Центр санитарно эпидемиологического надзора задачи

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор – это деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания.

Целью государственного санитарно-эпидемиологического надзора является получение объективной информации в объеме, достаточном для обеспечения рационального планирования, осуществления и корректировки мероприятий по профилактике и борьбе с инфекционными (паразитарными) болезнями.

Санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя:

  • контроль за выполнением санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
  • санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
  • меры пресечения нарушений санитарного законодательства, выдачу предписаний и вынесение постановлений о фактах нарушения санитарного законодательства, а также привлечение к ответственности лиц, их совершивших;
  • контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой;
  • проведение санитарно-эпидемиологических расследований, направленных на установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);
  • разработку предложений о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
  • статистическое наблюдение в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на федеральном уровне, государственный учет инфекционных заболеваний, профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) в связи с вредным воздействием факторов среды обитания в целях формирования государственных информационных ресурсов.

Основными принципами системы санитарно-эпидемиологического надзора являются:

  • активный и систематический сбор, анализ и оценка необходимой информации;
  • разграничение задач и функций различных уровней надзора;
  • использование единых методических подходов, сертифицированных критериев и методов оценки влияния биологических, природных и социальных факторов на эпидемический процесс наблюдаемой инфекции;
  • унификация способов сбора, накопления, обработки, анализа, передачи и хранения информации, в частности, унификация соответствующих нормативно-методических документов;
  • открытость информации для широкого круга пользователей и широкий обмен ею со всеми учреждениями и организациями, заинтересованными в результатах эпиднадзора, а также информирование пострадавшего населения;
  • осуществление санэпиднадзора за инфекционными (паразитарными) болезнями во взаимодействии с другими службами и ведомствами.

1872 первый губернского сан врача России -Моллесон. Гигиенисты и сан вр: Доброславин, Эрисман, Е. А. Осипов, П. И. Куркин, Н. И. Тезяков и др.1877 первое гиг общество народного здравия России, земские сан организации. Этапы развития: 1. 1918—1921 Централизация управления разрозненными элементами сан организации. направление деятельности — борьба с эпидемиями. 2. 1922 г. декрет “О сан органах республики”, начало системы сан-эпид службы России. 1932 г.Сысин и Марзеев — сан- эпид станций на административных территориях, разраб мер профил инф заб, сан надзора.3. 1933—1951 Организация гос сан инспекции, усиление контрольных функц в обл предупредительного сан надзора.1951 “Положение о сан-противоэпид службе”, которое определило развития службы и подготовки сан врачей, структуру и содержание работы санэпидучр.5. 1956—1970 Реорганизация системы управления сельским здравоохр. Создание и последующая ликвидация сан- эпид отделов в ЦРБ.1963 “Положением о гос сан надзоре” правовые основы деятельности санэпидслужбы, установлена номенклатура специальностей, функции центров ГСЭН.6. 1971—1985 совершенст матер-техн базы, усиление гос надзорных функц. Создание на всех административных территориях страны самост санэпидучр.7. 1986—1990 методов комплексного программно-целевого планирования профил и оздоровит мероприятий, введение в деятельность службы элементов нового хозяйственного механизма (расширение прав руководителей, коллегиальность в работе, бригадные формы организации и оплаты труда, внебюджетные источники финансирования).8.1991 закон “О санитарно- эпид благополучии населения”, в 1994 г. утверждено “Положение о Гос сан-эпид службе. с 1996 г. деятельность госсанэпидслужбы возглавляет Департамент госсанэпиднадзора Министерства здравоохранения РФ.

Задачи и функции Государственной санитарно-эпидемиологической службы (Гсэс):

осущ предупредительного и текущего надзора;изучение, оценка и прогнозирование состояния здоровья населения;динамическое наблюдение за факторами окр среды;выявление причин и условий возникновения инфекц, массовых неинфекц заб и отравлений; программ по охране здоровья;учетно-отчетная работа в области гигиены и эпидемиол.

Единство проведения предупредительного и текущего санэпиднадзора, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий обусловливает главную роль центра ГСЭН в организации и координации санитарно-профил и противоэпид деятельности. Разделы:

организаторский — организует и координирует деятельность всех ведомственных учреждений и граждан;нормативный — разрабатывает и утверждает (согласовывает) санитарные правила, гигиенические нормативы;методический — разрабатывает и утверждает (согласовывает) инструктивно- методическую документацию, новые методы профилактики и гигиенической диагностики; консультативный,контрольный; научно-практ.

