ЦГСЭН — Москва
ЦГСЭН — центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
ТЕЛЕФОН: (095) 287-31-41
ЦГСЭН ЦАО г. Москва
ЦГСЭН САО г. Москва
ЦГСЭН СЗАО г. Москва
ЦГСЭН СВАО г. Москва
ЦГСЭН ВАО г. Москва
ЦГСЭН ЮВАО г. Москва
ЦГСЭН ЮАО г. Москва
ЦГСЭН ЮЗАО г. Москва
ЦГСЭН ЗАО г. Москва
ЦГСЭН на транспорте в Шереметьево
ЦГСЭН на транспорте во Внуково
ЦГСЭН в Зеленоградском округе г. Москвы
ЦГСЭН — участие в реализации государственной политики в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и первичной профилактики заболеваний;
ЦГСЭН — организация и осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации;
ЦГСЭН — информационное, научно-методическое и нормативное обеспечение по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения, государственного санитарно-эпидемиологического надзора и деятельности Службы;
ЦГСЭН — развитие и совершенствование лабораторного дела, аккредитация, стандартизация и метрология в системе учреждений Службы, кадровая и материально-техническая политика развития Службы;
обеспечение и проведение санитарно-эпидемиологических мероприятий в системе работы Службы при чрезвычайных ситуациях;
ЦГСЭН — ведение Федеральной базы данных социально-гигиенического мониторинга;
ЦГСЭН — участие в разработке и реализации Федеральных целевых программ по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и первичной профилактики заболеваний населения;
ЦГСЭН — проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания, токсикологические, гигиенические и иные виды оценок;
ЦГСЭН — статистическое наблюдение в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на федеральном уровне, государственный учет инфекционных заболеваний, профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) в связи с вредным воздействием факторов среды обитания в целях формирования государственных информационных ресурсов;
ЦГСЭН — организация и участие в проведении научно-исследовательских и иных работ, направленных на совершенствование системы госсанэпиднадзора и совершенствования деятельности службы;
ЦГСЭН — проведение исследования исторического наследия организации и деятельности Службы.
Законом предусмотрена новая структура санитарно-эпидемиологической службы и её место в системе здравоохранения.
Органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора, центры санитарно-эпидемиологической экспертизы представляют единую службу, деятельность которых направлена на совместное выполнение задач по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия. В соответствии с Законом Республики Казахстан «О здоровье народа» Министерство здравоохранения Республики Казахстан является исполнительным органом, осуществляющим руководство в области охраны здоровья граждан, Комитет государственного санитарно-эпидемиологического надзора является уполномоченным органом в области санитарно-эпидемиологического надзора.
Территориальным органом государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Костанайской области является Департамент государственного санитарно-эпидемиологического надзора, имеющий в своем составе 4 городских и 16 районных управлений государственного санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляющие деятельность в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения на соответствующих территориях.
К государственному учреждению относится Костанайский областной Центр санитарно-эпидемиологической экспертизы, располагающий 4 городскими и 16 районными филиалами санитарно-эпидемиологической экспертизы, которые осуществляют лабораторный контроль.
Взаимодействие учреждений, осуществляющих деятельность в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, устанавливается по принципу подотчетности и подчинения центров санитарно-эпидемиологической экспертизы органам государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в свою очередь, координируют деятельность филиалов санитарно-эпидемиологической экспертизы, определяют объемы и целенаправленность лабораторных исследований, оказывают организационно-методическую помощь.
Центр и филиалы санитарно-эпидемиологической экспертизы обеспечивают исполнение утвержденных объемов исследований, принимают меры по развитию материально-технической базы лабораторий, участвуют в ликвидации санитарно-эпидемиологических осложнений.
К функциям органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора относится:
— организация мероприятий по санитарной охране территории от заноса и распространения инфекционных, паразитарных заболеваний;
— организация и осуществление в пределах своей компетенции комплекс санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при пищевых отравлениях, инфекционных, паразитарных и других заболеваниях;
— внесение на рассмотрение государственных органов предложения по санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;
— участие в разработке программ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
— осуществление санитарно-эпидемиологического мониторинга;
— организация обучения декретированной группы населения санитарным правилам и гигиеническим нормативам и участвуют в пропаганде здорового образа жизни;
— организация дезинфекции, дезинсекции и дератизации;
— организация государственного закупа, хранения, транспортировки и использования профилактических (иммунобиологических, диагностических, дезинфицирующих) препаратов в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
— проведение аттестации лабораторий организаций санитарно-эпидемиологической службы и аккредитации испытательных центров и лабораторий на соответствие санитарным правилам с выдачей соответствующего документа и осуществляют контроль за деятельностью ведомственных производственных лабораторий;
— осуществление проверки транспортных средств, используемых для перевозки людей, пищевых продуктов, продовольственного сырья, хозяйственно-питьевой воды, химических, токсических и радиационных веществ на соответствие санитарным правилам и гигиеническим нормативам, а также дают согласие на их эксплуатацию;
— соответствие транспортного средства санитарным требованиям подтверждается санитарным паспортом, порядок выдачи, учета и ведения которого определяется уполномоченным органом в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
— взаимодействие с другими государственными органами и учреждениями в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
— осуществление мероприятий по своевременному информированию населения о заболеваниях, состоянии среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях.
Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации – это единая федеральная централизованная система органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации. Организацию деятельности системы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации осуществляет Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, он же руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации являются руководителями Территориальных управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, действуют на основе подчинения нижестоящих вышестоящим и Главному государственному санитарному врачу Российской Федерации. Система государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации включает в себя: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации; органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, городах, районах и на транспорте (водном, воздушном); структурные подразделения, учреждения федеральных органов исполнительной власти по вопросам железнодорожного транспорта, обороны, внутренних дел, безопасности, пограничной службы, юстиции, налоговой полиции, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор соответственно на железнодорожном транспорте, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, на объектах обороны и оборонного производства, безопасности и иного специального назначения (далее — объекты железнодорожного транспорта, обороны и иного специального назначения); государственные научно-исследовательские и иные учреждения, осуществляющие свою деятельность в целях обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации.
Организация и задачи сети наблюдения и лабораторного контроля.
Система СНЛК включает в себя службы наблюдения и лабораторного контроля различных министерств и ведомств, в том числе и ГСЭН. Она является составной частью сил и средств наблюдения и контроля РСЧС. Имеет три уровня: федеральный, региональный, местный и функционирует в трех режимах деятельности. Общее руководство СНЛК возлагается на МЧС России.
Служба выполняет три основные задачи:
1. Наблюдение за объектами внешней среды. Это обеспечивает своевременное обнаружение зараженности объектов окружающей среды (продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды) РВ, ОВ, АОХВ и БС с помощью технических средств.
2. Лабораторный контроль — обнаружение в пробах с объектов окружающей среды (продовольствии, пищевом и фуражном сырье, воде) искомого агента, а именно РВ, ОВ, АОХВ, БС.
3. Индикация агента — подтверждение факта заражения (загрязнения) и определение вида РВ, ОВ, АОХВ, БС.
Выполнение этих задач системой СНЛК позволяет вовремя принять экстренные меры по защите населения, сельскохозяйственного производства от РВ, АОХВ (ОВ), возбудителей инфекционных заболеваний.
Система СНЛК включает в себя:
• Всероссийский центр наблюдения и лабораторного контроля МЧС;
• академические и отраслевые научно-исследовательские учреждения;
• кафедры (лаборатории) ряда ВУЗов (гидрометеорологического, хим., токсикологического, ветеринарного, агрохимического и др. профилей);
• территориальные центры по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
• авиа- и гидрометеорологические станции и посты;
• специализированные комбинаты «Радон»;
• ЦГСЭН на воздушном и водном транспорте (бассейновые ЦГСЭН);
• территориальные ЦГСЭН;
• ЦГСЭН на железнодорожном транспорте России.
• противочумные учреждения;
• пограничные пункты по карантину растений;
• ветеринарные лаборатории;
• посты радиационного и химического наблюдения;
• химико-радиометрические лаборатории гражданской обороны;
• и т. д.
Химико-радиометрические лаборатории гражданской обороны проводят радиационную, химическую, неспецифическую бактериологическую разведку в зонах заражения, индикацию OB (AOXB) в том числе компонентов ракетного топлива, участвуют в подготовке специалистов объектовых лабораторий, включая в СНЛК.
Посты радиационного и химического наблюдения осуществляют наблюдение за внешней средой и своевременное обнаружение в объектах окружающей среды РВ, ОВ и АОХВ и их индикацию техническими средствами.
В соответствии со схемой лабораторных исследований в учреждениях и формированиях ЦГСЭН ежедневно можно исследовать до 30 микробиологических проб, 50 — токсико-химических и до 100 – радиологических проб.
После доставки проб из эпидочага определяется вид бактерий, при чем предварительный ответ выдается через 1-3 ч, а окончательный через 12-48 ч.
С учетом развития санитарного законодательства и функций Госсанэпиднадзора на некоторых административных территориях введена трехзвеньевая структура управлений областного (краевого) центра ГСЭН: 1) управление Госсанэпиднадзора; 2) управление информационно-аналитического обеспечения; 3) управление финансово-материального обеспечения. Начальники управлений являются заместителями главного врача территориального центра ГСЭН, а начальник управления Госсанэпиднадзора — заместителем главного государственного санитарного врача области (края, автономной республики). Первый заместитель главного врача осуществляет координацию деятельности управлений областного (краевого) центра ГСЭН и взаимодействие между ними. В его непосредственном подчинении находятся сектора кадров, чрезвычайных ситуаций и ГО, специальный, юридический, а также пресс-центр.
