Деятельность центры государственного санитарно эпидемиологического надзора

Деятельность центры государственного санитарно эпидемиологического надзора ЕРВК

Инструкция №1 от 28.05.2001

ЦГСЭН

ЦГСЭН — центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

ЦГСЭН — участие в реализации государственной политики в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и первичной профилактики заболеваний;

ЦГСЭН — организация и осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации;

ЦГСЭН — информационное, научно-методическое и нормативное обеспечение по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения, государственного санитарно-эпидемиологического надзора и деятельности Службы;

ЦГСЭН — развитие и совершенствование лабораторного дела, аккредитация, стандартизация и метрология в системе учреждений Службы, кадровая и материально-техническая политика развития Службы;

обеспечение и проведение санитарно-эпидемиологических мероприятий в системе работы Службы при чрезвычайных ситуациях;

ЦГСЭН — ведение Федеральной базы данных социально-гигиенического мониторинга;

ЦГСЭН — участие в разработке и реализации Федеральных целевых программ по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и первичной профилактики заболеваний населения;

ЦГСЭН — проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания, токсикологические, гигиенические и иные виды оценок;

ЦГСЭН — статистическое наблюдение в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на федеральном уровне, государственный учет инфекционных заболеваний, профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) в связи с вредным воздействием факторов среды обитания в целях формирования государственных информационных ресурсов;

ЦГСЭН — организация и участие в проведении научно-исследовательских и иных работ, направленных на совершенствование системы госсанэпиднадзора и совершенствования деятельности службы;

ЦГСЭН — проведение исследования исторического наследия организации и деятельности Службы.

Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве»

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» было создано на основании Распоряжения Правительства РФ 13 января 2005 года и явилось правопреемником «Центра государственного санитарно-гигиенического надзора в г.Москве».

Возглавляет Центр Главный врач — доктор медицинских наук, член-корреспондент РАЕН, заслуженный врач РФ Александр Валентинович Иваненко.

Главной задачей Центра является обеспечение полномочий Управления Роспотребнадзора по городу Москве, направленных на поддержание санитарно-эпидемиологического благополучия и сохранение здоровья населения города Москвы.

По многим направлениям деятельности в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия Центр является первопроходцем и обладает уникальными технологиями, среди которых: эксплуатация информационной системы «ОРУИБ», созданной в целях оперативной регистрации инфекционных заболеваний; применение ГИС- технологий для ведения социально-гигиенического мониторинга; разработка и реализация концепции санэпидаудита; применение маркетинговых исследований в лабораторном обеспечении производственного контроля, проведение экспертиз пищевых и биологически активных добавок к пище и др.

В структуру Центра входит 32 подразделений Центрального офиса и 13 филиалов в административных округах города Москвы и на транспорте. Структурные подразделения Центра разделяются на оперативные отделы, подразделения испытательного лабораторного центра и подразделения обеспечения. Испытательный лабораторный центр (далее – ИЛЦ), предназначен для проведения всех видов лабораторных и инструментальных исследований и измерений.

В его состав входят:

  • микробиологические лаборатории;
  • санитарно-гигиенические лаборатории;
  • испытательные лаборатории отделов: гигиены источников неионизирующих излучений; радиационной гигиены; профилактической токсикологии.

Комплекс оснащен современным высокоточным измерительным оборудованием, отвечающим мировым стандартам и автоматизированными компьютерными системами, гарантирующими высокое качество исследований, проводимых в максимально короткие сроки. В лабораториях Центра проводятся такие исследования, как xроматомасс-спектрометрия, атомно-абсорбционная спектрометрия, масс-спектрометрия с индуктивно связанной плазмой, высокоэффективная жидкостная хроматография, высокоэффективная жидкостная хроматография сопряженная с масс-спектрометрией, газовая хроматография, ионная хроматография, капиллярный электрофорез, фотометрия. В целях молекулярно-биологической диагностики применяются сверхчувствительных методы – полимеразная цепная реакция и пульс электрофорез. В микробиологических лабораториях применяются современные автоматизированные системы «БакТрак», «МикроТакс». Отдел профилактической токсикологии Центра — единственное подразделение данного профиля в системе Роспотребнадзора по городу Москве, занимающееся вопросами химической безопасности людей и окружающей среды.

