Инструкция №1 от 28.05.2001
- Классные чины и форменная одеждаПравить
- Санитарно-эпидемиологический контроль
- Политическая рольПравить
- ФункцииПравить
- Ведомственные наградыПравить
- СсылкиПравить
- Научно-исследовательские организации РоспотребнадзораПравить
- ИсторияПравить
- XIX — начало XX века
- Руководители РоспотребнадзораПравить
- Формирование структуры центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора
- Интересные фактыПравить
Классные чины и форменная одеждаПравить
Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» (далее — Центр) является некоммерческой организацией, обеспечивающей деятельность Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области. В соответствии с приказом Роспотребнадзора от 01.02.2011 №27 «Об утверждении Перечня подведомственных Роспотребнадзору федеральных бюджетных и казенных учреждений здравоохранения и науки» Центр относится к федеральным бюджетным учреждениям здравоохранения.
Согласно Уставу Центр создан для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий Управления Роспотребнадзора по Свердловской области:
1. Проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований;
2. Учет инфекционных заболеваний, профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) в связи с вредным воздействием факторов среды обитания человека;
3. Обеспечение ведения социально-гигиенического мониторинга в области санитарно-эпидемиологического благополучия человека;
4. Рассмотрение обращений потребителя, информирование и консультирование потребителей об их правах и необходимых действиях по защите этих прав;
5. Проведение экспертиз и исследований в рамках осуществления федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей;
6. Сбор и обработка статистической информации.
Центр также вправе осуществлять за плату иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, но направленные на достижение целей, ради которых он создан:1. Работы по оценке риска для здоровья населения от воздействия факторов среды обитания человека;2. Консультационные услуги по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, соблюдения правил продажи отдельных видов товаров, выполнения работ, оказания услуг;3. Проведение исследований состояния здоровья населения, проведение иных исследований в целях разработки и участия в реализации программ по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей;4. Проведение гигиенического воспитания и обучения граждан, профессиональной гигиенической подготовки должностных лиц и работников организаций;5. Оформление, выдача и учет личных медицинских книжек, санитарных паспортов;6. Издание и реализация методических, нормативных, информационных и иных печатных, аудиовизуальных, электронных материалов по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей;7. Деятельность по организации и проведению работ и оказанию услуг в области охраны труда;8. Проведение дез.работ;9. Разработка рецептур, производство, хранение и реализация дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных средств, эталонных препаратов возбудителей паразитозов;10. Оказание медицинских услуг в соответствии с лицензией на медицинскую деятельность;11. Осуществление деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний в соответствии с лицензией;12. Разработка, эксплуатация и сопровождение программного обеспечения и автоматизированных систем;13. Обеспечение эксплуатации жилых помещений, подсобных хозяйств, производственных мастерских, объектов общественного питания, торговли, бытового обслуживания, транспорта с оказанием соответствующих услуг 14. Осуществление ответственного хранения материальных ценностей государственного материального резерва;15. Разведение и реализация лабораторных животных;16. Хранение, учет, распределение, доставка медицинских и ветеринарных диагностических, профилактических, иммунобиологических препаратов, питательных сред, штаммов микроорганизмов и лекарственных средств против возбудителей инфекционных болезней;17. Идентификация пищевых продуктов, материалов и изделий с целью установления их соответствия требованиям законодательных, нормативных, технических документов и информации, содержащейся на этикетках и прилагаемых документах;18.Организация и проведение конференций, семинаров, выставок и других мероприятий;19. Санитарно- эпидемиологические обследования, исследования, испытания, а также токсикологические, гигиенические и иные виды оценок и экспертиз.
Санитарно-эпидемиологический контроль
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 марта 2021 года; проверки требуют 6 правок.
Также, надзор государства за соблюдением работодателями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил, осуществляемый специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
По итогам проверки (экспертизы) выдается санитарно-эпидемиологическое заключение.
- Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор)
центры гигиенического и санитарно-эпидемиологического надзора (ЦГСЭН). - центры гигиенического и санитарно-эпидемиологического надзора (ЦГСЭН).
- Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России)
Политическая рольПравить
- Грузинское вино, 2008 г. — Конфликт в Южной Осетии
- Молдавское вино и коньяк, 2013 — переговоры Молдовы о вступлении в ЕС
- Шоколадные конфеты с Украины, 2013 г. — конфликт в Донбассе
- Вино из Черногории, 2017 — вступление Черногории в НАТО
ФункцииПравить
Федеральной службе передана часть функций Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерства по антимонопольной политике Российской Федерации.
Федеральная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, защиты прав потребителей на потребительском рынке.
Правовые основы деятельности Федеральной службы установлены федеральными законами «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О защите прав потребителей», другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Федеральная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иными организациями.
- в санитарном законодательстве РФ — ст. 1 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
- Санитарно-эпидемиологический надзор Архивная копия от 22 декабря 2016 на Wayback Machine // feldsherstvo.ru
- Государственная регистрация продукции, веществ, материалов на территории Таможенного союза. Санитарно-эпидемиологический контроль. Дата обращения: 17 января 2017. Архивировано из оригинала 18 января 2017 года.
- Санитария
- Санитарное законодательство
- Эпидемиология
- Фитосанитарный контроль
- СанПиН
Ведомственные наградыПравить
- Памятные медали «90 лет Госсанэпидслужбе России». «95 лет Госсанэпидслужбе России»
- Почётная грамота Роспотребнадзора
- Благодарность руководителя Роспотребнадзора
- Нагрудный знак «Почётный работник Роспотребнадзора»
СсылкиПравить
- — официальный сайт Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
- Официальный сайт ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора
- Официальный сайт ФБУН Центрального НИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора
- История образования Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве
- Официальный сайт Санитарно-Эпидемиологической Службы г Москвы
- «Санкционный смотритель» о запретах на ОНТ
Научно-исследовательские организации РоспотребнадзораПравить
Структура Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека представлена Центральным аппаратом, включающим: руководство и помощников, пресс-службу и управления (санитарного надзора; эпидемиологического надзора; защиты прав потребителей; организации деятельности; научного обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и международной деятельности; кадров, профилактики коррупционных и иных правонарушений и последипломного образования; делами; инвестиционного развития и управления государственным имуществом; правовое; финансово-экономическое).
Центральному аппарату подчинены:
- Научно-исследовательские институты и центры гигиенического и эпидемиологического профиля
- Противочумные учреждения
- Санэпидслужбы министерств и ведомств (Министерство обороны, Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности, Федеральная служба охраны, Управление делами Президента, Главное управление специальных программ Президента, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральное медико-биологическое агентство). Представлены главными и окружными центрами госсанэпиднадзора (ЦГСЭН), их филиалами и санитарно-эпидемиологическими лабораториями.
ИсторияПравить
1933 — Государственная санитарная инспекция (ГСИ) РСФСР;
1935 — Всесоюзная Государственная санитарная инспекция (ВГСИ) при Совнаркоме СССР;
1936 — в составе Наркомздрава СССР;
- 1963—1991 — Государственная санитарно-эпидемиологическая служба СССР (воссоздаётся отдельная независимая от лечебных учреждений централизованная структура);
- 1991—2004 — Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации (Госсанэпиднадзор);
- 1993—2004 — Государственная инспекция по торговле, контролю качества товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекция).
XIX — начало XX века
Врачебно-санитарное дело в России во времена своего зарождения в начале XIX века находилось под управлением департамента («полиции медицинской») Министерства полиции. С 1826 года управление медициной и народным хозяйством было подчинено императорскому Министерству внутренних дел.
В губерниях имелись подчиненные медицинскому департаменту врачебные управления, осуществлявшие врачебно-полицейские задачи «по предотвращению причин, служивших источниками болезней населения», врачебно-хозяйственную деятельность «по лечению больных путём устройства больниц и обеспечения их работы», а также судебно-медицинскую деятельность.