Руководит центром ГСЭН главный врач — главный государственный санитарный врач области (края, автономной республики).
Центр ГСЭН в области (крае, республике) может иметь следующую организационную структуру:
1. УПРАВЛЕНИЕ ГОССАНЭПИДНАДЗОРА:
1.1. Санитарно-гигиенический отдел:
— отдел (отделение) коммунальной гигиены и санитарной экологии;
— отделение гигиены труда;
— отделение гигиены питания;
— отделение гигиена детей и подростков;
— отделение радиационной гигиены.
1.2. Отдел эпидемиологического надзора, включающий отделения профилактики особо опасных, паразитарных, внутрибольничных инфекций.
1.3. Отделение профилактической дезинфекции (с методическим подчинением отделу эпиднадзора).
1.4. Отдел лабораторного обеспечения:
— санитарно-гигиеническое отделение (физико-химические, токсикологические, аналитические методы исследования; исследования радиационных и физических факторов);
— санитарно-бактериологическое отделение (бактериологические вирусологические и паразитологические исследования).
2. УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:
2.1. Отдел социальной гигиены и социально-гигиенического мониторинга.
2.2. Отделение организационно-методической работы с функциями маркетинга.
2.3. Отделение вычислительной техники и программного обеспечения.
2.4. Отделение метрологии и стандартизации.
2.5. Отделение комплексных программ (формируется на основе комплексирования деятельности специалистов для решения конкретных проблем).
3. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВО-МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:
3.1. Центральная бухгалтерия.
3.2. Финансово-экономическое отделение.
3.3. Контрольно-ревизионное отделение.
3.5. Отдел материально-технического и транспортного обеспечения. Штатное расписание центра Госсанэпиднадзора определяется главным
врачом, который, используя предоставленные ему права, может изменять численность специалистов учреждения (в рамках единого фонда оплаты труда) в зависимости от динамики показателей здоровья населения, санитарно-эпидемиологической обстановки и от состояния других факторов, имеющих значение для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Как было отмечено выше, центры ГСЭН осуществляют предупредительный и текущий санитарный надзор.
Предупредительный санитарный надзор обеспечивает:
— учет всех проектируемых, строящихся или реконструируемых объектов и сооружений;
— согласование отвода земельного участка под строительство;
— согласование и составление гигиенического заключения, утверждение проекта строительства, реконструкции объекта, сооружения;
— проведение систематического санитарного контроля за ходом строительства или реконструкции в соответствии с утвержденным проектом;
— прием выстроенного или реконструированного объекта. Предупредительный санитарный надзор устанавливает санитарно-гигиенические нормы, утверждает их согласно требований государственных стандартов на все промышленные изделия, продукты питания, школьную и детскую мебель, красители и т.п., нарушение которых может повлиять на здоровье населения.
Предупредительному санитарному надзору, его контролю подлежат все медицинские биологические препараты, вакцины, сыворотки и пр.
В содержание текущего санитарного надзора в основном входят:
1) изучение санитарно-гигиенических условий труда (воспитания, обучения) и гигиеническая оценка производственной среды (характер технологического процесса, уровень механизации процессов производства, состояния производственного оборудования и аппаратуры, обеспеченность санитарно-техническими установками и т.д.);
2) осуществление систематического лабораторного контроля и повседневное наблюдение за санитарным состоянием предприятий, коммунальных сооружений, учебных заведений и государственных детских учреждений, производственных, жилых и общественных культурно-бытовых зданий и соблюдением в них санитарных норм и правил;
3) изучение заболеваемости и травматизма у рабочих, служащих, подростков и детей; проведение мероприятий по профилактике заболеваний, травматизма, профессиональных отравлений, профессиональных заболеваний;
4) организация и контроль за проведением осмотров, строгое соблюдение санитарного законодательства в отношении работы подростков и женщин;
5) контроль за соблюдением гигиенических условий обучения, режима для школьника, а также детей в других учреждениях;
6) гигиеническое изучение и контроль за состоянием воздушной среды, водоемов, почвы;
7) санитарная охрана границ;
8) обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических норм при производстве пищевых продуктов питания, их транспортировке и хранений, а также реализации;
9) разработка и внедрение мероприятий по организации рационального питания населения;
10) организация и проведение комплекса мероприятий по повышению санитарной культуры работы предприятий;
11) контроль за выполнением оздоровительных мероприятий, предусмотренных комплексным планом, коллективными договорами, и изучение эффективности этих мероприятий, разработка и предъявление планов-заданий оздоровительных мероприятий в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и др.
