СУЩНОСТЬ, ОБЪЕКТЫ И МЕТОДЫ ВЕТЕРИНАРНОГО НАДЗОРА
Под ветеринарным надзором понимают систему непрерывного контроля, осуществляемого ветеринарными специалистами в различных отраслях народного хозяйства. Цели ветеринарно-санитарного надзора:
— предотвращение и пресечение нарушений ветеринарно-санитарных правил;
— предупреждение последствий, связанных с нарушением ветеринарно-санитарных правил;
— обеспечение производства безопасной продукции животного происхождения;
— предотвращение возникновения и распространения заболеваний животных;
— охрана здоровья людей от болезней, общих для человека и животных.
Организация ветеринарного надзора регламентирована ветеринарным законодательством, в котором изложены основные положения государственного ветеринарного надзора, ветеринарно-санитарные правила для различных типов животноводческих хозяйств.
Государственный ветеринарный надзор осуществляют:
— Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору;
— Управление ветеринарного надзора и территориальные органы;
— государственные ветеринарные учреждения (станции по борьбе с болезнями животных, участковые ветеринарные лечебницы, ветеринарные участки и пункты, государственные ветеринарные объединения, лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы, пограничные контрольные ветеринарные пункты и т. д.).
Функции государственного ветеринарного надзора:
— выявление причин и условий возникновения и распространения заразных и массовых незаразных болезней животных;
-организация противоэпизоотических мероприятий, включая мероприятия по предупреждению и ликвидации очагов болезней, общих для человека и животных, мероприятий по охране территорий Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств и контроль за их выполнением;
— разработка ветеринарных правил, других нормативных актов, обязательных для выполнения при ведении животноводства, содержании животных, производстве, хранении, перевозке и реализации продукции животного происхождения;
— контроль за проведением предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами организационно-производственных и ветеринарно-профилактических мероприятий, за соблюдением ими действующих ветеринарных правил;
— установление порядка производства и применения в ветеринарии биологических, химических и других препаратов; проведение специальных мероприятий по защите животных от поражающего воздействия экстремальных факторов, природных и техногенных катастроф;
— осуществление мер по пресечению нарушений ветеринарного законодательства РФ и применение санкций, установленных Законом Российской Федерации «О ветеринарии», Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и кодексами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Государственный ветеринарный надзор осуществляется следующими должностными лицами:
— Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации — заместителем руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, который назначается на должность и освобождается от нее Правительством Российской Федерации;
— главными государственными ветеринарными инспекторами субъектов Российской Федерации, районов, городов, которые назначаются и освобождаются от должности руководителями вышестоящих по отношению к ним органов исполнительной власти в области ветеринарии;
— начальниками отделов государственного ветеринарного надзора территориальных управлений Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору — главными государственными ветеринарными инспекторами этой службы, которые назначаются на должность и увольняются руководителями территориальных управлений.
Государственный ветеринарный надзор на объектах Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ осуществляют ветеринарные инспектора этих министерств, действующие согласно положениям о ветеринарном надзоре в системе перечисленных министерств. Государственный ветеринарный надзор на животноводческих фермах хозяйств разных форм собственности осуществляют специалисты государственных ветеринарных учреждений.