Методы:информационно-аналитические методы наблюдения, оценки и прогнозирования изменений (тенденций) в окр среде и здоровье населения; спец санитарно-эпид исследований факторов, условий и причинно-следственных связей между состоянием здоровья и средой обитания чел;динамическое сан наблюдение;экспертных оценок (сан-эпид ситуации, отдельных показателей здоровья и санэпидблагополучия населения);объективной оценки сан состояния объекта, территории — лабораторные и инструм исследования факторов окружающей среды;статистические методы — для обобщения и достоверного анализа полученных данных, графического их представления; социологические (анкетирование, интервью, направленный опрос) — для оперативного получения информации о факторах и группах риска, изменениях в здоровье населения, для медико-социального анализа;экспериментальные.

Структура центра ГСЭН:1) управление госсанэпиднадзора; 2) управление информационно-аналитического обеспечения;3) управление финансово-материального обеспечения. Начальники управлений являются заместителями главного врача территориального центра ГСЭН, а начальник управления госсанэпиднадзора — заместителем главного государственного санитарного врача области (края, автономной республики).

Первый заместитель главного врача осуществляет координацию деятельности управлений областного (краевого) центра ГСЭН и взаимодействие между ними. В его непосредственном подчинении находятся сектора кадров, чрезвычайных ситуаций и ГО, специальный, юридический, а также пресс-центр.

Руководит центром ГСЭН главный врач — главный государственный санитарный врач области (края, автономной республики).

Центр ГСЭН в области (крае, республике) может иметь следующую организационную структуру.

1. УПРАВЛЕНИЕ ГОССАНЭПИДНАДЗОРА:1.1. Санитарно-гигиенический отдел:отдел (отделение) коммунальной гигиены и санитарной экологии;гигиены труда;питания;детей и подростков радиационной гигиены.1.2. Отдел эпидемиологического надзора, включающий отделения профилактики особо опасных, паразитарных, внутрибольничных инфекций.1.3. Отделение профилактической дезинфекции (с методическим подчинением отделу эпиднадзора).1.4. Отдел лабораторного обеспечения:— сан-гиг отделение (физико-химические, токсикологические, аналитические методы исследования; исследования радиационных и физических факторов);— сан-бактериол отделение (бактериологические, вирусологические и паразитологические исследования).

2. УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:

3. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВО-МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:

Структура центра ГСЭН в районе:1. Админ-хоз подразделения.2. Сан-гиг отдел с профилизацией сотрудников в области гигиены питания, гигиены труда, коммунальной гигиены и гигиены детей и подростков; в его составе находится санитарно-гигиеническая лаборатория, работа которой строится по принципу единого звена.3. Эпид отдел, состоящий из эпидемиологов и паразитологов, отделения очаговой и камерной дезинфекции, отделения профилактической дезинфекции и бактериологической лаборатории.

Центры ГСЭН подразделяются на категории (I, II и III) в зависимости от численности обслуживаемого населения. Сельские районные центры III категории населением до 30 тыс., II — от 30 до 60 тыс. и I — от 60 до 100 тыс. человек.

ПРИНЦИПЫ:функционально-отраслевым, проблемно-тематическим и программно-целевым принципами.

Функционально-отраслевой принцип планирования позволяет выделить конкретные задачи на планируемый период с учетом объема и характера деятельности конкретного отдела, лаборатории, отделения, специалиста. Проблемно-тематический принцип составления плана позволяет выделить основные, общие для всей санэпидслужбы административной территории мероприятия независимо от того, какие подразделения являются их исполнителями. Этот метод наиболее приемлем при составлении комплексных планов по отдельным проблемам (санитарная охрана воздушного бассейна, почвы, водоемов; профилактика кишечных инфекций, травматизма) и соответствует структуре центров ГСЭН в настоящий период.

При этом методе планирования различные по характеру мероприятия объединены общей задачей, единой направленностью, что позволяет определить их стоимость, ожидаемую экономическую, социальную и медико-санитарную эффективность.

Программно-целевой принцип предусматривает: постановку конкретных и реальных целей в масштабе всего учреждения или территории; определение задач, необходимых для их реализации; уточнение ожидаемых результатов для каждой из целей, по степени достижения которых можно судить об эффективности деятельности; разработку пакетов мероприятий, ориентированных на выполнение конкретных целевых установок; распределение мероприятий по исполнителям, соисполнителям и видам комплексирования (внутриучрежденческое — между специалистами различных подразделений центра ГСЭН; внутриотраслевое — взаимодействие учреждений, входящих в систему госсанэпидслужбы; межотраслевое — проведение мероприятий совместно с органами власти и управления, другими контрольными и надзорными структурами); определение сроков исполнения и разработку системы контроля реализации планового документа; расчет стоимости мероприятий и определение источников их финансирования.

