- РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
- (В редакции федеральных законов от 30. 2001 № 196-ФЗ, от 10. 2003 № 15-ФЗ, от 30. 2003 № 86-ФЗ, от 22. 2004 № 122-ФЗ, от 09. 2005 № 45-ФЗ, от 31. 2005 № 199-ФЗ, от 18. 2006 № 232-ФЗ, от 29. 2006 № 258-ФЗ, от 30. 2006 № 266-ФЗ, от 26. 2007 № 118-ФЗ, от 08. 2007 № 258-ФЗ, от 01. 2007 № 309-ФЗ, от 14. 2008 № 118-ФЗ, от 23. 2008 № 160-ФЗ, от 30. 2008 № 309-ФЗ, от 28. 2010 № 243-ФЗ, от 28. 2010 № 394-ФЗ, от 18. 2011 № 215-ФЗ, от 18. 2011 № 242-ФЗ, от 18. 2011 № 243-ФЗ, от 19. 2011 № 248-ФЗ, от 07. 2011 № 417-ФЗ, от 05. 2012 № 52-ФЗ, от 25. 2012 № 93-ФЗ, от 02. 2013 № 185-ФЗ, от 23. 2013 № 246-ФЗ, от 25. 2013 № 317-ФЗ, от 23. 2014 № 160-ФЗ, от 23. 2014 № 171-ФЗ, от 29. 2014 № 458-ФЗ, от 29. 2015 № 160-ФЗ, от 13. 2015 № 213-ФЗ, от 13. 2015 № 233-ФЗ, от 28. 2015 № 358-ФЗ, от 03. 2016 № 227-ФЗ, от 03. 2016 № 305-ФЗ, от 01. 2017 № 135-ФЗ, от 01. 2017 № 141-ФЗ, от 29. 2017 № 216-ФЗ, от 29. 2017 № 221-ФЗ, от 18. 2018 № 81-ФЗ, от 23. 2018 № 101-ФЗ, от 19. 2018 № 208-ФЗ, от 03. 2018 № 342-ФЗ, от 26. 2019 № 232-ФЗ, от 13. 2020 № 194-ФЗ, от 11. 2021 № 170-ФЗ, от 02. 2021 № 351-ФЗ, от 02. 2021 № 357-ФЗ, от 04. 2022 № 429-ФЗ)
- Надзор за коммунальными объектами
- Основные функции отдела
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Принят Государственной Думой 12 марта 1999 года
Одобрен Советом Федерации 17 марта 1999 года
(В редакции федеральных законов от 30. 2001 № 196-ФЗ, от 10. 2003 № 15-ФЗ, от 30. 2003 № 86-ФЗ, от 22. 2004 № 122-ФЗ, от 09. 2005 № 45-ФЗ, от 31. 2005 № 199-ФЗ, от 18. 2006 № 232-ФЗ, от 29. 2006 № 258-ФЗ, от 30. 2006 № 266-ФЗ, от 26. 2007 № 118-ФЗ, от 08. 2007 № 258-ФЗ, от 01. 2007 № 309-ФЗ, от 14. 2008 № 118-ФЗ, от 23. 2008 № 160-ФЗ, от 30. 2008 № 309-ФЗ, от 28. 2010 № 243-ФЗ, от 28. 2010 № 394-ФЗ, от 18. 2011 № 215-ФЗ, от 18. 2011 № 242-ФЗ, от 18. 2011 № 243-ФЗ, от 19. 2011 № 248-ФЗ, от 07. 2011 № 417-ФЗ, от 05. 2012 № 52-ФЗ, от 25. 2012 № 93-ФЗ, от 02. 2013 № 185-ФЗ, от 23. 2013 № 246-ФЗ, от 25. 2013 № 317-ФЗ, от 23. 2014 № 160-ФЗ, от 23. 2014 № 171-ФЗ, от 29. 2014 № 458-ФЗ, от 29. 2015 № 160-ФЗ, от 13. 2015 № 213-ФЗ, от 13. 2015 № 233-ФЗ, от 28. 2015 № 358-ФЗ, от 03. 2016 № 227-ФЗ, от 03. 2016 № 305-ФЗ, от 01. 2017 № 135-ФЗ, от 01. 2017 № 141-ФЗ, от 29. 2017 № 216-ФЗ, от 29. 2017 № 221-ФЗ, от 18. 2018 № 81-ФЗ, от 23. 2018 № 101-ФЗ, от 19. 2018 № 208-ФЗ, от 03. 2018 № 342-ФЗ, от 26. 2019 № 232-ФЗ, от 13. 2020 № 194-ФЗ, от 11. 2021 № 170-ФЗ, от 02. 2021 № 351-ФЗ, от 02. 2021 № 357-ФЗ, от 04. 2022 № 429-ФЗ)
Настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
санитарно-эпидемиологическое благополучие населения — состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности;
среда обитания человека (далее — среда обитания) — совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека;
факторы среды обитания — биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений;
вредное воздействие на человека — воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений;
благоприятные условия жизнедеятельности человека — состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека;
безопасные условия для человека — состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека;
санитарно-эпидемиологическая обстановка — состояние здоровья населения и среды обитания на определенной территории в конкретно указанное время;
гигиенический норматив — установленное исследованиями допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека;
санитарно-эпидемиологические требования — обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее — санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами; (В редакции Федерального закона от 19.07.2011 № 248-ФЗ)
социально-гигиенический мониторинг — государственная система наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания;
федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор — деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания; (В редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ)
санитарно-эпидемиологическое заключение — документ, выдаваемый в установленных международными договорами Российской Федерации, международными правовыми актами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами случаях федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и удостоверяющий соответствие или несоответствие санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств; (В редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 221-ФЗ)
санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия — организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию;
ограничительные мероприятия (карантин) — административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных;
инфекционные заболевания — инфекционные заболевания человека, возникновение и распространение которых обусловлено воздействием на человека биологических факторов среды обитания (возбудителей инфекционных заболеваний) и возможностью передачи болезни от заболевшего человека, животного к здоровому человеку;
инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих, — инфекционные заболевания человека, характеризующиеся тяжелым течением, высоким уровнем смертности и инвалидности, быстрым распространением среди населения (эпидемия);
массовые неинфекционные заболевания (отравления) — заболевания человека, возникновение которых обусловлено воздействием физических, и (или) химических, и (или) социальных факторов среды обитания.
Статья 2. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения
1. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством:
профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения;
абзац; (Утратил силу — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; (В редакции федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 18.07.2011 № 242-ФЗ)
абзац; (Утратил силу — Федеральный закон от 18.07.2011 № 242-ФЗ)
государственного санитарно-эпидемиологического нормирования;
федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора; (В редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ)
обязательного подтверждения соответствия продукции санитарно-эпидемиологическим требованиям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании; (В редакции Федерального закона от 19.07.2011 № 248-ФЗ)
лицензирования видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека;
государственной регистрации потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, отдельных видов продукции, радиоактивных веществ, отходов производства и потребления, а также впервые ввозимых на территорию Российской Федерации отдельных видов продукции;
проведения социально-гигиенического мониторинга;
научных исследований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
формирования и ведения открытых и общедоступных федеральных информационных ресурсов, направленных на своевременное информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан о возникновении инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), состоянии среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях; (В редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ)
мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения, санитарно-гигиеническому просвещению населения и пропаганде здорового образа жизни; (В редакции Федерального закона от 04.11.2022 № 429-ФЗ)
мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
создания, эксплуатации и развития федеральной государственной информационной системы сведений санитарно-эпидемиологического характера, обеспечивающей получение информации, характеризующей санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 02.07.2021 № 357-ФЗ)
2. Осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации.
Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
(Пункт в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
3. Особенности обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории инновационного центра «Сколково», в том числе особенности утверждения и применения санитарно-эпидемиологических требований, устанавливаются Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково». (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 28.09.2010 № 243-ФЗ)
4. Особенности обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории международного медицинского кластера, в том числе особенности применения санитарно-эпидемиологических требований, устанавливаются Федеральным законом «О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 29.06.2015 № 160-ФЗ)
5. Особенности обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территориях инновационных научно-технологических центров, в том числе особенности утверждения и применения санитарно-эпидемиологических требований, устанавливаются Федеральным законом «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 29.07.2017 № 216-ФЗ)
6. Нормативными правовыми актами органов публичной власти федеральной территории «Сириус» по согласованию с Правительством Российской Федерации может устанавливаться специальное регулирование в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в федеральной территории «Сириус», в том числе особенности утверждения и применения санитарно-эпидемиологических требований, в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 22 декабря 2020 года № 437-ФЗ «О федеральной территории «Сириус». (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 02.07.2021 № 351-ФЗ)
Статья 3. Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее — санитарное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов публичной власти федеральной территории «Сириус». (В редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 351-ФЗ)
(Статья в редакции Федерального закона от 31.12.2005 № 199-ФЗ)
Статья 4. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящим Федеральным законом. (В редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 309-ФЗ)
Статья 5. Полномочия Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
К полномочиям Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся:
определение основных направлений государственной политики в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор); (В редакции федеральных законов от 18.07.2011 № 242-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ)
государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование;
установление единой системы государственного учета и отчетности в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
ведение государственных регистров потенциально опасных для человека химических, биологических веществ и отдельных видов продукции, радиоактивных веществ, отходов производства и потребления, а также отдельных видов продукции, ввоз которых впервые осуществляется на территорию Российской Федерации;
обеспечение санитарной охраны территории Российской Федерации;
введение и отмена на территории Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина);
введение и отмена санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
подготовка и опубликование ежегодных государственных докладов о санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации;
координация научных исследований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
международное сотрудничество Российской Федерации и заключение международных договоров Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
реализация мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения, санитарно-гигиеническому просвещению населения и пропаганде здорового образа жизни; (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 04.11.2022 № 429-ФЗ)
контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой; (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
своевременное и полное информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан о санитарно-эпидемиологической обстановке, о проводимых и (или) планируемых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях, в том числе об ограничительных, о возникновении или об угрозе возникновения инфекционных заболеваний и о массовых неинфекционных заболеваниях (отравлениях). (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ)
Статья 51. Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
(Дополнение статьей — Федеральный закон от 13.07.2015 № 233-ФЗ)
Статья 6. Полномочия субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
К полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся:
принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, контроль за их исполнением;
право разработки, утверждения и реализации региональных программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, согласованных с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
введение и отмена на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предп
Надзор за коммунальными объектами
1. организация и осуществление федерального государственного надзора и контроля за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, направленных на обеспечение безопасности среды обитания для здоровья человека.
2. предупреждение вредного воздействия на человека факторов среды обитания;
3. профилактика и предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), связанных с условиями проживания населения;
4. предупреждение, обнаружение, пресечение нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания, а также применение мер административного, ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленных на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами обязательных требований в части надзора за факторами среды обитания с целью предотвращения негативного влияния на среду обитания и здоровье человека.
5. предупреждение нарушений в области защиты прав потребителей ив сфере потребительского рынка при предоставлении гражданам жилищно-коммунальных услуг, в части, права на информацию, права на безопасность и др. (подпункт 3 пункта 2, подпункт 5 пункта 4 статьи 40 Закона № 2300-1 «О защите прав потребителей» и платных медицинских услуг.
6. совершенствование форм и методов контроля в сфере защиты прав потребителей, повышение его эффективности;
7. организация и осуществление государственного надзора за соответствием товаров, требованиям безопасности, установленным техническими регламентами; .