Объектами ветеринарного надзора являются:
— животноводческие хозяйства, в них все виды животных, в том числе зверей, птиц, рыб; помещения для животных; прифермские территории; навозохранилища; пастбища; водоемы; силосные сооружения; кормокухни; фуражные склады; предметы ухода за животными; транспортные средства (повозки, сани, упряжь, автомашины, тракторы); корма для животных; продукция животного происхождения; убойные пункты; утильустановки; скотомогильники; биотермические ямы;
— базы для передержки скота, скотооткормочные пункты; базы и склады фуража;
— на транспорте и государственной границе — транспортные средства (вагоны, суда, баржи, самолеты, автомашины) для перевозки животных, продукции животного происхождения; погрузочно-разгрузочные площадки и оборудование; водопойные колонки; места для обезвреживания навоза; пути перегона и перевозки животных; животные, мясо, рыба, яйца, сырье, фураж;
— рынки и пристанционные базары; места торговли скотом, продуктами; скот, мясо, молоко, рыба, мясные, молочные, рыбные, другие продукты животного происхождения; мед, грибы, другие растительные продукты;
— предприятия по убою и переработке скота и птицы: территория, помещения, склады, погрузочные и разгрузочные площадки, водоснабжение, канализационное оборудование, транспорт, животные, полуфабрикаты, консервные и колбасные изделия, шкуры, кости, рога, копыта, конский волос, каныга;
— предприятия по заготовке и переработке молока и молочных продуктов: молокосливные пункты, молочные, сыро- и брынзоваренные заводы, комбинаты;
— предприятия по заготовке, хранению и переработке сырья животного происхождения: заготовительные базы, приемные пункты, заводы по переработке кожевенного сырья, шубные предприятия, шерстеперерабатывающие заводы, костеобрабатывающие и утилизационные заводы.
В нашей стране приняты следующие методы ветеринарно-санитарного надзора:
— наблюдение за объектами ветсаннадзора; проверка, обследование, осмотр;
— специальные исследования;
— ветеринарно-санитарная оценка (экспертиза) объектов;
— проверка соответствующих документальных данных.
Наблюдение — самый доступный метод ветеринарного надзора в сельскохозяйственных предприятиях, крестьянских, фермерских хозяйствах и на других животноводческих предприятиях. Ветеринарные специалисты ведут наблюдение за соблюдением ветеринарно-санитарных правил содержания и кормления животных, карантинных правил, правил погрузки животных и продуктов в вагоны, автомашины и т. д.
Проверка, обследование, осмотр — более фундаментальный метод ветеринарно-санитарного надзора, осуществляемый в животноводческих хозяйствах, на предприятиях по заготовке, переработке, хранению продукции животного происхождения. Проверяют, обследуют ветеринарно-санитарное состояние объектов, соблюдение ветеринарно-санитарных правил, установленной технологии производства и т. д.
Специальные исследования осуществляют ветеринарные специалисты для определения благополучия продукции животного происхождения по особо опасным болезням, передающимся человеку. Исследуют воду, корма для их ветеринарно-санитарной оценки. Специальные исследования проводят также при возникновении подозрения на недоброкачественность продуктов и т. д.
Ветеринарно-санитарная экспертиза (оценка) является основным методом ветеринарно-санитарного надзора, осуществляемым в мясной, молочной промышленности, на рынках и других объектах. Она имеет решающее значение для предотвращения реализации недоброкачественных продуктов питания человека.
Проверка документов (ветеринарных свидетельств, сертификатов, справок, актов обследования хозяйств, предприятий, протоколов вскрытия трупов животных и т. д.) является достаточно эффективным методом установления благополучия хозяйств, предприятий, населенных пунктов. Ее используют при заготовке, транспортировке животных, продукции животного происхождения, при комплектовании хозяйств, экспорте, импорте животных, продуктов, кормов и кормовых добавок.
Поиск по сайту:
Главная
О нас
Популярное
ТОП
Новые страницы
Случайная страница
Изречения для студентов
Пожаловаться на материал
Обратная связь
FAQ
Состав структура и динамика расходов и доходов на примере МО ГО Орг структура.docxЛекция 1. Психологическая структура личности и психологические.p. Анализ статьи 10 Структура системы образования..docxСоциальная структура древнерусского государства.docxОТВЕТЫ.Цивилизационные факторы формирования современного государТипы и структура уроков по ФГОС (1).docxПо приходу на учебную практику я переоделась в санитарную одеждуКурсовая по Истроии Государственного управления Кризис государстМеханизм государства понятие, структура, принципы организации и
13. Задачи ветеринарии в Российской Федерации
- подготовка специалистов в области ветеринарии, производство препаратов и технических средств ветеринарного назначения, а также организация научных исследований по проблемам ветеринарии;
- контроль за соблюдением органами исполнительной власти и должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, иными хозяйствующими субъектами независимо от их подчиненности и форм собственности, общественными объединениями, международными организациями, иностранными юридическими лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства — владельцами животных и продуктов животноводства (далее — предприятия, учреждения, организации и граждане) ветеринарного законодательства Российской Федерации;
- охрана территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств;
- осуществление государственного ветеринарного надзора.