Текущим называется санитарно-эпидемиологический надзор за действующими объектами, осуществляемый профильными специалистами (врачами и их помощниками) санэпидслужбы. Периодичность посещения объекта определяется степенью его санитарно-гигиенической и эпидемической значимости и принадлежностью к определенной группе (детские дошкольные учреждения, предприятия, лечебно-профилактические учреждения и т. п.). При осуществлении текущего санитарного надзора проводятся динамическое санитарное наблюдение, лабораторно-инструментальные исследования, выявление и пресечение санитарных правонарушений, анализ и оценка санитарно- эпидемической ситуации на объекте, записываются предложения по проведению санитарно-гигиенических, противоэпидемических и оздоровительных мероприятий.

Предупредительный санитарный надзор включает предварительную гигиеническую оценку при внедрении в практику норм проектирования, государственных стандартов и технических условий, новых веществ и изделий и др., а также проектов строительства и реконструкции как отдельных зданий и сооружений, так и населённых мест в целом.

1. Организация и осуществление государственного надзора и контроля  исполнения обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия человека.

2. Профилактика инфекционных и паразитарных заболеваний.

1.  Организует и осуществляет эпидемиологический надзор за проведением противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на профилактику инфекционных и паразитарных заболеваний.

2. Организует противоэпидемические мероприятия при осложнении эпидемической ситуации по инфекционным и паразитарным заболеваниям.

3. Организует проведение мероприятий по устранению причин и условий возникновения и распространения инфекционных, паразитарных заболеваний.

4. Организует и проводит мероприятия на территории Санкт-Петербурга по предупреждению и распространению особо опасных заболеваний.

5. Формирует перечень и объем необходимых мероприятий, проводимых федеральными государственными учреждениями для обеспечения деятельности территориального управления, и осуществляет контроль их исполнения.

6. Осуществляет деятельность по ведению государственного учета и статистических форм отчетности.

7. Проводит эпидемиологический мониторинг, оценку и прогнозирование за инфекционными и паразитарными заболеваниями.

8. Осуществляет надзор за дезинфекционной, дератизационной, дезинсекционной деятельностью, а также  качеством, эффективностью и безопасностью этих работ и услуг  на территории и  учреждениях, организациях  любых форм собственности, занимающих этой деятельностью.

9. Осуществляет санитарно-эпидемиологический надзор за  соблюдением санитарного законодательства  и выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, а также  режимом дезинфекции и стерилизации в лечебно – профилактических учреждениях.

10. Контролирует  реализацию национального календаря профилактических прививок и профилактических прививок по эпидемическим показаниям.

11. Информирует органы государственной власти Санкт-Петербурга, органы местного самоуправления, население и средства массовой информации об эпидемиологической ситуации и принимаемых мерах по стабилизации и снижению инфекционной заболеваемости  и ликвидации инфекционных и паразитарных заболеваний.

12. Организует профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации, аттестацию работников отдела эпидемиологического надзора территориальных отделений Роспотребнадзора и эпидемиологических отделов Федеральных государственных учреждений здравоохранения.

13. Оказывает консультативную, организационно-методическую помощь отделениям эпидемического надзора Роспотребнадзора, эпидемиологических отделов Федеральных государственных учреждений здравоохранения, лечебным учреждениям по ликвидации эпидемиологического неблагополучия.

14. Участвует в разработке и реализации Региональных целевых программ эпидемиологического надзора по профилактике инфекционных и паразитарных заболеваний.

15. Участвует в разработке и реализации международных программ по профилактике инфекционных и паразитарных заболеваний, осуществляет  постоянную связь с международными организациями по вопросам эпидемиологического надзора  и профилактики инфек­ционных болезней.

16.  Осуществляет иные функции в сфере деятельности Федеральной службы в соответствии с законодательством.

Организация государственной санитарно-эпидемиологической службы в РФ. Цель, задачи и структура Центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Осуществлять сан-эпид надзор имеют право только соответствующие специалисты. Главный санитарный врач РФ – Г.Анищенко. Главный го сан эпид надзоз. В Москве и в СПб. Далее по областям. Далее – главные сан врачи областей, районов, краев, и т.д. (Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополу­чии населения», Основы законодательства РФ об охране здоровья, уста­вы Вооруженных Сил, приказ Министра обороны 1996 г. «О санитарно-эпидемиологическом надзоре в ВС РФ» и др.) Санитарно-эпидемиологический надзор в РФ — это деятельность медицинской службы в воинских частях (на кораблях), учреждениях, во­енно-учебных заведениях, на предприятиях и в организациях МО РФ, направленная на профилактику заболеваний личного состава путем пре­дупреждения, обнаружения и пресечения нарушений санитарного зако­нодательства РФ, приказов Министра обороны РФ и его заместителей, других нормативных актов, регламентирующих права и обязанности должностных лиц по охране здоровья личного состава.

