- Общие положения
- Органы надзора за строительством
- РОСТЕХНАДЗОР — направления деятельности
- Департамент недвижимости.
- Организации выдающие тех. условия для строительства и согласующие строительную документацию.
- Цели и задачи строительного контроля
- Требования к подрядчикам и специалистам стройнадзора
- Порядок проведения строительного контроля
- Перечень работ по строительному контролю
- Проверка проектной документации
- Приемка геодезической сети, закрепленной на местности
- Контроль строительных материалов
- Контроль качества работ в процессе их выполнения
- Контроль качества работ, результаты которых невозможно оценить после осуществления дальнейших операций
- Порядок формирования дел при осуществлении государственного строительного надзора
- III. Порядок ведения дел при осуществлении государственного строительного надзора
Общие положения
1. Настоящий
Порядок разработан на основании статьи 54 Градостроительного
кодекса Российской Федерации* и Положения об осуществлении государственного
строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением
Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. N 54
«О государственном строительном надзоре в Российской Федерации»**.
2. Настоящий Порядок
устанавливает требования к формированию и ведению дел при осуществлении
государственного строительного надзора (далее — дело) Федеральной службой по
экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными
органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора (далее
— орган государственного строительного надзора).
3. Настоящий
Порядок применяется с учетом требований, предусмотренных к ведению делопроизводства.
4. Настоящий
Порядок не распространяется на формирование и ведение дел об административных
правонарушениях, требования к которым предусмотрены Кодексом Российской
Федерации об административных правонарушениях***.
Зарегистрировано в
Минюсте РФ 5 марта 2007 г.
Приказ Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному
от 26 декабря 2006 г.
N 1130
«Об утверждении
и введении в действие Порядка формирования и ведения дел
при осуществлении
государственного строительного надзора»
Утвердить и
ввести в действие прилагаемый Порядок формирования и ведения дел при
осуществлении государственного строительного надзора (РД-11-03-2006).
Руководитель К.Б. Пуликовский
Зарегистрировано в Минюсте РФ 5
марта 2007 г.
Порядок формирования и ведения дел при осуществлении государственного
строительного надзора
(утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и
атомному надзору от 26 декабря 2006 г. N 1130)
I. Общие положения
II. Порядок формирования дел при
осуществлении государственного строительного надзора
III. Порядок ведения дел при
осуществлении государственного строительного надзора
Приложение N 1 к Порядку
формирования и ведения дел при осуществлении государственного строительного
надзора, утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому
и атомному надзору от 26 декабря 2006 г. N 1130
Приложение N 2 к Порядку
формирования и ведения дел при осуществлении государственного строительного
надзора, утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому
и атомному надзору от 26 декабря 2006 г. N 1130
Приложение N 3 к Порядку
формирования и ведения дел при осуществлении государственного строительного
надзора, утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому
и атомному надзору от 26 декабря 2006 г. N 1130
Приложение N 4 к Порядку
формирования и ведения дел при осуществлении государственного строительного
надзора, утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому
и атомному надзору от 26 декабря 2006 г. N 1130
Приложение N 5 к Порядку
формирования и ведения дел при осуществлении государственного строительного
надзора, утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому
и атомному надзору от 26 декабря 2006 г. N 1130
Приложение N 6 к Порядку
формирования и ведения дел при осуществлении государственного строительного
надзора, утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому
и атомному надзору от 26 декабря 2006 г. N 1130
Органы надзора за строительством
Осуществляет проверку качества строительной продукции с целью защиты прав и интересов потребителей, посредством обеспечения соблюдения участниками строительства нормативного уровня качества, безопасности и надежности возводимых объектов.