Областные центры ГСЭН осуществляют административное, организационное методическое руководство деятельностью городских (районных) учреждений госсанэпидслужбы, взаимодействие с органами власти и управления территории по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; совершенствуют организационное построение, систему управления службой; осуществляют финансовое, материальное, техническое, штатно-кадровое, правовое и научное обеспечение деятельности госсанэпидслужбы территории, социальную защиту ее работников, участвуют в международном сотрудничестве, разрабатывают и реализуют местные и региональные программы по оздоровлению среды обитания и профилактике заболеваний, реализуют свои права и полномочия как федерального органа.
Структура районного (городского) центра ГСЭН:
— административно-хозяйственные подразделения;
— санитарно-гигиенический отдел с профилизацией сотрудников по гигиене питания, гигиене труда, коммунальной гигиене и гигиене детей и подростков; в его составе — санитарно-гигиеническая лаборатория, работа которой осуществляется по принципу единого звена;
Организация санитарно-эпидемиологической службы в РФ
— эпидемиологический отдел, состоящий из эпидемиологов и паразитологов. Сюда же относятся отделения очаговой и камерной дезинфекции, профилактической дезинфекции и бактериологическая лаборатория.
Центры ГСЭН подразделяются на категории (I, II и III) в зависимости от численности обслуживаемого населения. Сельские районные центры III категории обслуживают территорию с населением до 30 тыс., II — от 30 до 60 тыс. и I категории — от 60 до 100 тыс. человек.
Организационно-методическая работа областного центра ГСЭН
Одной из важнейших функций областного центра ГСЭН является организационно-методическое руководство деятельностью санитарно-профилактических органов и учреждений административной территории (городские и районные центры ГСЭН, дезинфекционные станции и др.).
Организационный отдел областного центра ГСЭН объединяет усилия профильных подразделений и осуществляет организационно-методическую работу по следующим направлениям: организационно-методическое, научно-практическое, консультативное, планово-нормативное, учебно-методическое, штатно-кадровое, санитарно-статистическое, контрольное, организационно-массовое, внедрение элементов научной организации труда, совершенствование информационного обеспечения деятельности.
Организационно-методическое направление включает изучение, обобщение и распространение передового опыта работы, подготовку и издание инструктивно-методических и нормативных документов, организацию выездной работы (комплексные обследования, плановые выезды и курация), разработку и внедрение методик обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Научно-практическое направление предусматривает планирование и апробацию результатов научно-практических работ, координацию деятельности с научными учреждениями, организацию конференций и заседаний научных обществ.
Сущность планово-нормативного направления заключается в разработке и внедрении современных форм и методов планирования, выборе стратегических целей и задач развития санэпидслужбы с учетом местных условий административной территории, в определении ожидаемых результатов и ориентировочных нормативов деятельности специалистов.
Учебно-методическое направление включает комплекс мероприятий по повышению квалификации специалистов (планирование и организация повышения квалификации на рабочем месте, на семинарах и курсах, в академиях последипломного образования и на факультетах усовершенствования врачей медицинских вузов, на базе областного и городского центров ГСЭН).
Кадрово-штатное направление предполагает проведение анализа кадрового обеспечения, разработку методических подходов и ориентировочных прогнозов потребностей, которые могут быть использованы для совершенствования штатно-кадрового обеспечения центров ГСЭН.
Оценка и прогнозирование состояния здоровья населения в связи с воздействием факторов окружающей среды на основе изучения причинно-следственных связей, обеспечение качественного функционирования системы учета и отчетности, составляют информационно-аналитическое направление деятельности областного центра ГСЭН.
Оптимизация информационного обеспечения предусматривает разработку и внедрение автоматизированных информационных систем (АИС «Санэпид», «Анализ противоэпидемических мероприятий», «Окружающая среда», «Кадры» и др.), автоматизированных рабочих мест (АРМ) специалистов, создание локальной, региональной и федеральной информационной сети и банка данных для социально-гигиенического мониторинга.
Центр санитарно-эпидемиологического надзора
Центр санитарно-эпидемиологического надзора
специализированное учреждение в системе санитарно-эпидемиологической службы, в обязанности которого входит осуществление государственного санитарного надзора, контроль за санитарным состоянием объектов и ликвидацией инфекционных, паразитарных и профессиональных болезней людей.
Словарь терминов МЧС,
Смотреть что такое «Центр санитарно-эпидемиологического надзора» в других словарях
«БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ. БИОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ. ГОСТ Р 22.0.04-95»
(утв. Постановлением Госстандарта РФ от 25.01.1995 N 16)
.
.
.