Санитарно-эпидемиологический надзор включает:

1)наблюдение,оценку и прогнозирование состояния здоровья личного и связи ссостоянием среды обитания;

2)выявление и установление причин и условий возникновения и распр-ия инфекционных, профессиональных и массовых неинфекц заболеваний отравлений.

3)разработку обязательных для исполнения предложений о проведе­нии мероприятий, обеспечивающих санитарно-эпидемическое благопо­лучие ВС РФ;

4)осуществление контроля за проведением гигиенических и противо­эпидемических мероприятий, за соблюдением действующего санитарно­го законодательства объединениями, соединениями, воинскими частями (кораблями), учреждениями, военно-учебными заведениями, предприяти­ями, организациями МО РФ, а также личным составом;

5)применение санкций при санитарных правонарушениях и привлече­ние к ответственности лиц, их совершивших;

6)ведение учета инфекционных, массовых неинфекционных заболева­ний и отравлений, связанных с неблагоприятным влиянием на здоровье личного состава условий военной службы.

Санитарно-эпидемиологический надзор в ВС РФ организуют:

— в ВС РФ в целом — начальник Главного военно-медицинского управ­ления (ГВМУ) МО РФ — начальник медицинской службы ВС РФ;

— в видах ВС РФ, Воздушно-десантных войсках, Военно-космических силах — соответствующие начальники медицинской службы;

— в округах, в 12 Главном и 9 Центральном управлениях МО РФ, на флотах, в армиях, на флотилиях, в корпусах и соединениях — соответ­ствующие начальники медицинской службы.

Санитарно-эпидемиологический надзор в ВС РФ осуществляют:

а) Главный санитарный врач МО РФ и его заместители, Главный ток­сиколог-радиолог МО РФ, главные санитарные врачи видов ВС, окру­гов, флотов, армий, флотилий, корпусов;

б) главный гигиенист, главный эпидемиолог МО РФ, главные гигие­нисты, главные эпидемиологи, главные радиологи, главные токсиколо­ги видов ВС РФ, главные токсикологи-радиологи военных округов, фло­тов, армий и флотилий;

в) специалисты санитарно-эпидемиологического и санитарно-i ш мс-нического отделов ГВМУ МО РФ, 736 Центра санитарно-лпндемнологи-ческого надзора МО РФ;

г) специалисты санитарно-эпидемиологических учреждений (подраз-ний) видов ВС РФ, объединений и соединений;

д)начальники медслужбы воинских частей;

Опасные и вредные факторы производственной среды, их классификация и гигиеническая характеристика. Официальные документы.

Гигиеническая характеристика ультрафиолетовой радиации, ее влияние на организм человека.

Гигиеническая оценка систем очистки населенных мест от твердых и жидких отходов.

Федеральный закон о радиационной безопасности №3-ФЗ

Нормы радиационной безопасности(НРБ 99) СП 2.6.1.758-99

Гигиеническое значение солнечной радиации. Профилактика заболеваний, связанных е недостаточной и избыточной инсоляцией.

С физической точки зрения солнечная энергия представляет собой поток элек­тромагнитных излучений с различной длиной волны. Спектральный состав солнца колеблется в широком диапазоне от длинных волн до волн исчезающе малой величины. Из-за поглощения, отражения и рассеяния лучистой энер­гии в мировом пространстве на поверхности земли солнечный спектр ограни­чен, особенно в коротковолновой части. у поверхности земли ультрафиолетовая часть составляет 1%, видимая — 40% и инфракрасная часть солнечного спектра — 59%. Солнечная радиация является мощным лечебным и профилактическим фак­тором, она влияет на все физиологические процессы в организме, изменяя обмен веществ, общий тонус и работоспособность.

Наиболее биологически активна ультрафиолетовая часть солнечного спект­ра, которая у поверхности земли представлена потоком волн в диапазоне от 290 до 400 мкм.

Кроме лучей ультрафиолетового и инфракрасного спектра, солнце дает мощ ;

ный поток видимого света. Видимая часть солнечного спектра занимает диа Iпазон от 400 до 760 мкм. е

Видимый свет оказывает общебиологическое действие. Это проявляется не только в специфическом влиянии на функции зрения, но и в определенном воздействии на функциональное состояние центральной нервной системы и через нее на все органы и системы организма. Организм реагирует не только на ту или иную освещенность, но и на весь спектр солнечного света. Опти­мальные условия для зрительного аппарата создают волны зеленой и желтой зоны спектра.

При низкой освещенности быстро наступает зрительное утомление, снижа­ется работоспособность.

