Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора» Управления делами Президента Российской Федерации входит в единую централизованную систему органов учреждений государственного санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, основной целью деятельности которого является обеспечение проведения государственного санитарно-эпидемиологического надзора на подведомственных Управлению делами объектах.
Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора Управления делами Президента Российской Федерации, как учреждение санитарной службы, был образован 18 февраля 1919 года, когда правительством Российской Федерации было учреждено Управление санитарного надзора Кремля. Именно в этот день были подписаны Народным комиссаром здравоохранения Н.А. Семашко Устав Управления санитарного надзора Кремля и план организации санитарного надзора Кремля.
В плане нашли отражение основные положения по организации санитарного дела, борьбе с заразными болезнями, организации профилактических прививок среди населения, дезинфекционному делу и пропаганде гигиенических знаний. Следует отметить, что в этот период в стране и, в частности, Москве сложилась чрезвычайная эпидемическая обстановка. Небывалая разруха, тяжелые материально-бытовые условия, слаборазвитая сеть медико-санитарных учреждений обуславливали высокую заболеваемость и смертность. Инфекционные заболевания носили массовый характер. Холера и тифы уносили огромное количество жизней. Каждый четвертый ребенок умирал на первом году жизни.
Зарождающиеся органы здравоохранения были еще в то время слабыми, а меры по оказанию медицинской помощи руководителям государства надо было принимать самые действенные и неотложные. Поэтому в Кремль для организации санитарного надзора по указанию управляющего делами Совнаркома М.А Бонч-Бруевича и первого народного комиссара здравоохранения Н.А. Семашко был направлен врач Я.Б. Левинсон, под непосредственным руководством которого в дальнейшем формировалась и работала санитарная служба Кремля.
Для наблюдения за санитарным состоянием обслуживаемых объектов был организован «Институт санитарных надзирателей», куда входили фельдшера-помощники санитарных врачей, санитарные инструкторы, а впоследствии и санитарные врачи. Дезбюро и Институт санитарных надзирателей были со временем реорганизованы в санитарный и дезинфекционный отделы. В 1921 году дезотряд был преобразован в санитарно-эпидемиологический отдел в составе 1 санитарного врача, 2 помощников санитарного врача, 1 дезинструктора и 15 дезинфекторов. Работа санэпидотдела была сосредоточена в направлении улучшения санитарного состояния Кремля, домов ВЦИК, гостиниц и других объектов. Было введено регулярное плановое обследование объектов надзора и проведение профилактических дезинфекционных работ.
Значение организации санитарно-противоэпидемических учреждений в Кремле чрезвычайно велико не только потому, что было спасено от инфекции кремлевское население, но еще и потому, что опыт успешной борьбы с эпидемиями в Кремле помогал при решении вопросов организации противоэпидемических мероприятий в целом по стране. Опыт санитарной службы Кремля был применен впоследствии на практике в других городах страны и в первую очередь в Москве.
Важным документом, определившим дальнейшее развитие санитарной службы Кремля, явилось подписанное Н.А Семашко 26 апреля 1921 года «Положение о санитарном управлении Кремля и домов ВЦИК» № 96 § 5. Уже в 20-е годы произошло расширение сети лечебно-профилактических учреждений, их реконструкция, развитие специализации и профилизации лечебных учреждений, укрепление их материально-технической базы. Все это потребовало и от санитарной службы управления перестройки своей деятельности, совершенствования методов работы, штатно-структурных изменений. Появились новые направления в работе, такие, как предупредительный санитарный надзор за строящимися и реконструируемыми объектами.
Увеличился объем работ по дезинфекции и дератизации, эпидемиологическая работа выделилась в самостоятельную область деятельности санитарной службы.
Основные усилия санитарной службы Кремля в этот период были направлены уже не на борьбу с эпидемиями, как это было ранее, а на профилактику распространения инфекционных заболеваний. 1925-1940 годы были периодом роста и совершенствования санитарной службы Крем¬ля, совершенствованием форм и методов профилактической работы. В период Великой Отечественной войны санэпидслужба санитарного управления Кремля обеспечивала санитарно-противоэпидемический надзор объектов, как расположенных в Москве, так и в городе Куйбышеве, куда была эвакуирована часть правительственных учреждений. Во многом благодаря четкой и оперативной организации работы всех звеньев санитарной службы удалось избежать возникновения эпидемий, распространения инфекционных заболеваний среди прикрепленного контингента в эти трудные для страны годы. Именно в этот период выявился основной недостаток в структуре санитарного отдела Лечебно-санитарного управления Кремля — отсутствие лабораторной базы, которая, как известно, является «клиникой» санитарного врача. Инструментальные методы гигиенических исследований для объективной оценки санитарного состояния объектов практически не применялись в связи с отсутствием необходимых приборов и аппаратов. Развитие санитарной службы и ее оснащение необходимым оборудованием, приборами, аппаратами осуществлялись крайне медленно.
