Государственный ветеринарный надзор
Ветеринарное
законодательство по государственному
ветеринарному надзору, объекты, методы,
органы и должностные лица, осуществляющие
государственный ветеринарный надзор.
Ветеринарное
законодательство по государственному
ветеринарному надзору Российской
Федерации состоит из Закона о ветеринарии
от 14 мая 2003 года № 4979-1 и принимаемых в
соответствии с ним законодательных
актов республик в составе Российской
Федерации, правовых актов автономной
области, автономных округов, краев,
областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Государственный
ветеринарный надзор — это деятельность
органов управления, учреждений и
организаций Государственной ветеринарной
службы Российской Федерации, направленная
на профилактику болезней животных и
обеспечение безопасности в ветеринарном
отношении продуктов животноводства
путем предупреждения, обнаружения и
пресечения нарушений ветеринарного
законодательства Российской Федерации.
Государственный
ветеринарный надзор включает:
* выявление и
установление причин и условий возникновения
и распространения заразных и массовых
незаразных болезней животных;
* организацию
противоэпизоотических мероприятий по
охране территории Российской Федерации
от заноса заразных болезней животных
из иностранных государств и контроль
за их выполнением;
* разработку
ветеринарных правил, других нормативных
актов, обязательных для выполнения при
ведении животноводства, содержании
животных, производстве, хранении,
перевозке и реализации продуктов
животноводства;
* контроль за
проведением предприятиями организационно
— производственных и ветеринарно-профилактических
мероприятий, за соблюдением ими
действующих ветеринарных правил;
* установление
порядка производства и применения в
ветеринарии биологических, химических
и других препаратов, осуществление
специальных мероприятий по защите
животных от поражающего воздействия
экстремальных факторов, природных и
техногенных катастроф;
* осуществление
мер по пресечению нарушений ветеринарного
законодательства Российской Федерации
и применение санкций, установленных
настоящим Законом.
Органами
государственного ветеринарного надзора
являются органы управления, учреждения
и организации Государственной ветеринарной
службы Российской Федерации:
*
Департамент ветеринарии Министерства
сельского хозяйства и продовольствия
Российской Федерации с подчиненным
ему Всероссийским научно — исследовательским
институтом контроля, стандартизации и
сертификации ветеринарных препаратов,
центральной научно — производственной
и радиологической лабораториями,
зональными управлениями государственного
ветеринарного надзора на государственной
границе и транспорте;
*
управления ветеринарии в составе органов
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации;
*
управления (отделы) ветеринарии в составе
администраций районов и городов;
*
станции по борьбе с болезнями животных,
ветеринарные лаборатории субъектов
Российской Федерации, районов и городов;
*
участковые ветеринарные лечебницы,
ветеринарные участки, пункты;
*
пограничные и транспортные ветеринарные
контрольные пункты, лаборатории
ветеринарно-санитарной экспертизы на
рынках, подразделения государственного
ветеринарного надзора на предприятиях
по переработке и хранению продуктов
животноводства.
Объекты, деятельность
которых в части соблюдения требований
ветеринарного законодательства подлежит
государственному ветеринарному надзору
являются:
осуществляющие
ввоз (вывоз, транзит) на территорию
Российской Федерации животных, ведение
промышленного животноводства, содержание
животных и их убой (переработку) на мясо
и мясопродукты, а также заготовку,
производство, хранение, перевозку и
реализацию (продажу) продуктов животного
происхождения, кормов, кормовых добавок
и лекарственных средств, предназначенных
для лечения животных.
Основным
содержанием государственного ветеринарного
надзора является профилактика заразных
и массовых незаразных болезней животных
и обеспечение безопасности продуктов
животноводства в ветеринарном отношении
путем предупреждения, обнаружения и
пресечения нарушений ветеринарного
законодательства Российской Федерации.