Работа врачебных управлений регламентировалась сперва Инструкцией 1797 года, данной врачебным управам, а затем созданным на её основе Врачебным уставом 1857 года, в котором значились вопросы санитарного надзора, наблюдения за чистотой в городах и съестными припасами, издание правил и наставлений по соблюдению «народного здоровья» в губернии, участие в обсуждении устройства новых фабрик и заводов в медицинском отношении, контроль за помещениями и жильём рабочих, пищей, напитками.
Штатными работниками губернских врачебных управлений были городские и уездные врачи, осуществлявшие судебно-медицинскую работу, борьбу с заразными болезнями, примитивный санитарный надзор. В городах эту работу осуществляли городские врачи, количество которых зависело от полицейских участков города.
Во второй половине XIX века забота о народном здравоохранении (в основном, в сельской местности) перешла к органам земской медицины. Одним из важных мероприятий земской медицины были массовые санитарно-статистические исследования заболеваемости, физического развития и демографии с целью улучшения санитарии в России и организации медицинской помощи крестьянству. В процессе деятельности земских учреждений и городских самоуправлений перед ними встал вопрос о создании независимой от Медицинского департамента МВД врачебно-санитарной организации.
Первая земская санитарная организация в России была организована в Перми в 1872 году. К 1913 году из 93 губерний только в 30 были санитарные организации, в которых работало 257 врачей: 70 участковых санитарных врачей, 24 эпидемиолога, в 49 городах из 1063 работали лаборатории.
15 сентября 1922 года издан декрет Совета народных комиссаров РСФСР «О санитарных органах республики», который считается днем создания санитарно-эпидемиологической службы. В СССР первая санэпидстанция была создана в Гомеле (Белорусская ССР) 27 октября 1922 года. Первый закон «О санитарных органах республики» был принят Совнаркомом РСФСР 19 февраля 1927 года, а 27 октября 1927 года были приняты положения, согласно которым значительно расширились права и функции санитарных органов, устанавливались дифференцированные нормативы обеспечения районов и городов санитарными кадрами, бактериологическими лабораториями и дезинфекционными станциями. Важнейшим обязательным элементом стал предупредительный санитарный надзор на всех этапах промышленного и жилищно-гражданского строительства.
В 1933 году произошло разделение функций санитарно-эпидемиологической службы — при сохранении санитарно-эпидемиологических станций была организована Государственная санитарная инспекция, осуществлявшая общее руководство санитарно-эпидемиологической работой, а также предупредительный санитарный надзор. В начале 50-х годов Государственная санитарная инспекция была ликвидирована. Дальнейшее развитие санитарно-эпидемиологическая служба получила в 1963 году, когда постановлением Совета Министров СССР было утверждено новое «Положение о Государственном санитарном надзоре в СССР».
В начале 1990-х открылась новая страница в современной истории России и в истории санитарно-эпидемиологической службы в частности. Впервые за годы существования службы Верховным Советом РСФСР был принят Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», который внес принципиальные изменения в содержание государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Прежде всего, было, наконец, узаконено само понятие санитарно-эпидемиологического благополучия, узаконены санитарные требования, определены права и обязанности юридических лиц и граждан в рамках санитарного законодательства, установлена ответственность за его невыполнение. Именно с этого времени и именно этот закон дал толчок к использованию в практике санитарно-эпидемиологического надзора научно-обоснованных методов, позволяющих установить корреляционные связи между факторами среды обитания и состояния здоровья населения. Сформировалось правовое и научное обоснование использования социально-гигиенического мониторинга для разработки мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В дальнейшем это нашло отражение в создании национальных программ, проектов законов, принятия управленческих решений.
Параллельно с санэпиднадзором развивалась и сфера защиты прав потребителей. В 1993 году при Комитете РФ по торговле была создана Государственная инспекция по торговле, контроле качества товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекция). Инспекция многократно переходила из подчинения одного органа другому, а в 2000 году стала структурным подразделением Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации. Полномочия Госторгинспекции с 1993 года не изменялись и включали в себя государственный контроль за соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, порядком применения цен по отдельным группам товаров, качеством и безопасностью товаров народного потребления, а также деятельность по искоренению злоупотреблений в торговле, общественном питании и недопущению поступлений на потребительский рынок недоброкачественных товаров.