Государственный строительный надзор осуществляется на основании положений:
Государственный строительный надзор ведется при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства, если проектная документация подлежит государственной экспертизе, либо является типовой проектной документацией, на которую получено положительное заключение государственной экспертизы (28 ноября 2011 года N 337-ФЗ);
В случае если государственный строительный надзор предусмотрен, застройщик или технический заказчик заблаговременно, но, не позднее, чем за семь рабочих дней до начала работ должен направить в органы государственного строительного надзора извещение о начале работ, к которому прилагаются следующие документы:
- Копия разрешения на строительство;
- Проектная документация в полном объеме;
- Копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий;
- Общий и специальные журналы, в которых ведется учет выполнения работ;П
- оложительное заключение экспертизы проектной документации.
По организации, осуществляющей ГСН, приказом назначается инспектор (инспектора) на объект капитального строительства и составляется график проверок, который передается заказчику.
ГСН ведет как плановые, так и неплановые проверки.
В рамках государственного строительного надзора осуществляются:
- Государственный строительный надзор;
- Государственный пожарный надзор;
- Государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
- Контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический надзор).
В зависимости от назначения, расположения и сложности объекта капитального строительства государственный строительный надзор могут осуществлять:
- Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор);
- Министерство обороны РФ;
- Федеральная служба безопасности;
- Федеральная служба охраны РФ;
- Органы исполнительной власти субъектов РФ, Российской Федерации, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора.
РОСТЕХНАДЗОР — направления деятельности
- Промышленная безопасность;
- Ядерная и радиационная безопасность;
- Энергетическая безопасность;
- Государственный строительный надзор;
- Ведение реестра саморегулируемых организаций в области строительства (СРО);
- Надзор за деятельностью СРО;
- Выдача атомных лицензий.
Для определения соответствия выполняемых работ, применяемых строительных материалов и результатов работ требованиям технических регламентов и проекта должностным лицом органа государственного строительного надзора проверяется:
- при строительстве – соблюдение требований к осуществлению подготовки земельного участка и выполнению земляных работ, работ по монтажу фундаментов, конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования;
- при реконструкции – соблюдение требований к выполнению работ по подготовке объекта капитального строительства для реконструкции, работ по усилению и (или) монтажу фундамента и конструкций подземной и надземной частей, изменению параметров объекта капитального строительства, его частей и качества инженерно-технического обеспечения;
- при капитальном ремонте – соблюдение требований к выполнению работ по подготовке объекта капитального строительства для капитального ремонта, ремонтно-восстановительных работ, включая работы по усилению фундамента и замене конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования;
- соблюдение порядка проведения строительного контроля, ведения общего и (или) специальных журналов, исполнительной документации, составления актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения;
- устранение выявленных при проведении строительного контроля и осуществлении государственного строительного надзора нарушений соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации, а также соблюдение запрета приступать к продолжению работ до составления актов об устранении таких нарушений;
- соблюдение иных требований при выполнении работ, установленных техническими регламентами, иными нормативными правовыми актами, проектной документацией.
Должностные лица органов государственного строительного надзора при проведении проверок осуществляют следующие полномочия:
- беспрепятственно посещают объекты капитального строительства во время исполнения служебных обязанностей;
- требуют от заказчика или подрядчика представления результатов выполненных работ, исполнительной документации, общего и (или) специального журналов, актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, образцов (проб) применяемых строительных материалов;
- требуют от заказчика или подрядчика проведения обследований, испытаний, экспертиз выполненных работ и применяемых строительных материалов, если оно требуется при проведении строительного контроля, но не было осуществлено;
- составляют по результатам проведенных проверок акты, на основании которых дают предписания об устранении выявленных нарушений;
- вносят записи о результатах проведенных проверок в общий и (или) специальный журналы;
- составляют протоколы и рассматривают дела об административных правонарушениях;
- осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
После завершения строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится проверка (итоговая), по результатам которой оцениваются выполненные работы, и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения
Орган государственного строительного надзора выдает заключение о соответствии, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства не были допущены нарушения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, либо такие нарушения были устранены до даты выдачи заключения о соответствии.