Государственный
ветеринарный надзор осуществляется:
Государственный
ветеринарный надзор за строительством,
реконструкцией, модернизацией и вводом
в эксплуатацию биологических комбинатов,
других предприятий по производству
вакцин и иных средств защиты животных
от болезней, животноводческих комплексов,
мясокомбинатов, хладокомбинатов, других
предприятий по производству, переработке
и хранению продуктов животноводства,
за организацией крестьянских (фермерских)
хозяйств и личных подсобных хозяйств
граждан осуществляется при разработке
федеральных норм технологического
проектирования и на этапах отвода
земельных участков под строительство,
проектирование строительства и ввода
в эксплуатацию законченных строительством
объектов.
Мероприятия,
проводимые при осуществлении
государственного ветеринарного надзора,
имеют целью реализовать ветеринарные
правила в процессе проектирования и
строительства предприятий, хозяйств и
включают рассмотрение и согласование
федеральных норм технологического
проектирования, проведение ветеринарной
экспертизы и выдачу заключений по
проектной документации, проектам отвода
земельных участков и вводимым в
эксплуатацию объектам.
Государственный
ветеринарный надзор на объектах
осуществляется в виде проверок
поднадзорных объектов, осуществляемых
государственными ветеринарными
инспекторами.
Цели,
объем и периодичность проверок, порядок
оформления по их результатам соответствующих
документов (акты, протоколы, постановления,
предписания) и принятие решений; а также
порядок осуществления мер по пресечению
выявленных нарушений, определяются
правилами, инструкциями, указаниями и
другими нормативными документами,
издаваемыми и утверждаемыми в установленном
порядке Департаментом ветеринарии
Министерства сельского хозяйства и
продовольствия Российской Федерации.
Государственный
ветеринарный надзор осуществляется
следующими должностными лицами
Государственной ветеринарной службы
Российской Федерации:
*
государственным ветеринарным инспектором
Российской Федерации и его заместителями;
*
государственными ветеринарными
инспекторами республик и их заместителями;
*
начальниками управлений ветеринарии
администраций автономной области,
автономных округов, краев, областей,
городов Москвы и Санкт-Петербурга —
главными ветеринарными инспекторами
указанных субъектов Российской Федерации
и их заместителями;
*
главными государственными ветеринарными
инспекторами районов, городов и их
заместителями;
*
главными государственными ветеринарными
инспекторами зональных управлений
государственного ветеринарного надзора
на государственной границе и транспорте
и их заместителями;
*
начальниками краевых, областных и
городских станций по борьбе с болезнями
животных, ветеринарных лабораторий —
заместителями главных государственных
ветеринарных инспекторов краев, областей
и городов;
*
начальниками районных, городских
станций по борьбе с болезнями животных,
районных и городских ветеринарных
лабораторий — заместителями главных
государственных ветеринарных инспекторов
районов, городов;
*
директорами участковых ветеринарных
лечебниц, ветеринарных участков, пунктов
— государственными ветеринарными
инспекторами обслуживаемых территорий.
Действия
(бездействие) должностных лиц
Государственной ветеринарной службы
Российской Федерации, осуществляющих
государственный ветеринарный надзор,
могут быть обжалованы в течение месяца
вышестоящему главному государственному
ветеринарному инспектору. Решения
государственных ветеринарных инспекторов
могут быть обжалованы в судебном порядке.
Должностные
лица Государственной ветеринарной
службы Российской Федерации, осуществляющие
государственный ветеринарный надзор,
несут установленную законодательством
ответственность за невыполнение или
ненадлежащее выполнение возложенных
на них задач и функций.
Должностные
лица Государственной ветеринарной
службы Российской Федерации, осуществляющие
государственный ветеринарный надзор,
обязаны:
*
использовать своевременно и в полной
мере предоставленные им полномочия по
предупреждению, обнаружению и пресечению
нарушений ветеринарного законодательства
Российской Федерации;
*
не разглашать представляющие
государственную, военную и коммерческую
тайну сведения служебного и иного
характера при осуществлении надзора.
Государственные
ветеринарные инспекторы, другие
должностные лица Государственной
ветеринарной службы Российской Федерации,
осуществляющие государственный
ветеринарный надзор, при исполнении
служебных обязанностей носят форменную
одежду и руководствуются ветеринарным
законодательством Российской Федерации.