Задачи в области ветеринарии в Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии, федеральный орган исполнительной власти по оказанию государственных услуг в области ветеринарии и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в ветеринарии и другой закрепленной сфере деятельности (далее по тексту — федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора) во взаимодействии с ветеринарными службами других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, с государственными ветеринарными службами субъектов Российской Федерации, а также аккредитованные в установленном порядке специалисты в области ветеринарии. 14. Ветеринарное дело, как система учреждений и организации
Ветеринарное дело — это система государственных, хозяйственных и общественных мероприятий по охране животных от заболеваний, оказанию им эффективной лечебной помощи с целью сохранения и увеличения поголовья животных, увеличения количества и повышения качества продукции животного происхождения, а также охраны населения от болезней, свойственных человеку и животным.
Состояние ветеринарного дела в стране определяется рядом факторов: общественным строем, уровнем производства, развитием науки и культуры, постановкой ветеринарного образования, обеспеченностью ветеринарными кадрами, материально-техническим оснащением ветеринарных учреждений и предприятий.
В нашей стране ветеринарное дело находится в ведении государственных органов управления, что обеспечивает государственный характер его развития. Состояние ветеринарного обеспечения находится в ведении государственных органов управления республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, областей, краев, городов Москвы и Санкт-Петербурга, которые периодически рассматривают состояние ветеринарного дела и разрабатывают меры по совершенствованию ветеринарной деятельности.
На современном этапе развития нашей страны для улучшения ветеринарного дела необходимо:
совершенствовать структуру органов управления, учреждений и организаций Государственной ветеринарной службы;
повышать качество подготовки ветеринарных врачей и фельдшеров;
обеспечивать дальнейшее развитие материально-технической базы ветеринарной службы и промышленности, обеспечивающей ее медикаментами, биопрепаратами, дезинфицирующими средствами, инструментами, оборудованием, дезустановками, специальным автотранспортом и другими средствами ветеринарного назначения;
существлять строительство ветеринарных объектов
на сельскохозяйственных предприятиях, а также лабораторий, биофабрик, заводов ветеринарного оборудования, химфармзаводов и цехов по изготовлению ветеринарных медикаментов, складов и аптек зооветеринарного снабжения;
улучшать ветеринарно-санитарное состояние животноводческих предприятий всех форм собственности, предприятий по переработке продукции животного происхождения;
усиливать меры по профилактике и ликвидации болезней сельскохозяйственных животных, повышать эффективность лечения больных животных.
Долг ветеринарных работников — обеспечить выполнение задач, вытекающих из Закона Российской Федерации «О ветеринарии».