8. исполнение государственной услуги по государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений на производство (виды деятельности, работы, услуги и на проектную документацию;
9. исполнение государственной услуги по государственной регистрации отдельных видов продукции, впервые ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза;
10. профилактика коррупционных и иных правонарушений внутри отдела при исполнении государственной услуги.
Основные функции отдела
В соответствии с возложенными задачами отдел выполняет следующие функции:
1.осуществляет федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
2. устанавливает причины и выявляет условия возникновения и Iраспространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);
3. осуществляет деятельность по организации проведения необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора в пределах компетенции отдела;
4. участвует в оказании государственной услуги по выдаче санитарно-эпидемиологических заключений, предусмотренных санитарным законодательством;
5. готовит проекты решений главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу об установлении санитарно-защитных зон;
6. готовит предложения о введении и об отмене на территории города Санкт-Петербурга ограничительных мероприятий (карантина) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
7. вносит предложения о приведении в соответствие с санитарным законодательством утвержденных федеральными органами исполнительной власти проектов правил охраны труда, правил охраны окружающей среды, проектов федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований, проектов других нормативных актов и федеральных целевых программ, содержащих мероприятия по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
8. участвует в установленном порядке в информировании Федеральной службы, заинтересованных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти города Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления и население о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в пределах компетенции отдела;
9. участвует в установленном порядке в ведении социально-гигиенического мониторинга в пределах компетенции отдела;
10. участвует в разработке предложений для национальных стандартов и технических регламентов, устанавливающих требования к биологической и химической безопасности объектов технического регулирования, и их внедрения в пределах компетенции отдела;
11. участвует в профилактике инфекционных заболеваний, вызываемых патогенами и паразитами, профессиональных заболеваний и неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, вызываемых ксенобиотиками и суперэкотоксикантами; .
12. привлекается для участия в проведении мониторинга опасных для человека природных биологических агентов и химических веществ, а также вызываемых ими заболеваний с целью прогнозирования биологических и химических опасностей на территории Российской Федерации и принятия плановых и экстренных санитарно-противоэпидемических мер по обеспечению биологической и химической безопасности населения и окружающей среды в пределах компетенции отдела;
13. участвует в работе по созданию и функционированию системы контроля за санитарно-эпидемиологическим состоянием объектов массового сосредоточения людей;
14. привлекается к участию в оперативном реагировании на внезапный рост биологических и химических опасностей на отдельных территориях Российской Федерации, в том числе на вспышки инфекционных заболеваний и токсинных поражений, вызванных патогенами и токсинами природного и техногенного происхождения, с особым акцентом на выявление экзотических и неэндемичных для территории Российской Федерации патогенов в пределах компетенции отдела;
15. проводит работу по выявлению и установлению причин и условий возникновения и распространения инфекционных, паразитарных и профессиональных заболеваний, а также массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей путем проведения специальных санитарно-эпидемиологических расследований, установления по результатам социально-гигиенического мониторинга причинно-следственных связей между состоянием здоровья людей и средой их обитания;
16. участвует во взаимодействии с территориальными органами заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти города Санкт-Петербурга и органами местного самоуправления в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации с целью достижения необходимого уровня санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
17. участвует в подготовке заключений на проекты региональных строительных норм и правил и иных нормативно-правовых актов города Санкт-Петербурга при планировке и застройке о соответствии требованиям действующих санитарных норм и правил в части, не противоречащей действующему законодательству в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
18. осуществляет формирование и верификацию базы данных о размерах и границах санитарно-защитных зон промышленных предприятий, сооружении и иных объектов (действующих и проектируемых), радиопередающих объектах и зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения;