По плану Всемирной организации здравоохранения, на базе отделения вирусологии, осуществляются исследования на полиомиелит и корь из 22 территорий Российской Федерации. На базе отдела гигиены источников ионизирующих излучений создан межрегиональный Центрально-Европейский центр по вопросам радиационной безопасности населения центрального региона России.

В настоящее время специалисты Центра владеют всеми методиками лабораторных исследований, измерений, принятыми на территории РФ. Использование современного высокоточного измерительного оборудования и современных методик позволяет специалистам отдела провести экспертизу и дать гигиеническую оценку самой новой продукции потребительского рынка.

Возмездная деятельность с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями построена на прозрачной и максимально удобной для клиентов основе. Соотношение цены и качества предоставляемых услуг является оптимальной на рынке Москвы.

В настоящее время ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» является одним из передовых учреждений Роспотребнадзора в стране и сильнейшим по подбору и квалификации кадров. В Центре трудится 2003 человека, в т.ч. 639 врачей, 176 специалистов с высшим немедицинским образованием. В числе сотрудников — 4 доктора медицинских наук, 63 кандидата наук, в том числе 46 кандидатов медицинских наук. Имеют высшую квалификационную категорию более 300 чел., звание «Заслуженного врача РФ» 22 специалиста и 5 врачей — «Заслуженный работник здравоохранения РФ».

Обладая самым современным оборудованием, имея богатый опыт и высококвалифицированных специалистов ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» сегодня способен решать самые сложные задачи.

Безопасность всегда стоит на первом месте для человека. Это касается прежде всего санитарно-эпидемиологической обстановки. Особенно в период эпидемий, обострения инфекционных заболеваний. Для того чтобы чрезвычайная обстановка не угрожала безопасности населения, созданы специальные контролирующие органы. Именно эти инстанции отвечают за предупреждение распространения эпидемий. Массовые отравления также в зоне особого внимания. Далее рассмотрим особенности и требования Санитарно-эпидемиологического надзора.

Определение контролирующих служб

Государственная служба по контролю утверждена постановлением Правительства РФ.

Санитарно-эпидемиологический надзор — это деятельность, направленная на предупреждение, обнаружение, пресечение нарушений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с целью охраны здоровья и среды обитания человека.

Контроль проводится органами государственной эпидемиологической службы РФ. Существует специальный закон, который регламентирует действия этого органа.

В каждой области есть центр санитарно-эпидемиологического надзора. Он может быть ведомственным или государственным. Рассмотрим, кто руководит этой структурой.

Деятельность центры государственного санитарно эпидемиологического надзора

Руководящий состав государственного контролирующего органа

За организацию санитарно-эпидемиологического надзора отвечают:

  • Главный государственный доктор России.
  • Руководители лечебных учреждений субъектов РФ в районах и городах.
  • Директора служб, защищающих права потребителей.
  • Главврач федеральной медико-биологической службы.
  • Главный врач Минобороны РФ.
  • Главврач МВД РФ.
  • Главврач ФСИН.
  • Главный медик ГУСПП РФ.
  • Руководитель управления делами президента РФ.
  • Главврач врач ФСБ РФ.
  • Главный врач ФС охраны РФ.
  • Врач ФСВНГ Российской Федерации.

Работу всех руководителей контролирует главный врач РФ. Они же могут выступать в роли заместителей. Рассмотрим, кто является руководителем центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Эта должность назначается вышестоящим органом по согласованию с учреждением Госсанэпидслужбы России.