15. Ответственность за выполнение ветеринарного законодательства субъектов Федерации
Ответственность за нарушение ветеринарного законодательства Российской Федерации
Должностные лица и граждане, виновные в нарушении ветеринарного законодательства Российской Федерации, несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства Российской Федерации.Наложение штрафов и других взысканий не освобождает виновных лиц от обязанности возместить ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
16. Станции по борьбе с болезнями животных и ее задачи, организационная структура и штаты
учреждение государственной ветеринарной сети, занимающееся организацией и проведением профилактических, лечебных и ветеринарно-санитарных мер в животноводстве на территории административного района, области, края или автономной республики. Районные ветеринарные станции имеются в каждом сельском районе. В их ведении (с 1963) находятся ветеринарные участки, ветеринарные пункты и участковые ветеринарные лечебницы. Станция имеет противоэпизоотический и дезинфекционный отряды, ветеринарную лечебницу с аптекой. Она является центральным руководящим учреждением ветеринарной сети района, финансирующим все учреждения этой сети и обеспечивающим их материально-технической базой. В штате станции — начальник, главный ветеринарный врач, ветеринарные врачи (эпизоотолог, терапевт, гинеколог), заведующий аптекой, бухгалтер, ветеринарные санитары и обслуживающий персонал. Начальник станции — государственный ветеринарный инспектор района — пользуется особыми правами ветеринарного контроля в колхозах, совхозах, в др. предприятиях и организациях на территории района, занимающихся разведением, выращиванием и производственным использованием животных, а также производством, переработкой и хранением продуктов и сырья животного происхождения. Ветеринарный устав СССР предоставляет начальнику станции и её должностным лицам, осуществляющим ветеринарный надзор, право давать обязательные для исполнения указания по обеспечению предупреждения болезней животных, выполнению ветеринарно-санитарных правил, устранению нарушений в содержании скота и птицы.
На базе станции проводят мероприятия по ветеринарной пропаганде и совершенствованию знаний ветеринарных работников. Областные (краевые) станции (с 1973) осуществляют работу в масштабе области, края. В отличие от районных ветеринарных станций, они осуществляют преимущественно методическое руководство деятельностью местных ветеринарных учреждений по лечению животных, ветеринарному надзору при воспроизводстве стада, а также по организации ветеринарно-санитарных мероприятий.
17. Нормирование труда ветеринарных работников в сельском районеНормирование труда определяют расстановку рабочих на производстве, зоны обслуживания, лучшие методы и приёмы труда, устанавливают меру труда для отдельных работников и производственных коллективов в целом, учитывают и оценивают их вклад в общественное производство. Нормирование труда используется при выборе оптимальных вариантов технологии и организации производства, обеспечивающих наименьшие затраты труда, для расчёта производственных мощностей предприятий, потребности в рабочей силе, для выявления резервов роста производительности труда и повышения эффективности производства.
Нормирование труда в основном осуществляется аналитическим методом, предусматривающим расчленение технологического и трудового процессов на составные части, их анализ, проектирование более выгодных условий выполнения работы и расчёт времени по составным частям. Аналитический метод разделяется на аналитически-расчётный и аналитически-исследовательский. Аналитически-расчётный предусматривает расчёт норм на основании нормативов времени и режимов работы оборудования. Он используется в промышленности для расчёта технически обоснованных норм на действующих предприятиях всех типов производства и при проектировании новых предприятий. С помощью аналитически-исследовательского метода определяются необходимые затраты рабочего времени путём исследований режимов работы оборудования и затрат рабочего времени при выполнении определённых операций. Этот метод используется преимущественно на действующих промышленных предприятиях в условиях массового производства, а также в производствах других типов при отсутствии необходимых нормативных материалов.
Нормы, установленные аналитическим методом и обоснованные научными исследованиями и передовым производственным опытом, называются технически обоснованными (техническими) нормами. Они обосновываются также и с точки зрения экономики, физиологии, психологии и социологии. Технически обоснованные нормы позволяют более эффективно использовать материальные элементы производства: основное и вспомогательное оборудование, технологическую оснастку. Исследования в области науки и техники дают возможность установить рациональные технологические режимы и режимы работы оборудования, определяющие основное (технологическое) время для большей части технологических процессов на промышленных предприятиях. Экономические науки позволяют определить наиболее целесообразные пропорции в затратах труда работников различных специальностей и квалификации, живого и овеществленного труда, с тем чтобы заданная работа выполнялась с минимальными суммарными затратами общественного труда.
Аналитическое нормирование труда предусматривает расчёт технически обоснованных норм по составным частям.
Ручное основное, вспомогательное, подготовительно-заключительное время и время на обслуживание рабочего места рассчитывается на базе нормативов времени, в которых содержится время на выполнение отдельных элементов работы.