Предельная численность работников центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в количестве 238 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий) и территориальных органов в количестве 20098 единицы (без персонала по охране и обслуживанию зданий).
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека имеет территориальные Управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, которые были созданы путём реорганизации в 2004 году территориальных Центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора по субъектам РФ.
В структуре Роспотребнадзора находится Федеральный Центр гигиены и эпидемиологии (ЦГиЭ) с территориальными учреждениями по субъектам РФ, которые обеспечивают деятельность Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Кроме того, к Роспотребнадзору относится множество научно-исследовательских институтов, противочумных и дезинфекционных станций, ведомственные санитарно-эпидемиологические службы.
Руководители РоспотребнадзораПравить
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 ноября 2020 года; проверки требуют 56 правок.
Руководитель Роспотребнадзора имеет равнозначное специальное название должности — Главный государственный санитарный врач Российской Федерации.
Формирование структуры центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора
Утверждаю Первый заместитель Министра здравоохранения, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации __________Г.Г.Онищенко 28 мая 2001 г.
Формирование структуры центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора
Структура центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора должна составляться таким образом, чтобы в наибольшей степени соответствовать целям и задачам учреждения, создавать условия для получения желаемых результатов в оптимальные сроки. Исходя из этого, структура центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора зависит от того, какие задачи стоят перед конкретным учреждением.
Перечень и полное наименование органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации определены Федеральным законом О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения от 30.03.99 №52-ФЗ и Положением о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554.
В государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации в зависимости от выполняемых функций органы и учреждения разделяются на три группы (уровни управления).
Первый уровень — центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в сельских районах, межрайонные, зональные на водном и воздушном транспорте, в районах (округах), межрайонные в городах с районным (окружным) делением, в городах, в том числе в городах с районным (окружным) делением.
Второй уровень — центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, регионах на транспорте.
Третий уровень — Министерство здравоохранения Российской Федерации (Департамент государственного санитарно-эпидемиологического надзора). Структура Департамента госсанэпиднадзора Минздрава России в настоящих рекомендациях не приводится.
Специалисты центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора первого уровня непосредственно осуществляют государственный санитарно-эпидемиологический надзор в объеме, предусмотренном действующим законодательством.
В соответствии со статьей 44 Федерального закона от 30 марта 1999г. №52-ФЗ О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя:
контроль за выполнением санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
санитарно-карантинный контроль в пунктах про-пуска через Государственную границу Российской Федерации;
меры пресечения нарушений санитарного законодательства, выдачу предписаний и вынесение постановлений о фактах нарушения санитарного законодательства, а также привлечение к ответственности лиц, их совершивших;
контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой;
проведение санитарно-эпидемиологических расследований, направленных на установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);
разработку предложений о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
статистическое наблюдение в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на федеральном уровне, государственный учет инфекционных заболеваний, профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) в связи с вредным воздействием факторов среды обитания в целях формирования государственных информационных ресурсов.
Перечисленные функции детализированы и дополнены в статье 50 Федерального закона от 30 марта 1999г. №52-ФЗ О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (Права должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор) и статье 51 (Полномочия главных государственных санитарных врачей и их заместителей).
Для реализации полномочий, связанных с осуществлением государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также для обеспечения собственной деятельности в центрах государственного санитарно-эпидемиологического надзора первого уровня, в зависимости от численности населения на территории деятельности учреждения образуются следующие подразделения:
В городах, районах с суммарным населением до 60 тысяч человек: — отделение госсанэпиднадзора, — отделение лабораторного контроля, — бухгалтерия, хозяйственное отделение, другие подразделения вспомогательного назначения.