К 1954 году санитарный отдел насчитывал 76 человек, из них: 29 врачей, 3 помощника санитарного врача, 2 химика, 23 дезинфектора и 19 административно-хозяйственных работников. В структуре санотдела были лишь санитарная группа и дезбюро. Лабораторную службу представляли так называемая пищевая лаборатория, где работали врач по гигиене питания и один лаборант, водно-воздушная лаборатория из двух химиков и 5 лаборантов. Три специалиста этой лаборатории размещались в Кремле, в помещении, называемом «подкачкой», где проводили краткие химические анализы питьевой воды. Бактериологические анализы производились в клинико-диагностической лаборатории Управления. Санитарные врачи отдела были слабо оснащены для проведения инструментальных исследований. Давая санитарные заключения, они полагались в основном на свои органы чувств, а не на объективные лабораторно-инструментальные данные. Такой уровень работы уже не мог удовлетворить в деле обеспечения санитарно-эпидемиологического обслуживания контингента. Требовалась коренная перестройка санитарной службы Управления.
25 декабря 1954 г. на основании решения Минздрава СССР приказом начальника Четвертого главного управления (№ 760-Л) санитарный отдел был реорганизован в Санитарно-эпидемиологическую станцию Управления.
Возглавляла ее в этот период вплоть до 1959 года Прасковья Константиновна Королькова, много сделавшая для ее развития. В частности, была создана лабораторная служба, которая постоянно развивалась и совершенствовалась. В основу построения структуры Санэпидстанции был положен принцип единого отделения, который сохранен и сегодня.
Значительного развития Санэпидстанция достигла благодаря энергии и стараниям профессора, а затем члена-корреспондента РАМН Зарубина Георгия Петровича, возглавившего ее в 1962 году и бессменно руководившего ею до 1992 года. За это время были построены практически по типовому проекту два новых здания Санэпидстанции, основательно окрепла материально-техническая база, позволившая организовать ряд специализированных подразделений и построить работу по-новому, с учетом современных требований гигиенической науки. Впервые были созданы такие специализированные подразделения, как отделение эвакуации инфекционных больных, отделение токсико-химических исследований. В 1970 году был организован отдел особо опасных инфекций с лабораторией и прививочным пунктом. В 1975 году в штат санэпидстанции была передана так называемая контрольная лаборатория спецназначения. Проведенные в последующем реорганизация и переоснащение этого подразделения позволили поднять его работу на качественно более высокий уровень. В начале 1978 года в Санэпидстанции было организовано отделение питательных сред, обеспечивающее диагностические лаборатории всех ведомственных лечебно — профилактических учреждений питательными средами. В эти годы были организованы санэпидотделения в Крыму, на Черноморском побережье Кавказа, Кавказских Минеральных водах, на Волге, в задачу которых входит обеспечение санитарно-эпидемиологического надзора за курортами. Проводилась планомерная работа по подбору, расстановке и обучению кадров.
С принятием в апреле 1991 года Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в 1992 году произошла очередная реорганизация Санэпидстанции в Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора Медицинского центра Управления делами Президента РФ.
С 1992 г. по 2005 г. учреждением руководил главный врач, кандидат медицинских наук, Заслуженный врач РФ Тулупов Василий Павлович. В этот период благодаря руководству Медицинского центра и при активном содействии Государственного комитета санэпиднадзора Российской Федерации ему удалось добиться правительственного распоряжения об отнесении нашего учреждения к единой системе органов и учреждений Государственной санитарно-эпидемиологической службы страны, оставаясь в составе учреждений ведомства.
Принятый Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в 1999 году, Постановление Правительства № 554 от 24 июля 2000 года, утвердившее «Положение о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации», окончательно закрепили статус нашего учреждения как государственной санитарно-эпидемиологической службы Управления делами Президента Российской Федерации.
Решение этого вопроса для нас было крайне важно и необходимо, так как впервые должностные лица и специалисты Центра получили права, предусмотренные Законом РФ, для успешного решения задач по осуществлению государственного санитарного надзора на объектах.