Источником энергии, тепла и света является солнечная радиация. Она нагревает поверхность земли, вызывает испарения воды, воздушные течения и связанные с ними изменения погоды, является основным фактором, обуславливающим климат местности. В состав солнечной радиации входят инфракрасные и ультрафиолетовые лучи.

Инфракрасные — глубокое тепловое действие, усиливают обмен веществ в коже и действие ультрафиолетовых лучей.

Ультрафиолетовые — фотохимическое (пигментообразование), слабое бактерицидное действие, синтез витамина «Д».

Недостаточная инсоляция приводит к солнечному голоданию, снижает жизненный тонус, понижает сопротивляемость организма к различным возбудителям (гриппа, туберкулеза), развивается малокровие, недостаток витамина «Д» приводит к развитию рахита у детей и остеохондрозу у взрослых, кости становятся ломкими, при переломах медленно срастаются. Наблюдается в Заполярье в осенне-зимние месяцы, у шахтеров, больных.

Производственный шум — это совокупность звуков различной интенсивности и высоты, беспорядочно изменяющихся во времени, возникающих в условиях производства и неблагоприятно воздействующих на организм.

При работе различного оборудования, при клепке, чеканке, работе на станках, на транспорте и т.п. возникают колебания, которые передаются воздушной среде и распространяются в ней. Звуковая волна распространяется от источ­ников колебания в виде зон сгущения и разрежения воздуха. Механические колебания характеризуются амплитудой и частотой. Амплитуда определяется размахом колебаний, частота — числом полных колебаний в 1 с. Единицей измерения частоты является герц (Гц) — 1 колебание в секунду. Амплитуда колебаний определяет величину звукового давления. В связи с этим звуковая волна несет определенную механическую энергию, измеряемую в ваттах< на 1 см2.

Частота колебаний определяет высоту звучания: чем больше частота коле­баний, тем выше звук. Человек воспринимает лишь звуки, имеющие частоту от 20 до 20 000 Гц. Ниже 20 Гц находится область инфразвука, выше 20 000 Гц -ультразвука. Однако в реальной жизни, в том числе и в условиях производ­ства, мы встречаемся со звуками частотой от 50 до 5000 Гц. Орган слуха чело­века реагирует не на абсолютный, а на относительный прирост частот: возра­стание частоты колебаний вдвое воспринимается как повышение тона на оп­ределенную величину, называемую октавой. Таким образом, октава — диапазончастот, в которой верхняя граница частоты вдвое больше нижней. Весь диапа­зон частот разбит на октавы со среднегеометрическими частотами 31,5; 63; 125; 250; 500; 1000; 2000; 4000 и 8000 Гц.

Распределение энергии по частотам шума представляет собой его спект­ральный состав. При гигиенической оценке шума измеряют как его интенсив­ность (силу), так и спектральный состав по частотам.

В связи с большой широтой воспринимаемых энергий для измерения ин­тенсивности звуков или шума используют логарифмическую шкалу — так на­зываемую шкалу Бел или децибел (дБ). За исходную цифру 0 Бел принята пороговая для слуха величина звукового давления 2 • 10~5 Па (порог слышимо­сти или восприятия). При возрастании ее в 10 раз звук субъективно восприни­мается как вдвое более громкий и его интенсивность составляет 1 Бел, или 10 дБ. При возрастании интенсивности в 100 раз в сравнении с пороговой, звук оказывается вдвое громче предыдущего и его интенсивность равна 2 Бел, или 20 дБ, и т.д. Весь диапазон громкостей, воспринимаемых как звук, укла­дывается в 140 дБ. Звуки, по громкости превышающие эту величину, вызыва­ют у человека неприятные и болевые ощущения, поэтому громкость 140 дБ обозначается как болевой порог. Следовательно, при измерении интенсивно­сти звуков пользуются не абсолютными величинами энергии или давления, а относительными, выражая отношение величины энергии или давления дан­ного звука к величинам энергии или звукового давления, являющимися поро­говыми для слуха.

С учетом рассмотренных физико-гигиенических характеристик производ­ственный шум можно классифицировать по различным признакам.

По этиологии — аэродинамический, гидродинамический, металлический и т.д.

По частотной характеристике — низкочастотный (1—350 Гц), среднечастот-ный (350-800 Гц), высокочастотный (более 800 Гц).

По спектру — широкополосный (шум с непрерывным спектром шириной более 1 октавы), тональный (шум, в спектре которого имеются выраженные тоны). Широкополосный шум с одинаковой интенсивностью звуков по всем частотам условно обозначают как «белый».По распределению энергии во времени — постоянный или стабильный, непостоянный. Непостоянный шум может быть колеблющимся, прерывистым и импульсным. Для двух последних видов шума характерно резкое изменение звуковой энергии во времени (свистки, гудки, удары кузнечного молота, выс­трелы и пр.).