Любое воздействие на этих лиц,
препятствующее выполнению ими должностных
обязанностей, или вмешательство в их
деятельность запрещаются.
Государственный
ветеринарный надзор осуществляется
должностными лицами, указанными выше,
а также другими должностными лицами
Государственной ветеринарной службы
Российской Федерации в порядке,
определяемом положением о государственном
ветеринарном надзоре в Российской
Федерации, утверждаемым Советом Министров
— Правительством Российской Федерации.
Специалисты
Государственной ветеринарной службы
Российской Федерации находятся под
защитой государства.
Специалисты
Государственной ветеринарной службы
Российской Федерации, проживающие и
работающие в сельской местности, поселках
городского типа (рабочих поселках),
городах районного подчинения, имеют
право на бесплатные коммунальные услуги,
на другие льготы в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Право на бесплатные
коммунальные услуги сохраняется за
специалистами Государственной
ветеринарной службы Российской Федерации
— пенсионерами, которые проработали в
сельской местности не менее 10 лет и
проживают там.
Нюансы
Сфера контроля Россельхознадзора разнообразна, поэтому в ходе проверки могут возникать определенные нюансы. Некоторые из них хотелось бы отметить.
Вопрос о проверке предприятий общественного питания остается спорным. Некоторые чиновники Россельхознадзора, например, считают: если фирма перерабатывает мясо в продукцию до готовности, значит, это сфера мясопереработки, подконтрольная службе. Руководители предприятий полагают, что их деятельность регулируется СанПиНами, а не регламентами РСН. Решаются такие дела, как правило, в суде, с учетом всех обстоятельств функционирования фирмы.
Ветеринарные сопроводительные документы (ветеринарные сертификаты, ветеринарные свидетельства, ветеринарные справки), характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого подконтрольного товара, эпизоотическое состояние места его выхода и позволяющие идентифицировать подконтрольный товар, оформляются на подконтрольные товары, включенные в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 317 «О применении ветеринарно-санитарных мер в Таможенном союзе».
Оформление ветеринарных сопроводительных документов осуществляется при:
производстве партии подконтрольного товара (исключая производство для целей личного потребления);
перемещении (перевозке) подконтрольного товара;
при переходе права собственности на подконтрольный товар (за исключением передачи (реализации) подконтрольного товара покупателю для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью).
Могут ли должностные лица государственного контрольного (надзорного) органа проводить проверки в отсутствие законного представителя (хозяина, генерального директора, учредителя и т.д.)
ст. 15 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ
«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»(с изм. и доп., вступ. в силу с 04.07.2016), установлены ограничения при проведении проверки, согласно которых при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, в том числе не вправе:
осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением случая проведения такой проверки по основанию, предусмотренному подпунктом «б» пункта 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, а также проверки соблюдения требований земельного законодательства в случаях надлежащего уведомления собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков;
Одновременно с этим если до начала проведения проверки предприятие уведомлено (извещено) в установленном законом порядке о времени и месте проверки, и не обеспечило явку законного или уполномоченного представителя на период проведения проверки, то предприятие (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) несет риск последствия и может быть привлечено к административной ответственности в соответствии с Законом (ст. 19.4.1 КоАП РФ: Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля или действие (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки.
Имеет ли Россельхознадзор полномочия по контролю (надзору) за оборотом готовой молочной продукцией
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям (далее – Управление) является территориальным органом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и создано в соответствии с п. 2 Положения об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям, утвержденного приказом Россельхознадзора от 15.04.2013 № 204 (далее – Положение) для осуществления функций по контролю и надзору в сфере ветеринарии.
