверка на соответствие строительным и федеральным нормам и правилам.
Органы государственного строительного надзора
По общему правилу, предусмотренному Градостроительным кодексом РФ, государственный строительный надзор уполномочены осуществлять федеральные органы исполнительной власти.
К таким органам отечественная правовая система относит:
- Министерство обороны РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная служба охраны РФ. Эти ведомства уполномочены проводить надзор в отношении строительных работ, прямо указанных в законе и иных нормативных актах. Очевидно, что перечень таких работ напрямую вытекает из специального статуса объектов строительства или капитального ремонта, имеющего отношение к сфере внешней и внутренней безопасности Российской Федерации;
- Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. Это федеральное ведомство осуществляет строительный надзор в отношении большинства видов строительных работ, определенных законодательством. Служба Росстройнадзора входит в систему органов федеральной власти и имеет территориальные представительства в субъектах РФ.
При проведении государственного строительного надзора к правоотношениям между проверяющим органом и субъектом проверки применяются общие положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», за исключением нескольких особенностей:
- Для проверок в рамках осуществления государственного строительного надзора не предусмотрено составление ежегодного плана проверок;
- Основанием для проведения строительного надзора является не ежегодный план, а поступившее извещение от заказчика (подрядчика) работ об окончании строительства, либо обращение заинтересованных лиц о возможных угрозах безопасности. Заинтересованными лицами в данном случае могут выступать граждане, организации, средства массовой информации и другие субъекты.
- Отдельным случаем для проведения проверки является заявление о привлечении строительной организацией денежных средств долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов в нарушение требований законодательства.
По итогам проверки и в случае выявления нарушений органы Госстройнадзора выдают предписание об устранении нарушений законодательства или иных норм и правил. Это предписание является обязательным для выполнения, за неисполнение требований предписаний виновное лицо привлекается к ответственности.
В случае угрозы жизни и безопасности людей, а также при нарушениях технических регламентов, норм и правил, угрожающих разрушению объекта строительства, орган Росстройнадзора может приостановить или прекратить выполнение строительных работ на период устранения указанных обстоятельств.
Полномочия каждого органа государственного строительного надзора направлены на соблюдение баланса защиты интересов государства и общества в части безопасности выполняемых работ и защиты прав субъектов, занимающихся профессиональной деятельностью на строительном рынке.
Любой процессуальный акт органа строительного надзора может быть обжалован субъектом проверки путем подачи жалобы в вышестоящий орган, либо в судебном порядке.
Объекты государственного строительного надзора
Статьей 54 Градостроительного кодекса РФ определены объекты проведения государственного строительного надзора:
- Работы по строительству объектов капитального строительства, для которых проектная документация подлежит обязательной экспертизе;
- Работы по реконструкции объектов, затрагивающие основные характеристики надежности и безопасности этих объектов. Для данных работ законодательство также устанавливает принцип обязательности проведения экспертизы.
Объектом конкретной проверки в рамках осуществления государственного строительного надзора может быть как весь процесс строительных работ, так и их определенный этап. В ходе проверки органы Росстройнадзора имеют право запрашивать любую информацию, связанную с объектом проверки, любую документацию в отношении объекта проведения работ. Все выявленные замечания и нарушения отражаются в акте проверки и служат основанием для выдачи предписания об устранении нарушений законодательства при производстве строительных работ.
Автор статьи
Кузнецов Федор Николаевич
Опыт работы в юридической сфере более 15 лет;
Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.