Для расчёта машинно-ручного времени используются одновременно паспорта оборудования, нормативы режимов его работы и нормативы времени.
Методика нормирования труда зависит от характера выполняемых работ и типа производства. Наиболее дифференцированные методы нормирования труда, предусматривающие расчёт времени по трудовым движениям, действиям и приёмам, применяются в условиях массового производства. Одни и те же работы (операции) многократно повторяются, и экономия рабочего времени в результате точного расчёта норм компенсирует повышенные затраты на установление норм с применением дифференцированных методов расчёта. Укрупнённые методы нормирования труда с расчётом норм по комплексам приёмов, технологическим переходам и операциям применяются преимущественно при расчёте норм в условиях серийного, мелкосерийного и единичного производства. Для нормирования труда вспомогательных рабочих, обслуживающих производство, инженерно-технических работников и служащих устанавливаются нормы обслуживания, управления и численности.
Действующие нормы выработки, нормы времени, обслуживания и численности необходимо своевременно заменять новыми нормами по мере проведения организационно-технических мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда. Систематически должны проводиться проверка действующих норм и пересмотр устаревших норм на работах, трудоёмкость которых уменьшилась в результате общего улучшения организации производства и труда, увеличения объёма производства, роста профессионального мастерства и совершенствования производственных навыков рабочих и служащих.
Основные задачи совершенствования нормирования труда в условиях научно-технического прогресса: расширение сферы нормирования труда с тем, чтобы нормы устанавливались в основном для всех рабочих, инженерно-технических работников и служащих в сфере материального и нематериального производства.
Лучшие результаты достигаются там, где внедрение прогрессивных норм проводится одновременно и во взаимосвязи с совершенствованием технологии, организации труда и производства, усилением материального и морального стимулирования повышения уровня нормирования труда.
18. Права и обязанности государственного главного ветеринарного врача района, организация его работыа) руководство ветеринарным делом в районе;б) осуществление государственного ветеринарного контроля за соблюдением Ветеринарного Устава в районе;в) организация комплекса ветеринарно-профилактических мер, направленных на предупреждение заразных и незаразных заболеваний скота, птицы и пчел;г) надлежащая организация ветеринарно-лечебного дела в районе;д) изучение ветеринарно-санитарного и эпизоотического состояние обслуживаемого и прилегающих к нему районов, а также организация противоэпизоотических мероприятий в районе;е) принятие мер к организации сети государственных ветеринарных учреждений, обеспечивающих надлежащее ветеринарное обслуживание животноводства в районе, а также к организации вх ветеринарных лечебниц, амбулаторий, пунктов, аптек и к укомплектованию ветеринарных учреждений кадрами ветеринарных специалистов;ж) осуществление контроля за работой ветеринарных участков, пунктов и других ветеринарных учреждений, ветеринарных специалистов хозяйств, а также за состоянием ветеринарного дела во всех хозяйствах и предприятиях других ведомств на территории района в порядке, предусмотренном Ветеринарным Уставом;з) контроль за выполнением в хозяйствах зоогигиенических и ветеринарно-санитарных правил содержания, кормления сельскохозяйственных животных, ухода за ними, а также воспроизводства стада;и) организация и осуществление ветеринарных мероприятий по охране населения от заразных заболеваний, общих для животных и человека;к) осуществление надзора за ветеринарно-санитарным состоянием животноводческих хозяйств, трасс перегона скота, а также мясокомбинатов, боен и предприятий по переработке и хранению сырья животного происхождения;л) организация и осуществление ветеринарно-санитарного надзора при торговле скотом, мясом и сырыми животными продуктами, при заготовках, перегоне, перевозках и убое животных, при заготовках, перевозке, хранении и переработке животноводческого сырья, а также организация Надзора за соблюдением ветеринарно-санитарных правил уборки и утилизации трупов животных;м) разработка и представление на утверждение райисполкому планов ветеринарных мероприятий, предложений