19. разрабатывает проекты соглашений о взаимодействии с органами исполнительной власти города Санкт-Петербурга, местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями в сфере планировки и застройки территории;
20. осуществляет федеральный государственный надзор в
области защиты прав потребителей;
21. участвует в осуществлении государственной регистрации
раздельных видов продукции, впервые ввозимой на таможенную территориюТаможенного союза;
22. участвует в предъявлении исков в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
23. возбуждает дела о нарушениях санитарного законодательства и законодательства, регулирующего отношения в области защиты прав потребителей;
24. готовит предложения о внесении в лицензирующие органы предложения об аннулировании, отзыве лицензий на осуществление хозяйствующими субъектами, нарушающими санитарное законодательство и законодательство, регулирующее отношения в области защиты прав потребителей или о приостановлении действия таких лицензий;
25. участвует в подготовке государственных докладов;
26. участвует в подготовке Управлением ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
27. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
28. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;
29. рассматривает обращения юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, запросы органов государственной власти, органов местного самоуправления, обеспечивает своевременное и полное их рассмотрение, готовит по ним ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;
30. участвует в осуществлении координации деятельности и организации работы территориальных отделов Управления Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург», обеспечивающих деятельность Управления, в пределах компетенции отдела;
31. осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, актами Министерства здравоохранения Российской Федерации, актами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
- Плановые и внеплановые проверки
- Целевые и комплексные (совместные)проверки
- Повторные проверки
КОГО ПРОВЕРЯЮТ САНИТАРНЫЕ ВРАЧИ
ЧТО ПРОВЕРЯЮТ САНИТАРНЫЕ ВРАЧИ
- Как фирма соблюдает санитарные правила
- Какие документы потребуют эпидемиологи
- Как проверяют соблюдение личной гигиены
- Как проверяют условия труда
- Как фирма выполняет профилактические мероприятия
- Производственный контроль
- Медицинские осмотры и гигиеническая подготовка
Центры Государственного санитарно-эпидемиологического надзора (Госсанэпиднадзора) есть в каждом регионе, а также в крупных министерствах (например, в МВД, Министерстве юстиции и т.д.). Координирует работу всех центров Министерство здравоохранения РФ. А точнее, департамент санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава.
Проверки, проводимые центрами, бывают:
1. плановые и внеплановые;
2. целевые и комплексные (совместные);
3. повторные.
Целевые и комплексные (совместные) проверки
Деление проверок на целевые и комплексные (совместные) условное. Все они, как правило, относятся к внеплановым мероприятиям.
Если санитарных врачей интересуют какие-то конкретные вопросы (например, информация по жалобе), то принято считать, что они пришли с целевой проверкой.
В центр Госсанэпиднадзора пожаловался гражданин Иванов. В своем заявлении он указал, что в магазине «Продукты» ему продали просроченный товар.
Плановая проверка магазина проводилась несколько месяцев назад. Выявленные тогда нарушения фирма устранила. Несмотря на это, санитарные врачи обязаны сведения жалобщика проверить. Эпидемиологи провели внеплановую целевую проверку, в ходе которой информация по жалобе подтвердилась.
Центр Госсанэпиднадзора оштрафовал руководителя фирмы на 4000 руб. (ч.2 ст.14.4 КоАП РФ) за продажу товаров с нарушением санитарных норм.
В проверке может участвовать сразу несколько контролирующих структур (например, Госсанэпиднадзор, милиция, налоговая инспекция, пожарная инспекция и т.д.). Как правило, такую проверку называют комплексной или совместной.
Если к вам пришли контролеры из разных ведомств, проверьте, все ли они указаны в распоряжении о проведении проверки. У того, кто не указан, требуйте отдельное распоряжение.
Повторные проверки
Как правило, прежде чем оштрафовать фирму за выявленные нарушения, эпидемиологи выносят предписание их устранить. Если нарушения серьезные, то санитарные врачи могут потребовать, чтобы фирма прекратила реализацию продукции или приостановила свою деятельность. Подробнее об этом читайте раздел «Санитарная служба» — подраздел «Как оформляются результаты проверки» — ситуацию «Предписания санитарных врачей».
Из-за нарушения санитарных норм Госсанэпиднадзор закрыл продовольственную базу. Специалисты неоднократно предписывали руководству базы убрать с территории мусор. Меры для очистки территории так и не были приняты, а появившиеся в большом количестве грызуны стали представлять угрозу распространения инфекций. Это и послужило причиной приостановления деятельности базы.