Департамент недвижимости.
- Ведение карты города;
- Выдача архитектурно планировочного задания;
- Работа градостроительного совета;
- Согласование проектной документации.
Организации выдающие тех. условия для строительства и согласующие строительную документацию.
Необходимость строительного контроля возникает при возведении объектов любого типа. Благодаря ему заказчик может удостовериться, что все работы выполнены надлежащим образом и с соблюдением заявленных сроков, качество стройматериалов отвечает стандартам, а расходы соответствуют реальной смете. Данная статья поможет читателям узнать, что включает в себя контроль строительных объектов и какие организации его проводят.
Цели и задачи строительного контроля
Строительный контроль представляет собой комплекс проверок, назначение которых — подтвердить, что проводимые работы
- соответствуют требованиям нормативных документов — проекта, технических регламентов, правил безопасности (в том числе экологической);
- осуществляются с соблюдением сроков строительства и расходов, установленных сметой.
Наряду с определением «строительный контроль» встречаются синонимичные термины «строительный надзор», «технический надзор», «технический контроль». Однако между ними есть некоторые различия. Под техническим контролем обычно подразумевают проверку, которая проводится только заказчиком. Следовательно, это более узкое определение. Кроме того, можно встретить термин «авторский контроль», или «авторский надзор». Это вид оценки соответствия работ проектной документации. Авторский контроль обычно осуществляется разработчиком проекта, термин входит в понятие строительного контроля.
Основные цели надзора за строительными работами:
- Обеспечение надлежащего качества строительных работ. К сожалению, компетентность и добросовестность исполнителя не всегда удается оценить заранее. Нередки случаи, когда подрядчик нарушает технологию, упрощает инженерные решения, установленные проектом, в результате чего неизбежно возникают проблемы при эксплуатации готового объекта.
- Гарантия использования предусмотренных проектом строительных материалов и конструкций. Недобросовестный исполнитель работ может в корыстных целях заменить материалы более дешевыми, менее качественными. Вследствие этого снижаются эксплуатационные свойства здания, нарушаются экологические нормы, не говоря о том, что обманутый застройщик теряет средства.
- Контроль бюджета, отсутствие неоправданных расходов в связи с некорректно составленной сметой подрядчика. Этот пункт особенно важен, если учесть, как часто встречаются в практике строительства случаи обмана заказчиков путем преднамеренного завышения цены материалов и преувеличения объемов работ.
Справедливо будет отметить, что не всегда нарушения являются следствием махинаций со стороны подрядчика: причинами ошибки могут стать некомпетентность, невнимательность составителя сметы.
Итак, строительно-технический контроль:
- Обеспечивает своевременную реализацию проекта. Благодаря строительному контролю удается избежать расходов, обусловленных нарушением сроков ввода здания в эксплуатацию.
- Дает подтверждение безопасности строительных работ и последующей эксплуатации объекта.
- Подтверждает соблюдение закона. Другими словами, заказчик услуг строительного контроля может быть уверен в отсутствии будущих проблем с Ростехнадзором и другими проверяющими организациями.
Требования к подрядчикам и специалистам стройнадзора
Поскольку порядок проведения строительного контроля определяется законодательством, специалисты и компании, осуществляющие технический надзор, подчиняются строгим требованиям.
На заметкуТехнический заказчик должен обладать специальными техническими, юридическими и другими знаниями, необходимыми для грамотного ведения дел с подрядчиком. Обычно технический заказчик берет на себя все функции контроля над строительством.
В свою очередь, и технический заказчик может перепоручать действия по строительному надзору сторонним профессионалам.
Поскольку строительный контроль напрямую связан с безопасностью эксплуатации объектов, получить допуск СРО к этому виду деятельности может далеко не любая фирма. К юридическим лицам, заинтересованным в получении разрешения, предъявляются строгие требования.
