- Особенности осуществления государственного земельного надзора в 2022 году
- Для чего нужен государственный земельный надзор?
- Полномочия государственного земельного инспектора при осуществлении государственного земельного надзора
- Что такое государственный земельный надзор и какие органы его осуществляют?
- Особенности организации и проведения проверок, осуществляемых Росреестром
- Оформление результатов проверок
Особенности осуществления государственного земельного надзора в 2022 году
Особенности осуществления государственного земельного надзора в 2022 году
10 марта 2022 года вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее – Постановление № 336), ограничивающее проведение мероприятий в рамках государственного земельного надзора.
Постановлением № 336 определено, что до конца 2022 года Управление не вправе проводить плановые и внеплановые проверки, а также инспекционные визиты и рейдовые осмотры, т.е. контрольные (надзорные) мероприятия, проводимые во взаимодействии с контролируемыми лицами, за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, проводимым по основаниям, предусмотренным пунктом 3 указанного постановления — при условии согласования с органами прокуратуры в случаях, связанных с непосредственной угрозой либо по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства. Под «непосредственной угрозой» понимается высокая вероятность причинения соответствующего вреда в ближайшем будущем.
Вместе с тем Постановлением № 336 допускается проведение контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом. К указанным мероприятиям относятся наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование. В ходе наблюдения анализируются данные о земельном участке (используемом с признаками нарушения земельного законодательства), которые имеются в Управлении. При выездном обследовании госземинспектор проводит осмотр земельного участка с общедоступной территории (открытой для посещения неограниченным кругом лиц) без информирования контролируемых лиц и без доступа на обследуемый участок.
«В случае выявления признаков нарушения обязательных требований по результатам контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом в течение 2022 года, с учетом ограничений, установленных Постановлением № 336, Управлением будут приняты профилактические меры – контролируемому лицу объявится предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований с предложением принять меры по обеспечению их соблюдения», — отметила заместитель руководителя Татьяна Кривова.
Балановский Ян Олегович,
Пресс-секретарь Управления Росреестра по Волгоградской области
Mob: +7(937) 531-22-98
По материалам сайта: zhutovskoe.ru
Возврат к списку
Для чего нужен государственный земельный надзор?
Государственный земельный надзор является важным звеном в системе государственного управления в сфере землепользования. Он призван обеспечить исполнение земельного законодательства, соблюдение установленных требований, выполнение мероприятий по охране земель органами государственной власти, местного самоуправления, юридическими лицами, их должностными лицами, а также гражданами.
Полномочия по организации и осуществлению государственного земельного надзора в Ярославской области возложены на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы.
За нарушение земельного законодательства предусмотрено привлечение к административной ответственности. Правонарушениями в сфере земельного законодательства являются:
— самовольное занятие земельного участка;
— уничтожение или повреждение межевых знаков границ земельных участков, а равно невыполнение обязанностей по сохранению указанных знаков;
— самовольная уступка права пользования землей и самовольная мена земельного участка;
— использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.
К правонарушениям также относятся:
— неповиновение законному требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор;
— невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства;
— непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения;
— непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности;
— неуплата административного штрафа.
Как и в предыдущие годы, наиболее распространенным нарушением земельного законодательства является нарушение, предусмотренное ст. 7.1 КоАП — самовольное занятие земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством прав на указанный земельный участок.
Любой земельный участок имеет своего собственника, который может являться гражданином, юридическим лицом, участок может находиться в муниципальной, собственности субъекта РФ или собственности Российской Федерации.
При самовольном занятии земельного участка лицо (физическое, должностное или юридическое) использует участок против воли собственника, не имея на это законных оснований.
Зачастую граждане осуществляют самовольный захват земельных участков путем расширения имеющихся в собственности участков, часто с нарушениями границ смежных землепользователей, нарушая при этом права соседей, или занимают муниципальные земельные участки под установку самовольных построек. Большинство случаев нарушений, допущенных гражданами связано с самовольной установкой гаражей. Гаражи, как правило, расположены на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, и их владельцы забывают, что для его установки необходимо оформление земельного участка в соответствии с действующим земельным законодательством.