В городах, районах с суммарным населением от 60 до 200 тысяч человек: — отдел госсанэпиднадзора с отделениями социально-гигиенического мониторинга, эпидемиологическим, гигиены питания, гигиены труда, гигиены детей и подростков, коммунальной гигиены, санитарно-контрольное отделение (пункт) — при наличии на территории пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации. При наличии в центре государственного санитарно-эпидемиологического надзора не менее трех врачей-эпидемиологов (паразитологов) и не менее трех санитарных врачей вместо отдела госсанэпиднадзора могут быть образованы два отдела — отдел гигиены и отдел эпидемиологии с соответствующими отделениями; — отдел лабораторного контроля с отделениями санитарно-гигиеническим, микробиологическим; — бухгалтерия, отдел хозяйственного обеспечения, другие подразделения вспомогательного назначения.
Координацию деятельности структурных подразделений учреждения рекомендуется возложить на заместителя главного врача ЦГСЭН — заместителя главного государственного санитарного врача по территории. При необходимости вместо отделений могут образовываться отделы с непосредственным подчинением главному врачу или его заместителю.
В городах, районах с суммарным населением более 200 тысяч человек: — отдел эпидемиологии с отделениями — противоэпидемическим, паразитологическим; — отдел гигиены с отделениями гигиены питания, гигиены труда, гигиены детей и подростков, коммунальной гигиены, при необходимости — отделения радиационной гигиены, гигиены лечебно-профилактических учреждений, при наличии на территории пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации — санитарно-карантинное отделение (пункт); — отдел социально-гигиенического мониторинга с отделениями изучения здоровья населения, программно-аппаратного обеспечения; — отдел лабораторного контроля с отделениями санитарно-гигиеническим, физических факторов, микробиологическим, физико-химических методов исследования; — бухгалтерия; — отдел хозяйственного обеспечения; — канцелярия; — другие подразделения вспомогательного назначения.
Координацию деятельности структурных подразделений учреждения осуществляют один или два заместителя главного врача ЦГСЭН — заместителя главного государственного санитарного врача по территории.
Должность заместителя главного врача по административно-хозяйственной работе вводится в центрах государственного санитарно-эпидемиологического надзора при суммарной численности населения более 500 тысяч человек.
Структура центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городах с районным делением, имеющих центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в районах не приводится, так как в соответствии с Концепцией развития государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации указанные учреждения должны быть преобразованы путем присоединения к ним центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора в районах города.
В случае создания в структуре межрайонного центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора подразделений (отделов) для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в других районах зоны деятельности межрайонного ЦГСЭН, руководство этим подразделением следует возложить на заместителя главного врача ЦГСЭН — заместителя главного государственного санитарного врача.
Основным видом деятельности центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, регионах на транспорте (второй уровень) является организация государственного санитарно-эпидемиологического надзора на территории субъекта Российской Федерации, региона на транспорте, методическое руководство и контроль за работой подчиненных центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора. В отдельных случаях допускается выполнение этими учреждениями ряда функций учреждений первого уровня по осуществлению отдельных видов госсанэпиднадзора или его элементов, таких как рассмотрение материалов и подготовка санитарно-эпидемиологических заключений по вопросам планировки и застройки населенных пунктов, осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора за применением источников ионизирующих излучений, условиями труда рабочих крупных промышленных предприятий.
В структуре центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора субъектах Российской Федерации, регионах на транспорте образуются следующие подразделения:
Подразделения информационно-аналитического профиля: — отдел социально-гигиенического мониторинга с отделениями изучения здоровья населения, программно-аппаратного обеспечения; — отдел организации госсанэпидслужбы с отделениями организации и планирования деятельности службы, подготовки и использования кадров, метрологии и стандартизации, гигиенического воспитания и обучения;
Подразделения организации госсанэпиднадзора: — отдел гигиены с отделениями коммунальной гигиены, гигиены детей и подростков, гигиены труда, гигиены питания, гигиены лечебно-профилактических учреждений, радиационной гигиены; — отдел эпидемиологии с отделениями эпидемиологическим, особо опасных инфекционных болезней, паразитологическим, санитарно-карантинным; — отдел организации лабораторного контроля с лабораториями санитарно-гигиенической, микробиологической (включая отделения вирусологическое, паразитологическое, особо опасных инфекций), физических факторов, токсикологической, физико-химических методов исследования.
В составе этого отдела может быть образован территориальный орган по аккредитации, испытательный лабораторный центр.