Штат сотрудников такой фирмы должен включать в себя инженеров-проектировщиков, специалистов по электротехническим, сантехническим, вентиляционным системам, сметчиков, архитекторов, геодезистов и т.д.
Чтобы получить допуск СРО, фирма предоставляет обширный пакет документов, в том числе подтверждающих, что в компании действует система проверки качества выполняемых работ.
Порядок проведения строительного контроля
Процесс технического надзора состоит из нескольких этапов в соответствии с порядком реализации проекта. Обратиться в компанию, занимающуюся оказанием услуг строительного контроля, можно в любой момент, но чем раньше заказчик приступит к проверке, тем меньше расходов он понесет в итоге. Нарушения, допущенные исполнителями на ранних этапах строительства и не выявленные вовремя, нередко влекут за собой серьезный финансовый ущерб.
Исходя из этого, рекомендуется приступать к контролю качества строительно-монтажных работ на стадии планирования, а заканчивать проверочные мероприятия после сдачи объекта в эксплуатацию.
При обращении клиента в компанию, предоставляющую услуги строительного надзора, после изучения всех нюансов предстоящего сотрудничества между сторонами заключается соглашение. В нем указывают права и обязанности заказчика и организации, осуществляющей контроль, оговаривают сроки выполнения работ.
Действия по контролю производятся экспертной группой или одним инженером — это зависит от масштабов строительства.
По условиям договора контролирующий специалист (или группа), как правило, принимает на себя следующие обязанности:
- проверять проектную документацию на предмет наличия всех требуемых документов и их соответствия нормативам;
- контролировать правильность составления сметы подрядчиком, в том числе корректное применение расценок;
- следить за соблюдением графика строительных работ;
- контролировать качество применяемых материалов, оценивать их соответствие проекту, проверять наличие сертификатов и другой документации;
- следить за тем, чтобы работы выполнялись согласно проектным решениям и действующим градостроительным нормативам;
- контролировать соблюдение правил хранения материалов;
- обеспечивать оперативное выявление и устранение нарушений;
- осуществлять приемку произведенных работ с подписанием надлежащих актов на отдельных стадиях строительства;
- обеспечивать соблюдение объемов строительно-монтажных работ, установленных проектом;
- следить за правильностью исполнительной документации и т.д.
В процессе осуществления строительного контроля ответственный специалист регулярно предоставляет заказчику отчеты о результатах проверки. Благодаря этому клиент получает возможность в режиме реального времени следить за ходом работ на объекте, не беспокоясь при этом о должном их исполнении.
Перечень работ по строительному контролю
Контроль строительно-монтажных работ ведется по нескольким направлениям. Перечислим основные мероприятия в рамках каждого из них.
Проверка проектной документации
Эксперты по строительному контролю проверяют:
- все ли необходимые документы предоставлены заказчиком;
- соответствуют ли осевые размеры здания, обозначенные в проекте, разбивочным геодезическим сетям;
- согласована ли проектная документация во всех государственных органах, утвержден ли проект должным образом;
- не нарушают ли границы строительной площадки, обозначенные на генеральном плане, существующих земельных сервитутов;
- содержится ли в документации по проекту список работ и материалов, от качества которых зависит безопасность строительства и эксплуатации объекта и т.д.
Если в предоставленной заказчиком документации обнаруживаются нарушения или недоработки, специалисты по контролю дают рекомендации по внесению необходимых исправлений.
Приемка геодезической сети, закрепленной на местности
Эксперты контролируют, насколько точно указанные в проекте координаты перенесены на местность, надежно ли зафиксированы геодезические знаки. По окончании проверки составляется и подписывается акт.
Контроль строительных материалов
Мероприятия в рамках данного направления включают:
- оценку соответствия поставленных стройматериалов, изделий, конструкций требованиям ГОСТов, ТУ и технических свидетельств, обозначенных в проекте;
- контроль наличия, комплектности и правильности оформления документов на эти материалы и изделия.