Чтобы проверить, как фирма исполнила предписание, контролеры придут с повторной проверкой. При этом проверять они могут только те вопросы, по которым были замечания.
Кого проверяют санитарные врачи
Несмотря на то что проверить санитарная служба может любую фирму или предпринимателя, у нее есть свои приоритеты.
В первую очередь эпидемиологи приходят на предприятия пищевой промышленности. Ведь любая ошибка в технологии или нарушение санитарных правил в таких организациях может привести к серьезным последствиям.
По этим же причинам санитарные врачи обращают внимание и на крупные предприятия, продукцию которых потребляет много людей, предприятия общепита, коммунальные службы (особенно связанные с водоснабжением). Особый приоритет отдается учреждениям, где воспитываются, учатся и отдыхают дети.
Нередко работники санэпиднадзора выезжают и на строительные площадки. Как правило, такие проверки проходят по жалобам населения, которому не дают покоя грязь в подъездах, строительный шум и т.д. Да и требования к условиям труда строителей часто не соблюдаются.
Есть еще одно место, куда приходят санитарные врачи, — это промышленные предприятия. Эти фирмы являются потенциальными источниками загрязнения окружающей среды. Кроме того, они должны обеспечивать своих сотрудников средствами личной гигиены (респираторами, перчатками и т.д.). К сожалению, не все организации делают это. Их-то и проверяют эпидемиологи.
Что проверяют санитарные врачи
Санитарные врачи проверяют, как фирма или предприниматель:
1. соблюдают санитарные правила;
2. выполняют санитарно-противоэпидемические (еще их называют «профилактические») мероприятия.
Как фирма соблюдает санитарные правила
Каждая фирма или предприниматель обязаны соблюдать санитарные правила. Так сказано в Федеральном законе от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Санитарные правила утверждает Министерство здравоохранения или Главный государственный санитарный врач РФ. Они действуют на всей территории России не более десяти лет (конкретный срок указан в самих правилах). Минздрав может продлить этот срок еще на пять лет (постановление Правительства РФ от 24 июля 2000 г. N 554).
Какие документы потребуют эпидемиологи
Сначала санитарные врачи посмотрят учредительные документы фирмы (устав, учредительный договор) и лицензии. В них написано, чем может заниматься фирма, а чем — нет.
Фирма должна иметь официальные тексты федеральных санитарных правил, ГОСТ ов по своему виду деятельности.
Например, у предприятий общепита должны быть санитарные правила 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» и СанПиН 2.3.2.1324-03 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов».
У торговых фирм врачи проверят наличие СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» и СанПиН 2.3.2.1324-03 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов».
Затем эпидемиологи попросят санитарно-эпидемиологическое заключение. Этот документ фирма должна получить в Госсанэпиднадзоре до начала производства продукции или оказания услуг.
Перечень продукции, которая подлежит санитарно-эпидемиологической экспертизе, и порядок ее проведения определяет приказ Минздрава от 15 августа 2001 г. N 325.
Без санитарно-эпидемиологического заключения фирма не получит сертификат соответствия на производимые товары или не сможет зарегистрировать декларацию о соответствии.
А за продажу товаров без этих документов санитарные врачи могут оштрафовать:
— фирму — на сумму от 40 000 до 50 000 рублей;
— должностных лиц фирмы или предпринимателя — на сумму от 4000 до 5000 рублей (ч.2 ст.14.4 КоАП РФ).
Сертификат и декларация подтверждают, что продукция соответствует стандартам. Подробнее об этом читайте раздел «Служба стандартизации и сертификации» — подраздел «Что проверяют инспекторы» — ситуацию «Как фирма соблюдает требования стандартов».
Врачи в ходе проверки ознакомятся с ассортиментным перечнем товаров (для торговых фирм) и технологической инструкцией по производству товаров (для фирм-производителей). Эти документы составляют сами фирмы, а потом согласовывают в центре Госсанэпиднадзора.