Кроме того, к самовольному захвату земельного участка относится постоянное или временное складирование чего-либо за пределами предоставленного участка. Ни физическое, ни юридическое лицо, выполнившее самовольную застройку, не может оформить на нее право собственности, следовательно, данное лицо не вправе делать распоряжения относительно таких построек, то есть нельзя будет продать, подарить, сдать в аренду или совершить иные сделки.
За данное правонарушение по статье 7.1 КоАП РФ взымается штраф. Так, в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан налагается штраф в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей.
Если кадастровая стоимость земельного участка не определена, на граждан в размере от пяти до десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Главный специалист-эксперт межмуниципального отдела Управления Росреестра по Ярославской области Андрианова Л.А.
Полномочия государственного земельного инспектора при осуществлении государственного земельного надзора
Государственный земельный надзор является важным звеном в системе государственного управления в сфере землепользования, предусмотренным земельным законодательством Российской Федерации.
Органом, уполномоченным на осуществление земельного надзора в отношении всех видов и категорий земельных участков как объектов гражданских прав, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) и ее территориальные органы.Государственный земельный надзор осуществляется государственными земельными инспекторами в форме проведения плановых и внеплановых проверок; принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений; а также систематического наблюдения за исполнением требований земельного законодательства (административных обследований).Осуществляя государственный земельный надзор, инспектор проводит выездные и документарные проверки соблюдения требований, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. Земельные инспекторы Росреестра в рамках осуществления государственного земельного надзора обладают широким спектром полномочий. В своей работе они запрашивают в письменной форме и безвозмездно получают от органов исполнительной власти всех уровней, юридических и физических лиц информацию и документы, необходимые для проведения проверок: документы о правах на земельные участки и расположенные на них объекты, сведения о лицах, использующих земельные участки, в отношении которых проводятся проверки.При предъявлении служебного удостоверения и копии приказа о назначении проверки, инспектор вправе получать беспрепятственный доступ на земельные участки для проведения их осмотра, осмотра объектов, на них расположенных, натурных измерений, опроса граждан и должностных лиц, получения объяснений.По результатам проведенной проверки составляется акт проверки соблюдения земельного законодательства, а котором делается запись о наличии или отсутствии нарушений земельного законодательства. Государственные земельные инспекторы уполномочены рассматривать в пределах своей компетенции дела об административных правонарушениях и вести производство по этим делам.В случае выявления административного правонарушения инспектор составляет протокол. С этого момента дело об административном правонарушении считается возбужденным. Одновременно с актом инспектором составляется и вручается предписание об устранении нарушений лицу, в отношении которого проводилась проверка.Предписания об устранении выдаются в случаях выявления следующих нарушений земельного законодательства:- использование земельного участка без правоудостоверяющих на землю (ст. 26 ЗК РФ), если отсутствует возможность привлечения правонарушителя по ст. 7.1 КоАП РФ;- использование земельного участка не в соответствии с его разрешенным использованием, установленным в правоустанавливающих документах (ст. 42 ЗК РФ).В остальных случаях предписания по вопросам соблюдения земельного законодательства выдаются одновременно с вынесением постановления о назначении административного наказания.В этих целях госземинспекторы направляют соответствующим должностным лицам на рассмотрение дела об административных правонарушениях для привлечения виновных к ответственности. К проведению проверок соблюдения требований земельного законодательства, государственный инспектор может привлекать экспертов и экспертные организации. Кроме этого, инспекторы вправе обращаться в органы внутренних дел за содействием в случае, если им в проведении проверок чинятся препятствия. Государственные земельные инспекторы Росреестра наделены полномочиями по надзору за соблюдением требований законодательства муниципальными органами власти, в частности, при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности гражданам и организациям. При этом государственный земельный надзор проводится в плановом порядке в соответствии с ежегодными планами проведения плановых проверок. Внеплановые проверки соблюдения земельного законодательства проводятся по обращениям юридических и физических лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления. Осуществление административного обследования земельных участков с оформлением его результатов соответствующим актом – это новое полномочие, позволяющее оперативно выявлять и обнаруживать нарушения земельного законодательства. Административное обследование проводится путем анализа имеющихся или полученных по запросу документов, осмотра объекта земельных отношений без взаимодействия с правообладателями этих объектов и доступа на них должностных лиц.В случае выявления в ходе административного обследования признаков нарушений законодательства, в отношении правообладателей обследуемых объектов проводятся внеплановые проверки. Такой широкий круг полномочий позволяет более эффективно осуществлять государственный земельный надзор, а также повышать качество проведения проверок, их эффективность и результативность.