При необходимости могут быть проведены контрольные испытания. При этом таковые должна проводить аккредитованная лаборатория.
Результаты проверки оформляются в письменном виде.
Если в ходе проверки обнаруживаются материалы ненадлежащего качества, проблема решается одним из трех способов:
- производится замена некачественных материалов качественными;
- параметры материалов/изделий доводятся до требуемых;
- применяются материалы с выявленными несоответствиями, но только после согласования с заказчиком, проектировщиками и госорганами.
До тех пор, пока данный вопрос не будет решен тем или иным способом, строительные работы с использованием этих материалов не производятся.
Контроль качества работ в процессе их выполнения
Специалисты уполномоченной организации контролируют каждый этап строительных работ на предмет их соответствия действующим техническим, проектным и законодательным нормативам. Оценке подлежит качество выполнения работ и их результатов.
По итогам проверки составляется акт.
Контроль качества работ, результаты которых невозможно оценить после осуществления дальнейших операций
Типичная ситуация в строительстве — сокрытие результатов проведенных работ последующими операциями. Несвоевременное выявление нарушений может потребовать разбора конструкций или негативно повлиять на показатели безопасности возводимого объекта. Поэтому представители контролирующей организации в обязательном порядке осуществляют приемку скрываемых работ с составлением акта освидетельствования.
Строительный контроль позволяет не только соблюсти нормы законодательства, но и обеспечить спокойствие и финансовую безопасность заказчика. Регулярно проводить проверку выполняемых работ и их результатов гораздо выгоднее и эффективнее, чем исправлять несвоевременно выявленные нарушения. Поскольку заказчик далеко не всегда имеет нужную компетенцию, для осуществления строительного надзора часто прибегают к услугам сторонних экспертных организаций.
Если строительный контроль выполняется силами заказчика или застройщика, вступление последних в СРО, как и получение допуска на выполнение строительного контроля, не требуются.
1. Государственный строительный надзор осуществляется:
1) при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, за исключением случая, предусмотренного частью 3.3 статьи 49 настоящего Кодекса;
2) при реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, в том числе указанных работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, за исключением случая, предусмотренного частью 3.3 статьи 49 настоящего Кодекса.
2. При наличии оснований, предусмотренных пунктами 1, 3 — 5 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» государственный строительный надзор осуществляется в отношении объектов, не указанных в части 1 настоящей статьи. В этом случае формирование программы проверок в соответствии с частью 14 настоящей статьи не осуществляется. Государственный строительный надзор осуществляется без взаимодействия с контролируемым лицом, в форме инспекционного визита или выездной проверки.
3. Предметом государственного строительного надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 1 настоящей статьи, является соблюдение:
1) соответствия выполняемых работ и применяемых строительных материалов и изделий в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям утвержденной в соответствии с частями 15, 15.2 и 15.3 статьи 48 настоящего Кодекса проектной документации (в том числе с учетом изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с частью 1.3 статьи 52 настоящего Кодекса частью такой проектной документации) и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса);
2) требования наличия разрешения на строительство;
3) требований, установленных частями 2 и 3.1 статьи 52 настоящего Кодекса;
4) требований, установленных частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса, к обеспечению консервации объекта капитального строительства;
5) требований к порядку осуществления строительного контроля, установленных настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами.
4. Предметом государственного строительного надзора в отношении объектов, указанных в части 2 настоящей статьи, является соблюдение:
1) требований наличия разрешения на строительство и соответствия объекта капитального строительства параметрам, указанным в разрешении на строительство, если разрешение на строительство требуется для строительства или реконструкции объекта капитального строительства;
2) соответствия параметров объектов капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, единым документом, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется разрешение на строительство.