В соответствии с п. 9 Положения, Управление осуществляет надзор в установленных законодательством Российской Федерации случаях за юридическими и физическими лицами, проводящими экспертизы, обследования, исследования, испытания, оценку, отбор проб, образцов, досмотр и осмотр, посещение подконтрольных субъектов и объектов, выдачу заключений, а также иные работы в закрепленной сфере деятельности;
выдает предписания юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям об устранении выявленных нарушений;
запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, сведения и материалы, необходимые для выполнения полномочий в установленной сфере деятельности;
В соответствии Постановлением Правительства РФ от 28.08.2013 № 745
Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и иными уполномоченными на осуществление государственного ветеринарного надзора федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными на осуществление регионального ветеринарного надзора органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции в рамках соответственно государственного ветеринарного надзора и регионального государственного ветеринарного надзора.
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы с привлечением уполномоченных и подведомственных ей организаций, которые аккредитованы и имеют лицензии в установленной сфере деятельности, во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (п. 4 Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 327) .
Каков порядок обследования предприятия с целью получения зоосанитарного статуса (компартмент)
Настоящие Правила распространяются на физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность по содержанию и разведению свиней, а также убой свиней, переработку и хранение продукции свиноводства
По результатам компартментализации хозяйство относится к следующим компартментам:
Компартмент I — незащищенные от угроз хозяйства;
Компартмент II — хозяйства низкого уровня защиты;
Компартмент III — хозяйства среднего уровня защиты;
Компартмент IV — хозяйства высокого уровня защиты.
Отнесение хозяйства к компартментам II — IV осуществляется по результатам посещения хозяйства, проводимого по заявлению хозяйства, оформленному по прилагаемому образцу (приложение N 1).
Хозяйства, не подавшие заявления, и до проведения их посещения относятся к компартменту I.
При поступлении заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил, организуется посещение хозяйства, предусмотренное настоящим пунктом Правил.
Посещение хозяйства с целью отнесения хозяйства к компартментам III и IV проводится с участием территориального органа Россельхознадзора по соответствующему субъекту Российской Федерации.
По результатам посещения хозяйства составляется справка, в которой содержится информация о соответствии хозяйства критериям компартментализации.
В справку включается следующая информация о хозяйстве:
наименование (для физического лица — фамилия, имя, отчество);
адрес места нахождения;
виды осуществляемой деятельности;
время проведения посещения, предусмотренного пунктами 4, 10 настоящих Правил;
оценка соответствия хозяйства критериям компартментализации (по каждому критерию).
В случае признания хозяйства соответствующим критериям, предъявляемым к компартментам III и IV, справка в течение 2 рабочих дней согласовывается руководителем территориального органа Россельхознадзора.
Ограничивает ли технический регламент Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции» (ТР ТС 034/2013) выпуск в обращение (реализацию) мяса и мясной продукции непромышленного изготовления, полученные в результате убоя продуктивных (сельскохозяйственных) животных, выращенных гражданами в домашних условиях и (или) в личных подсобных хозяйствах (ЛПХ) или гражданами, занимающимися животноводством?
Не ограничивает, так как в соответствии с подпунктом ж) пункта 4 технического регламента Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции» (ТР ТС 034/2013) его действие не распространяется на процессы производства, хранения, перевозки и утилизации продуктов убоя и мясной продукции непромышленного изготовления, предназначенных для выпуска в обращение на таможенной территории Таможенного союза.
Исходя из установленного пунктом 5 указанного технического регламента определения понятия «продукт убоя», положения технического регламента Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции» (ТР ТС 034/2013) не распространяются на непереработанную продукцию животного происхождения (в том числе мясо и другое мясное сырье), полученную гражданами в домашних условиях и (или) в личных подсобных хозяйствах (ЛПХ) или гражданами, занимающимися животноводством (далее — непереработанная мясная продукция непромышленного изготовления).
Требования к непереработанной мясной продукции непромышленного изготовления, а также к процессам получения указанной продукции установлены техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011), утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 880.
Принимая во внимание, что технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» не устанавливает требования к специально отведенным для целей убоя местам в отношении непереработанной мясной продукции непромышленного изготовления, уполномоченные в области ветеринарии органы государств — членов Таможенного союза, руководствуясь нормами национального законодательства, могут определять требования к специально отведенным местам для проведения убоя продуктивных животных.