С 2005 года Центром руководил кандидат медицинских наук, доцент, Заслуженный врач РФ Чанков Сергей Васильевич. С марта 2014 года Центр возглавляет Мальцев Вадим Викторович.
За последние годы наше учреждение превратилось в крупное многопрофильное научно-практическое учреждение, способное успешно и на высоком уровне решать поставленные перед ним задачи. В настоящее время под контролем Центра госсанэпиднадзора находится свыше 300 объектов санитарного надзора, в том числе, лечебно-профилактические учреждения (стационары и поликлиники), санаторно-курортные и оздоровительные комплексы, детские и подростковые образовательные учреждения, предприятия пищевой промышленности, торговли, общественного питания, общественные здания и сооружения. Под наблюдением специалистов Центра сегодня находятся такие учреждения, как Дом Правительства Российской Федерации, Государственная Дума, Совет Федерации, Конституционный Суд, Верховный Суд, Счётная палата, Центризбирком и многие другие объекты, требующие повышенного внимания. Ежедневно на объекты направляются бригады специалистов для проведения исследований воды, воздуха, пищи, освещенности и уровня шума, проверки строительных материалов строящихся и реконструируемых объектах. Ежегодно специалистами учреждения осуществляется не менее 900 выездов.
Центр успешно осуществляет не только государственный санитарно-эпидемиологический надзор за деятельностью учреждений и организаций, подведомственных Управлению делами Президента Российской Федерации, но и выполняет большой объём лабораторных исследований, направленных на определение всевозможных вредных для здоровья и жизни человека, веществ, содержащихся в окружающей среде. Проводятся диагностические лабораторные исследования по выявлению и идентификации возбудителей острых кишечных, воздушно-капельных инфекций, вирусных заболеваний, особо опасных и паразитарных заболеваний. Наши лаборатории являются лабораторной базой для обследования контингента практически всех лечебно-профилактических учреждений Управления делами Президента РФ.
Лабораторные подразделения оснащены современным высокоэффективным лабораторным оборудованием, аналитическими приборами, аппаратами, инструментами, отвечающими требованиям передовых лабораторных технологий, такими как, автоматические иммуноферментные и микробиологические анализаторы, термоциклеры, хромато-масс-спектрометры и др. Специалисты лабораторий ежегодно осваивают и внедряют в практику до 10 новых современных методов и методик лабораторно-инструментальных исследований и измерений, что позволяет значительно расширить спектр лабораторных исследований, а также отойти от классических, рутинных методов, занимающих большое количество времени, к современным инновационным экспресс-методикам, особенно актуальным при возникновении экстренных эпидемиологических ситуаций на подведомственных объектах. Общее количество лабораторных исследований за год составляет около 250 тысяч единиц по более чем 500 наименованиям.
В санитарно-бактериологической лаборатории проводятся исследования по определению безопасности пищевых продуктов, питьевой воды, воздуха. Здесь также проводят исследования на стерильность хирургического, шовного материала, инструментов, используемых в подконтрольных нам медицинских учреждениях. Лаборатория оснащена всем необходимым для оперативной работы: современным аналитическим оборудованием, реактивами и средами. Каждое утро специалисты оперативных подразделений выезжают с проверками на контролируемые объекты и доставляют отобранные пробы для лабораторных исследований. Заключение по исследованиям выдается в течение 3-4 дней. Наша лаборатория имеет современный амплификатор для определения генно-модифицированных компонентов в продуктах питания.
В лаборатории гигиены питания изучается химический состав пищевых продуктов и полнота вложения жиров, белков, углеводов, сбалансированность пищевого рациона по необходимым ингредиентам, микроэлементам, витаминам и т.д., определяется также наличие солей тяжелых металлов в продуктах питания. Строгий контроль осуществляется и при проверке овощей, специалисты следят – не превышено ли в продукции содержание нитратов, других вредных для организма человека химических веществ.
Большая работа проводится нами по контролю за работой лечебно-профилактических учреждений, использующих в своей работы открытые и закрытые источники ионизирующего излучения. Основной задачей является контроль за состоянием радиационной безопасности пациентов и персонала, работающего с источниками излучения.