В последние годы трудно найти отрасль промышленности, не создающую шума. Интенсивный шум возникает при клепке, чеканке, штамповке, испы­тании моторов, работе различных станков, отбойных молотков, прокатных станов, компрессорных установок, центрифуг, виброплощадок и т.д.Влияние шума на организм весьма часто сочетается с другими производ­ственными вредностями — неблагоприятными микроклиматическими усло­виями, токсичными веществами, ультразвуком, вибрацией.Производственный шум вызывает профессиональную тугоухость, а иногда и глухоту. Чаще слух изменяется под действием высокочастотного шума. Однако и низко- и среднечастотный шум большой интенсивности также ведет к нару-шению слуха. Механизм нарушения слуха заключается в развитии атрофичес-ких процессов в нервных окончаниях кортиева органа. Профессиональная потеря слуха развивается медленно и постепенно прогрессирует с возрастом и стажем. Показательно, что в первое время у рабочих шумных профессий сни­жение слуха адаптационное, временное. Однако постепенно в связи с атрофи-ческими процессами в кортиевом органе снижается слух сначала на высокие частоты, а затем и на средние и низкие (кохлеарный неврит). Рабочие шумных профессий в первые годы работы часто субъективно не ощущают нарушения слуха и лишь когда процесс становится разлитым, начинают жаловаться на снижение слуха. В связи с этим главным методом ранней диагностики нару­шения слуховой чувствительности у рабочих шумных профессий является аудио-метрия.

Еще одной профессиональной патологией органа слуха может быть звуко­вая травма. Она чаще обусловлена воздействием интенсивного импульсного шума и заключается в механическом повреждении барабанной перепонки и среднего уха.Наряду с воздействием на орган слуха происходит и общее воздействие шума на организм, в первую очередь на нервную и сердечно-сосудистую системы с; преобладанием астеновегетативных нарушений. Отмечаются жалобы на го­ловную боль, повышенную утомляемость, нарушение сна, снижение памяти, раздражительность, сердцебиение. Объективно наблюдаются удлинение ла­тентного периода рефлексов, изменение дермографизма, лабильность пульса, повышение артериального давления и т.д. Отмечаются нарушения функции органов дыхания (угнетение дыхания), зрительного анализатора (снижение чувствительности роговицы, уменьшение времени ясного видения и крити­ческой частоты слияния мельканий, ухудшение цветового зрения), вестибу­лярного аппарата (головокружения и др.), желудочно-кишечного тракта (на­рушение моторной и секреторной функций), системы крови, мышечной и эндокринной систем и т.д. Подобный симптомокомплекс, развивающийся в организме под действием производственного шума, обозначают как «шумо­вую болезнь» (Е.Ц. Андреева-Галанина).Профилактика воздействия шума осуществляется в нескольких направле­ниях. На производстве необходимо соблюдать ПДУ шума и ограничивать вре­мя работы в шумных условиях (соблюдение допустимой дозы шума), заменять шумные технологические операции на бесшумные. Установка на оборудова­нии и конструкциях шумопоглощающих экранов и покрытий позволяет сни­зить уровень шума на 5—12 дБ. Предлагается вынесение шумных операций и производств в отдельные помещения или цеха. Наушники, вкладыши — «беруши», антифоны, шлемофоны снижают проникновение шума в ухо на 10-50 дБ. Немаловажно рациональное сочетание труда и отдыха.

Противошумы – беруши, наушники, шлемы.

Измерение и гигиеническая оценка шумов на рабочих местах: Методические рекомендации для специалистов санитарно-эпидемиологических учреждений . Директива ГВМУ МО РФ №161/2/535 ОТ 31 января 1996 г.

Санитарные нормы СН 2.2.4/2.1.8.562-96

78. Вибрация как неблагоприятный производственный фактор. Вибрационная бо­лезнь и основные направления ее профилактики.

Основными задачами Государственной санитарно-эпидемиоло­гической службы РФ являются:

— осуществление предупредительного и текущего санэпид- надзора;

— изучение, оценка и прогнозирование состояния здоровья населения;

— динамическое наблюдение за факторами окружающей среды, оказывающими вредное и опасное воздействие на организм человека;

— выявление причин и условий возникновения инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний и отравлений;

— координация усилий органов государственной власти и управления, хозяйственных субъектов и граждан при разработке государственных, региональных и местных программ по охране здоровья;

— координация работы и активное сотрудничество с другими ведомственными организациями и гражданами в области охраны здоровья населения и среды обитания;

— учетно-отчетная работа в области гигиены и эпидемиологии.