В соответствии с Решениями Совета Евразийской экономической комиссии от 9 октября 2013 г. N 67 и от 9 октября 2013 г. N 68 приняты соответственно технические регламенты Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» (ТР ТС 033/2013) и «О безопасности мяса и мясной продукции» (ТР ТС 034/2013).
Установлены ли переходные положения по введению в действие указанных технических регламентов? Каким образом будет организована работа в этот период?
Решениями Совета Евразийской экономической комиссии от 9 октября 2013 года N 67 и N 68 предусмотрено соответственно, что технические регламенты Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» и «О безопасности мяса и мясной продукции» вступают в силу с 1 мая 2014 года, за исключением отдельных положений указанных технических регламентов, которые вступают в силу в более поздние сроки с учетом готовности государств — членов Таможенного союза и Единого экономического пространства к их реализации. Таким образом, указанные технические регламенты вступят в силу не ранее чем через 6 месяцев после их принятия, с целью обеспечения плавного перехода на требования технических регламентов Таможенного союза и в соответствии с обязательствами Российской Федерации при вступлении в ВТО.
С учетом практики введения в действие технических регламентов Таможенного союза приняты решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10 декабря 2013 г. N 297 и от 10 декабря 2013 г. N 298 о порядке введения в действие технических регламентов Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» и «О безопасности мяса и мясной продукции», которыми предусматривается установление «переходных» положений по применению требований принятых технических регламентов.
Так, в частности, установлено, что ранее выданные в соответствии с национальным законодательством документы о соответствии действуют до 31 декабря 2015 года.
К таким документам относятся декларации, сертификаты, свидетельства о государственной регистрации продукции.
Также до указанного срока действительны ранее выданные документы об оценке (подтверждении) соответствия продукции обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства (свидетельства о государственной регистрации продукции). Вместе с тем данные документы будут действительны до окончания срока их действия, но не позднее 31 декабря 2015 года только в случае, если они выданы или приняты до 1 мая 2014 года в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования указанных технических регламентов.
Со дня вступления в силу технических регламентов (с 1 мая 2014 года) выдача или принятие документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции обязательным требованиям, ранее установленным нормативными правовыми актами, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, или законодательством государства-члена, не допускается.
Таким образом, указанные документы о соответствии (декларации, сертификаты, свидетельства о государственной регистрации продукции), предусмотренные требованиями национального законодательства государства-члена или ранее принятых актов договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства, могут выдаваться только до дня вступления в силу данных технических регламентов, то есть до 1 мая 2014 года.
Также до 31 декабря 2015 г. допускаются производство и выпуск в обращение на таможенной территории Таможенного союза продукции в соответствии с обязательными требованиями, ранее установленными нормативными правовыми актами, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, или законодательством государства-члена, при наличии документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции указанным обязательным требованиям, выданных или принятых до дня вступления в силу технического регламента.
Такая продукция маркируется национальным знаком соответствия (знаком обращения на рынке) в соответствии с законодательством государства-члена. Маркировка данной продукции единым знаком обращения продукции на рынке государств — членов Таможенного союза не допускается.
Таким образом, при наличии выданных до 1 мая 2014 года в отношении указанной продукции документов о соответствии в соответствии с требованиями национального законодательства государства-члена или ранее принятых актов договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства указанная продукция может производиться и выпускаться в обращение на таможенной территории Таможенного союза до 31 декабря 2015 года.
При этом обращение продукции, выпущенной в обращение на таможенной территории Таможенного союза в период действия указанных документов об оценке (подтверждении) соответствия, допускается в течение срока годности продукции, установленного в соответствии с законодательством государства-члена.
Вместе с тем продукция при наличии документов об оценке (подтверждении) соответствия, выданных в соответствии с национальным законодательством, обращается на территории того государства-члена, в соответствии с законодательством которого выдан документ о соответствии.