Под
государственным земельным надзором
понимается деятельность уполномоченных
федеральных органов исполнительной
власти, направленная на предупреждение,
выявление и пресечение нарушений
органами государственной власти,
органами местного самоуправления, а
также юридическими лицами, их руководителями
и иными должностными лицами, индивидуальными
предпринимателями, их уполномоченными
представителями и гражданами требований,
установленных земельным законодательством,
посредством организации и проведения
проверок указанных лиц, принятия
предусмотренных законодательством
Российской Федерации мер по пресечению
и (или) устранению последствий выявленных
нарушений, и деятельность указанных
уполномоченных органов государственной
власти по систематическому наблюдению
за исполнением требований земельного
законодательства, анализу и прогнозированию
состояния исполнения требований
земельного законодательства при
осуществлении органами государственной
власти, органами местного самоуправления,
юридическими лицами, индивидуальными
предпринимателями и гражданами своей
деятельности.
Государственный
земельный надзор осуществляется
уполномоченными федеральными органами
исполнительной власти согласно их
компетенции.
Положение
о проведении государственного земельного
контроля 2006г. (в ред. Постановлений
Правительства РФ от 22.06.2007 N 394, от
21.04.2010, от 21.04.2011г. N 268) разграничивает
компетенцию следующим образом: контроль
за земельными участками как объектами
гражданских прав — исключительная
сфера деятельности Росреестра, контроль
за землей как природным объектом (по
сути, экологический контроль) закреплен
за Росприроднадзором и Россельхознадзором.
Набор нарушений, подконтрольных
Росреестру не содержит экологических
норм. Эта сфера его деятельности
напрямую связана с информационными
ресурсами, непосредственно сосредоточенными
в данной структуре (кадастр недвижимости,
фонд землеустроительной документации,
данные мониторинга).
Последовательность
и порядок
действий при исполнении государственной
функции по государственному земельному
надзору в отношении физических лиц
установлены Административным регламентом.
Основанием
для подготовки к проведению проверки
являются:
1)
планы проведения проверок;
2)
поступившие документы и иные доказательства,
свидетельствующие о нарушении земельного
законодательства.
Планы
проведения проверок в отношении
физических лиц формируются на очередной
год и утверждаются руководителем
Управления Росреестра по субъекту
Российской Федерации.
При
подготовке к проведению проверки
выносится распоряжение о проведении
проверки. Проверка проводится в сроки,
указанные в распоряжении.
Уполномоченный
распоряжением государственный инспектор
уведомляет проверяемое лицо о предстоящей
проверке посредством направления копии
распоряжения заказным почтовым
отправлением с уведомлением о вручении
или любым доступным способом. Проверка
проводится в установленное время по
месту нахождения земельного участка в
присутствии проверяемого лица или
законного представителя проверяемого
лица. Подлинный экземпляр распоряжения
и служебное удостоверение предъявляются
при проведении проверки.
Во
время проверки осуществляется обследование
земельного участка, сравниваются
фактические данные с данными
правоустанавливающих документов на
землю, устанавливается наличие
(отсутствие) межевых знаков границ
земельного участка, соответствие вида
разрешенного использования по
правоустанавливающим документам
фактическому целевому использованию.
При необходимости, производится обмер
границ земельного участка, фотографирование,
составляется схематический чертеж
земельного участка.
Результатам
проведенной проверки является:
1.
Акт проверки соблюдения земельного
законодательства. В акте делается запись
о наличии или отсутствии нарушений
земельного законодательства.
2.
Одновременно с актом вручается предписание
об устранении нарушения земельного
законодательства в случае выявления
следующих нарушений требований земельного
законодательства:
—
использование земельного участка без
оформленных в установленном порядке
документов, удостоверяющих право на
землю (ст.26 Земельного кодекса)
—
использование земельного участка не в
соответствии с его разрешенным
использованием, установленным в
правоустанавливающих документах (ст.