Обязанности главврача Госсанэпидслужбы

Его должностные обязанности заключаются в следующем:

  • Организует работу по изучению санитарно-эпидемиологической обстановки.
  • Изучает действие и влияние негативных факторов на состояние здоровья населения.
  • Осуществляет контроль и принимает меры для улучшения состояния санитарной обстановки.
  • Налаживает совместную работу с общественными организациями и государственными органами в связи с гарантиями санитарно-эпидемиологического обеспечения граждан.
  • Предлагает новые пути по реализации улучшению и обеспечению санитарной обстановки.
  • Улучшает организацию и управление, а также планирование форм и методов работы контролирующих органов.
  • Контролирует подбор персонала с учетом их специальности, а также создает условия для повышения квалификации.
  • Следит за исполнением сотрудникам своих обязанностей и за соблюдением внутреннего режима работы.

В городах и крупных населенных пунктах существуют центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Их главные врачи являются руководителями.

Службы госнадзора

Следует указать, какие службы относятся к органам санитарно-эпидемиологического надзора.

Деятельность центры государственного санитарно эпидемиологического надзора

  • Центры санитарно-эпидемиологического надзора.
  • Дезинфекционные станции и лаборатории.
  • НИИ и лаборатории по эпидемиологии.
  • Научно-исследовательский институт вакцин и сывороток.
  • Дома санитарного просвещения.

Все эти службы носят характер и выполняют функции контроля и надзора. Далее рассмотрим, какие стоят перед ними задачи.

Задачи государственного надзора

Рассмотрим направление работы государственного санитарно-эпидемиологического надзора:

  • Мониторинг состояния здоровья населения и оценивание ситуации на будущее время с учетом состояния окружающей среды.
  • Установление причин и обстоятельств массовых заболеваний.
  • Создание обязательств к исполнению, которые будут гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность для жителей.
  • Осуществление контроля за населением по поводу соблюдения всех норм и правил законодательства.
  • Проведение и контроль мероприятий, направленных на борьбу и профилактику эпидемий.

Деятельность центры государственного санитарно эпидемиологического надзора

  • Принятие мер по прекращению санитарных нарушений.
  • Имеют право привлечь к ответственности за несоблюдение санитарных норм.

Ведомственный надзор

Это один из видов государственного органа. Направление деятельности следующее: осуществлять контроль за соблюдением санитарных норм на объектах отдельных министерств и ведомств.

К таким объектам относятся:

  • Войска.
  • Объекты Министерства обороны РФ.
  • МВД РФ.
  • ФСБ.
  • Министерство путей сообщения.

В задачи таких ведомств входит:

  • Организация профилактических мероприятий, которые преследуют цель предупредить массовые отравления, инфекционные и неинфекционные заболевания в коллективах, их семьях, а также среди уволенных в запас, на пенсию, среди курсантов, служащих в системе Министерства внутренних дел России.
  • Предотвращение негативного воздействия опасных факторов окружающей среды.
  • Обучение и контроль за соблюдением гигиенических санитарных норм.
  • Проведение профилактических мероприятий, предупреждающих массовые отравления и распространения различного генеза заболеваний среди лиц, которые содержатся в специальных условиях.

Федеральный госсанэпиднадзор

Рассмотрим, какие службы относятся к этому виду надзора.

Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляют такие органы:

  • ФС по надзору соблюдения прав потребителей, а также территориальные органы.
  • ФМБА и ее местные подразделения.
  • Структурные подразделения специального назначения.

Госорганы контроля и подчиняющиеся им ведомственные и федеральные учреждения проводят работу по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия на государственном уровне и образовывают глобальную федеральную централизованную систему Госнадзора.

Направления работы Госнадзора

Выделим основные направления работы Центра санэпидемконтроля. Его специалисты:

  • Создают систему норм санитарно-эпидемиологического надзора.
  • Регулируют создание нормативной базы.
  • Разрабатывают нормативы для федеральных санитарных и гигиенических служб. Утверждает и издает их.
  • Занимаются созданием форм отчетности.
  • Осуществляют проведение противоэпидемиологических мероприятий.
  • Проводят санитарное обучение.
  • Выявляют причины распространения и появления инфекционных, профессиональных, массовых заболеваний и отравлений.
  • Учитывают и анализируют выявленные нарушения.