Если ваше здание новое (вновь построенное), вы должны показать санитарным врачам акт (протокол) согласования технической документации, а также санитарно-эпидемиологическое заключение по проекту строительства. Такие же документы вы должны иметь, если в здании проводились ремонт, реконструкция, перепланировка, модернизация.
Если у вас есть производственное оборудование, то нужно согласовать с санитарными врачами его расстановку. Врачи проверят, правильно ли расположены внутренние помещения фирмы (цеха, склады и т.д.) и расставлено оборудование.
Проверяя кафе «Елена», санитарные врачи обнаружили, что расположение помещений не соответствует согласованному с Госсанэпиднадзором плану. Цех готовой продукции фирма разместила около служебного выхода. А значит, сотрудники кафе разгружают сырые продукты рядом с помещением, где хранятся готовые. Это нарушает санитарные правила.
Эпидемиологи оштрафовали руководителя фирмы на 2000 руб. (ст.6.4 КоАП РФ) и приостановили деятельность фирмы до устранения нарушений, так как это нарушение представляет угрозу возникновения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний.
Санитарные врачи потребуют договоры на вывоз мусора, на дезинсекцию (борьбу с насекомыми) и дератизацию (борьбу с грызунами), проверят, ведется ли санитарный журнал. Он должен быть прошнурован, пронумерован и скреплен печатью фирмы.
Как проверяют соблюдение личной гигиены
Санитарные врачи обязательно проверят, как сотрудники, которые работают с пищевыми продуктами, соблюдают личную гигиену.
Для продавцов продовольственных товаров такие правила установлены в СанПиН 2.3.5.021-94 от 30 декабря 1994 г. N 14, для работников пищеблока в детских учреждениях — в СанПиН 2.4.2.1178-02 от 28 ноября 2002 г. N 44, а для работников предприятий общественного питания — в СП 2.3.6.1079-01 от 6 ноября 2001 г. N 31. Вот некоторые из них.
Если у работника появились симптомы различных заболеваний (например, поднялась температура), он обязан сообщить об этом администрации и обратиться к врачу. Администрация фирмы должна отстранить такого сотрудника от работы.
В каждой фирме должна быть аптечка с набором медикаментов, чтобы оказать первую помощь.
Ежедневно перед началом смены медработник обязан проверить, нет ли у сотрудников гнойничковых заболеваний, ожогов, ссадин. Результаты осмотров заносятся в специальный журнал, который должен быть прошнурован, пронумерован и скреплен печатью фирмы.
Сотрудникам предприятий продовольственной торговли запрещается принимать пищу и курить в торговых, складских и подсобных помещениях, использовать санитарную одежду не по назначению, закалывать ее булавками, иголками, хранить в карманах халатов, курток предметы личного туалета, сигареты и т.п.
Сотрудникам, работа которых связана с приготовлением пищи, нельзя принимать пищу и курить на своем рабочем месте, носить ювелирные украшения, покрывать ногти лаком и т.д.
Ответственность за соблюдение правил личной гигиены несут сами работники. Санкции установлены в разных статьях КоАП РФ в зависимости от того, где работает нарушитель.
Если он работает в предприятии общепита (кафе, ресторане и т.п.), то штраф предусмотрен в статье 6.6 КоАП РФ:
- для предпринимателей и должностных лиц фирмы — от 2000 до 3000 рублей;
- для других сотрудников — от 1000 до 1500 рублей.
Если нарушитель торгует продовольственными товарами, то его оштрафуют по части 2 статьи 14.4 КоАП РФ.
Штраф:
- для должностных лиц фирмы и предпринимателей — от 4000 до 5000 рублей с конфискацией товаров или без таковой;
- для продавцов — от 2000 до 2500 рублей.
Как проверяют условия труда
Придя на фирму, эпидемиологи могут проверить, отвечают ли условия труда требованиям техники безопасности и гигиены.
Более тщательно этот вопрос санитарные врачи контролируют на предприятиях, которые работают с вредными и опасными веществами. Это организации химической промышленности, машиностроения, металлургии и т.д.