5. При строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в части 1 настоящей статьи, в отношении которых осуществляется государственный строительный надзор, не осуществляются следующие виды государственного контроля (надзора):
1) федеральный государственный пожарный надзор;
2) федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор);
3) государственный экологический контроль (надзор), за исключением федерального государственного экологического контроля (надзора) в отношении объектов, строительство, реконструкция которых осуществляются во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в российской части (российском секторе) Каспийского моря, границах особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках на водных объектах, а также при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории.
6. Организация и осуществление государственного строительного надзора регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», а в случаях, указанных в части 10 настоящей статьи, нормативными правовыми актами Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», соответствующих федеральных органов исполнительной власти, принимаемыми по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
7. Государственный строительный надзор осуществляется посредством:
1) федерального государственного строительного надзора, осуществляемого в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации;
2) регионального государственного строительного надзора, осуществляемого в соответствии с положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, общими требованиями к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
8. Федеральный государственный строительный надзор осуществляется при строительстве, реконструкции объектов, указанных в пункте 5.1 части 1 статьи 6 настоящего Кодекса, если иное не установлено Федеральным законом о введении в действие настоящего Кодекса, а также при строительстве, реконструкции объектов, расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе если реконструкция такого объекта осуществляется только на территории одного субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, определенных Правительством Российской Федерации.
9. Федеральный государственный строительный надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в части 10 настоящей статьи.
10. Федеральный государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов обороны и безопасности, объектов федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, войск национальной гвардии Российской Федерации, объектов в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, объектов федеральных ядерных организаций может осуществляться Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», иными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации.
11. Региональный государственный строительный надзор осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении объектов капитального строительства, не указанных в части 8 настоящей статьи.
12. Согласование назначения на должность и освобождения от должности руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление регионального государственного строительного контроля (надзора), по предложению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
13. В случаях, указанных в части 1 настоящей статьи, контрольные (надзорные) мероприятия при осуществлении государственного строительного надзора проводятся по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 — 6 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
14. Программа проверок формируется органом государственного строительного надзора не позднее чем через десять рабочих дней после поступления извещения о начале работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, направленного в соответствии с частью 5 статьи 52 настоящего Кодекса, на весь срок строительства, реконструкции и должна содержать перечень контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении каждого из которых указывается следующая информация:
1) вид контрольного (надзорного) мероприятия и его предмет;
2) событие, наступление которого является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, срок (не более десяти рабочих дней после поступления информации о наступлении события), в течение которого органом государственного строительного надзора должно быть начато контрольное (надзорное) мероприятие, срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия;
3) перечень документов, представление которых необходимо для оценки соблюдения обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия;
4) иные сведения, если это предусмотрено положением о федеральном государственном строительном надзоре, общими требованиями к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора.
15. Порядок формирования и изменения программы проверок устанавливается положением о федеральном государственном строительном надзоре, общими требованиями к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора.
16. После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится выездная проверка по основаниям, предусмотренным пунктом 5 или 6 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 настоящего Кодекса требованиям проектной документации (в том числе с учетом изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с частью 1.3 статьи 52 настоящего Кодекса частью такой проектной документации) и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса) либо об отказе в выдаче такого заключения.
17. В случае, если в рамках осуществления государственного строительного надзора органом государственного строительного надзора выявлен факт осуществления строительства или реконструкции объекта капитального строительства без разрешения на строительство (за исключением случаев, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется такое разрешение) или факт несоответствия объекта капитального строительства параметрам, указанным в разрешении на строительство, а в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется разрешение на строительство, факт несоответствия объекта капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, орган государственного строительного надзора в срок не позднее пяти рабочих дней со дня выявления такого факта направляет в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения такого объекта капитального строительства или в случае нахождения объекта капитального строительства на межселенной территории в орган местного самоуправления муниципального района уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих соответствующий факт. Форма уведомления о выявлении самовольной постройки, а также перечень документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, устанавливается в соответствии с частью 3 статьи 55.32 настоящего Кодекса.
18. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, при осуществлении государственного строительного надзора органами государственного строительного надзора используются проектная документация и (или) информационная модель, содержащиеся в государственных информационных системах.