Категории риска

Федеральный санитарно-эпидемиологический надзор в сфере защиты прав потребителей при выполнении проверки деятельности физических и юридических лиц, а также производственных объектов относит последние к определенной группе риска. Воплощается в жизнь это согласно существующему законодательству.

Решение о том, к какой группе риска отнести объект, принимают:

  • Главный врач РФ. Если объект чрезвычайно высокого риска.
  • Главврач субъектов РФ или руководителями местных органов. Если объект относят к группе высокого или значительного риска.
  • Руководитель по месту расположения объекта госнадзора. Объект среднего или умеренного риска.

Плановые проверки в этом случае зависят от того, к какой категории риска относится объект:

  • Чрезвычайно высокого риска. Проверка 1 раз в году.
  • Высокого риска. 1 раз в 2 года.
  • Группа значительного риска. 1 раз в 3 года.
  • При установлении среднего уровня риска проверка рекомендуется один раз в 4 года.
  • При умеренном риске через каждые 6 лет.

На предприятиях, входящих в группу объектов с низким риском, не совершаются плановые проверки.

Какие решения могут принимать

Очень важно знать, какими полномочиями наделены органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Они:

  • Имеют право отстранить от выполнения своих обязанностей временно работника, который является носителем или источником возбудителя инфекционного заболевания.
  • Имеют право обследовать лабораторным путем граждан, которые имели контакт с инфицированным больным, и устанавливать за ними медицинское наблюдение.
  • В случае если гражданин является инфекционным больным и представляет угрозу для населения, могут провести обязательную госпитализацию.

Также они проводят:

  • Комплекс мер по уничтожению инфекционных возбудителей заболеваний человека и животных на территориях, где существует риск распространения и возникновения инфекционных патологий.
  • Профилактические меры по дезинсекции и дератизации в местах инфекционных болезней.
  • Профилактическое прививание граждан.
  • Осуществление предварительного контроля.

Деятельность центры государственного санитарно эпидемиологического надзора

  • Систематическое обследование граждан, торговли и пищевых предприятий с целью предупредить появление и распространение различных, в том числе инфекционных заболеваний.
  • Работы по устранению санитарных нарушений.
  • Санитарная служба может привлечь к ответственности нарушителя санитарных норм (как физическое лицо, так и юридическое).
  • При выполнении проверки госслужащие имеют право на проведение: обследований, санитарно-эпидемиологической экспертизы, расследования, испытаний, могут давать оценку соблюдений норм и требований.

Для проведения проверки Госсанэпиднадзор имеет право привлекать экспертные организации и экспертов. Проведение проверок устанавливается административными регламентами, которые соответствуют постановлению Правительства РФ.

Заключения, сделанные в результате проверки, а также поведение лиц, которые проводили проверку, могут быть оспорены в судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Деятельность Государственного надзора

Перечислим, в чем еще заключается деятельность Госнадзора:

  • Организовывать проверки и осуществлять их по поводу выполнения норм санитарного законодательства и противоэпидемиологических требований.
  • Контролировать деятельность, проводить проверки юридических и физических по поводу соблюдения технических и санитарных норм в сфере прав защиты потребителей и благополучия человека.
  • Осуществлять санитарный контроль в пунктах пропуска через границу РФ.

Деятельность центры государственного санитарно эпидемиологического надзора

  • Пресекать выявленные нарушения и устранять их, а также выдавать предписания об устранении нарушений. Осуществлять наказание ответственных лиц.
  • Имеют право проводить контрольную закупку в соответствии с законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении госконтроля и муниципального контроля».
  • Издают распоряжения о проведении противоэпидемиологических мероприятий.
  • Ведут наблюдение за исполнением норм, за анализом и прогнозом, за выполнением требований санитарного законодательства.
  • Способствуют формированию общедоступных информационных источников в сфере эпидемиологической безопасности для населения страны или отдельного региона.
  • Ежегодно проводят оценку и анализ эффективности Госнадзора.