42 Земельного кодекса)
—
невыполнение требований по сохранности
межевых знаков границ земельных участков
(ст. 42 Земельного кодекса).
3.
Протокол об административном правонарушении
составляется в случае выявления
административного правонарушения
предусмотренного:
—
ст.7.1 КоАП (самовольное занятие земельного
участка или использование земельного
участка без оформленных в установленном
порядке правоустанавливающих документов
на землю);
—
частью 1 ст.7.2 КоАП (уничтожение или
повреждение межевых знаков границ
земельного участка);
—
статьей 7.10 КоАП (самовольная уступка
права пользования земельным участком);
—
статьей 8.5 КоАП ( сокрытие, умышленное
искажение или несвоевременное сообщение
полной и достоверной информации о
состоянии земель);
—
статьей 8.7 КоАП (невыполнение обязанностей
по приведению земель в состояние
пригодное для использования по целевому
назначению);
—
статьей 8.8 КоАП (использование земель
не по целевому назначению, неиспользование
земельного участка);
—
частью 1 статьи 19.4 КоАП ( неповиновение
законному распоряжению или требованию
должностного лица органа, осуществляющего
государственный надзор (контроль), а
равно воспрепятствование осуществлению
этим должностным лицом служебных
обязанностей).
Если
требуется дополнительное выяснение
обстоятельств дела, протокол составляется
в течение двух суток с момента обнаружения
административного правонарушения.
Протокол
может быть составлен в отсутствие лица,
в отношении которого возбуждается дело
об административном правонарушении,
если это лицо надлежащим образом было
извещено о времени и месте его составления.
Лицу,
в отношении которого возбуждено дело
об административном правонарушении,
копия протокола вручается под расписку
либо направляется в течение трех дней
со дня составления протокола посредством
почтовой связи с уведомлением.
Дело
об административном правонарушении
рассматривается в пятнадцатидневный
срок. По результатам рассмотрения дела
об административном правонарушении
может быть вынесено постановление о
назначении административного наказания
или постановление о прекращении
производства по делу об административном
правонарушении.
Граждане,
использующие земельные участки, в
отношении которых проводятся проверки,
обязаны обеспечить государственному
инспектору доступ на эти участки и
предоставить документацию, необходимую
для проверки. Лица, препятствующие
осуществлению государственного
земельного контроля, несут установленную
законодательством Российской Федерации
ответственность.
Предписания
по вопросам соблюдения земельного
законодательства, а также предписания
об устранении выявленных в ходе проверок
нарушений земельного законодательства
являются обязательными для исполнения.
Невыполнение в установленный срок
законного предписания государственного
инспектора по использованию и охране
земель влечет наложение административного
штрафа.
Назначение
административного наказания не
освобождает лицо от исполнения
обязанности, за неисполнение которой
было назначено административное
наказание. Государственный земельный
надзор является действенной мерой.
1. Государственный земельный надзор осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации (за исключением осуществления государственного земельного надзора в части соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды на предоставленных подведомственным федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности организациям земельных участках, на которых расположены объекты, используемые такими организациями), и подразделением федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в части соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды на предоставленных подведомственным такому органу организациям земельных участках, на которых расположены объекты, используемые такими организациями (далее также — органы государственного земельного надзора).
2. Предметом государственного земельного надзора являются:
1) соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами, органами государственной власти и органами местного самоуправления обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
2) соблюдение обязательных требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти и органами местного самоуправления деятельности по распоряжению объектами земельных отношений, находящимися в государственной или муниципальной собственности.
3. Объектом государственного земельного надзора являются объекты земельных отношений, а также деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по распоряжению объектами земельных отношений, находящимися в государственной или муниципальной собственности.
4. Организация и осуществление государственного земельного надзора в части соблюдения обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», за исключением государственного земельного надзора, осуществляемого федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом.
Организация и осуществление государственного земельного надзора, осуществляемого федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, регулируются нормативным правовым актом указанного федерального органа исполнительной власти, изданным по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды.