19. Органы государственного строительного надзора ведут реестр объектов капитального строительства, указанных в части 1 настоящей статьи, в отношении которых осуществляют государственный строительный надзор, в порядке, установленном положением о федеральном государственном строительном надзоре, общими требованиями к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора.
Порядок формирования дел при осуществлении государственного строительного
надзора
5. Дело
подлежит формированию органом государственного строительного надзора
применительно к каждому объекту капитального строительства, при строительстве,
реконструкции, капитальном ремонте которого осуществляется государственный
строительный надзор, не позднее трех рабочих дней после получения хотя бы
одного из документов, являющихся основанием для осуществления государственного
строительного надзора:
а) извещения
застройщика или заказчика о начале строительства, реконструкции, капитального
ремонта объекта капитального строительства, полученное в соответствии с частью
5 статьи 52 Градостроительного кодекса
Российской Федерации;
б) копии
разрешения на строительство, полученного от органа, выдавшего такое разрешение
в соответствии со статьей 51 Градостроительного
кодекса Российской Федерации;
в) обращения физического
и/или юридического лица, органа государственной власти, органа местного
самоуправления о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта
капитального строительства.
Документы,
предусмотренные подп. «в» настоящего пункта, являются основанием для
формирования дела в том случае, если при строительстве, реконструкции,
капитальном ремонте указанного объекта капитального строительства подлежит
осуществлению государственный строительный надзор и дело, применительно к
строительству, реконструкции, капитальному ремонту такого объекта капитального
строительства, не сформировано.
6.
Формируемому делу присваивается номер, определяемый в соответствии с
номенклатурой дел, установленной в соответствующих органах государственного
строительного надзора.
III. Порядок ведения дел при осуществлении государственного строительного надзора
7. Все
составленные или полученные при осуществлении государственного строительного
надзора документы до включения их в дело (далее — документы) подлежат
регистрации в журналах регистрации, указанных в пункте 8 настоящего Порядка.
8. Органом
государственного строительного надзора заполняются следующие журналы:
а) журнал регистрации копий разрешений на строительство,
извещений застройщика или заказчика о начале строительства, реконструкции,
капитального ремонта объектов капитального строительства, проектной
документации объектов капитального строительства, общего и специальных
журналов, в которых ведется учет выполнения работ по строительству,
реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по
образцу, приведенному в Приложении
N 1 к настоящему Порядку;
б) журнал
регистрации актов проверок, в том числе итоговых, при строительстве,
реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства,
предписаний и извещений об устранении выявленных нарушений по образцу,
приведенному в Приложении
N 2 к настоящему Порядку;
в) журнал
регистрации извещений о сроках завершения работ, подлежащих проверке, в том
числе итоговой, при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов
капитального строительства по образцу, приведенному в Приложении
N 3 к настоящему Порядку;
г) журнал
регистрации извещений о случаях возникновения аварийных ситуаций при
строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального
строительства по образцу, приведенному в Приложении
N 4 к настоящему Порядку;
д) журнал
регистрации заключений о соответствии построенных, реконструированных,
отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических
регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной
документации и решений об отказе в выдаче таких заключений по образцу,
приведенному в Приложении
N 5 к настоящему Порядку;
е) журнал
регистрации дел об административных правонарушениях по образцу, приведенному в Приложении N
6 к настоящему Порядку.
Орган
государственного строительного надзора вправе вести иные журналы, дополнительно
к журналам, перечисленным в подп. «а»-«е» настоящего пункта.
9. Регистрация
документа представляет собой надпись на документе, содержащую регистрационный
номер и дату. Указанный регистрационный номер и дата заносятся в журнал
регистрации, после чего документ включается (подшивается) в дело, за исключением
случаев предусмотренных пунктами 10, 11
настоящего Порядка.
10.