Требования надзора

Правила, которые установлены и утверждены правовыми актами, можно назвать требованиями Санитарно-гигиенического и эпидемиологического надзора. Сюда относятся:

  • Санитарные нормы и правила.
  • Гигиенические нормативы.
  • Противоэпидемиологические требования.
  • Оптимальные и допустимые нормы состояния окружающей среды, влияющей на организм человека.
  • Показатели экологической безопасности для человека среды его проживания.
  • Необходимые качественные и количественные показатели нормы для безопасности граждан.
  • Гигиенические требования.
  • Профилактические мероприятия по укреплению здоровья населения.
  • Правила питания и ведения быта с целью сбережения и укрепления здоровья.

Как осуществляется контроль

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется путем выполнения следующих действий:

1. Проводятся проверки физических, юридических, а также гражданских лиц по:

  • Производству и обороту пищевых продуктов.
  • Оказанию услуг в торговли.
  • Сферы общественного питания.

2. Служба санитарно-эпидемиологического надзора выполняет следующие действия:

  • Осмотр территорий, транспорта, помещений, зданий.
  • Лабораторные исследования продукции.
  • Экспертиза продукции: санитарно-эпидемиологическая, токсикологическая, ветеринарно-санитарная.
  • Анализ документации об оценки безопасности продукции и ее качества. А также об условиях ее изготовления и оборота.
  • Экспертиза нормативной и технической документации по изготовлению новых товаров.

3. Проводятся расследования по поводу нарушения законодательства РФ, по фактам нарушения качества и безопасности пищевых продуктов.

4. Пресекаются любые нарушения санитарно-эпидемиологических законов.

5. Проводится анализ причин и условий появления заболеваний.

6. Проводятся мероприятия по ликвидации и профилактике заболеваний.

Руководящие лица и специалисты санитарно-эпидемиологического надзора осуществляют проверки и ведут следующие расследования:

  • Проводятся плановые проверки по качеству и безопасности продуктов питания.
  • Внеплановые проверки в аварийных ситуациях при изменении или нарушении технологического процесса, хранения, транспортировки или изготовления, при заболеваниях или отравлениях людей, а также при иных нарушениях законодательства.
  • Работники надзорных органов имеют право обследовать и проводить контроль только во время выполнения служебных обязанностей. При этом обязаны предъявить служебное удостоверение.
  • Итоги проверки оформляются документально. Оригинал передается проверяемому.
  • При обнаружении нарушений принимаются административные меры по их пресечению.
  • При взятии образцов продукции для оценки качества или безопасности оформляется соответствующая документация.
  • Анализ продукции производится в лабораториях органов государственного надзора и контроля.
  • О результатах анализа своевременно оповещают граждан.

Все действия проверяющих лиц могут быть обжалованы в суде согласно законодательству Российской Федерации.

Защита потребителей

Права и безопасность потребителей защищены на законодательном уровне. Осуществляет это Роспотребнадзор. Находится он в ведении правительства.

Федеральный орган организовывает и реализует государственную политику и регулирует соблюдение норм и правил в сфере прав потребителей. Также Санитарно-эпидемиологический надзор осуществляет очень важную деятельность, которая заключается в следующем:

  • Надсмотр и контроль выполнения требований законодательства по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия.
  • Защита прав в сфере потребительского рынка.
  • Отвечает за соответствие информации о реализуемой продукции.
  • Защита детей от информации, которая может оказать негативное влияние на их развитие и здоровье.
  • Указание информации о классификации продукции и соблюдение технических требований, а также ее соответствие.
  • Выдача лицензий на право заниматься определенными видами деятельности.

Санитарные требования к товарам

Перечислим некоторые общие санитарно-эпидемиологические требования безопасности товаров:

  • Не должны причинять вред здоровью граждан, а также имуществу.
  • На товаре должна содержаться информация, которая позволит идентифицировать товар, его изготовителя. Соответствовать маркировке и требованиям, указанным в нормативных правовых документах.