5. Должностные лица органов государственного земельного надзора, уполномоченные на осуществление государственного земельного надзора (далее — должностное лицо, уполномоченное на осуществление государственного земельного надзора), в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия выдают контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований с указанием срока их устранения.
6. В случае неустранения в установленный срок нарушений, указанных в предписании, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи, орган государственного земельного надзора, выдавший такое предписание, не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, связанном с неисполнением такого предписания, информирует о его неисполнении с приложением соответствующих документов:
1) исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, — в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
2) орган государственной власти или орган местного самоуправления, которые в соответствии с законодательством вправе обратиться в суд с требованием об изъятии находящихся в частной собственности земельных участков в связи с их неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением обязательных требований законодательства Российской Федерации и об их продаже с публичных торгов, — в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности.
7. В случае, если по результатам проведенного контрольного (надзорного) мероприятия должностным лицом, уполномоченным на осуществление федерального государственного земельного надзора, выявлен факт размещения объекта капитального строительства на земельном участке, на котором не допускается размещение такого объекта в соответствии с разрешенным использованием, целевым назначением земельного участка и (или) установленными ограничениями использования земельных участков, должностное лицо, уполномоченное на осуществление федерального государственного земельного надзора, не позднее пяти рабочих дней со дня окончания такого контрольного (надзорного) мероприятия направляет в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения данного земельного участка или в случае нахождения данного земельного участка на межселенной территории в орган местного самоуправления муниципального района уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих указанный факт. Форма уведомления о выявлении самовольной постройки, а также перечень документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, устанавливается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. Результаты такого контрольного (надзорного) мероприятия могут быть обжалованы правообладателем земельного участка в судебном порядке.
8. Органы государственного земельного надзора уведомляют в порядке и случаях, установленных положением о государственном земельном надзоре, единый институт развития в жилищной сфере о фактах неустранения в установленный срок нарушений, указанных в предписании об устранении выявленных нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации, совершенных в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и земельных участков, собственность на которые не разграничена.
9. Наряду со случаями, определенными пунктами 1, 3 — 5 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», органы государственного земельного надзора проводят внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия на основании индикаторов риска нарушения обязательных требований, предусмотренных:
1) частью 23 статьи 8 Федерального закона от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
2) пунктом 15 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;
3) нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 10 статьи 23 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
10. Государственный земельный надзор за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления по распоряжению объектами земельных отношений, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
11. Положение о государственном земельном надзоре утверждается Правительством Российской Федерации.
Каждый владелец земли рано или поздно сталкивается с такой процедурой, как проверка соблюдения требований земельного законодательства в рамках мероприятий по государственному земельному надзору.
Что же необходимо знать, если к Вам пришел государственный инспектор отдела земельного надзора?
Что такое государственный земельный надзор и какие органы его осуществляют?
Государственный земельный надзор — это комплекс мероприятий, проводимых в целях соблюдения норм Земельного кодекса (ЗК РФ), условий и целей использования земли, а также выявления и пресечения нарушений в сфере земельного законодательства.
В рамках государственного земельного надзора сотрудниками федеральных органов власти осуществляются периодические проверки участков землепользователей (ст. 71 ЗК РФ).
Государственный земельный надзор за соблюдением земельного законодательства осуществляется государственными надзорными органами: Росреестром, Россельхознадзором, Росприроднадзором (п. 2–5 Постановления Правительства РФ от 02.01.2015 № 1).
Росреестр проводит проверки, касающиеся:
- соблюдения целей использования земли, пресечения самовольного занятия земельного участка и иного незаконного использования земель;
- соблюдения требований законодательства, связанных с обязательным использованием в течение установленного срока земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях;
- приведения участков в состояние, отвечающее разрешенным целям использования.
Россельхознадзор осуществляет государственный земельный надзор за землями сельхозназначения, за исключением тех земель, на которые не распространяется действие Закона об обороте земель сельхозназначения. При этом осуществляется надзор за соблюдением:
- требований сохранности плодородного слоя почвы, а также норм, касающихся применения пестицидов и удобрений;
- правил мелиорации и защиты почвы от эрозии;
- обязанностей пользователей земли по проведению рекультивации после выполнения строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ.