об установлении и снятии карантинных ограничений при возникновении и прекращении заразных заболеваний животных и о проведении других ветеринарных мероприятий, а также осуществление контроля за выполнением решений райисполкома по вопросам ветеринарии;н) организация ветеринарных мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию яловости сельскохозяйственных животных и выращивание здорового молодняка с широким использованием метода искусственного осеменения животных;о) определение экономического урона, наносимого заболеваниями сельскохозяйственных животных, информация о нем районных организаций и принятие мер к устранению причин заболевания животных;п) организация проведения дезинфекции, дезинсекции и дератизации в животноводческих хозяйствах и на предприятиях по хранению и переработке сырых животных продуктов;р) внедрение в практику работы ветеринарных учреждений и передового опыта профилактики заболеваний, а также новых, прогрессивных и наиболее эффективных методов и средств профилактики, лечения и борьбы с болезнями животных, в том числе птицы и пчел;с) организация и проведение занятий, периодических семинаров и совещаний ветеринарных работников района, а также организация мероприятий по пропаганде ветеринарно-санитарных знаний среди населения;т) организация строительства помещений для ветеринарных учреждений. а также организация при ветеринарных лечебницах пунктов искусственного осеменения животных, ковочных кузниц и контроль за их работой;у) организация своевременного снабжения ветеринарной сети и медикаментами, биопрепаратами и дезинфекционными средствами;ф) контроль за правильным использованием ассигнований на ветеринарные мероприятия, выделяемых для ветеринарных учреждений района;x) учет ветеринарных мероприятий в районе и их эффективности, ведение эпизоотического журнала и эпизоотической карты, а также представление установленной ветеринарной отчетности.
Главный ветеринарный врач района имеет право:
а) давать ветеринарным учреждениям и ветеринарным специалистам, работающим в районе, указания по всем ветеринарным вопросам, а руководителям хозяйств, предприятий и гражданам — владельцам животных — указания о проведении профилактических, ветеринарно санитарных, лечебных, карантинных и других мероприятий по борьбе с болезнями животных, в том числе птицы и пчел;б) проводить обследование ветеринарно-санитарного состояния животноводческих ферм, и других хозяйств, а также предприятий по хранению и переработке мяса и других сырых животных продуктов, мест убоя скота, торговли животными, птицей, мясом и сырьем животного происхождения;в) принимать меры, предусмотренные ст. ст. 49, 50 и 51 Ветеринарного Устава, в случаях невыполнения руководителями хозяйств и предприятий, а также гражданами требований Ветеринарного Устава и мероприятий по борьбе с болезнями животных, в том числе и птицы;г) выдавать в установленном порядке ветеринарные свидетельства, ветеринарные удостоверения и справки;д) давать заключения о причинах падежа животных.
Федеральный государственный ветеринарный контроль (надзор)
В животноводческих хозяйствах ветеринарный надзор осуществляют ветеринарные специалисты Государственной ветеринарной службы.
Ветеринарный надзор в животноводческом хозяйстве складывается из контроля за выполнением ветеринарно-санитарных требований к строительству животноводческих объектов, правил содержания и кормления животных, контроля за заготовкой животных, продуктов и сырья, а также проведения ветеринарно-санитарных мероприятий.
1.Ветеринарный надзор за строительством животноводческих объектов заключается в участии ветеринарных специалистов в выборе площадки для строительства, дислокации отдельных построек, постоянном контроле за ходом строительства и приемке помещений в, эксплуатацию. Требования ветеринарного надзора в области строительства предусмотрены в специальных ветеринарно-санитарных нормах технологического проектирования животноводческих помещений, разработанных и утвержденных Федеральным органом исполнительной власти в области ветеринарного надзора. Например, расстояние между фермами крупного рогатого скота, свиней, лошадей и овец должно быть 150 м, все эти фермы удаляют от птицеферм на 200 м, от зверо- и кролико-ферм — на 1500 м. Всю территорию фермы огораживают сплошной изгородью высотой не менее 2 м, вокруг высаживают зеленые насаждения шириной 3-5 м.