Стоит отметить, что санитарно-эпидемиологические требования существуют к различным видам товаров. К пищевой продукции и к промышленным товарам, а также к строительной продукции и многим другим объектам. Об этом — далее.

Список продукции, подлежащей Госсанэпидемнадзору

Перечислим товары, подлежащие санитарно-эпидемиологическому надзору:

  • Продукты питания. Переработанные и натуральные.
  • Товары для детей. Школьные принадлежности, игрушки, игры, одежда, обувь, постельное белье, канцелярия, а также материалы, используемые для изготовления детской продукции.
  • Товары для хозяйственного и питьевого водоснабжения. Оборудование, материалы для плавательных бассейнов.
  • Продукты нефтепереработки и химическая продукция, лакокрасочные изделия, товары бытовой химии.
  • Товары и материалы для строительства, для изготовления мебели. Материалы из искусственной и синтетической кожи для изготовления мебели и одежды. Трикотажные и текстильные материалы.
  • Продукция медицинского и бытового назначения, а также приборостроения и машиностроения.
  • Учебные издания, общеобразовательная и вспомогательная литература, книжная продукция для детей и подростков.
  • Продукция, выполненная из натурального сырья, которая подвергалась обработке химическими продуктами.
  • Сырье для изделий, которые имеют контакт с кожей человека.
  • Продукция, содержащая радиоактивные вещества или являющаяся источником ионизирующего излучения.
  • Строительная продукция или отходы, в составе которых присутствуют радиоактивные вещества.
  • Табачное сырье и табачные изделия.

Деятельность центры государственного санитарно эпидемиологического надзора

  • Индивидуальные средства защиты.
  • Оборудование, предметы, которые имеют контакт с пищевой продукцией.
  • Материалы и оборудование для очистки воздуха и для воздухоподготовки.
  • Антигололедные вещества.
  • Иные товары, подлежащие санитарно-эпидемиологическому контролю и надзору в обязательном порядке.

От работников, служащих в таком серьезном государственно органе, требуется серьезный подход к выполнению своих обязанностей и ответственность. От их исполнительности и профессионализма может зависеть жизнь людей.

Формирование структуры центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора

Утверждаю Первый заместитель Министра здравоохранения, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации __________Г.Г.Онищенко 28 мая 2001 г.

Формирование структуры центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора

Структура центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора должна составляться таким образом, чтобы в наибольшей степени соответствовать целям и задачам учреждения, создавать условия для получения желаемых результатов в оптимальные сроки. Исходя из этого, структура центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора зависит от того, какие задачи стоят перед конкретным учреждением.

Перечень и полное наименование органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации определены Федеральным законом О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения от 30.03.99 №52-ФЗ и Положением о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554.

В государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации в зависимости от выполняемых функций органы и учреждения разделяются на три группы (уровни управления).

Первый уровень — центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в сельских районах, межрайонные, зональные на водном и воздушном транспорте, в районах (округах), межрайонные в городах с районным (окружным) делением, в городах, в том числе в городах с районным (окружным) делением.

Второй уровень — центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, регионах на транспорте.

Третий уровень — Министерство здравоохранения Российской Федерации (Департамент государственного санитарно-эпидемиологического надзора). Структура Департамента госсанэпиднадзора Минздрава России в настоящих рекомендациях не приводится.

Специалисты центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора первого уровня непосредственно осуществляют государственный санитарно-эпидемиологический надзор в объеме, предусмотренном действующим законодательством.

В соответствии со статьей 44 Федерального закона от 30 марта 1999г. №52-ФЗ О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя:

контроль за выполнением санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

санитарно-карантинный контроль в пунктах про-пуска через Государственную границу Российской Федерации;

меры пресечения нарушений санитарного законодательства, выдачу предписаний и вынесение постановлений о фактах нарушения санитарного законодательства, а также привлечение к ответственности лиц, их совершивших;

контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой;

проведение санитарно-эпидемиологических расследований, направленных на установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

разработку предложений о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

статистическое наблюдение в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на федеральном уровне, государственный учет инфекционных заболеваний, профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) в связи с вредным воздействием факторов среды обитания в целях формирования государственных информационных ресурсов.

