Энциклопедия судебной практикиГосударственный строительный надзор(Ст. 54 ГрК)
1. Общие вопросы государственного строительного надзора
1.4. Заключение эксперта не может подменить собой заключение органа государственного строительного надзора
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 марта 2015 г. N Ф08-497/15 по делу N А53-19037/2014
Довод предпринимателя о наличии заключения эксперта, проведенного в рамках судебного разбирательства районного суда, согласно которому работы по пристройке к жилому многоквартирному дому помещений выполнены в соответствии с рабочим проектом, с учетом внесенных изменений в соответствии с требованиями действующих правил и норм по смыслу части 4 статьи 54 Кодекса не может заменить заключение органа государственного строительного надзора.
1.6. Непредставление заинтересованным лицом совместно с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию имеющегося у него заключения органа государственного строительного надзора не может служить основанием для отказа в выдаче разрешения
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 24 марта 2016 г. N Ф06-5856/16 по делу N А55-12016/2015
Орган местного самоуправления не вправе отказать застройщику в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию только в том случае, если заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации имеет место, однако в силу каких-либо причин не было представлено с заявлением о выдаче соответствующего разрешения.
1.7. Отсутствие заключения органа государственного строительного надзора само по себе не является основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17 сентября 2015 г. N Ф06-38/15 по делу N А55-26899/2014
Отсутствие заключения органа государственного строительного надзора не может являться безусловным основанием для отказа в выдаче заявителю разрешения на ввод построенного им объекта капитального строительства в эксплуатацию в силу следующего.
В соответствии с частью 5 статьи 55 ГрК РФ орган, выдавший разрешение на строительство объекта капитального строительства, в течение десяти дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, обязан не только проверить наличие и правильность оформления документов, перечисленных в части 3 названной статьи, но и произвести осмотр вводимого в эксплуатацию объекта, который не проводится только в случае, если при строительстве или реконструкции объекта осуществлялся государственный строительный надзор.
Отсутствие заключения органа государственного строительного надзора, фактически не осуществлявшего надзор в отношении спорного объекта, не препятствовало Мэрии, выдавшей обществу разрешение на строительство, самостоятельно в пределах предоставленной ему частью 5 указанной статьи компетенции, осуществить осмотр названного объекта на предмет соответствия его требованиям, установленным в разрешении на строительство, градостроительном плане земельного участка, и требованиям проектной документации. Однако такой осмотр заинтересованное лицо не проводило.
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17 декабря 2014 г. N Ф02-4966/14 по делу N А19-987/2014
Отсутствие заключения органа государственного строительного надзора, фактически не осуществлявшего надзор в отношении реконструированного заявителем объекта, не препятствовало администрации, выдавшей ОАО разрешение на строительство (реконструкцию) указанного объекта, самостоятельно в пределах предоставленной ей частью 5 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации компетенции, осуществить осмотр спорного объекта на предмет соответствия его требованиям, установленным в разрешении на строительство, градостроительном плане земельного участка, и требованиям проектной документации.
2. Процедура государственного строительного надзора
2.2. О проведении внеплановой проверки в рамках государственного строительного надзора проверяемое юридическое лицо должно быть уведомлено не менее чем за 24 часа до ее начала
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 2 марта 2016 г. N Ф09-485/16 по делу N А76-8376/2015
Суды правильно указали, что поскольку п. 1 ч. 5 ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что проверки в области осуществления государственного строительного надзора проводятся без формирования ежегодного плана проведения плановых проверок (что связано с необходимостью систематического контроля над строительством и реконструкцией объектов капитального строительства), проводимые инспекцией при осуществлении государственного строительного надзора проверки по смыслу Закона N 294-ФЗ являются внеплановыми.
Частью 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ установлено, что о проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо уведомляется органом государственного контроля (надзора) не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
2.3. Органы государственного строительного надзора приступают к исполнению своих полномочий только после оформления всей необходимой документации
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 31 мая 2006 г. N 16-Г06-8
Органы государственного строительного надзора приступают к исполнению своих полномочий после оформления всей необходимой документации, в том числе органом местного самоуправления, заказчиком (застройщиком).