Подразделения, обеспечивающие деятельность учреждений службы — общий отдел, — бухгалтерия с ревизионным отделом, — планово-экономический отдел, — транспортный отдел, — отдел материально-технического обеспечения и строительства, — отдел ГО и ЧС, — юридический отдел, — отдел общественных связей, — другие подразделения.
В случае, если центр госсанэпиднадзора второго уровня непосредственно осуществляет функции госсанэпиднадзора по одному из разделов для этого могут создаваться специальные подразделения.
Координацию деятельности структурных подразделений учреждения по каждому из направлений осуществляют заместители главного врача ЦГСЭН — заместители главного государственного санитарного врача по территории.
Также в центрах государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, регионах на транспорте вводятся должности заместителя главного врача по административно-хозяйственной работе, заместителя главного врача по экономике.
Приведенные перечни и названия структурных подразделений носят рекомендательный характер и могут дополняться и уточняться с учетом конкретных условий деятельности учреждения, при этом введение дополнительных подразделений и должностей руководителей должно быть соответствующим образом обосновано.
В отдельных случаях для улучшения госсанэпиднадзора на отдельных территориях, рационального использования кадров и материально-технических ресурсов на один из ЦГСЭН в городе (районе) возлагаются функции по выполнению некоторых видов работ, как правило по лабораторному и инструментальному контролю для рядом расположенных ЦГСЭН — так называемые зональные ЦГСЭН. Как показывает практика, для того, чтобы эта задача выполнялась в полном объеме, требуется строгое административное регулирование — четкое, документальное распределение обязанностей, дополнительное финансирование зонального ЦГСЭН, регулярный контроль качества и количества выполняемой работы и т.д. Каких либо изменений в структуру зонального ЦГСЭН в таких случаях вносить как правило не требуется.
Структура центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора вводится приказом главного врача центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора. В случае если вновь вводимая структура предполагает изменения, которые влекут за собой временный или постоянный перевод работников на другую работу или их высвобождение, в приказе следует указать меры, предусмотренные соответствующими статьями Кодекса законов о труде Российской Федерации. Аналогичный порядок применяется и при внесении изменений, дополнений в структуру центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Также приказом главного врача центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора утверждаются положения о структурных подразделениях. В положении указывается наименование структурного подразделения, место подразделения в общей структуре центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора, перечисляются функции, выполнение которых возложено на подразделение, а также подчиненность, права, полномочия и ответственность руководителя структурного подразделения.
Методические рекомендации подготовлены в Департаменте госсанэпиднадзора Минздрава России (Шестопалов Н.В.) с учетом предложений центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, регионов на транспорте.
- Профилактическая медицина
- Гигиена
- Эпидемиология
- Centers for Disease Control and Prevention (CDC) — структура в Министерстве здравоохранения и социальных служб США, родственная Роспотребнадзору
- Chinese Center for Disease Control and Prevention (CCDC) — схожая структура в Национальной комиссии здравоохранения КНР
- Inspectie Gezondheidszorg en Jeugd (IGJ) — Инспекция по охране здоровья и молодёжи Министерства здравоохранения, социального обеспечения и спорта Нидерландов
- Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
- Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
- Закон о защите прав потребителей
- Санитарно-эпидемиологические правила
- Структура федеральных органов исполнительной власти России (2000—2008)
- День работников санитарно-эпидемиологической службы
Интересные фактыПравить
- Ковшило В. Е., Зайченко А. И., Кошелев Н. Ф., Стан В. В. Санитарный надзор // Большая медицинская энциклопедия, 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия. — Т. 22.
- Бургасов П. Н., Сумароков А. А. Санитарно-эпидемиологическая служба // Большая медицинская энциклопедия, 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия. — Т. 22.
- Федеральный закон РФ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г.).
- Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей».
- Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека».
- Приказ Роспотребнадзора от 31.01.2007 г. № 23 «Об утверждении Правил ношения форменной одежды для руководства, иных должностных лиц центрального аппарата и территориальных органов Роспотребнадзора».