Перечисленные функции детализированы и дополнены в статье 50 Федерального закона от 30 марта 1999г. №52-ФЗ О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (Права должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор) и статье 51 (Полномочия главных государственных санитарных врачей и их заместителей).

Для реализации полномочий, связанных с осуществлением государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также для обеспечения собственной деятельности в центрах государственного санитарно-эпидемиологического надзора первого уровня, в зависимости от численности населения на территории деятельности учреждения образуются следующие подразделения:

В городах, районах с суммарным населением до 60 тысяч человек: — отделение госсанэпиднадзора, — отделение лабораторного контроля, — бухгалтерия, хозяйственное отделение, другие подразделения вспомогательного назначения.

В городах, районах с суммарным населением от 60 до 200 тысяч человек: — отдел госсанэпиднадзора с отделениями социально-гигиенического мониторинга, эпидемиологическим, гигиены питания, гигиены труда, гигиены детей и подростков, коммунальной гигиены, санитарно-контрольное отделение (пункт) — при наличии на территории пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации. При наличии в центре государственного санитарно-эпидемиологического надзора не менее трех врачей-эпидемиологов (паразитологов) и не менее трех санитарных врачей вместо отдела госсанэпиднадзора могут быть образованы два отдела — отдел гигиены и отдел эпидемиологии с соответствующими отделениями; — отдел лабораторного контроля с отделениями санитарно-гигиеническим, микробиологическим; — бухгалтерия, отдел хозяйственного обеспечения, другие подразделения вспомогательного назначения.

Координацию деятельности структурных подразделений учреждения рекомендуется возложить на заместителя главного врача ЦГСЭН — заместителя главного государственного санитарного врача по территории. При необходимости вместо отделений могут образовываться отделы с непосредственным подчинением главному врачу или его заместителю.

В городах, районах с суммарным населением более 200 тысяч человек: — отдел эпидемиологии с отделениями — противоэпидемическим, паразитологическим; — отдел гигиены с отделениями гигиены питания, гигиены труда, гигиены детей и подростков, коммунальной гигиены, при необходимости — отделения радиационной гигиены, гигиены лечебно-профилактических учреждений, при наличии на территории пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации — санитарно-карантинное отделение (пункт); — отдел социально-гигиенического мониторинга с отделениями изучения здоровья населения, программно-аппаратного обеспечения; — отдел лабораторного контроля с отделениями санитарно-гигиеническим, физических факторов, микробиологическим, физико-химических методов исследования; — бухгалтерия; — отдел хозяйственного обеспечения; — канцелярия; — другие подразделения вспомогательного назначения.

Координацию деятельности структурных подразделений учреждения осуществляют один или два заместителя главного врача ЦГСЭН — заместителя главного государственного санитарного врача по территории.

Должность заместителя главного врача по административно-хозяйственной работе вводится в центрах государственного санитарно-эпидемиологического надзора при суммарной численности населения более 500 тысяч человек.

Структура центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городах с районным делением, имеющих центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в районах не приводится, так как в соответствии с Концепцией развития государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации указанные учреждения должны быть преобразованы путем присоединения к ним центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора в районах города.

В случае создания в структуре межрайонного центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора подразделений (отделов) для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в других районах зоны деятельности межрайонного ЦГСЭН, руководство этим подразделением следует возложить на заместителя главного врача ЦГСЭН — заместителя главного государственного санитарного врача.

Основным видом деятельности центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, регионах на транспорте (второй уровень) является организация государственного санитарно-эпидемиологического надзора на территории субъекта Российской Федерации, региона на транспорте, методическое руководство и контроль за работой подчиненных центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора. В отдельных случаях допускается выполнение этими учреждениями ряда функций учреждений первого уровня по осуществлению отдельных видов госсанэпиднадзора или его элементов, таких как рассмотрение материалов и подготовка санитарно-эпидемиологических заключений по вопросам планировки и застройки населенных пунктов, осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора за применением источников ионизирующих излучений, условиями труда рабочих крупных промышленных предприятий.