3. Объекты государственного строительного надзора
3.5. Станции базовой сотовой связи не являются объектами капитального строительства, вследствие чего не подлежат государственному строительному надзору
Апелляционное определение СК по гражданским делам Челябинского областного суда от 2 марта 2015 г. по делу N 11-2439/2015
В соответствии с частью 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственный строительный надзор осуществляется при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства.
Из экспертного заключения следует, что базовое оборудование размещается в контейнере-аппаратной ОАО, расположенном на земле, в основании антенной опоры (железобетонный столб), антенны размещаются на указанной антенной опоре высотой 30 м. Согласно рабочей документации опора представляет собой стойку железобетонную центрифугированную, с оголовком и трубостойками для установки антенн, внешнюю форму в виде усеченного конуса до отметки 23,0 м. Антенная опора является временным сооружением и может быть демонтирована и вновь смонтирована на другом месте. Высота антенной опоры 31 м, заглубление подземной части ниже планировочной отметки земли 3 м. Фундамент запроектирован на основании серии 3.407-108 в1. Тип фундаментов — на искусственном основании. Устойчивость фундаментов при действии опрокидывающих нагрузок обеспечивается за счет упора в грунт вертикальной железобетонной стойки и горизонтальных железобетонных ригелей, закрепленных в вертикальной стойке.
Спорная станция базовой сотовой связи обладает признаками временных сооружений, которые не входят в перечень объектов капитального строительства, предусмотренных ч. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ. Вышка базовой станции сотовой связи не является особо опасным и технически сложным сооружением связи исходя из проектного решения исследуемой базовой станции, элементами которой являются антенная опора и бетонная платформа в соответствии с требованиями п. 14.1 ст. 2 ФЗ «О связи». Спорный объект в соответствии с основными понятиями, приведенными в пп. 27 ст. 2 Федерального закона N 126-ФЗ от 07.07.2003 года «О связи» относится к сооружениям связи.
4. Предписание, выдаваемое по результатам государственного строительного надзора
4.1. Предписание, выдаваемое по результатам государственного строительного надзора, должно быть реально исполнимым и содержать только законные требования
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 16 марта 2016 г. N Ф03-733/16 по делу N А16-755/2015
Предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для него в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 мая 2016 г. N Ф04-1483/16 по делу N А70-10351/2015
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 11 апреля 2016 г. N Ф05-4206/16 по делу N А40-59729/2015
Предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо могут быть возложены только такие обязанности, соблюдение которых основано на требованиях закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 18 марта 2016 г. N Ф06-7216/16 по делу N А49-8817/2015
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 14 марта 2016 г. N Ф10-304/16 по делу N А08-4265/2015
Предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 декабря 2015 г. N Ф01-5247/15 по делу N А29-8461/2014
Предписание должно содержать только законные требования, подлежащие выполнению для устранения допущенного нарушения законодательства.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16 октября 2015 г. N Ф09-7018/15 по делу N А60-54185/2014
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 августа 2015 г. N Ф08-5396/15 по делу N А32-26421/2014
Предписание должно содержать законные требования, на лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для него в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17 июля 2015 г. N Ф02-2723/15 по делу N А33-18889/2014
Апелляционное определение СК по административным делам Кемеровского областного суда от 21 октября 2015 г. по делу N 33а-11194/2015
Предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя, гражданина) может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений требований, соблюдение которых обязательно для них в силу закона. При этом такие требования должны быть реально исполнимы.
4.2. Неисполнение предписаний, выданных по результатам государственного строительного надзора, влечет административную ответственность
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11 марта 2016 г. N Ф02-7345/15 по делу N А19-10567/2015
Частью 6 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрена выдача по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений.
Оценив в совокупности установленные обстоятельства дела с учетом приведенных норм материального права, суд апелляционной инстанции обоснованно признал соответствующими закону предписания службы.