2. Ветеринарный надзор за выполнением правил кормления и содержания животных является предупредительной мерой, направленной на недопущение нарушения этих правил, улучшение ветеринарно-санитарного состояния ферм и комплексов, обеспечение высокой ветеринарно-санитарной культуры животноводства.
Под высокой ветеринарно-санитарной культурой животноводства понимают такую технологию производства на фермах, при которой получают максимально доброкачественные в ветеринарном отношении продукты животного происхождения. Такая культура обеспечивается:
— соблюдением санитарно-гигиенических норм строительства ферм;
— выполнением требований содержания, кормления и поения животных;
— соблюдением санитарно-гигиенических правил эксплуатации ферм, получения продукции животного происхождения, правил личной гигиены.
Проверяя технологию содержания животных, ветеринарные специалисты обращают внимание на плотность посадки животных, перегруппировки животных на ферме, исправность механизмов, оборудования, обеспечивающих принятую технологию содержания.
Качество кормов проверяют при их осмотре, а также путем исследования в лаборатории. При выявлении недоброкачественных кормов запрещают их использование для кормления животных.
3. Ветеринарный надзор за получением, хранением и переработкой молока сводится к систематическому контролю за выполнением следующих правил:
— соблюдение чистоты в доильных залах и молочных;
— защита помещений от мух; регулярная очистка коровников и территории от навоза и мусора;
— ежедневная чистка кожного покрова коров;
— обмывание вымени и сосков перед доением;
— мойка и стерилизация молочной посуды, доильных аппаратов, молокопроводов;
— соблюдение гигиенических правил доения коров, хранения молока;
— соблюдение правил личной гигиены обслуживающим персоналом;
— выполнение правил получения молока от больных коров.
4. Ветеринарный надзор за убоем животных осуществляется при плановом и вынужденном убое животных. При вынужденном убое обязательно направляют пробы для лабораторного исследования на сибирскую язву и сальмонеллез. Мясо вынужденно убитых животных проваривают под контролем ветеринарных специалистов.
Убойный скот непосредственно завозят на мясокомбинаты и другие перерабатывающие предприятия. Разрешается заготавливать на убой животных, больных бруцеллезом, туберкулезом и некоторыми другими болезнями с соблюдением особых условий их транспортировки и убоя.
5. При закупке племенных и пользовательных животных главной задачей ветеринарного надзора является обеспечение ветеринарного благополучия животных, недопущение заноса заразных болезней в хозяйства. При ветеринарном надзоре руководствуются Правилами ветеринарной обработки животных при их отборе и продаже, межхозяйственном обмене животными для племенных и производственных целей. Ветеринарный надзор при закупке животных ведут специалисты государственной ветеринарной сети. В соответствии с действующими правилами они осуществляют осмотр скота, обязательные исследования и лечебно-профилактические обработки против отдельных инфекционных и инвазионных болезней. В зависимости от эпизоотической обстановки государственные ветеринарные инспекторы определяют дополнительные исследования и обработки, которым должны быть подвергнуты животные.
Ветеринарному надзору подлежат кожевенное, меховое сырье, овчины, шерсть, волос, щетина, кости, рога, копыта, кишечное сырье, пух животных, перо и пух птицы, мездра и др. Заготовки сырья разрешает Главный государственный ветеринарный инспектор и исключительно в благополучных по инфекционным болезням населенных пунктах, сельскохозяйственных предприятиях.