Росприроднадзор проводит государственный земельный надзор в части соблюдения экологических требований в отношении всех земель за исключением поднадзорных Россельхознадзору. При этом данный орган контролирует соблюдение:
- требований о предотвращении ухудшения состояния земли;
- режима лесопользования и правил землепользования в прибрежных и водоохранных зонах;
- обязанностей по рекультивации земель после разработки недр и строительства (сноса) объектов лесоразработки;
- требований на запрет снятия плодородного слоя почвы.
Порядок осуществления государственного земельного надзора устанавливается в административных регламентах перечисленных выше государственных органов.
С перечнем административных регламентов осуществления государственного земельного надзора ознакомьтесь ниже во вкладке «Подробнее».
Государственный земельный надзор осуществляется в форме:
- плановых проверок;
- внеплановых проверок;
- систематического наблюдения за исполнением требований земельного законодательства.
Систематическое наблюдение за исполнением требований земельного законодательства осуществляется путем проведения:
- административных обследований объекта земельных отношений;
- рейдовых осмотров;
- анализа правовых актов, принятых органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам использования и охраны земель и (или) земельных участков на предмет соответствия их содержания законодательству Российской Федерации.
Особенности организации и проведения проверок, осуществляемых Росреестром
Плановые проверки юридических лиц, предпринимателей, органов местного самоуправления, органов государственной власти и граждан проводятся в соответствии с ежегодным планом проверок, разработанным и утвержденным надлежащим образом.
Планы проведения проверок соблюдения земельного законодательства согласовываются с региональными органами прокуратуры.
Периодичность проведения плановых проверок в отношении конкретного земельного участка — не чаще одного раза в 3 года.
С планами проверок на текущий год можно ознакомиться на официальном сайте Росреестра в разделе «Открытая служба/ Проведение поверок/ Государственный земельный надзор».
Не забудьте выбрать свой регион из выпадающего списка в верхнем левом углу сайта.
С планом проверок юридических лиц и органов местного самоуправления также можно познакомиться на сайте Генеральной прокуратуры РФ, которая ведет единый реестр проверок (П. 23 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 № 415).
Внеплановые проверки в отношении граждан, юридических лиц и органов местного самоуправления проводятся в случаях:
- выявления по итогам проведения административного обследования признаков нарушения требований законодательства РФ, за которые предусмотрена административная и иная ответственность;
- поступления в Росреестр обращений и заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, а также информации от органов государственной власти или органов местного самоуправления о нарушениях чьи-либо имущественных прав;
- поступление в Росреестр обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также информации из СМИ о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Внеплановая проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей проводится только после согласования с органом прокуратуры по месту нахождения объекта предполагаемой внеплановой проверки.
Согласования с органами прокуратуры проведения внеплановых проверок в отношении граждан не требуется.
Осуществление государственного земельного надзора в форме проверки включает в себя следующие административные действия:
- принятие решения о проведении проверки в соответствии с планом проверки или на основании обращений (издание распоряжения о проведении плановой или внеплановой поверки);
- уведомление лица, в отношении которого проводится проверка о времени её проведения;
- проведение проверки;
- оформление итогов проверки;
- контроль устранения выявленных нарушений.
Плановые и внеплановые проверки проводятся в форме документарной (без выезда) и (или) выездной проверки.
Общий срок проведения любой проверки — с даты начала и до даты составления акта проверки — не может превышать 20-ти рабочих дней.
Плановые и внеплановые проверки соблюдения земельного законодательства, а также административные обследования проводят уполномоченные сотрудники территориальных органов Росреестра – государственные земельные инспекторы.
Государственные земельные инспекторы в рамках осуществления государственного земельного надзора обладают широким спектром полномочий. Независимо от того, проводит ли госземинспектор плановую проверку или выезжает по жалобе, закон дает ему право совершать ряд правовых действий:
- запрашивать и безвозмездно получать на основании запросов от государственных и муниципальных органов, организаций, предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проведения проверок (правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на земельные участки и расположенные на них объекты; сведения о лицах, использующих земельные участки, и др.);
- при предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) территориального органа Росреестра о назначении проверки беспрепятственно получать доступ на земельные участки и проводить их осмотр в целях осуществления государственного земельного надзора;
- выполнять необходимый объём работ, в состав которых могут входить натурные измерения, опрос граждан и должностных лиц, получение объяснений;
- обращаться в органы внутренних дел за содействием в предотвращении или пресечении действий, препятствующих осуществлению государственного земельного надзора; в установлении лиц, виновных в нарушениях земельного законодательства;
- привлекать экспертов и экспертные организации.