Также установлено, что до 1 мая 2015 г. допускаются производство и выпуск в обращение на таможенной территории Таможенного союза продукции, не подлежавшей до дня вступления в силу технического регламента обязательной оценке (подтверждению) соответствия обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, или законодательством государства-члена, без документов об обязательной оценке (подтверждении) соответствия продукции и без маркировки национальным знаком соответствия (знаком обращения на рынке). Таким образом, продукция, в отношении которой до 1 мая 2014 года не были установлены указанные обязательные требования, может производиться и выпускаться в обращение на таможенной территории Таможенного союза до 1 мая 2015 г. без документов о соответствии и маркировки национальным знаком соответствия (знаком обращения на рынке), предусмотренных национальным законодательством государства-члена или ранее принятыми актами договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства.
Каков порядок подачи документов на лицензирование фармдеятельности в сфере обращения лекарственных средств, предназначенных для животных?
Дни подачи документов на лицензирование фармдеятельности?
С понедельника по пятницу, в течение рабочего дня Управления, перерыв с 13.00 до 14.00, в отдел делопроизводства.
Где можно ознакомиться с планом проверок на 2016 год?
Опасна ли африканская чума свиней для человека?
Вирус африканской чумы свиней для человека угрозы не несет. Человек является лишь транзитным переносчиком инфекции. Информация о вирусе, а также выявлении генома АЧС на территории РФ размещена на официальном сайте.
Фитосанитарный контроль – комплекс мероприятий по контролю за ввозимыми грузами растительного происхождения на государственную границу, осуществляемую органами специальных служб. Контроль направлен для предотвращения проникновения сельскохозяйственных вредителей и возбудителей заболеваний растений.
Порядок проведения фитосанитарного контроля регламентируется следующими документами:
В перечне подкарантинной продукции, подлежащей карантинному фитосанитарному контролю, выделяют 2 группы продукции – с высоким фитосанитарным риском и низким фитосанитарным риском.
Подкарантинная продукция (подкарантинные грузы, подкарантинные материалы, подкарантинные товары) с высоким фитосанитарным риском:
— Все свежие овощи, фрукты, плоды (например, картофель свежий или охлажденный, томаты свежие или охлажденные, огурцы и корнишоны, свежие или охлажденные);
— Сухофрукты и орехи (например, орехи кокосовые, орехи бразильские и орехи кешью, свежие или сушеные, очищенные от скорлупы или не очищенные, с кожурой или без кожуры, фрукты сушеные, кроме плодов товарных позиций 0801 — 0806; смеси орехов или сушеных плодов данной группы);
— Все зерновые, мука, отруби (например, рожь, ячмень, овес, рис);
Подкарантинная продукция (подкарантинные грузы, подкарантинные материалы, подкарантинные товары) с низким фитосанитарным риском:
— Корма для животных (например, продукты, используемые для кормления животных, содержащие хлорида холин, на органической основе, прочие продукты, используемые для кормления животных, негранулированные);
— Сырье для табачных изделий (например, табачное сырье; табачные отходы);
— Ящики и коробки из гофрированной бумаги или гофрированного картона;
— Коконы шелкопряда, пригодные для разматывания;
— Окна, балконные двери и их рамы, кроме обработанных краской, протравителями, антисептиком и другими консервантами;
Карантинному фитосанитарному контролю (надзору) подлежит каждая ввозимая на таможенную территорию таможенного союза партия подкарантинной продукции, включенной в Перечень подкарантинной продукции.
Карантинный фитосанитарный контроль (надзор) при ввозе осуществляется в местах завершения таможенного оформления. В отношении подкарантинной продукции, завершение таможенного оформления которой будет происходить в месте доставки, осуществляется карантинный фитосанитарный контроль (надзор) по месту прибытия (первичный карантинный фитосанитарный контроль (надзор)), а также карантинный фитосанитарный контроль (надзор) в местах завершения таможенного оформления (вторичный карантинный фитосанитарный контроль (надзор)).
Карантинный фитосанитарный контроль (надзор) при ввозе осуществляется должностными лицами уполномоченных органов Сторон, на территории которых расположено место прибытия или место доставки подкарантинной продукции.