6. Ветеринарный надзор осуществляют за соблюдением правил заготовки и хранения сырья и обязательным исследованием на сибирскую язву. Исследованию на сибирскую язву подлежат шкуры лошадей, крупного рогатого скота, овец, коз, ослов, лошаков, мулов, яков, буйволов, верблюдов, оленей, лосей, диких коз, енотовидных собак и свиные шкуры не боенского происхождения. Шкуры боенского происхождения, а также каракульских ягнят и всех других животных, не перечисленные выше, не подлежат исследованию на сибирскую язву. Для исследования направляют пробы сырья. До исследования кожсырье не разрешается перекладывать, сортировать и перевозить. Результаты исследования поступают ветеринарному врачу, который должен выяснить происхождение кожи, давшей положительную реакцию при исследовании, и сообщить об этом Главному государственному ветеринарному инспектору района, директору ветеринарной лаборатории. При этом штабель кож переносят в изолятор, шкуру, давшую положительную реакцию, кладут в металлический ящик и пломбируют. От нее посылают повторную пробу. При подтверждении результата эту шкуру сжигают, а остальные подвергают дезинфекции. Затем производят клеймение кожевенного сырья.
Существует шесть видов клейм: для мясокомбинатов; лабораторий ветеринарно-санитарной экспертизы; убойных пунктов; боен: клеймения сборного исследованного сырья и дезинфицированного сырья. При заготовке шерсти обращают внимание на благополучие по сибирской язве, туляремии и другим болезням.
7. Заключительным актом ветеринарного надзора в хозяйствах является проведение ветеринарно-санитарных мероприятий:
— устраняют недостатки в содержании и использовании животных;
— осуществляют очистку и дезинфекцию помещений, территорий и других объектов;
— запрещают ввод и вывод животных, вывоз сырья и фуража, а также заготовки скота, птицы, продуктов животного происхождения;
— закрывают пастбища и водоемы;
— проводят профилактические и вынужденные ветеринарно-санитарные мероприятия, карантинирование хозяйств, меры по охране природы.
Ветеринарно-санитарные мероприятия бывают плановые и вынужденные. Вынужденные ветеринарно-санитарные мероприятия проводят при обнаружении каких-либо нарушений ветеринарно-санитарных правил, возникновении болезней и т. д. Ветеринарно-санитарная работа в плановом порядке включает в себя проведение ветеринарно-санитарного дня, дипломирование и паспортизацию животноводческих ферм.
В сельскохозяйственных предприятиях широко практикуется ветеринарно-санитарный день один раз в 10-15 дней. В этот день тщательно очищают помещения и территории ферм, вывозят накопившийся навоз и мусор, производят текущий ремонт помещений и инвентаря. Перед уборкой помещений и очисткой инвентаря их предварительно увлажняют слабым дезинфицирующим раствором, а после очистки снова дезинфицируют. Оборудование моют горячей водой с мылом и т. д.
В отдельных субъектах РФ введено дипломирование ферм. Его цель — достижение высокой санитарной и производственной культуры. Мероприятие проводится ежегодно в виде смотров-конкурсов животноводческих ферм. Дипломы присуждают фермам, имеющим здоровый по инфекционным болезням скот и удовлетворяющим высоким ветеринарно-санитарным требованиям.
Паспортизацию фермы проводят однократно, а потом ежегодно в паспорт вносят дополнительные сведения о состоянии фермы.
При осуществлении проверки органами исполнительной власти в области ветеринарного надзора сельскохозяйственных предприятий обращают внимание на:
— обеспеченность ветеринарными специалистами, их квалификацию и стаж работы;
— эпизоотическое состояние за последние несколько лет;
— наличие плана профилактических противоэпизоотических мероприятий и состояние его выполнения;
— состояние ветеринарного учета и отчетности по противоэпизоотическим мероприятиям;
— наличие технологической карты или схемы ветеринарных обработок животных, их увязку с технологией производства продукции животного происхождения;
— санитарное состояние животноводческих ферм;
— состояние микроклимата в помещениях;
— систему защиты животноводческих ферм от заноса заразных болезней животных;
— обеспечение работников животноводства спецодеждой;
— наличие ветеринарных аптек и их оснащенность ветеринарным имуществом;
— систему утилизации биологических, технологических отходов;
— состояние воспроизводства стада животных;
— состояние искусственного осеменения животных;
— качество кормов.