В структуре центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора субъектах Российской Федерации, регионах на транспорте образуются следующие подразделения:

Подразделения информационно-аналитического профиля: — отдел социально-гигиенического мониторинга с отделениями изучения здоровья населения, программно-аппаратного обеспечения; — отдел организации госсанэпидслужбы с отделениями организации и планирования деятельности службы, подготовки и использования кадров, метрологии и стандартизации, гигиенического воспитания и обучения;

Подразделения организации госсанэпиднадзора: — отдел гигиены с отделениями коммунальной гигиены, гигиены детей и подростков, гигиены труда, гигиены питания, гигиены лечебно-профилактических учреждений, радиационной гигиены; — отдел эпидемиологии с отделениями эпидемиологическим, особо опасных инфекционных болезней, паразитологическим, санитарно-карантинным; — отдел организации лабораторного контроля с лабораториями санитарно-гигиенической, микробиологической (включая отделения вирусологическое, паразитологическое, особо опасных инфекций), физических факторов, токсикологической, физико-химических методов исследования.

В составе этого отдела может быть образован территориальный орган по аккредитации, испытательный лабораторный центр.

Подразделения, обеспечивающие деятельность учреждений службы — общий отдел, — бухгалтерия с ревизионным отделом, — планово-экономический отдел, — транспортный отдел, — отдел материально-технического обеспечения и строительства, — отдел ГО и ЧС, — юридический отдел, — отдел общественных связей, — другие подразделения.

В случае, если центр госсанэпиднадзора второго уровня непосредственно осуществляет функции госсанэпиднадзора по одному из разделов для этого могут создаваться специальные подразделения.

Координацию деятельности структурных подразделений учреждения по каждому из направлений осуществляют заместители главного врача ЦГСЭН — заместители главного государственного санитарного врача по территории.

Также в центрах государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, регионах на транспорте вводятся должности заместителя главного врача по административно-хозяйственной работе, заместителя главного врача по экономике.

Приведенные перечни и названия структурных подразделений носят рекомендательный характер и могут дополняться и уточняться с учетом конкретных условий деятельности учреждения, при этом введение дополнительных подразделений и должностей руководителей должно быть соответствующим образом обосновано.

В отдельных случаях для улучшения госсанэпиднадзора на отдельных территориях, рационального использования кадров и материально-технических ресурсов на один из ЦГСЭН в городе (районе) возлагаются функции по выполнению некоторых видов работ, как правило по лабораторному и инструментальному контролю для рядом расположенных ЦГСЭН — так называемые зональные ЦГСЭН. Как показывает практика, для того, чтобы эта задача выполнялась в полном объеме, требуется строгое административное регулирование — четкое, документальное распределение обязанностей, дополнительное финансирование зонального ЦГСЭН, регулярный контроль качества и количества выполняемой работы и т.д. Каких либо изменений в структуру зонального ЦГСЭН в таких случаях вносить как правило не требуется.

Структура центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора вводится приказом главного врача центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора. В случае если вновь вводимая структура предполагает изменения, которые влекут за собой временный или постоянный перевод работников на другую работу или их высвобождение, в приказе следует указать меры, предусмотренные соответствующими статьями Кодекса законов о труде Российской Федерации. Аналогичный порядок применяется и при внесении изменений, дополнений в структуру центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Также приказом главного врача центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора утверждаются положения о структурных подразделениях. В положении указывается наименование структурного подразделения, место подразделения в общей структуре центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора, перечисляются функции, выполнение которых возложено на подразделение, а также подчиненность, права, полномочия и ответственность руководителя структурного подразделения.

Методические рекомендации подготовлены в Департаменте госсанэпиднадзора Минздрава России (Шестопалов Н.В.) с учетом предложений центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, регионов на транспорте.

Оцените статью
Единый реестр видов контроля