Первичный карантинный фитосанитарный контроль (надзор) при ввозе предусматривает проведение следующих контрольных мероприятий:
− осмотр транспортных средств;
− осмотр или досмотр подкарантинной продукции – в отношении подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска, выборочно, с учетом системы управления фитосанитарным риском;
− досмотр подкарантинной продукции – после проведения обеззараживания подкарантинной продукции, если решение об обеззараживании подкарантинной продукции было принято должностным лицом уполномоченного органа по результатам ее осмотра или досмотра (рисунок 4).
Рисунок 4 – Алгоритм проведения фитосанитарного контроля
В случае направления для проведения экспертизы образцов (проб), отобранных при проведении досмотра в рамках осуществления первичного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) при ввозе, подкарантинная продукция не задерживается до получения должностным лицом уполномоченного органа заключения экспертизы, при условии, что при визуальном обследовании и (или) анализе образцов (проб) подкарантинной продукции не обнаружены организмы, сходные по морфологическим признакам с карантинными объектами (карантинными вредными организмами), симптомы болезней растений, признаки повреждения подкарантинной продукции карантинными объектами (карантинными вредными организмами).
В этом случае заключение экспертизы направляется экспертной организацией уполномоченному органу Стороны, осуществившему отбор образцов (проб) подкарантинной продукции. Указанный уполномоченный орган уведомляет уполномоченный орган Стороны по месту завершения таможенного оформления в случае, если заключение экспертизы подтверждает заражение (засорение) подкарантинной продукции.
Карантинный фитосанитарный контроль (надзор) при ввозе по месту завершения таможенного оформления предусматривает проведение следующих контрольных мероприятий:
− осмотр транспортных средств – если местом завершения таможенного оформления является место прибытия подкарантинной продукции;
− осмотр подкарантинной продукции – в отношении подкарантинной продукции низкого фитосанитарного риска;
− досмотр подкарантинной продукции – после проведения обеззараживания подкарантинной продукции, если решение об обеззараживании подкарантинной продукции было принято должностным лицом уполномоченного органа по результатам ее осмотра или досмотра;
Результаты осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) по месту прибытия и в местах доставки оформляются путем:
— проставления должностным лицом уполномоченного органа Стороны, осуществившего мероприятия по карантинному фитосанитарному контролю (надзору), разрешительной надписи (штампа) на фитосанитарном сертификате (при его наличии) и транспортном (перевозочном) документе. В случае, если по результатам осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) принято решение о разрешении ввоза партии подкарантинной продукции или разрешении ее помещения под таможенную процедуру таможенного транзита;
Формы разрешительных надписей (штампов) и актов карантинного фитосанитарного контроля (надзора) определяются законодательством Сторон. Уполномоченные органы уведомляют друг друга о формах разрешительных надписей (штампов), актов, используемых ими в соответствии с настоящим пунктом.
Внесение в акт карантинного фитосанитарного контроля (надзора) дополнительных предписаний и дополнительных ограничений на оборот продукции не допускается.
Должностные лица уполномоченных органов, осуществляющие карантинный фитосанитарный контроль (надзор), обеспечиваются форменной одеждой в порядке, установленном законодательством Сторон.
Фитосанитарный сертификат на партию подкарантинной продукции, вывоз которой осуществляется из Российской Федерации, выдается на основании заявления участника внешнеэкономической деятельности, заключения о карантинном фитосанитарном состоянии такой подкарантинной продукции, выданного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области карантина растений.
Фитосанитарный сертификат, реэкспортный фитосанитарный сертификат, карантинный сертификат выдаются бесплатно.
При ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза подкарантинной продукции перевозчик или лицо, действующее от его имени, представляет таможенному органу одновременно с документами, предусмотренными Таможенным кодексом Таможенного союза, следующие документы:
— коммерческие и транспортные (перевозочные) документы на ввозимую партию подкарантинной продукции;
— фитосанитарный сертификат на ввозимую партию подкарантинной продукции (при необходимости с переводом) — в случае ввоза партии подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска;
— разрешение на ввоз карантинных объектов в научно-исследовательских целях.