Наибольшее внимание в целях комплексной оценки степени облучения контингента уделяется определению радиационно-опасных факторов таких, как содержание радона в воздухе, содержание радионуклидов в строительных и отделочных материалах, в лечебной воде, а также в продуктах питания. Кроме того, за последние годы в 2,3 раза возросло количество инструментальных измерений физических факторов, среди них измерения параметров электромагнитного излучения радиоволнового диапазона, лазерного излучения, электростатических зарядов и др., в несколько раз увеличился объем лабораторных исследований по определению радионуклидов в объектах окружающей среды (атмосферный воздух и осадки, вода открытых водоемов, грунты и растительный слой почвы и др.). На основании проведенных исследований нами не было зарегистрировано изменений радиационного фона в учреждениях и на территориях учреждений подведомственных Управлению делами и превышения показателей естественного радиационного фона.
Особое внимание специалистами Центра уделяется учету и анализу доз облучения пациентов и медперсонала при проведении рентгенорадиологических исследований.
На вооружении специалистов – радиологов состоит современное портативное переносное оборудование, позволяющее проводить в экстремально короткое время анализ всех объектов внешней среды (воздух, почва, осадки, пищевые продукты, вода питьевая и т.д.) на содержание радионуклидов с определением степени радиационной опасности для людей, разработку защитных и профилактических мероприятий (Мобильная система радиационного контроля фирмы «Канберра индастриз инк.»).
Этот мобильный комплекс радиационного контроля эффективно использовался для обеспечения санитарно-радиационной безопасности участников и гостей Саммита, он не имеет аналогов среди отечественных и зарубежных производителей и позволил в режиме он-лайн (с оперативностью 5-10 сек) регистрировать изменение радиационной обстановки с определением радиоизотопного состава как в атмосферном воздухе (в обычных условиях определение радиоактивных элементов происходит в течение 5 дней), пищевых продуктов (обычные условия – 3 дня), питьевой воды (обычные условия – 7 дней), регистрации индивидуальных доз облучения людей (не менее 6-12 рабочих дней) с расчетом внешнего и внутреннего облучения.
Специалисты отделения дезинфектологии и паразитологии ежегодно осуществляют дезинфекционно — дератизационных работы на площади более чем в 1,5 млн. кв. м. Подразделением камерной дезинфекции обрабатывается более 25 тонн постельных принадлежностей.
Сотрудники отделения питательных сред готовят по заказам лабораторий лечебно-профилактических учреждений более 7 000 л сред в год.
Специалисты Центра постоянно поддерживают связь с ведущими профильными НИИ страны. Многие специалисты Центра ведут педагогическую работу со студентами факультета фундаментальной медицины МГУ и слушателями Факультета последипломного профессионального образования Первого МГМУ им Сеченова.
Сегодня в Центре работают сертифицированные специалисты, более 80% из которых имеют квалификационные категории, в большинстве своем высшую, 7 кандидатов медицинских наук, 1 заслуженный врач РФ, 20 отличников здравоохранения, 4 отличника госсанэпидслужбы, 1 почетный работник госсанэпидслужбы, 7 человек награждены значком Медицинского центра УД Президента РФ «За добросовестный труд», 2 человека имеют ордена Знак почета и Дружбы.
Подводя итоги пройденного пути, можно с уверенностью утверждать, что развитие санитарной службы Кремля, а сегодня ФГБУ «Центр госсанэпиднадзора» Управления делами Президента РФ, происходило от небольшой примитивно оснащенной санитарно-эпидемиологической организации до крупного многопрофильного научно-практического учреждения, способного успешно решать возложенные на него задачи по санитарно-эпидемиологическому обеспечению работников высших органов Федеральной власти и управления страны.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 ноября 2020 года; проверки требуют 56 правок.
Руководитель Роспотребнадзора имеет равнозначное специальное название должности — Главный государственный санитарный врач Российской Федерации.
ИсторияПравить
1933 — Государственная санитарная инспекция (ГСИ) РСФСР;
1935 — Всесоюзная Государственная санитарная инспекция (ВГСИ) при Совнаркоме СССР;
1936 — в составе Наркомздрава СССР;
- 1963—1991 — Государственная санитарно-эпидемиологическая служба СССР (воссоздаётся отдельная независимая от лечебных учреждений централизованная структура);
- 1991—2004 — Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации (Госсанэпиднадзор);
- 1993—2004 — Государственная инспекция по торговле, контролю качества товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекция).
XIX — начало XX века
Врачебно-санитарное дело в России во времена своего зарождения в начале XIX века находилось под управлением департамента («полиции медицинской») Министерства полиции. С 1826 года управление медициной и народным хозяйством было подчинено императорскому Министерству внутренних дел.