В ходе проверки специалисты выясняют, как работает местная механическая вентиляция, проводит ли фирма аттестацию рабочих мест на предмет содержания вредных и опасных веществ в воздухе, уровня шума, вибрации, температуры и т.д. Перечень проверяемых вопросов зависит от вида производства.
Врачи проконтролируют, выдаются ли сотрудникам средства индивидуальной защиты, ознакомлены ли они с правилами безопасности и правилами работы с вредными веществами.
Администрация фирмы обязана обеспечить сотрудников необходимой санитарной одеждой, организовать ее стирку и починку (категорически запрещается стирать санодежду в домашних условиях). Кроме того, у персонала должно быть достаточное количество моющих и дезинфицирующих средств и необходимого для работы инвентаря.
Как фирма выполняет профилактические мероприятия
К профилактическим мероприятиям закон относит производственный контроль, обязательные медицинские осмотры, гигиеническое воспитание и обучение сотрудников (глава IV Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ).
Производственный контроль
Санитарные врачи могут проверить, налажен ли на фирме производственный контроль, то есть контроль за соблюдением санитарных правил.
О том, как его организовать, рассказано в санитарных правилах СП 1.1.1058-01 от 13 июля 2001 г. N 18.
Прежде всего администрация фирмы должна составить и согласовать с Госсанэпиднадзором программу производственного контроля.
Программа составляется в произвольной форме. Для торговых фирм, предприятий общепита, аптек и парикмахерских этот документ утвержден Главным государственным санитарным врачом РФ (постановление от 30 июля 2002 г. N 26).
Отвечать за производственный контроль может любой сотрудник фирмы, прошедший специальную подготовку, или специализированная организация. Ответственный должен следить не только за производством, но и за качеством сырья (например, проверять сертификаты и декларации поставщиков), за технологией хранения, транспортировки и т.д.
Чтобы удостовериться в качестве своей продукции, нужно периодически относить изделия на экспертизу в специальную лабораторию. У таких лабораторий должна быть аккредитация санэпиднадзора.
Если на фирме производственный контроль не налажен, санитарные врачи сами возьмут образцы продукции на экспертизу.
Кроме того, они могут оштрафовать:
- фирму — на сумму от 10 000 до 20 000 рублей;
- должностных лиц фирмы — на сумму от 500 до 1000 рублей (ст.6.3 КоАП РФ). С пищевыми продуктами, питьевой водой, воспитанием
Медицинские осмотры и гигиеническая подготовка
Работники, деятельность которых связана:
1. с пищевыми продуктами, питьевой водой, воспитанием и обучением детей (сотрудники пищеблоков в детских учреждениях), коммунальным и бытовым обслуживанием населения (парикмахеры, банщики, массажисты, косметологи и т.п.) (перечень приведен в письме Минздрава от 7 августа 2000 г. N 1102/2196-0-117);
2. с вредными, опасными веществами и производственными факторами (верхолазы, крановщики, монтажники, лифтеры и т.д.) (перечень приведен в приказе Минздрава от 14 марта 1996 г. N 90),
должны проходить обязательные медицинские осмотры.
Результаты осмотров, а также сведения о перенесенных инфекционных заболеваниях и о прохождении гигиенической подготовки и аттестации заносятся в личную медицинскую книжку. Санитарные врачи обязательно проверят наличие этого документа.
Обратите внимание: без сведений о медосмотрах медкнижка недействительна.
Медицинские книжки на работников хранятся у администрации фирмы. На руки этот документ выдается только продавцам мелкорозничной сети.
Сотрудники, вошедшие в первую группу, помимо медосмотров должны проходить периодическую (при поступлении на работу и затем один раз в два года) гигиеническую подготовку и аттестацию.
Организовать медосмотры и гигиеническую подготовку обязана администрация фирмы.
За нарушение этого требования установлен штраф:
- для фирмы — на сумму от 10 000 до 20 000 рублей;
- для должностных лиц фирмы — на сумму от 500 до 1000 рублей (ст.6.3 КоАП РФ).