Главной задачей госсанэпидслужбы является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, предупреждение, выявление или ликвидация опасного и вредного влияния среды обитания человека на здоровье (“Положение о Государственной санитарно-эпидемиологической службе РФ”, утвержденные постановлением Правительства № 625 от 05.06.94 г.).

Усилено значение службы как федерального надзорного органа со строгим подчинением по вертикали. Специальным постановлением Правительства № 264 от 01.04.93 г. ей поручено проводить совместно с органами исполнительной власти работу по подготовке региональных целевых программ по:

— созданию экологически чистых технологий, экологически чистого топлива;

— снижению вредного влияния промышленных предприятий на окружающую среду;

— улучшению условий труда и быта;

— строительству жилых домов, детских дошкольных и школьных учреждений, объектов здравоохранения;

— улучшению качества питьевой воды, продуктов питания и т. д.

Качественно новые профессиональные знания потребуются специалистам службы для выполнения таких функций, как разработка санитарных правовых норм и гигиенических нормативов, наблюдение, оценка и прогнозирование состояния здоровья населения (социально-гигиенический мониторинг), установление причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и средой обитания человека.

Комплексность деятельности центров ГСЭН предопределена принципами организации санэпидслужбы. Единство проведения предупредительного и текущего санэпиднадзора, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий обусловливает главную роль центра ГСЭН в организации и координации санитарно-профилактической и противоэпидемической деятельности на административной территории. Он является организатором проведения комплекса санитарно-оздоровительных мероприятий среди населения, осуществляет руководство работой по пропаганде гигиенических знаний и формированию здорового образа жизни. В деятельности госсанэпидслужбы следует выделить разделы:

— организаторский — организует и координирует деятельность всех ведомственных учреждений и граждан;

— нормативный — разрабатывает и утверждает (согласовывает) санитарные правила, гигиенические нормативы, санитарно-защитные зоны и уровни воздействия, проводит экспертизу и участвует в лицензионных комиссиях;

— методический — разрабатывает и утверждает (согласовывает) инструктивно-методическую документацию, новые методы профилактики и гигиенической диагностики;

— консультативный — специалисты центров ГСЭН консультируют ведомственные службы по вопросам профилактики инфекционных заболеваний, организации рационального питания, охраны окружающей среды, выбора и отвода земельных участков, водоснабжения, строительства и планировки населенных мест; представляет информацию юридическим лицам о санитарно-эпидемической ситуации, показателях здоровья населения и др.

— контрольный — осуществляет государственный предупредительный и текущий санэпиднадзор;

— научно-практический — проводит углубленное изучение влияния факторов окружающей среды и образа жизни на здоровье населения.

Методы работы санитарный врач выбирает исходя из конкретной ситуации требований законодательства. На первом плане стоят:

— информационно-аналитические методы наблюдения, оценки и прогнозирования изменений (тенденций) в окружающей среде и здоровье населения (социально-гигиенический мониторинг) — для разработки предложений в проекты планов социального и экономического развития территорий; комплексные программы по охране здоровья населения, окружающей природной среды, улучшению условий труда и проживания граждан; их внесение в органы государственной власти и управления с целью обеспечения санитарно-эпидемио­логического благополучия населения;

— методы специальных санитарно-эпидемиологических исследований факторов, условий и причинно-следственных связей между состоянием здоровья и средой обитания человека;

— динамическое санитарное наблюдение и описание отдельных объектов, административных территорий, групп и факторов риска, определяющих здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения (с целью их гигиенической оценки и прогнозирования тенденций, проблемно-целевого планирования профилактических мероприятий);

— метод экспертных оценок (санитарно-эпидемической ситуации, отдельных показателей здоровья и санэпидблагополучия населения);

— методы объективной оценки санитарного состояния объекта, территории — лабораторные и инструментальные исследования факторов окружающей среды;

— статистические методы — для обобщения и достоверного анализа полученных данных, графического их представления;

— социологические методы (анкетирование, интервью, направленный опрос) — для оперативного получения информации о факторах и группах риска, изменениях в здоровье населения, для медико-социального анализа;

— экспериментальные исследования.

Структура центра ГСЭН. Организация и основные направления его работы

С учетом развития санитарного законодательства и функций госсанэпиднадзора (Информационное письмо ГКСЭН № 01-20/189-10 от 28.10.94 г.) на некоторых административных территориях введена трехзвеньевая структура управлений областного (краевого) центра ГСЭН: 1) управление госсанэпиднадзора; 2) управление информационно-аналитического обеспечения; 3) управление финансово-материального обеспечения. Начальники управлений являются заместителями главного врача территориального центра ГСЭН, а начальник управления госсанэпиднадзора — заместителем главного государственного санитарного врача области (края, автономной республики). Первый заместитель главного врача осуществляет координацию деятельности управлений областного (краевого) центра ГСЭН и взаимодействие между ними. В его непосредственном подчинении находятся сектора кадров, чрезвычайных ситуаций и ГО, специальный, юридический, а также пресс-центр.