В губерниях имелись подчиненные медицинскому департаменту врачебные управления, осуществлявшие врачебно-полицейские задачи «по предотвращению причин, служивших источниками болезней населения», врачебно-хозяйственную деятельность «по лечению больных путём устройства больниц и обеспечения их работы», а также судебно-медицинскую деятельность.
Работа врачебных управлений регламентировалась сперва Инструкцией 1797 года, данной врачебным управам, а затем созданным на её основе Врачебным уставом 1857 года, в котором значились вопросы санитарного надзора, наблюдения за чистотой в городах и съестными припасами, издание правил и наставлений по соблюдению «народного здоровья» в губернии, участие в обсуждении устройства новых фабрик и заводов в медицинском отношении, контроль за помещениями и жильём рабочих, пищей, напитками.
Штатными работниками губернских врачебных управлений были городские и уездные врачи, осуществлявшие судебно-медицинскую работу, борьбу с заразными болезнями, примитивный санитарный надзор. В городах эту работу осуществляли городские врачи, количество которых зависело от полицейских участков города.
Во второй половине XIX века забота о народном здравоохранении (в основном, в сельской местности) перешла к органам земской медицины. Одним из важных мероприятий земской медицины были массовые санитарно-статистические исследования заболеваемости, физического развития и демографии с целью улучшения санитарии в России и организации медицинской помощи крестьянству. В процессе деятельности земских учреждений и городских самоуправлений перед ними встал вопрос о создании независимой от Медицинского департамента МВД врачебно-санитарной организации.
Первая земская санитарная организация в России была организована в Перми в 1872 году. К 1913 году из 93 губерний только в 30 были санитарные организации, в которых работало 257 врачей: 70 участковых санитарных врачей, 24 эпидемиолога, в 49 городах из 1063 работали лаборатории.
15 сентября 1922 года издан декрет Совета народных комиссаров РСФСР «О санитарных органах республики», который считается днем создания санитарно-эпидемиологической службы. В СССР первая санэпидстанция была создана в Гомеле (Белорусская ССР) 27 октября 1922 года. Первый закон «О санитарных органах республики» был принят Совнаркомом РСФСР 19 февраля 1927 года, а 27 октября 1927 года были приняты положения, согласно которым значительно расширились права и функции санитарных органов, устанавливались дифференцированные нормативы обеспечения районов и городов санитарными кадрами, бактериологическими лабораториями и дезинфекционными станциями. Важнейшим обязательным элементом стал предупредительный санитарный надзор на всех этапах промышленного и жилищно-гражданского строительства.
В 1933 году произошло разделение функций санитарно-эпидемиологической службы — при сохранении санитарно-эпидемиологических станций была организована Государственная санитарная инспекция, осуществлявшая общее руководство санитарно-эпидемиологической работой, а также предупредительный санитарный надзор. В начале 50-х годов Государственная санитарная инспекция была ликвидирована. Дальнейшее развитие санитарно-эпидемиологическая служба получила в 1963 году, когда постановлением Совета Министров СССР было утверждено новое «Положение о Государственном санитарном надзоре в СССР».
В начале 1990-х открылась новая страница в современной истории России и в истории санитарно-эпидемиологической службы в частности. Впервые за годы существования службы Верховным Советом РСФСР был принят Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», который внес принципиальные изменения в содержание государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Прежде всего, было, наконец, узаконено само понятие санитарно-эпидемиологического благополучия, узаконены санитарные требования, определены права и обязанности юридических лиц и граждан в рамках санитарного законодательства, установлена ответственность за его невыполнение. Именно с этого времени и именно этот закон дал толчок к использованию в практике санитарно-эпидемиологического надзора научно-обоснованных методов, позволяющих установить корреляционные связи между факторами среды обитания и состояния здоровья населения. Сформировалось правовое и научное обоснование использования социально-гигиенического мониторинга для разработки мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В дальнейшем это нашло отражение в создании национальных программ, проектов законов, принятия управленческих решений.
Параллельно с санэпиднадзором развивалась и сфера защиты прав потребителей. В 1993 году при Комитете РФ по торговле была создана Государственная инспекция по торговле, контроле качества товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекция). Инспекция многократно переходила из подчинения одного органа другому, а в 2000 году стала структурным подразделением Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации. Полномочия Госторгинспекции с 1993 года не изменялись и включали в себя государственный контроль за соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, порядком применения цен по отдельным группам товаров, качеством и безопасностью товаров народного потребления, а также деятельность по искоренению злоупотреблений в торговле, общественном питании и недопущению поступлений на потребительский рынок недоброкачественных товаров.