Судами установлено и не оспаривается сторонами, что вышеуказанные предписания обществом не исполнены. Следовательно, обществом совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 4 сентября 2014 г. N Ф03-3783/14 по делу N А73-2584/2014
В силу части 6 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования, которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений.
Поскольку предписание управления обществом не исполнено, суд сделал правильный вывод о наличии в действиях учреждения состава вменяемого правонарушения, в связи с чем правомерно привлек его к административной ответственности.
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 августа 2015 г. N Ф01-3378/15 по делу N А43-5393/2015
Суды установили, что Общество имело возможность исполнить надлежащим образом предписание Инспекции, но не приняло всех зависящих от него мер для исполнения данного документа.
Доказательств того, что Общество не имело объективной возможности для исполнения законного предписания Инспекции, в материалах дела не имеется.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.
Получить бесплатный доступ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В «Энциклопедии судебной практики. Градостроительный кодекс РФ» собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Градостроительного кодекса РФ.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 ноября 2022 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики.
При подготовке «Энциклопедии судебной практики. Градостроительный кодекс РФ» использованы авторские материалы, предоставленные Ю. Безверховой, А. Вавиловым, А. Власовым, А. Грешновым, Р. Давлетовым, Н. Иночкиной, А. Ковбелем, Е. Костиковой, С. Кошелевым, М. Крымкиной, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кустовой, О. Лаушкиной, А. Назаровой, О. Петровой, Я. Солостовской, Е. Филипповой, Т. Эльгиной.
Государственный строительный надзор
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (РОСТЕХНАДЗОР) организует научно-методическое обеспечение государственного строительного надзора в Российской Федерации. Соблюдение порядка проведения строительного контроля, ведения общего и (или) специальных журналов, в которых ведется учет выполнения работ (далее — общие и (или) специальные журналы), исполнительной документации, составления актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения. Порядок проведения строительного контроля, ведения общего и (или) специальных журналов, исполнительной документации устанавливается Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. Следовательно, все нормативно — технические документы Ростехнадзора в области строительства подлежат обязательному применению всеми участниками строительства.
Порядок осуществления государственного строительного надзора определен ст. 54 Градостроительного кодекса РФПостановлением Правительства РФ № 54 от 01.02.2006 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации»
РД 11-04-2006 «Порядок проведения проверок при осуществлении ГСН и выдачи заключений о соответствии построенных реконструированных, отремонтированных объектов, капитального строительства требованиям технических регламентов(норм и правил), иных нормативно правовых актов и проектной документации» (с изменениями приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 273 от 14.07.2015г.)
Государственный строительный надзор осуществляется при:
1) строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией;
2) реконструкции объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного Кодекса.
Предметом государственного строительного надзора является проверка:
1) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;
2) наличия разрешения на строительство;
3) выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 Градостроительного Кодекса.
Государственный строительный надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного строительного надзора, при строительстве, реконструкции всех объектов, указанных в пункте 5_1 статьи 6 Градостроительного Кодекса РФ(РОСТЕХНАДЗОР). При строительстве, реконструкции иных объектов капитального строительства, государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора (Инспекция государственного строительного надзора субъекта федерации).
Не допускается осуществление иных видов государственного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, кроме государственного строительного надзора, предусмотренного настоящим Кодексом, а также федерального государственного экологического надзора в отношении объектов, строительство, реконструкция которых осуществляются в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках на водных объектах (ч.7 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ) .
Порядок осуществления государственного строительного надзора.
Проведение итоговой проверки органом государственного строительного надзора
Согласно Положению об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 года № 54 до выдачи заключения о соответствии объекта требованиям технических регламентов и проектной документации органом государственного строительного надзора должна быть проведена итоговая проверка на объекте, по результатам которой и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения.
Итоговая проверка проводится органом государственного строительного надзора после завершения строительства, реконструкции капитального строительства. На итоговую проверку в зависимости от сложности объекта отводится до одного месяца.