— отдел (отделение) коммунальной гигиены и санитарной экологии;

— отделение гигиены труда;

— отделение гигиены питания;

— отделение гигиены детей и подростков;

— отделение радиационной гигиены.

— санитарно-гигиеническое отделение (физико-химические, токсикологические, аналитические методы исследования; исследования радиационных и физических факторов);

— санитарно-бактериологическое отделение (бактериологические, вирусологические и паразитологические исследования).

2.1. Отдел социальной гигиены и социально-гигиенического мониторинга.

2.2. Отделение организационно-методической работы с функциями маркетинга.

2.3. Отделение вычислительной техники и программного обеспечения.

2.4. Отделение метрологии и стандартизации.

2.5. Отделение комплексных программ (формируeтся на основе комплексирования деятельности специалистов для решения конкретных проблем).

3.1. Центральная бухгалтерия.

3.2. Финансово-экономическое отделение.

3.3. Контрольно-ревизионное отделение.

3.5. Отдел материально-технического и транспортного обеспечения.

Традиционная организационная структура центра ГСЭН в районе выглядит следующим образом.

1. Административно-хозяйственные подразделения.

2. Санитарно-гигиенический отдел с профилизацией сотрудников в области гигиены питания, гигиены труда, коммунальной гигиены и гигиены детей и подростков; в его составе находится санитарно-гигиеническая лаборатория, работа которой строится по принципу единого звена.

3. Эпидемиологический отдел, состоящий из эпидемиологов и паразитологов, отделения очаговой и камерной дезинфекции, отделения профилактической дезинфекции и бактериологической лаборатории.

Штатное расписание центра госсанэпиднадзора определяется главным врачом, который, используя предоставленные ему права, может изменять численность специалистов учреждения (в рамках единого фонда оплаты труда) в зависимости от динамики показателей здоровья населения, санитарно-эпидемиологической обстановки и от состояния других факторов, имеющих значение для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Основными разделами деятельности центров госсанэпиднадзора являются: организационный, контрольный, научно-практический, методический, консультативный.

Областные центры ГСЭН осуществляют административное, организационное и методическое руководство деятельностью городских (районных) учреждений госсанэпидслужбы, взаимодействие с органами власти и управления территории по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; совершенствуют организационное построение, систему управления службой; осуществляют финансовое, материальное, техническое, штатно-кадровое, правовое и научное обеспечение деятельности госсанэпидслужбы территории, социальную защиту ее работников; участвуют в международном сотрудничестве, разрабатывают и реализуют местные и региональные программы по оздоровлению среды обитания и профилактике заболеваний; реализуют свои права и полномочия как федерального органа.

С учетом штатно-кадровых и финансовых возможностей изменяются структура и функциональная деятельность в городских (межрайонных, зональных) и районных (в сельской местности) центрах ГСЭН. В зависимости от степени участия в федеральных и региональных программах, динамики показателей здоровья населения, санитарно-эпидемической обстановки, состояния окружающей среды и других значимых для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения условий главные врачи районных (городских) центров ГСЭН имеют право самостоятельно корректировать организационную структуру, численность сотрудников и штаты учреждения в пределах установленного фонда оплаты труда.

Структура районного (городского) центра ГСЭН:

— административно-хозяйственные подразделения;

— санитарно-гигиенический отдел с профилизацией сотрудников по гигиене питания, гигиене труда, коммунальной гигиене и гигиене детей и подростков; в его составе — санитарно-гигиеническая лаборатория, работа которой осуществляется по принципу единого звена;

— эпидемиологический отдел, состоящий из эпидемиологов и паразитологов, отделений очаговой и камерной дезинфекции, профилактической дезинфекции и бактериологической лаборатории.

Центры ГСЭН подразделяются на категории (I, II и III) в зависимости от численности обслуживаемого населения. Сельские районные центры III категории обслуживают территорию с населением до 30 тыс., II — от 30 до 60 тыс. и I категории — от 60 до 100 тыс. человек.

До 1994 г. в соответствии с категорией определялись организационная структура и нормативы численности должностей специалистов (штатная структура) центра ГСЭН. После принятия “Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации” эти сведения стали носить ориентировочный характер: структура, численность и штатные расписания организаций службы утверждаются их руководителями в пределах установленного фонда оплаты труда.

Оцените статью
Единый реестр видов контроля