Предельная численность работников центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в количестве 238 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий) и территориальных органов в количестве 20098 единицы (без персонала по охране и обслуживанию зданий).
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека имеет территориальные Управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, которые были созданы путём реорганизации в 2004 году территориальных Центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора по субъектам РФ.
В структуре Роспотребнадзора находится Федеральный Центр гигиены и эпидемиологии (ЦГиЭ) с территориальными учреждениями по субъектам РФ, которые обеспечивают деятельность Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Кроме того, к Роспотребнадзору относится множество научно-исследовательских институтов, противочумных и дезинфекционных станций, ведомственные санитарно-эпидемиологические службы.
ФункцииПравить
Федеральной службе передана часть функций Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерства по антимонопольной политике Российской Федерации.
Федеральная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, защиты прав потребителей на потребительском рынке.
Правовые основы деятельности Федеральной службы установлены федеральными законами «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О защите прав потребителей», другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Федеральная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иными организациями.
Структура службыПравить
Структура Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека представлена Центральным аппаратом, включающим: руководство и помощников, пресс-службу и управления (санитарного надзора; эпидемиологического надзора; защиты прав потребителей; организации деятельности; научного обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и международной деятельности; кадров, профилактики коррупционных и иных правонарушений и последипломного образования; делами; инвестиционного развития и управления государственным имуществом; правовое; финансово-экономическое).
Центральному аппарату подчинены:
- Научно-исследовательские институты и центры гигиенического и эпидемиологического профиля
- Противочумные учреждения
- Санэпидслужбы министерств и ведомств (Министерство обороны, Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности, Федеральная служба охраны, Управление делами Президента, Главное управление специальных программ Президента, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральное медико-биологическое агентство). Представлены главными и окружными центрами госсанэпиднадзора (ЦГСЭН), их филиалами и санитарно-эпидемиологическими лабораториями.
Классные чины и форменная одеждаПравить
- Грузинское вино, 2008 г. — Конфликт в Южной Осетии
- Молдавское вино и коньяк, 2013 — переговоры Молдовы о вступлении в ЕС
- Шоколадные конфеты с Украины, 2013 г. — конфликт в Донбассе
- Вино из Черногории, 2017 — вступление Черногории в НАТО
Ведомственные наградыПравить
- Памятные медали «90 лет Госсанэпидслужбе России». «95 лет Госсанэпидслужбе России»
- Почётная грамота Роспотребнадзора
- Благодарность руководителя Роспотребнадзора
- Нагрудный знак «Почётный работник Роспотребнадзора»
Интересные фактыПравить
- Профилактическая медицина
- Гигиена
- Эпидемиология
- Centers for Disease Control and Prevention (CDC) — структура в Министерстве здравоохранения и социальных служб США, родственная Роспотребнадзору
- Chinese Center for Disease Control and Prevention (CCDC) — схожая структура в Национальной комиссии здравоохранения КНР
- Inspectie Gezondheidszorg en Jeugd (IGJ) — Инспекция по охране здоровья и молодёжи Министерства здравоохранения, социального обеспечения и спорта Нидерландов
- Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
- Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
- Закон о защите прав потребителей
- Санитарно-эпидемиологические правила
- Структура федеральных органов исполнительной власти России (2000—2008)
- День работников санитарно-эпидемиологической службы
ЛитератураПравить
- Ковшило В. Е., Зайченко А. И., Кошелев Н. Ф., Стан В. В. Санитарный надзор // Большая медицинская энциклопедия, 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия. — Т. 22.
- Бургасов П. Н., Сумароков А. А. Санитарно-эпидемиологическая служба // Большая медицинская энциклопедия, 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия. — Т. 22.
- Федеральный закон РФ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г.).
- Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей».
- Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека».
- Приказ Роспотребнадзора от 31.01.2007 г. № 23 «Об утверждении Правил ношения форменной одежды для руководства, иных должностных лиц центрального аппарата и территориальных органов Роспотребнадзора».
СсылкиПравить
- — официальный сайт Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
- Официальный сайт ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора
- Официальный сайт ФБУН Центрального НИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора
- История образования Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве
- Официальный сайт Санитарно-Эпидемиологической Службы г Москвы
- «Санкционный смотритель» о запретах на ОНТ