Лица, препятствующие осуществлению государственного земельного контроля, применяющие угрозу насилия или насильственные действия по отношению к госземинспектору, несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность.
При этом как препятствование расцениваются такие действия, как:
- воспрепятствование доступу инспектора госземнадзора к земельному участку,
- неявка гражданина к месту проверки в назначенное врем;
- необеспечение присутствия руководителя юридического лица или иного уполномоченного представителя проверяемого лица при проведении проверки;
- уклонение от получения уведомлений, извещений о проведении проверки.
За препятствование госземинспектору при проведении им проверок соблюдения земельного законодательства статьёй 19.4.1 КоАПРФ предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа в размере:
- на граждан — от 500 до 1тыс. рублей;
- на должностных лиц — от 2 тыс. до 4 тыс. рублей;
- на юридических лиц — от 5 тыс. до 10 тыс. рублей.
Те же действия (бездействие), повлекшие невозможность проведения или завершения проверки влекут наложение административного штрафа в размере:
- на должностных лиц — от 5 тыс. до 10 тыс. рублей;
- на юридических лиц — от 20 тыс. до 50 тыс. рублей.
Повторное совершение административного правонарушения влечет наложение административного штрафа в размере:
- на юридических лиц — от 50 тыс. до 100 тыс. рублей
- на должностных лиц — от 10 тыс. до 20 тыс. рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.
Оформление результатов проверок
По результатам проверки (как плановой, так и внеплановой) госземинспектором составляется акт проверки в 2-х экземплярах. Один экземпляр акта с копиями приложений вручается проверяемому лицу (его представителю) под роспись об ознакомлении (об отказе в ознакомлении с актом проверки).
В акте делается запись о наличии или отсутствии нарушений земельного законодательства на проверяемом земельном участке.
При выявлении в ходе проверки признаков нарушения земельного законодательства составляется протокол об административном правонарушении (после уведомления нарушителя о дате и времени его составления).
С момента составления протокола дело об административном правонарушении считается возбужденным.
Постановлением о назначении наказания нарушитель признается виновным в совершении административного правонарушения, ему выносится административный штраф.
При выявлении административного правонарушения нарушителю одновременно с актом вручается предписание об устранении нарушений. Предписание об устранении выявленного нарушения законодательства является обязательным для исполнения с момента его вручения лицу, в отношении которого оно вынесено.
Срок устранения нарушения земельного законодательства в предписании устанавливается должностным лицом с учетом нескольких факторов:
- вид выявленного правонарушения;
- время вступления в силу постановления по данному делу об административном правонарушении;
- время, необходимое для устранения конкретного нарушения земельного законодательства.
По общим правилам установленный срок устранения нарушения не должен превышать 6 месяцев.
Указанный в предписании срок устранения нарушений может быть продлен на основании заявления лица, в отношении которого это предписание вынесено, по решению уполномоченного должностного лица Росреестра (территориального органа). К заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие и обосновывающие необходимость продления срока для обеспечения устранения выявленных нарушений.
Госземинспектор, осуществляя государственный земельный надзор, контролирует исполнение нарушителем предписания об устранении нарушения. В случае выявления его неисполнения госземинспектор:
- выдает правонарушителю новое предписание об устранении нарушения земельного законодательства и
- принимает решение о возбуждении дела об административном правонарушении по факту невыполнения в установленный срок предписания.
В случае невыполнения в указанный срок требований, указанных в предписании, государственный инспектор применяет к правонарушителям меры административного воздействия, предусмотренные законодательством, с дальнейшим направлением материалов дела в суд.
Если нарушение не было устранено, штраф придется заплатить повторно.
А что делать, если Вам признали нарушителем по статье 7.1. КоАП РФ «Самовольное занятие земельного участка», читайте здесь.