Регистрация проектной документации, полученной на основании части 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации,
осуществляется органом государственного строительного надзора посредством
регистрации перечня разделов проектной документации с приложением копии
заключения государственной экспертизы проектной документации. При регистрации
должностным лицом органа государственного строительного надзора проверяется
соответствие разделов проектной документации представленному перечню, после
чего перечень регистрируется и включается (подшивается) в дело.
В случае
внесения изменений в проектную документацию застройщиком или заказчиком в орган
государственного строительного надзора направляется перечень разделов
измененной проектной документации с приложением копии соответствующего
заключения государственной экспертизы проектной документации. Указанный перечень
разделов регистрируется в изложенном выше порядке.
Проектная
документация не включается (не подшивается) в дело органом государственного
строительного надзора, но подлежит хранению в указанном органе в соответствии с
требованиями к делопроизводству.
11.
Регистрации подлежит полученный на основании части 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации
сброшюрованный, пронумерованный, с заполненным титульным листом общий и (или)
специальный журнал, предназначенный для учета выполнения работ по
строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального
строительства, посредством скрепления журнала печатью, проставления
регистрационной надписью с указанием номера дела. Зарегистрированный журнал не
включается (не подшивается) в дело органом государственного строительного
надзора и подлежит возвращению Застройщику или заказчику для ведения учета
выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта
капитального строительства.
По окончанию
соответствующего журнала застройщиком или заказчиком в орган государственного
строительного надзора для регистрации предоставляется новый журнал с пометкой
«1», «2» и т.д., который регистрируется в изложенном выше
порядке.
12. Документы
внутри дела располагаются в хронологической последовательности с относящимися к
ним приложениями.
13. Объем дела
не должен превышать 250 листов. При наличии в деле нескольких томов (частей) номер
(индекс) и заголовок дела проставляются на каждом томе с добавлением
«т.1», «т.2» и т.д.
14. После
выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного,
отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических
регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной
документации орган государственного строительного надзора производит
необходимые действия по подготовке дела к хранению, а также осуществляет
хранение дел в соответствии с требованиями к ведению делопроизводства.
* Собрание законодательства
Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; N 30, ст. 3128; 2006, N 1, ст. 10, 21;
N 23, ст. 2380; 2006, N 31, ст. 3442; N 50, ст. 5279; N 52, ст. 5498; 2007, N
1, ст. 21.
** Собрание законодательства Российской Федерации,
2006, N 7, ст. 774.
*** Собрание законодательства Российской Федерации,
2002, N 1, ст. 1; N 18, ст. 1721; N 30, ст. 3029; N 44, ст. 4295, 4298; 2003, N
1, ст. 2; N 27, ст. 2700, 2708, 2717; N 46, ст. 4434, 4440; N 50, ст. 4847,
4855; N 53, ст. 5037; 2004, N 19, ст. 1838 N 30, ст. 3095; N 31, ст. 3229; N
34, ст. 3529, 3533; N 44, ст. 4266; 2005, N 1, ст. 9, 13, 37, 40, 45; N 10, ст.
762, 763; N 13, ст. 1077, 1079; N 17, ст. 1484; N 19, ст. 1752; N 25, ст. 2431;
N 27, ст. 2719, 2721; N 30, ст. 3104, 3124, 3131; N 40, ст. 3986; N 50, ст.
5247; N 52, ст. 5574, 5596; 2006, N 1, ст. 4, 10; N 2, ст. 172, 175; N 6, ст.
636; N 10, ст. 1067; N 12, ст. 1234; N 17, ст. 1776; N 18, ст. 1907; N 19, ст.
2066; N 23, ст. 2380, 2385; N 28, ст. 2975; N 30, ст. 3287; N 31, ст. 3420,
3432, 3433, 3438, 3452; N 43, ст. 4412; N 45, ст. 4633, 4634, 4641; N 50, ст.
5279, 5281; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 21, 25, 29, 33.