Заключение о соответствии (ЗОС) органа государственного строительного надзора выдается только в случае, если при строительстве не были допущены нарушения соответствия выполняемых работ требованиям нормативной технической документации и проекта, либо такие нарушения устранены до даты выдачи заключения о соответствии.
Для получения заключения застройщик обращается в орган государственного строительного надзора с соответствующим заявлением, к которому прилагает:
— акт итоговой проверки объекта должностным лицом органа государственного строительного надзора;
— акт сдачи-приемки законченного строительством объекта (Приложение Г СП 68.13330)
Следует отметить, что государственный строительный надзор осуществляется с даты получения извещения о начале работ (часть 5 статьи 52 ГрК РФ) до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного капитального строительства требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации.
Поэтому положительное заключение о соответствии органом государственного строительного надзора выдается только в том случае, если надзор за строительством осуществлялся регулярно на протяжении всего периода строительства. Если по вине застройщика такой надзор не осуществлялся, то надзорный орган вправе отказать в выдаче ЗОС. В обязанность органа государственного строительного надзора не входит выдача заключения о соответствии, если объект построен или часть объекта возводилась с нарушением установленного порядка строительства.
В случае если отдельные части (этапы) объекта были построены самовольно — либо застройщик своевременно не известил орган государственного строительного надзора о начале строительства, то застройщику потребуется выполнить силами независимой специализированной организации, имеющей соответствующую лицензию, детальное (инструментальное) обследование строительных конструкций здания или сооружения. Результаты проведенного обследования, в виде отчета о техническом состоянии конструкций здания или сооружения, предоставляются в орган государственного строительного надзора. В этом случае надзорный орган при положительных результатах проведенного обследования может рассмотреть возможность выдачи ЗОС.
Но необходимо заметить, что ни один нормативный документ не обязывает надзорный орган выдавать положительное ЗОС в случае, если надзор за строительством объекта или его части не осуществлялся.
Перед итоговой проверкой объекта должны быть проведены:
— индивидуальные испытания оборудования и функциональные испытания отдельных систем, завершающиеся пробным пуском основного и вспомогательного оборудования;
— пробные пуски;
— приемка объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства на основании договора).
Во время строительства и монтажа зданий и сооружений должны быть проведены промежуточные приемки узлов оборудования и конструктивных элементов сооружения, а также скрытых работ.
Дефекты и недоделки, допущенные в ходе строительства и монтажа, а также дефекты оборудования, выявленные в процессе индивидуальных испытаний, должны быть устранены строительными, монтажными организациями и заводами-изготовителями до начала комплексных испытаний.
Пробные пуски проводятся до комплексного опробования.
При пробном пуске должна быть проверена работоспособность оборудования и технологических схем, безопасность эксплуатации. Комплексное опробование должен проводить заказчик в период итоговой проверки.
При комплексном опробовании проверяется совместная работа основных агрегатов и всего вспомогательного оборудования под нагрузкой. Комплексное опробование оборудования по схемам, не предусмотренным проектом, не допускается. Комплексное опробование оборудования считается проведенным при условии нормальной и непрерывной работы основного оборудования в течение 72 часов с номинальной нагрузкой и проектными параметрами пара, газа, напором и расходом воды и т.п.
В тепловых сетях комплексное опробование считается проведенным при условии нормальной и непрерывной работы оборудования под нагрузкой в течение 24 часов с номинальным давлением, предусмотренным в пусковом комплексе.
В электрических сетях комплексное опробование считается проведенным при условии нормальной и непрерывной работы под нагрузкой оборудования подстанции в течение 72 часов, линии электропередачи – в течение 24 часов.
- О соблюдение требований энергетической эффективности при осуществлении федерального государственного строительного надзора при проведении контрольно-надзорных мероприятий
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 30 июня 2021 г. N 1087 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ СТРОИТЕЛЬНОМ НАДЗОРЕ»